Особенности сельского хозяйства японии. Географическое положение японии

Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 1,1 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны.

Япония - одна из крупнейших стран-импортёров сельскохозяйственной продукции в мире. Имея лишь 15% земель от общей площади страны, пригодных для сельского хозяйства, и население в 130 млн. человек, Япония является сильно зависимой от экспорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Страна в больших объемах импортирует сою, пшеницу, кукурузу, мясо и мясопродукты, другие продукты питания, овощи, фрукты. Полностью удовлетворяет собственные потребности лишь в морепродуктах, часть которых экспортирует.

В среднем на одно фермерское хозяйство приходится 1,47 гектара или 14.700 м2. Японские фермы сравнительно малы, зато японские фермеры усердно трудятся, чтобы извлечь максимум из своих ограниченных площадей, и поэтому земля здесь возделывается очень эффективно.

Японские фермеры используют трактора, пикапы, электрические культиваторы, рисопо-садочные машины и комбайны, которые помогают им повысить производительность своего труда. Используя интенсивные методы земледелия, удобрения, сложную технику и тщательно отработанную технологию, фермеры в состоянии производить половину всех фруктов и овощей, потребляемых в Японии, и при этом часть фермерских площадей ещё отводится под содержание скота. Так что сельское хозяйство Японии обеспечивает значительную часть потребляемых продуктов питания.

Современные технологии сделали возможными новые способы земледелия. Часть урожая в Японии выращивается методом гидропоники, т. е. без почвы - просто в воде. Применение генной инженерии позволяет получать более богатые и безопасные для здоровья человека урожаи.

Японские фермеры выращивают разные растительные культуры, а также скот и домашнюю птицу. Это зерновые - рис и пшеница; овощи -картофель, редька и капуста; фрукты - мандарины, апельсины, дыни и груши; продукция животноводства -говядина, мясо птицы, свинина, молоко и яйца.

Большая часть непахотной земли покрыта лесом - около 68%. Так что, лесоводство является важной частью японской экономики. Япония - островная страна и должна аккуратно использовать свои природные ресурсы: 41% её лесов - новые лесопосадки.

Многие столетия лесозаготовки были важным видом предпринимательской деятельности в Японии. Уже начиная с VIII века, в Киото и других городах строились деревянные дворцы и храмы. Но сегодня спрос на дерево настолько велик, причём не только для строительства, но и для производства бумаги, мебели и других потребительских товаров, что 76,4% древесины Япония импортирует.

Выращивают рис на всей территории Японии, за исключением севера о.Хоккайдо, преимущественно на поливаемых землях. Урожайность риса достигает 50 ц/гектара. Валовой сбор риса достигает 10 млн.т. Кроме риса, из зерновых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, но в незначительном количестве. Большое распространение в Японии получило овощеводство, особенно пригородное. Из технических культур распространены чай, табак, сахарная свекла, на юге - сахарная тростина.

Животноводство развито слабо потому, что японцы потребляют мало мяса и молокопродуктов. В последнее время изменяется структура питания японцев, которое ведет к повышению спроса на животноводческую продукцию. Животноводство активно развивается. Производство мяса составляет около 4 млн. т, а молока - 8 млн.т. Характерным для животноводства Японии является отсутствие собственной кормовой базы. Значительная часть кормов импортируется. Собственное производство обеспечивает не больше 1/3 потребностей животноводства в кормах. Сельское хозяйство Японии обеспечивает продовольствием страну лишь на 3/4.

Япония крепко занимает первое место в мире по добыче морепродуктов. Это стало возможным благодаря сбалансированному ведению океанического, морского и прибрежного промысла, интенсивному рыборазведению в пресных водоемах.

Океанический и морской вылов рыбы в Японии держится на уровне 8 млн. т. Прибрежное рыболовство дает ежегодно 2 млн.т рыбы. Еще свыше 200 тыс.т. ежегодно получают от рыборазведения во внутренних водоемах.

Морепродукты являются основным продуктом, который удовлетворяет потребности населения в белках, хотя их удельный вес в питании снизился за счет увеличения доли мяса. Японский импорт рыбы и морепродуктов в последние годы колеблется от 2.0 до 2.4 млн.т. Основную часть импорта составляют ценные, с высокими вкусовыми качествами, породы рыб.

Прибрежным рыболовством занимаются жители приморских селений; дальним - крупные монополии, обладающие технически совершенным рыболовным флотом. Северо-западная часть Тихого океана - главный район мирового рыболовства, добычу рыбы и морепродуктов здесь ведут Япония, Китай, Россия, республика Корея, некоторые другие страны.

Как за 4 часа проехать 1000 км? Как должно выглядеть село в 21 столетии? Сколько стоит пиво в Японии? Где продаются манго за 200 долларов?

Сегодня мы отправляемся в японскую деревню. Утром на поезде приезжаем в Каназаву и оттуда едем в глубь острова в деревню под названием Сиракава. Сельское хозяйство Японии, привет.

Приезжаем мы на поезде-пуле под названием Синкансэн. Движется он со скоростью до 300 км/час, что бьет все мировые рекорды скорости движения электропоездов. Японская жизнь, она такая – 500 км за 2 часа на север на горнолыжный курорт, а потом 500 км за 2 часа на юг – валяться у океана на пляже . За опоздание больше 1 минуты пилотам Синкансэна нужно писать отчет. Это считается большим позором.

Сиракава находится в горах, как и 2/3 остальных японских сел. Сквозь деревню течет горная река: везде аккуратные красивые канавы, которые плавно переходят в канализацию. Часть канав заводят воду в искусственные пруды для форели. На главных улицах стоят красивые гидранты. На крышах домов традиционный камыш. В каждом доме кондиционеры, а рядом стоят бамбуковые фонтаны-холодильники для пива. По краям участков растут бамбук, можжевельник, красный клен, кипарис, кусты роз и ирисы. Сверху начинается сосновый лес с 30-метровыми соснами. Мы, черт возьми, в восторге.

У каждого домика рядом есть небольшое рисовое поле, где рис высаживает специальная техника. Ростки остальных растений аккуратно завернуты в сетки и пакеты. Сетки, которые сдерживают семена брокколи или, например, специальная пленка от бурьяна для помидоров. Всего 5% населения Японии обеспечивают рисом и остальными продуктами все 100% населения страны.

Почти у каждого дома стоит своя собственная мини-гидроэлектростанция в виде водяной мельницы. Чистые источники энергии уже сегодня создают 10% электричества, производимого Японией. За 15 лет страна хочет увеличить их использование почти в 3 раза.

Все холмы вокруг деревни окружены специальным бетонными сетками. Их поставили на случай оползней, которые в Японии случаются постоянно. Рядом стоит специальное оборудование, которое показывают прохожим сейсмическую активность. Часть склонов просто замуровали бетоном.

Мы возвращаемся домой и забегаем в магазин. Миф про дорогую Японию развенчан. На самом деле Япония уже давно не самая дорогая страна в мире. Еда в продуктовых магазинах и ресторанах на 10-20% дешевле, чем в тех же Нидерландах. Даже алкоголь, про который на всех сайтах пишут злобные дифирамбы, достаточно доступный. Например, банка хорошего японского пива обойдется всего в 1.5-2 доллара.

Но не все так дешево. Дорогим остается передвижение по стране и, как ни странно, фрукты. Вот, к примеру, цена за 100 грамм черешни – 20 баксов. А японские манго могут обойтись тебе в 200 долларов за штуку. Мы решили забыть про яблоки и апельсины и просто сосредоточиться на пиве и суши. Не самая плохая альтернатива. В ресторане, кстати, можно взять огромный сет суши всего за 10 долларов, а если без рыбы – то пообедать можно и вовсе за 5.

Так как мы уже задели щекотливую тему про цены, расскажем и про знаменитые японские туалеты. Они действительно знатные. Туалеты есть абсолютно везде, и они абсолютно бесплатные. Стандартный набор самого простого туалета (каждого!) на фотографии – встроенное электронное биде, встроенный спрей и иконка регулировки напора. В домашние туалеты зачастую также входит подогрев сидения, три формы слива воды, музыка и еще миллион кнопок, о предназначении которых можно только догадываться.

Мы возвращаемся домой на такси. Такси здесь действительно дорогое – около 6 долларов за километр. Из бонусов – двери автоматически открываются и закрываются, а все машины старше, как минимум, 2005 года. Чтобы ты понимал, в Японии не продаются автомобили без автоматической коробки передач. А еще везде только отечественные марки авто. Потому что свое – это круто.

В отеле мы наблюдаем милую картину. Престарелая пара засыпает на диване. На самом деле Япония уникальна в том плане, что средняя продолжительность жизни здесь – 83 года (87 у женщин). Это абсолютный мировой рекорд. И хотя ученые объясняют это целым рядом факторов, мы уверены: все дело во вкусных суши.

Завтра мы побываем в Киото. Там мы погуляем в городке, наполненном оленями, увидим самого крупного в мире сидячего Будду, посмотрим на место, куда всех малышек Японии свозят на романтические свидания, переоденемся в гейшу и будем разбираться в японском фастфуде.

Читай остальные дни Безумной Японии

Страница 5

Сельское хозяйство

По специализации сельского хозяйства Япония заметно отличается от других развитых стран: доля растениеводства превышает долю животноводства в два раза. Но несмотря на это, своего зерна стране не хватает, Япония вынуждена импортировать зерновые культуры от ближайших соседей: Китая, Кореи.

О японской организации сельского хозяйства во всем мире знают как о довольно таки отсталой, это вызвано рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной задолженностью крестьян. За последнее время продуктивность земли несколько снизилась.

Пастбищные земли составляют, всего лишь 1.6% всей площади, хотя причиной столь малых размеров пастбищ не является плохой климат страны. Имеющиеся небольшие пастбищные участки постепенно выходят из оборота по мере увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции. В городах заброшенные пашни зарастают лесом. Эти дикие леса все более разрастаются, т.к. лесная индустрия проигрывает в конкуренции с импортом дешевой древесины.

Структура сельского хозяйства за последние десятилетия изменилась и хотя предпочтение отдается выращиванию риса - “японского хлеба” которому отдано около 50% обрабатываемых земель, наравне с этим получили развитие скотоводство, огородничество, и садоводство.

К японскому сельскому хозяйству относятся также рыболовство морской и лесной промыслы.

В Японии развито рыболовство, это традиционное занятие японцев по вылову рыбы Япония занимает первое место в мире (12 млн. Тонн). Основную часть его обеспечивают морское и океанское рыболовство, но весьма значительную роль играют аквакультуры - свыше 1 млн. Т. До второй мировой войны японцы практически не употребляли в пищу мясо, так что единственным источником животных белков служила рыба, а углеводов - рис.

Прибрежным рыболовством занимаются жители приморских селений; дальним - крупные монополии, обладающие технически совершенным рыболовным флотом. Северо-западная часть Тихого океана - главный район мирового рыболовства, добычу рыбы и морепродуктов здесь ведут Япония, Китай, Россия, республика Корея, некоторые другие страны.

Рыболовный флот Японии насчитывает десятки тысяч судов, а счет рыболовным портам ведется на сотни и даже на тысячи. Из экзотических промыслов хотелось бы отметить добычу жемчуга на южном побережье Хонсю, ежегодно здесь добывают более 500 млн. Жемчужных раковин. Раньше извлекаемые со дна раковины использовались для поиска естественных, жемчужин, которые, конечно были большой редкостью. Теперь их используют для искусственного выращивания жемчужин на специальных плантациях. С течением времени наметились тенденции к оскудению национальных рыбных ресурсов по этому широкое распространение получило искусственное разведение морских животных (в 1980г здесь выращивали 32 вида рыб 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков и т.д. и т.п.) Японии принадлежит первое место в мире по технологии аквакультуры которая зародилась в VIII веке. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусственные нерестилища и рыбные пастбища.

Транспорт

В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Протяженность автомобильных дорог составляет около 1,2 млн. км из них 5 тыс. км - скоростных. Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Протяженность ж/д около 30 тыс. км. Растут объемы авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн. бр. рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа уходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн. легковых машин и 22 млн. грузовых и автобусов (1995 г., второе место в мире).

С середины 70-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры. В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова.

Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных Перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Прогресс на транспорте отражает уровень «цивилизационной зрелости» общества, по нему можно судить об эффективности экономики и ее организации. Применительно к Японии, транспорт представляет собой бурно развивающуюся отрасль экономики, призванную обеспечить удовлетворение возрастающих требований промышленности и населения к скорости и комфорту перевозок. С этим связано значительное повышение в последние годы объема авиационных перевозок и расширение сети высокоскоростного ж/д транспорта.

В 1998 г. транспортная отрасль страны находилась в состоянии спада, общий объем перевозок, по сравнению с 1997 г., снизился на 3,9%. В самой значительной степени кризис затронул сферу внутренних грузоперевозок, где объем падения составил 5,4%. На 2,4% снизился пассажиропоток внутри страны, В целом объем внутренних перевозок упал за год на 4,1%.

В меньшей степени кризисные тенденции затронули сферу международных перевозок. Общее падение в данной области составило 1,1%, хотя объем международных грузоперевозок снизился на 4,5%.

На долю автотранспорта приходится более 58,2% объема пассажирских и более 50,1% объема грузовых перевозок. Основой развития данной отрасли является постоянное внимание государственных и местных властей к проблемам расширения и улучшения качества дорожной сети, а также наращивание и более оптимальное использование существующего автомобильного и автобусного парка. Япония занимает первое место в мире по плотности дорожной сети с твердым покрытием (более 3 км./кв.км.).

Железнодорожный транспорт. В апреле 1987 года госкомпания Japan National Railways была приватизирована и разбита на семь региональных компаний JR (Japanese Railways), что привело к повышению эффективности управления и росту качества предлагаемого сервиса.

Япония - во многом уникальная страна, и практически во всех отраслях человеческой деятельности японский путь развития отличается от любого другого. Не является исключением и Японии. Несмотря на то, что в Японии не способствуют развитию этого вида деятельности, земледелие и скотоводство всегда были здесь достаточно развиты. На сегодняшний момент доля сельского хозяйства в составляет 2%, что на общем фоне промышленно развитой державы выглядит более чем неплохо, особенно с учетом того, что соседствующие азиатские страны вполне способны обеспечить Японию дешевой сельхозпродукцией. Тем не менее, этого количества явно недостаточно, и Япония является одним из крупнейших импортеров продуктов питания в мире.

То, каким образом развивается сельское хозяйство Японии, зависит в первую очередь от географических условий и исторических особенностей. на островах вулканического происхождения, и доля пахотных и пастбищных земель здесь очень мала. Площадь земель, используемых под сельскохозяйственные нужды, составляет не более 15 процентов от общей площади государства. Основной тип хозяйств - мелкие фермы, где все находится в частной собственности. Традиционными составляющими японской кухни являются рис и морепродукты, поэтому основная часть производителей сельхозпродукции занимается именно выращиванием риса - на его долю отводится свыше 80% производства. Животноводство развито слабо в связи с тем, что большую часть белковой пищи японцы получают с морепродуктами, поэтому пастбищные земли занимают незначительную часть от общей площади. Несмотря на то, что в последнее время рост потребления продуктов животноводства растет, количество хозяйств, занимающихся этим видом деятельности, сокращается, поскольку гораздо выгоднее покупать эту продукцию у соседей, например, в том же Китае. К тому же, корма для животноводства приходится импортировать из-за границы, и это тоже сказывается на его рентабельности.

Итак, сельское хозяйство Японии - это в основном Здесь оно имеет свои особенности: так, часто фермерам рис обходится значительно дороже, чем потом продается - это связано с тем, что они активно и часто необоснованно используют сверхсовременную технику и информационные технологии в сельском хозяйстве (Япония занимает первое место по использованию высоких технологий в этой отрасли), что неминуемо сказывается на себестоимости конечного продукта. Тем не менее, подобные фермерские хозяйства не разоряются и получают возможность развиваться дальше с учетом полученного опыта, поскольку начиная с послевоенного времени сельское хозяйство Японии, особенно выращивание риса, получает всестороннюю поддержку со стороны государства, и благодаря этому спрос на этот продукт полностью покрывается внутренним производством.

Также стоит отметить, что сельское хозяйство Японии - это не только традиционные выращивание зерновых и овощных культур и животноводство: довольно значимым направлением является изготовление шелка, для чего немалая часть сельхозугодий отводится под выращивание тутовника. Это направление является весьма прибыльным, поскольку японский шелк очень высоко ценится во всем мире.

Еще одно необычное направление в сельском хозяйстве этой страны - выращивание жемчуга. Традиционно у берегов Японии добывалось немало жемчужин, выросших естественным путем, а в последнее время все чаще открываются фермы, специализирующиеся на их выращивании. Этот приносит немалую прибыль, а потому становится все популярнее.

Таким образом, основными отличительными чертами, которыми обладает сельское хозяйство Японии, являются небольшие размеры угодий, высокая степень внедрения высоких технологий, благодаря чему практически все профессии в сельском хозяйстве предполагают высокую степень подготовки, всесторонняя поддержка фермерства со стороны государства, традиционные направления деятельности и часто небольшая эффективность мелких хозяйств.

Сельское хозяйство Японии входит в состав объединенного ведомства – Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии и играет важную роль в развитии экономики страны. Несмотря на то, что в валовом внутреннем продукте страны доля сельского, лесного и рыбного хозяйства на 2007 г. составила лишь 1,5%; данная отрасль создает необходимую сырьевую базу для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности страны. Является экономически необходимой для тех, кто поставляет машины и оборудование, удобрения и пестициды, гормоны и вакцины, топливо и электроэнергию, для тех, кто перевозит, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Поэтому государство обращало и обращает большое влияние на развитие отрасли.

Начало стремительного развития сельского хозяйства Японии приходится на вторую половину XX в. Толчком к этому послужило поражение Японии во Второй мировой войне. Так, до начала Второй мировой войны Японии занимала доминирующее положение в зоне Тихоокеанского побережья Юго-Восточной Азии и имела там колонии, это давало ей возможность ввозить большое количество сырья, ресурсов, включая продовольствие. Однако после поражения в войне страна оказалась в тяжелом экономическом положении. В связи с этим возникла необходимость реформирования экономики в целом и сельского хозяйства в частности. Была проведена земельная реформа (1946-1949 гг.), суть которой заключалась в создании "государственного земельного фонда" путем выкупа сельскохозяйственных земель у крупных землевладельцев и передаче этих земель на длительное пользование всем желающим с целью ведения сельского хозяйства. Такая земельная реформа способствовала максимальному обеспечению населения страны продовольствием собственного производства, прежде всего рисом. Со стороны новых землепользователей появилась заинтересованность в развитии производства и увеличения инвестиций в сельское хозяйство.

Началось техническое оснащение отрасли, обустройство производственной инфраструктуры, расширилось использование минеральных удобрений и химикатов для борьбы с болезнями и вредителями растений. Также важным фактором развития сельскохозяйственного производства стали улучшение сортности возделываемых культур, совершенствование агротехнических методов. На полях появились машины. Таким образом, за 2-3 десятилетия сельское хозяйство Японии превратилось из отсталой, основанной на ручном труде отрасли в современную область экономики, применяющую прогрессивные технологии и передовые методы производства. Все это привело к росту урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Благодаря такому стремительному развитию сельского хозяйства, уровень самообеспеченности Японии продовольствием в 1960 г. составил 93%. Однако в послевоенный период интенсивно развивалось не только сельское хозяйство Японии, но и вся экономика в целом. В связи с этим год от года улучшалось экономическое положение населения страны, росли доходы, численность населения, улучшилось и питание японцев.

Потребность в продуктах питания увеличивалась, также появился спрос на всякого рода деликатесы, не производимые в стране. В результате этого производство продуктов питания не поспевало за ростом населения и увеличением его потребностей. Требовалась внешняя поддержка в лице стран-экспортеров продовольствия. Япония вновь начинает импортировать. Такая политика ощутимо снизила уровень самообеспеченности продовольствием, по причине высоких издержек собственного производства и, как следствие, дороговизны относительно аналогичной продукции стран-экспортеров, а значит ценовой неконкурентоспособности. Таким образом, уровень самообеспеченности Японии продовольствием постоянно снижался и по результатам на 2007 г. составил всего 39 %.


Рис. 1. Уровень самообеспеченности Японии некоторыми видами сельскохозяйственной продукции в 2007 г.

Проблема продовольственной безопасности стала актуальной для Японии в 1973 г. В связи с резким повышением цен на сельскохозяйственную продукцию из-за неурожая, страны-экспортеры наложили запрет на вывоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции. Так, страны Европейского сообщества и Таиланд прекратили экспорт риса, Канада и Аргентина – рапса, США – сои-бобов и продуктов из них. При этом именно из США Япония ввозила тогда больше 90 % потребляемой сои.

Концепция продовольственной безопасности была сформулирована в 1980 г. в общем контексте комплексной безопасности страны. Она предполагала:

Наличие необходимых резервов продовольствия;

В критической ситуации, повышение производства основных продуктов питания в короткий срок;

Наличие надежных долгосрочных соглашений с экспортерами продовольствия.

Таким образом, в настоящее время Япония находится в двоякой ситуации, в условиях которой, с одной стороны, она стремится защитить внутреннее производство сельскохозяйственной продукции, повысить уровень самообеспеченности продовольствием до 45-50 % для ослабления зависимости от экспортеров, исключения повторения ситуации 1973 г., избежания других возможных неблагоприятных ситуаций в условиях внешней зависимости. С другой стороны, Япония обязана в соответствии с условиями членства в ВТО (ГАТТ) снимать количественные ограничения на ввоз продовольствия, снижать импортные пошлины и т.д.

Сложившуюся ситуацию усугубляет ряд трудностей, проблем, которые испытывает сельское хозяйство Японии сегодня. Наиболее значимые из них:

Сокращение рабочих рук в сельском хозяйстве, которое объясняется низким уровнем сельскохозяйственных доходов. По результатам за 2005 г. доходы людей, занятых в сельском хозяйстве были примерно в 2 раза ниже, чем на мелких несельскохозяйственных предприятиях. Так, за период с 1960 – 2007 гг. число занятых в отрасли уменьшилось в 4,7 раза, составив 2550 тыс. чел. В связи с этим в сельском хозяйстве Японии высока популярность двойной занятости, при которой люди имеют возможность совмещения, занятость в сельском хозяйстве с деятельностью в несельскохозяйственных сферах.

Рост лиц пожилого возраста (65 лет и старше) среди занятых в сельском хозяйстве. Это объясняется тем, что только незначительный процент молодых людей, окончивших те или иные учебные заведения, идет на постоянную работу в сельское хозяйство. В 2007 г. доля лиц пожилого возраста, занятых в сельском хозяйстве составила 60 %.

Уменьшение обрабатываемых и посевных площадей. Основными причинами этому стали – нехватка рабочих рук, изъятие земель под строительство дорог, промышленных объектов и т.д. С 6,1 млн. га в 1960 г., площадь обрабатываемых земель сократилась до 4,7 млн. к нач. XXI в.

Что же делает Япония, какие шаги предпринимает, оказавшись в столь непростой ситуации?

Серьезное реформирование сельского хозяйства началось лишь в последнее время. Для выхода из сложившейся ситуации особое внимание, в первую очередь, уделяется повышению качества производимой в Японии продукции для увеличения неценовой конкурентоспособности. Сейчас широкое развитие получает "органическое" сельское хозяйство, т.е. создание, так называемых, эко-ферм, деятельность которых, прежде всего, направлена на снижение химизации сельскохозяйственного производства, получение экологически чистого сельскохозяйственного продукта. Так, за период 2002-2007 гг. число таких ферм выросло с 26 тыс. до 155 тыс.

Для повышения самообеспеченности продовольствием, в Японии проводятся кампании, основанные на пропаганде "японского типа питания" с целью увеличения потребления отечественной продукции. Активно занимается Япония и продвижением своей сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Япония по праву может гордиться высоким качеством экспортируемой продукции, поскольку, не смотря на высокие цены по сравнению с аналогичными предложениями других стран, уровень экспорта в такие страны как США, Тайвань, КНР, постоянно увеличивается.

В отношении импорта сельскохозяйственной продукции, Япония продолжает отстаивать интересы своего производителя. Устанавливаются высокие пошлины на ввоз наиболее важных для экономики Японии продуктов. Так, на рис, бобовые, масло ввозные пошлины составляют от 300-500 % (на рис-490 %), на пшеницу, сухое молоко и крахмал – от 200-300 %, на арахис – выше 500%, на съедобный корень конняку – 990 %.

Япония предпринимает серьезные меры для предотвращения ущерба от некачественной зарубежной продукции. Ужесточаются санитарные нормы. Так, согласно поправкам к Закону о санитарных нормах на продовольствие (2000 г.), появилась возможность запрета импорта продукции, при неоднократном обнаружении в ней остаточного количества химикатов, превышающего норму.

Для обеспечения стабильного импорта сельскохозяйственной продукции Япония диверсифицирует источники ее получения путем ослабления зависимости от импорта из США и привлечения таких продовольственных партнеров как страны ЕС и Китай. Есть предпосылки импорта российской пшеницы. Предполагается, что Россия сможет экспортировать в Японию 1,5 млн. т пшеницы. Также для обеспечения стабильного импорта Япония инвестирует в сельское хозяйство за рубежом. В 2005 г. в Японию было ввезено 43,3 % продукции японских зарубежных предприятий сельского хозяйства. Такие предприятия являются для своей страны надежным источником импортной продукции.

Итак, в сложившейся ситуации, наиболее слабым местом японского сельского хозяйства сегодня является низкая эффективность производства, т.к. сельскохозяйственная продукция Японии в ценовом отношении неконкурентоспособна на внешнем рынке из-за высоких издержек производства и дороговизны относительно аналогичной продукции стран-экспортеров. Именно из-за низкой ценовой конкурентоспособности Япония вынуждена защищать внутренний рынок сельскохозяйственной продукции. А снижение себестоимости, повышение объемов производства и качества сельскохозяйственной продукции являются одними из главных задач аграрной политики японского правительства сегодня, в первую очередь для того, чтобы исключить зависимость от внешних поставщиков сельскохозяйственной продукции и обеспечить продовольственную безопасность страны.