Роль женщины в православной церкви. Женщина в православии

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В нашем современном светском обществе укоренилось искаженное понимание православной женщины: угнетенная, бесправная, смирённая и т.д.

Э тот миф вырос на почве усиленно пропагандируемых масс-медиа равенства между полами, создавая небывалый успех популяризации феменизма.

Б олее того, феминизм настолько проник в сознании современных женщин, что вступая на путь воцерковления, им сложно от него избавиться.

«З ачастую только стремление жить по Евангельским заповедям, общение с православными людьми и опытный духовный наставник способны развеять эти сомнения, - пишет Иван Михайлов. - О том, какова на самом деле роль женщины в Православии, в чем суть женского церковного служения, мы беседуем с настоятелем храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Санкт-Петербург) и Успения Божией Матери (с. Лезье-Сологубовка) протоиерем Вячеславом Хариновым.

- О тец Вячеслав, в чем, по Вашему мнению, заключается особая роль женщины в Церкви?

- Д ля того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что Церковь – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру. Вершина женского служения в Церкви - это женское монашество. При этом нельзя сказать, что монахиня существует всегда на заднем плане, связана бесконечными послушаниями, безмолвна и забита. Напротив, отношение к монахиням внутри Церкви очень трогательное, почтительное и нежное. Более того, у них, также как и у священников, испрашивают благословения, и также лобызают им руку, что, безусловно, является иллюстрацией равенства. Вообще, аспект равенства между мужчиной и женщиной в христианстве очень часто остается недооцененным. Те, кто утверждают, что в христианстве женщина - это забитое существо, просто не знают истории и не представляют, в каком положении женщина была до христианства, которое на самом деле раскрыло женщину, сделало ее равной мужчине. Ведь сознание античного человека в отношении женщины было исключительно потребительским - как, собственно, и то отношение, что насаждается теперь.

А сегодня без женщин-педагогов, без тех, кто помогает убирать в храме и стоит в свечных лавках мы просто не справились бы. Наверное, только женщина с ее особым душевным устроением, с ее уникальным умением быть матерью для всех может заниматься всей этой непростой работой с любовью и радением. А певчие и регенты? Это ведь своего рода золотой фонд Церкви. Приходящие в храмы с регентского отделения девушки - это не просто музыкально грамотные и умеющие дирижировать профессионалы - они становятся хранителями вековых традиций веры и культуры, они прошли курс богословских наук и сдавали богословские дисциплины наравне с семинаристами. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что если в храме не будет грамотного регента, то самый талантливый священник не сможет выстроить службу с должным благолепием и наполнением. В общем, женщина - это, можно сказать, лицо Церкви и одновременно огромное благо для церкви. Но это благо оборачивается огромным Злом, если в женщине нет любви, тепла и гостеприимства. Такие женщины способны отвращать от Церкви даже в большей степени, чем любые богословские ошибки в проповеди священника. Поэтому на женщине лежит очень большая ответственность, ведь, к сожалению, духовенство нередко малодоступно в силу разных причин: люди приходят в храм, а священник или на требах, или занимается бумажными делами, или посещает различные инстанции.. А в храме остается женщина. И если она вдруг не оказывается той самой гостеприимной матерью, если она сварлива, чванлива или недружелюбна, то очень часто это отталкивает людей.

- В ы говорите, что христианство возвысило женщину, но почему же тогда в церковной литературе, особенно древней, множество негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»?

- Т акие характеристики женщин ни в коем случае не являются дискриминационным моментом, и рассматривать их надо в контексте времени, в контексте эпохи. Здесь надо, прежде всего, понимать, кому адресованы эти высказывания. Как правило, их адресатами являлись монашествующие и преимущественно молодые люди. И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского, благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых - своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории…

Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви - любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте - это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей. Возможно, отчасти это результат слабости и высокой эмоциональной восприимчивости женщины, пользуясь которой демонические силы, желающие манипулировать, прежде всего, человеческой душой, набрасываются на женщину, как на легко доступное и при этом наиболее нравственное и высокоорганизованное существо. Женщина - лакомый кусочек для сил зла еще и потому, что в нее заложено очень тонкое богоподобие - ведь материнский инстинкт и врожденная потребность давать жизнь это ничто иное, как ближайший аналог отцовства, которое неотделимо от Бога, как Отца, дающего жизнь всем нам. Таким образом, поражая женщину, силы зла бьют прямо в корень жизни - в будущих детей и потомков.

cвященник Сергий Свешников

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется ввиду собственно не роль-об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел-но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатые мужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, даже если она приклеит себе бороду и оденет чёрный халат. С точки зрения современной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жители Соединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейской части России, – налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, что она родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинам на их место в Церкви пригласили меня-бородатого мужчину в чёрном, наделённого некоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой части Церкви.

Что-ж, поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себе Христа, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), то именно женщины стоят одесную, а мужчины-ошуюю (33).

Конечно, всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви очень сложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторые из них.

Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе

Не секрет, что общество-его философия, идеология, культура-оказывает огромное влияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковь пользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу; существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образами политическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковь искала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковь полемизирует с ним, изобличая его духовную нищету.

С другой стороны, Церковь-это не только наши небесные покровители, но и мы-вполне земные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания, различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви, но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо. Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опыт исчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущих поколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относиться либо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношению к отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковь четвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.

Однако, нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всех вещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимся с уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, что мы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать на головном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.

Нетрудно понять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят из непонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например, в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не может занять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства. Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающей Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, и чернокожий христианин.

Церковь всегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную от Самого Господа-«исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но это не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда был верен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт о себе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы и Христа представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мира сего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-то тирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк. 10:45). Наконец, стараясь подчинить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мы слишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишком редко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашей падшей природы. Хотя и есть такие произведения неких священнослужителей, как «Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемы полов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причём автор «Домостроя» сознательно старался смягчить существующие нравы, указывая варварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как «Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежели являются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.

Но самое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежит на околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим в диалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедовал..?-…Моисей по жестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…» (Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируем Писание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизма и жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.

Женщина в Церкви

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Конечно, можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное» православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового не существует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактный человек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник Владимир Ильич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Однако, это вовсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающие вероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и для всех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличие от некоторых других вероучений-таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе-православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п.

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно не означает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, ни мужчиной-каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсем наоборот-Апостол понимал и принимал реалии земного бытия. Но бытие христианина, как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временного и вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)-именно соединение, а не отвержение одного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, то есть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва 3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобы освободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только, но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую в вечность траекторию, как именно земная жизнь Христа-с Его воплощением, служением, распятием и воскресением-принесла спасение миру.

Часто в светской среде слышны возгласы о дискриминации женщин в Церкви, их зависимого положения, отсутствии самостоятельности и свободы в принятии решений. Насколько это соответствует действительности? Какова роль женщины в Церкви? Об этом рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.

Думаю, для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно конкретизировать само понятие Церковь. Если мы говорим о Церкви как о Богочеловеческом организме, с помощью которого верующие соединяются с Богом, то здесь у женщины такая же роль, как и у мужчины – жизнь во Христе, борьба со своими страстями и стяжание добродетелей для богообщения. Этому способствует благодать Святого Духа, даруемая людям в таинствах. С этой стороны женщины и мужчины равны, и те и другие будут иметь спрос на Страшном Суде, и те и другие получат воздаяние по своим делам.

Дева Мария удостоилась чести стать Матерью Бога, первыми узнали о Воскресении Христа именно жены-мироносицы, а у прп. Марии Египетской прп. Зосима просил благословения, хотя сам был священником

Часто в светской среде слышны возгласы о дискриминации женщин в Церкви, их зависимого положения, отсутствии самостоятельности и свободы в принятии решений. Возможно, что в Ветхом Завете это выражалось более ярко. Но в новозаветной истории мы видим, что Дева Мария удостоилась чести стать Матерью Бога, первыми узнали о Воскресении Христа именно жены-мироносицы, как не испугавшиеся никаких преследований, а, к примеру, у прп. Марии Египетской прп. Зосима просил благословения, хотя сам был священником! Все это показывает, что достижение святости в христианстве для женщин никак не ограничивается и зависит только от личного произволения жить богоугодной жизнью, а не от положения в обществе.

Святая Олимпиада диаконисса Если говорить о Церкви как о собрании верующих, то действительно здесь мужчина призван играть главную роль, а женщина должна быть его помощницей, что опять-таки не означает попрание ее прав, ее служение так же велико. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что женщина спасается чадородием (см.: 1 Тим. 2:15), что значит не только рождением детей, присущим ей по естеству, но и воспитанием их в вере, благочестии и любви. И плоды такого служения действительно велики, от благочестивых родителей родилось немало великих святых.

Женщине не дается воля учить в Церкви, вместе с тем не запрещается проповедовать вне ее стен, об этом свидетельствуют примеры жен-мироносиц, равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, равноапостольной княгини Ольги и многих других

Пожалуй, единственное, что запрещается женщинам категорически, так это принятие священства. Это положение соблюдалось и соблюдается в Православной Церкви неизменно во все времена. Институт же диаконис, существовавший в первые века, лишь подчеркивает это ограничение, поскольку они были только служительницами, помощницами при крещении женщин и в ряде других церковных послушаний, но сами Таинств не совершали. Женщине не дается воля учить в Церкви, вместе с тем не запрещается проповедовать вне ее стен, об этом свидетельствуют примеры жен-мироносиц, равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, равноапостольной княгини Ольги и многих других.

В современной Церкви роль женщин возросла, они стали занимать многие административные должности, поют на клиросе, читают часы, кафизмы, что, к примеру, в дореволюционной России не существовало. Во многом, наверно, это обусловлено недостатком лиц мужского пола в Церкви, особенно после жестоких десятилетий богоборчества, но, возможно, что сейчас в принципе изменилось само время, сама ситуация и уже просто невозможно руководствоваться в полноте теми правилами, что существовали хотя бы 100 лет назад.

Любая религия стоит на своих столпах-догмах, запрещающих логический анализ «божественных откровений». Тем не менее, чем более прогрессивным становится человечество, развиваясь технически и удаляясь от религии, тем больше становится вероятность возникновения различных теорий и поисков логических несоответствий в святых текстах. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить за примерами: горячие дебаты вызывает отношение к женщинам в религиозных манускриптах. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты отношения к женщинам в одной из крупнейших мировых религий — христианстве.

Религиозное принижение женских прав связано во многом с социально-экономическими факторами. Исторически, во времена матриархата, женщина была главой семьи, пользовалась ее безоговорочным уважением. В те времена женский труд – собирательство – зачастую являлся более продуктивным, чем охота. Не случайно античная мифология воспевала женщин – Деметру, Латону, Исиду и многих других. Но с развитием производства и разделения труда в первобытном обществе женщина теряет свое доминирующее положение.

Надо сказать, что христианство проигрывает битву за толерантность и равноправие. Происхождение «из ребра» послужило основой для многочисленных нападок на представительниц прекрасного пола. Библия прямо говорит о том, что Бог вдохнул в Адама бессмертную душу, зато никаких упоминаний о душе Евы в писании нет.

Вопрос, есть ли у женщин душа, вызвал настоящие религиозные битвы среди духовенства. Многие из его представителей даже начали сомневаться в том, является ли женщина человеком. В 585 г. н.э., Маконский церковный собор поднял этот вопрос, и после долгих обсуждений большинством всего в один голос официально признали, что все-таки женщина имеет некое подобие души, хотя и является существом более низкого порядка. Это воистину «героическое» признание стало возможным благодаря той части Писания, где говорится, что Сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человека – Марии. Впрочем, это никак не повлияло на потребительское отношение к женщине в Европе и остальном христианском мире. Книга Притчей Соломона объявляла женщину сосудом греха, источником искушения, давая продолжение развитию неравенства и угнетения.

Занимательно, что даже имя Ева в Священном писании не мелькает. Каноны утверждают, что первыми людьми на земле были Адам и его жена. Имя Ева – имеющее древнееврейские корни – женщина получает уже после изгнания из Рая. И стоит ли после этого заикаться о равенстве?

Посмотрим на двенадцать апостолов, окружающих Иисуса. Нет среди них ни одной женщины. Все божественное долгое время считалось чуждым, чужеродным для прекрасного пола. Роль женщины определялась патриархальным строем общества – «терпи и молчи». Жена должна быть послушной и трудолюбивой. Женщина в христианстве была дополнением к мужчине – ведь негоже ему быть одиноким. Так что сделал Бог ему помощника. Еще раз отметим, не ровню, которой была Лилит. И которую предпочли забыть, вычеркнуть со страниц, причислить к демонам.

Религиозная христианская философия Средних веков однозначно и крайне жестко указывает женщине на ее место — похотливой и нечистой твари. Именно христианская традиция принесла женоненавистничество, связанное с гипотетическими колдовскими способностями женского рода. До XIII века Ева была главным виновником грехопадения, а вот идея женских связей с дьяволом распространилась по Европе в XIII — XIV веках. Средневековые мыслители полагали, что женщина из-за своей сексуальности представляет опасность для мужчин.

Таким образом, Абеляр осудил женщину за то, что она вводит в искушение — как некогда Ева вынудила Адама согрешить, так и дочери ее стали поступать во веки веков. Женщина в христианстве долгое время воспринималась как существо несовершенное. Женщина в христианстве — человек второго сорта. Суровые законы древнего мира поработили женщин, приведя к полному беззаконию в их отношении. Женщинам вменялось в обязанность помнить, что не муж от жены, а жена от мужа.

Папа Иннокентий VIII в 1484 году подписал буллу, дающую карт-бланш на охоту на ведьм. Надо ли упоминать, что от подозреваемых бедняжек просто выбивались признания, без зазрения совести применяя пытки. «Виновные» предавались аутодафе. Европа осветилась огнем костров инквизиции. В обвинительных приговорах то и дело звучало, что ведьма была «дьявольски» привлекательна. Спустя три года был издан «Молот ведьм», превратившийся в настольную книгу инквизитора, а их пыточный арсенал заметно расширился.

На первый взгляд несколько иного отношения женщины были удостоены в католицизме, в котором особо почитали Деву Марию, мать Иисуса Христа. Ватикан придерживался догм, которых не было в протестантизме и православии, например, о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и о ее телесном вознесении после смерти (1950). Кроме того в марте 1987 года была опубликована энциклика Папы Римского Иоанна Павла II «Матерь Искупителя», где образ Марии был назван идеалом истинной женственности. Любопытно, что доминиканские монахи XIII — XIV веков видели и воспевали в образе Девы Марии послушание и смирение.

По мнению экспертов в последние десятилетия католическая церковь очень часто делает заявления, что статус женщин сегодня не соответствуют требованиям справедливости. Тем не менее, некоторые радикальные богословы обращают внимание на несоответствие между словами Церкви и той ролью, которую церковь на самом деле определяет женщинам. В частности это относится к давно обсуждаемому вопросу о праве женщин носить сан. В этом пункте католическая церковь стоит на том, что женщина не может быть священником, так как ни Писание, ни теология не дают оснований для изменения существующей традиции. Один из главных аргументов – это всё то же отсутствие женщины среди апостолов. А еще Церковь полагает священника заместителем Христа, а поскольку он был на Земле в мужском обличье, то негоже женщине выполнять эту роль.

Сейчас, когда позиция церкви слабее, а движение феминизма, напротив, набирает силу, церковь начинает искать пути к отступлению, предлагая новую интерпретацию Библии. В результате вина за первородный грех делится поровну между Адамом и Евой в настоящее время. Говорится, что и женщина была создана по образу и подобию Бога и наделена теми же стремлениями и возможностями, как и мужчины, что жена должна уважать мужа не из страха, но из любви и желания не обидеть.

Спонсор проекта:

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.

Роль женщины в христианстве

  • August 2016

    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

    И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

    — быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне

    — поддерживать и уважать его

    — принимать его таким, какой он есть

    — вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

    «Жене сказал: будешь рождать детей».

    «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» Пр. 31:10-31

    «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.

    Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.

    Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

    «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

    «Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

    «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

    «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.

    Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

    Узнай правду!

    Женщина в Христианстве

    Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

    Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое подобие души.

    В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.

    Находка этого апокрифа даёт ответ на вопрос: Почему в Новом Завете нет текста под названием “Евангелие Иисуса Христа”, а есть только четыре биографических справки о его жизни и деятельности в период первого пришествия?

    Обратимся к этому апокрифу:

    «… И тогда множество больных и парализованных пришло к Иисусу, и сказали ему: Если Ты знаешь всё, Ты можешь сказать нам, почему мы должны страдать от стольких болезней. Почему мы лишены здоровья, как другие люди? Учитель, исцели нас, чтобы мы вновь обрели силы и чтобы несчастья наши оставили нас надолго. Мы знаем, что Ты обладаешь силой исцелять все болезни. Освободи нас от Сатаны и от всех страшных бед, которые он причиняет нам. Учитель, пожалей нас!

    Иисус ответил им: Блаженны вы, ищущие истину, ибо я помогу вам и дам хлеб мудрости.

    Блаженны вы, захотевшие вырваться из власти Сатаны, ибо я приведу вас в царство ангелов Нашей Матери, туда, куда власть Сатаны не может проникнуть.

    И с великим удивлением спросили они: Где наша Мать, и кто Её ангелы? Где находится царство Её?

    Наша Мать находится в вас, а вы находитесь в Ней. Это Она нас породила и дала нам жизнь.

    Это от Неё вы получили тело своё и придёт день, когда будете должны вернуть его. Блаженны будете вы, когда сможете познать Её. Её и царствие Её, когда последуете законам Её.

    Поистине говорю я вам: тот, кто достигнет этого, никогда не увидит болезни, ибо власть вашей Матери господствует надо всем.

    И власть эта уничтожает Сатану и царство его, и закон вашей Матери господствует над всем и управляет вашими телами, также как и всеми живущими на Земле.Кровь, которая течет по вашим венам, берет начало от Матери вашей, из Земли. Её кровь падает из облаков, бьёт ключом из лона Земли, журчит в горных ручьях, шелестит сквозь листву деревьев, поднимается, как пыль, над полями пшеницы, дремлет в глубоких долинах, знойно обжигает в пустыне.

    Крепость костей наших происходит от Матери нашей, Земли, от скал и камней Её. Тела их обнажены и смотрят в небо с горных вершин: они, как гиганты, которые спят на склонах холмов, и как идолы, расположенные в пустыне: скрываются они также в самых глубоких недрах Земли.

    Эластичность мускулов наших породила плоть Матери нашей, Земли: эта плоть, желтая и красная, даёт жизнь плодам наших деревьев: она даёт также пищу, бьющую ключом из каждой борозды наших полей.

    Утробу нашу дало нам чрево Матери нашей, Земли: она спрятана от глаз наших так же, как и невидимы нам глубины Земли.

    Свет наших глаз, способность слышать ушей, - родились от разнообразия цвета и звуков Матери нашей, Земли: они омывают нас, как волны моря омывают рыб, а струи воздуха - птиц.

    Истинно говорю я вам: человек - это сын Матери-Земли; от Неё сын человеческий получает тело своё, подобно тому, как тело новорождённого растёт, питаясь грудью своей матери. Поистине говорю вам: вы - одно целое с Матерью-Землей: Она находится в вас, а вы - в Ней. От Неё вы родились, вы живёте благодаря Ей, и в Неё вы, в конце концов, вернётесь. Поэтому следуйте Её законам, ибо никто не проживёт долгих лет, не будет радоваться каждому мгновению, если не будет почитать Матери своей и уважать Её законов.

    Ибо ваше дыхание - Её дыхание, ваша кровь - Её кровь, ваши кости - Её кости, ваша плоть - Её плоть, ваше чрево - Её чрево, ваши уши и глаза - Её уши и глаза.

    Поистине говорю я вам, если хоть раз вы нарушите хоть один закон из Её законов; если вы хоть раз повредите один из членов вашего тела, то неизбежно будете поражены сильно, и будет плач и скрежет зубов. Говорю я вам: Пока не будете следовать законам вашей Матери, вы не сможете никак избежать смерти. Но тот, кто решит уважать законы Матери своей, получит взамен привязанность Её.

    Она излечит все его болезни и никогда он не станет больным. Она подарит ему долгую жизнь и защитит ото всех печалей, охранит от огня, воды и укусов ядовитых змей. Ибо ваша Мать породила вас, и Она поддерживает в вас жизнь. Она дала вам тело ваше, и никто, кроме Неё, не излечит вас. Блажен тот, кто любит свою Мать и кто покоится на груди Её!

    Ибо даже, если вы удалитесь от Неё, ваша Мать любит вас. А насколько больше полюбит Она вас, если вы вернётесь к Ней. Поистине говорю Я вам: Велика любовь Её, больше, чем высокие горы, глубже, чем самые глубокие моря. И тот, кто любит свою Мать, никогда не будет покинут Ею.

    Подобно тому, как курица охраняет своих цыплят, и львица - своих детенышей, любая мать - новорождённого, - также ваша Мать-Земля сохранит сына человеческого от всех напастей и всех бед. Ибо поистине говорю я вам: бесчисленные беды и опасности поджидают сынов человеческих: Вельзевул, князь всех демонов, источник всего зла, находится в ожидании в теле всех сынов человеческих. Он источник смерти, он порождает все несчастья, и под пленительной маской он искушает и соблазняет всех сынов человеческих. Он обещает им богатство и власть, великолепные дворцы, золотые и серебряные одежды, множество слуг, и всего, чего они захотят; он обещает ещё славу и почёт, чувственные радости и роскошь, прекрасные яства и обильные вина, шумные оргии и дни, проводимые в праздности и лености.

    Так соблазняет он каждого, призывая к тому, к чему более склонно его сердце. И в тот день, когда сыновья человеческие становятся полностью рабами всей этой суетности и всех этих мерзостей, тогда он, как оплату за наслаждение, отнимает у сынов человеческих все благости, которые Мать-Земля дала нам в таком изобилии. Он лишает их дыхания, крови, костей, плоти, внутренностей, глаз и ушей. Дыхание сына человеческого становится коротким, прерывистым и болезненным, оно становится зловонным, как дыхание нечистых животных.

    Его кровь загустевает, распространяя такой же тошнотворный запах, как вода в болоте, она сворачивается и чернеет, подобно смертной ночи. Его кости уродуются, делаются хрупкими, они покрываются узлами снаружи, и разлагаются изнутри, а потом лопаются пополам, как камень, падающий со скалы. Кожа его становится жирной и пухлой от воды в ней, и на ней образуется корка и безобразные нарывы.

    Его внутренности наполняются отвратительными нечистотами, образующими гниющие зловонные потоки, в которых гнездится бесчисленное множество поганых червей. Глаза его меркнут, пока не воцарится в них глубокая ночь: ушами его овладевает глухота и царит в них гробовая тишина.

    Итак, в конце концов, теряет сын человеческий жизнь из-за собственных ошибок, и из-за того, что он не смог научиться уважать законы своей Матери, а лишь совершал ошибки, одну за другой.

    Поэтому все дары его Матери-Земли были отняты у него: дыхание, кровь, кости, кожа, внутренности, глаза и уши, и, в конце концов, - сама жизнь, которой Мать-Земля наградила его тело.

    Но, если сын человеческий признает свои ошибки, если пожалеет о своих грехах и отречётся от них, если он возвратится к своей Матери-Земле, освободится от когтей Сатаны и устоит перед его искушениями, тогда Мать-Земля примет своего сына, который пребывал в заблуждениях и ошибках: она подарит ему свою любовь и пошлет к нему ангелов своих, которые будут служить ему. Поистине говорю я вам: Как только сын человеческий воспротивится Сатане, обитающем в нём, и перестанет подчиняться воле его, в то же мгновенье ангелы Матери его учередятся в нём, чтобы служить ему властью своей, освобождая сына человеческого из-под власти Сатаны.

    Ибо никто не служит двум господам. Поистине, или служат Вельзевулу и его дьяволам, или нашей Матери-Земле и Её жизни. Поистине говорю я вам: Блаженны те, которые следуют законам жизни и которые не следуют по тропам смерти. Ибо в них жизненные силы будут расти, всё более укрепляясь, и они избегнут влияния смерти.

    И все, кто находились около Него, слушали Его слова с удивлением: Ибо Его слова были полны Силы, и Он учил не так, как учили священнослужители и книжники.

    О текущем моменте 11(59)2006

    Как Библия смотрит на женщин

    Если от Пятикнижия мы обратимся к последующим книгам, то единственной благосклонно отмечаемой в книге Иисуса Навина женщиной является проститутка Раавь, предающая свою родину.

    На таких библейских примерах в женщинах веками воспитывалось сознание слабости, ничтожества, неполноценности.

    Отрицательной характеристике женских образов полностью соответствуют и библейские законы о женщинах. Вот, например, 12-я глава книги Левит. «Священное писание» утверждает, что бог может творить только доброе и хорошее. Но для женщины он, оказывается, сделал исключение. В упомянутой главе книги Левит, например, говорится, что, родив ребенка (мальчика), женщина считается нечистой в течение 6 недель, а родив девочку-12 недель, и должна принести очистительную жертву.

    До сих пор сохраняется порядок, при котором только младенца мужского пола священник вносит в алтарь, а девочку, как нечто второразрядное, кладет на пол перед иконостасом около изображения «богородицы». Мать же еще и заплатит «отцу духовному» за это глумление.

    Новый завет, якобы принесенный на землю легендарным евангельским Христом, тоже внес свой вклад в унижение и закрепощение женщины, указывая ей, что она «связана законом, пока жив ее муж» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 39), что в знак смирения и подчинения она обязана ходить «с покрытой головою» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3 и 5). До сего дня этот символ унижения поддерживается ретивыми фанатиками - православными священниками и сектантскими проповедниками, рабски приемлется их доверчивыми жертвами.

    В храме женщина должна занимать левую, по понятиям церкви второстепенную, сторону. Во многие древние монастыри ее не допускали вообще, как не допускают до сего дня в монастырь Старый Афон в Греции. И монахи, рожденные матерями, считают себя «равноангельским ликом» за то, что не живут с женами. Один из монашеских «святых» авторитетов - Исаак Сирянин - внушает, что лучше монаху выпить яд, чем сесть за одним столом с женщиной, хотя бы это была его мать или сестра.

    - «Лучшая драгоценность для женщины - добрые нравы, то есть сидеть больше дома, беседовать о божием слове, заниматься тканьем и пряжей (это обязанность женщин), избегать разговоров, на устах» на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать через порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин. » Или еще: «Во-первых, почитай бога, а потом супруга - главу твоей жизни, руководителя твоих намерений. Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине. Твоя мудрость - покоряться законам супружества. Когда муж раздражен, уступи ему. »

    В течение многих веков христианская религия стремится внушать женщинам, что они обязаны ей величайшими благами, всем самым лучшим, самым светлым. Сейчас же, когда у нас в церквах мало встретишь мужчин, когда большинство всех молящихся составляют именно женщины, церковники тем более тщатся закабалять их сознание, воспитывать их в мысли, что они всем обязаны церкви, чуть ли не даже самой своей жизнью.

    Какая честь оказывается женщине! Но только до тех пор, пока дело касается вопросов «спасения души». Молиться, веровать, уповать на «спасение на том свете» женщина имеет право наравне с мужчиной. Впрочем, в мире нет такой религии, которая отказывала бы женщине в праве на место в потустороннем мире. Так что христианство ничего нового в этом отношении не сказало.

    На этом унижения не кончаются. Если женщину-страдалицу от мужского деспотизма - в конце концов бросит сам муж, то она становится изгоем, грязным отбросом общества. «Кто же женится на разведенной, тот прелюбодействует»,-говорит в Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 32) якобы сам Иисус Христос. «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, - прелюбодействует» -подтверждает Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 12).

    Дак вот, там на одной фреске изображена женщина, которая ведет на поводке ЗМЕЯ, что никак не соответствует изложенному в Библии, что якобы змей совратил Еву.

    Первый из них характеризуется тем, что "все сферы жизни открыты женщине", второй — постепенным "исключением женщины из мужского общества", третий — развитием затворничества.

    (Шашков С.С. Собр.соч. Т.1 СПБ, 1898,

    Шашков С.С. Очерк истории русской женщины СПб 1872,

    Шашков С.С Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция СПб, 1873)

    Разумеется, этот культ не был создан искусственно, с осознанной целью введения недостающего связующего звена: некая женская составляющая нашей натуры, "anima" Карла Юнга постепенно сформировала его.

    На страницу

    О форуме

    Вся информация на этом форуме предназначена для людей доброй воли.

    Что христианство подарило женщине?

    Миф о том, что женщина в Церкви — существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях.

    С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде "жена в Церкви да молчит" и прочим. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной.

    Миф о том, что женщина в Церкви — существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

    — Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

    — Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

    — Предназначение женщины и было, и осталось одним — давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя — Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой — с еврейского "жизнь", ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: "Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?" И отвечает, что "Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…"

    — Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия "грехопадение". Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

    — Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать — повеление, не убий — запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад — и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

    Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах (1526)

    — Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

    — Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

    — Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

    — Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она — сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

    — Что значит невысказанная заповедь?

    — Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть "вязать и решить", учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

    — Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

    — Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным ?

    — Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

    — Слава Богу, что сегодня все по-другому!

Какова роль женщины в христианстве? Если обратиться к первоисточнику, обнаруживается очень интересная вещь - женщина присутствует в каждом из узловых моментов евангельского сюжета.

Первое чудо Спасителя

Первое чудо Иисуса Христа: претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галлилейской. "Вина не имут", - сказала Мария на свадьбе простых людей и попросила Иисуса претворить воду в вино. "Что ты жено? Еще не пришел час мой", - отвечает Иисус. Этот ответ перекликается со сказанным им в Гефсиманском саду: "Да минует меня чаша сия". Он сомневается. Он не хочет раньше времени открывать суть свою и предчувствует всю крестную, ожидающую его муку. Но… поступает так, как просит его мать .

Это одно из самых трагических мест в библии. Это начало трагедии женщины-матери. Здесь также отчетливо проявляется мистическое начало женщины, знание от Бога, которое в ней присутствует, если даже она его не осознает. Мария, конечно, осуществляет волю Бога, но осуществляет она ее через свою свободу.

С этого момента начинается мучительный крестный путь Сына Божьего, это первый шаг к распятию. И начинает Он свой путь, по сути, побуждаемый Марией , движимой милосердием к простым людям. Чудо претворения воды в вино, сотворенное Христом в Кане Галилейской, открыло бесконечный ряд милостей, оказываемых Христом по молитвам Богородицы, "ходатаицы, молебницы и заступницы" за людей во всех их нуждах.

Сын Божий был рожден Марией от Святого Духа, чтобы воплотиться в человеке, отдать свою жизнь, чтобы спасти человечество. Бог отдает своего сына на мучения, - а надо сказать, что пребывание Христа на земле и смерть на кресте были для него очень мучительны, потому что природа его несравненно тоньше организована. Сын Божий рожден Марией, и с ее же помощью Он вступает на свой путь.

История с Самарянкой

Эту историю мы уже рассматривали. Хотелось бы только еще раз подчеркнуть, что Иисус предпочел разговаривать не с мужем, как было положено по закону предков, а с женой, и через нее свидетельство Иисуса открывается Самарянам. Прослеживается мысль, что женщина, в определенном смысле, ближе к Богу. Может быть, она более способна чувствовать Его свидетельство, вера ее более непосредственна. Недаром существует у старообрядцев поговорка, что "муж жену не отмолит, а жена мужа отмолит".

История с грешницей

Существует, по крайней мере, два больших эпизода в Библии, где подчеркивается мысль, что Сын Божий пришел, чтобы спасти грешных людей: "Я пришел спасать грешников, а не праведников". Это одно из центральных положений христианства. И в обоих эпизодах, связанных с этой темой, главные персонажи - женщины.

Одна из них - Самарянка, о которой уже было нами рассказано. История со второй, Марией Магдалиной , более известна. Женщину, взятую в прелюбодеянии, по закону Моисея, должны были забить камнями. Её привели к Иисусу. Он не сказал, что таковых камнями побивать не надо, он сказал: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень". И тогда, смутившись, никто из присутствующих не посмел взять в руки камень. И сказал ей Иисус: " …и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Иоанн 8:4-11). Мария Магдалина стала одной из величайших христианских святых.

Святость - это осознание своего греха. Апостол Павел говорит: "Среди грешников я - первый". Надо сказать, что у женщины есть это осознание, а мужчины склонны отрицать свою греховность.

Таким образом, одно из центральных положений христианства о том, что Иисус пришел спасать грешников, что они могут спастись через осознание своей греховности, проводится через женщину, а не мужчину, хотя, разумеется, можно было бы привести пример с мужчиной-грешником.

История с миропомазанием

Еще до того, как Иисус был заключен под стражу, и ему было предъявлено обвинение, когда ничто еще не предвещало его погибели, Он остановился на ночь в одном из домов Вифании. Мария Магдалина, бывшая там вместе с его учениками, вдруг помазала ноги Христа дорогостоящим миром и вытерла их своими волосами. Это миропомазание было предчувствием крестной муки, смерти и воскресения. Один из учеников упрекнул ее за неразумное поведение (как раз Иуда Искариот, который предал Господа), но Иисус подтвердил - "оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего".

Все присутствующие поняли, что Иисус говорит о своей смерти. Но они не поняли, что речь идет и об их спасении и о том участии, которое принимает в этом женщина - ее предвиденьем, состраданием, самопожертвованием.

История с воскрешением Лазаря

Иисусу рассказали о том, что Лазарь болен. Спаситель "пробыл два дня на том месте, где он находился". Он медлит. Затем Иисус сообщает, что Лазарь умер, и что все они возвращаются в Иудею. Ученики просят Его не делать этого, так как это опасно. Однако Он идет в Иудею, встречается с Марфой и Марией.

Иисус воскрешает Лазаря по просьбам его сестер, Марфы и Марии. Заметим, что у них не возникает и мысли, что это невозможно: "Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. <…> Я верю, что Ты Христос Сын Божий <…>. Мария же, придя туда, где был Иисус, и, увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" (Ин. 11:21-32)

Это решающий, поворотный момент евангельского сюжета. Иисус воскресил Лазаря, который уже четыре дня был мертв, уже "смердило"… Воскрешение уже не оставляло сомнений в нечеловеческой природе Иисуса. После этого не осталось и у фарисеев ни сомнения, ни выбора, как им поступить с Иисусом: "Если оставим его так, то все уверуют в него". Было решено захватить его и предать смерти.

И опять возникают две женщины, которые толкают Его на крестный путь. Конечно, они, как и Богородица, не знают этого. Они, по сути, осуществляют волю Бога, но проводится эта воля опять через женщин.

История с воскресением Иисуса

Мария Магдалина и ученики пришли ко гробу Господнему. Ученики нашли гроб пустым и ушли, а Мария села и заплакала. И вдруг увидела во гробе двух ангелов, обратилась назад и увидела Иисуса. То есть первой воскресшего Иисуса увидела именно женщина, причем бывшая грешница.

Мария поспешила к рыдающим ученикам, чтобы рассказать им о радостной вести, о том, что Христос воскрес, что она видела его, но они не поверили ей. Когда же Иисус показался своим ученикам, один из них, Фома, все равно говорит, что не поверит, "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его".

Позволил Христос ему удостовериться, сказав, правда, при этом: "ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоанн 20: 29). И все же сорок дней понадобилось являться Иисусу, чтобы укрепить дух учеников своих.

То есть воскресший Иисус явился впервые женщине. Может быть, потому что Он знал, что ученики не увидят Его и не поймут, как это было уже прежде, когда они не поняли преображение на горе Фавор. Фома должен был вложить персты, чтобы поверить, а Марии этого не надо было. Над женщиной не тяготеет информация (в данном случае, убит, мертв, никто никогда не воскресал). Она воспринимает знание всем своим существом , а не только умом. Поэтому женщина и достигает мистических высот в религии.

Образ Девы Марии

Говорить о женщине и христианстве невозможно, обойдя роль и значение Богородицы. Образ этой женщины почитался христианами с древних времен. Имя "Богородица" часто заменялось или дополнялось эпитетами "Пречистая", "Пресвятая", что подчеркивало ее особую чистоту и святость в глазах всего христианского мира. Кто же она такая?

Родители Марии, праведники Иоаким и Анна, долгое время не имели детей. Когда они были уже в пожилом возрасте, ангел возвестил им о зачатии дочери. С трех лет девочка воспитывалась при храме, а с двенадцати лет дала обет вечного девства.

Марию выдали замуж за старца Иосифа, поскольку оба они были из рода Давидова. И только Иосиф был достаточно знатен, чтобы жениться на Марии. По существу, она была царицей. По-видимому, Бог устроил ей такой брак, который сохранил бы ее девственность.

Первосвященник Захария женился в свое время на двоюродной сестре Марии, Елисавете. Мария - единственная женщина, которую Захарий совсем юной вводил в "святая святых", куда женщинам вход был запрещен. Захарий, видимо, был свидетелем того, что Мария общалась с ангелами. Ангелы приносили ей пищу. Захария чувствовал необычное предназначение Марии, хотя, конечно, не мог знать, что она родит мессию.

Видно, что Мария не был поражена, когда ей явился архангел Гавриил. Она спокойна, единственное, что она спрашивает у него: "Как это может быть, когда я не знаю мужа?" И архангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

И далее разъясняет ей, что родственница ее, Елисавета, была неплодной, но понесла по слову Божию, и вот уже шесть месяцев младенцу во чреве её. Примечателен ответ Марии: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Она принимает, верит, что ниспосланное Богом - есть благо.

О судьбе Марии после распятия Иисуса на кресте известно мало. По одним легендам, она вместе с апостолами отправилась проповедовать. По другой версии осталась жить в доме Иоанна Богослова. Незадолго до смерти ей вновь явился архангел Гавриил, предвестивший ей скорое воссоединение с "небесной славой". Она так же, как и сын её, вознеслась после смерти - апостолы нашли гробницу пустой. По одной из версий, Он сам приходил за ней, чтобы вознестись на небо.

Вячеслав Иванов сказал: "Бог создал мир, чтобы создать Богородицу". Это максимально отражает преклоненное отношение христианского мира к Деве Марии, по крайней мере, православного и католического. Она занимает верховное положение среди всех людей, созданных Богом.

Любимая молитва Ф.М.Достоевского была обращена к Богородице: "Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Своим". Согласно Флоренскому, "она есть центр тварной жизни, точка соприкосновения земли с небом. Она - Царица Небесная и тем более Земная", "Хадатаица и Заступница за тварь пред Словом Божием".

Бог спасает Еву, спасает человечество рождением Богородицы. Женщина, павшая в лице Евы, была восстановлена из своего падения в лице Девы Марии.

Образ Девы Марии в народном сознании

Простые люди видели в Марии милостивую заступницу, оберегающую людей от всякого зла и страданий. Молитвы ей возносились столь же часто, как и самому Господу Богу; к ней взывали и в общественных молениях, и в народных заговорах.

Богоматерь традиционно считалась покровительницей всех женщин и особенно рожениц . Поэтому знахарки и повитухи, принимавшие роды, традиционно обращались к Деве Марин с заговорами и молитвами о благополучном разрешении родов.

Например, у сербов при родах традиционно обращались к Богоматери с молитвами о помощи и при этом иногда омывали водой икону с изображением Богоматери, а потом давали пить эту воду роженице, полагая, что от этого она легко и быстро разрешится от бремени.

Кроме того, чтобы облегчить роды, в Сербии женщину на сносях порой заранее опоясывали веревкой, которая перед этим провисела в церкви у иконы Богоматери целую ночь.

Бесплодные женщины на коленях молились перед иконой Богородицы, иногда проводя в молитвах долгие часы, а порой соскребали с иконы немного краски, растворяли ее в воде и пили, полагая, что это помогает зачатию младенца. У восточных славян беременные женщины нередко носили при себе в ладанке на груди текст "Сон Богородицы", полагая, что он помогает при трудных родах.

Богородица традиционно считалась покровительницей детей , их заступницей на этом и на том свете. Считалось, что она охраняет малышей от всякой беды, кормит грудью осиротевших или забытых матерями младенцев и уносит души усопших детей в царство Божие, чтобы передать их на попечение ангелов.

Наряду с роженицами и детьми, под особой защитой Богородицы находились, по народному убеждению, и молодые "заневестившиеся" девушки. Девицы, вошедшие в брачную пору, молились ей о ниспослании им хороших и добрых женихов, а невесты, выдаваемые замуж насильно, против их желания, молились Пречистой Деве о защите и покровительстве.

Многие обряды, относящиеся к севу, жатве и пр., неизменно сопровождались обращением к Пречистой Деве. Например, в Забайкалье принято было перед началом сева зажигать свечи и трижды возносить молитву Богоматери, так как считалось, что только в этом случае земля даст хороший урожай.

Богородице традиционно молились и для оберега домашних животных . К Богородице обращались с молитвой и в день первого выгона скота в поле.

Повсеместно праздновались так называемые "богородичные праздники": Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы. Каждый праздник был связан с конкретным эпизодом жизни Марии и сопровождался своими обрядами.

У восточных славян, особенно у русских, было принято также отмечать праздники, связанные с днем памяти прославленных икон: Казанская, Владимирская, Смоленская, Знаменская, Тихвинская и др.

На основе апокрифов и древних преданий о Богородице слагали множество легенд и поверий. Например, у всех славян были известны легенды о том, что Богоматерь иногда извлекает из ада не слишком больших грешников и позволяет им войти в царство Божие.

Сербы верили, что из свечей, поставленных перед иконой Богородицы за упокой души, Пречистая Дева плетет сеть, которую один раз в год (по многим поверьям - на Пасху) забрасывает в ад и вытаскивает оттуда души тех, кто "отстрадал" свои грехи.

Подобные легенды были, по-видимому, основаны на апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", а также на апокрифе "Сон Пресвятой Богородицы", который практически у всех славян использовался в виде амулета и носился па шейном кресте.

У болгар рассказывается, что Пречистая Дева ткала пояс от Рождества Христова до светлого воскресенья. Когда Христос сошел в ад, он вывел оттуда всех праведников, начиная с ветхого Адама. Только грешники остались. Сжалилась над ними Богородица, выпросила у Спасителя позволение освободить столько человек, сколько укроется под её одеждою. Развернула свой пояс, покрыла им всех грешников и вывела из ада. После воскресения Христа она начала снова ткать пояс и будет продолжать эту работу до второго пришествия. Когда Господь пошлет новых грешников в ад, Пречистая вновь укроет своим поясом их и спасет от мук.

А теперь подведем итоги

Женщина в христианстве значима уже тем, что присутствует в каждом из узловых моментов евангельского сюжета. Размышляя над текстом первоисточника, мы видим, что Иисус говорит и проповедует для женщины , свидетельствует через нее. Бог нередко через женщину осуществляет свою волю, по крайней мере, на крестном пути Иисуса. И велико участие , которое принимает на этом пути женщина - своим предвиденьем, состраданием, самопожертвованием.

Прослеживается мысль, что женщина, в определенном смысле, даже ближе к Богу. У женщины развито осознание своей греховности, она воспринимает знание всем своим существом, а не только умом, поэтому она и достигает порой больших мистических высот.

Людмила Вагурина