Митрополит мурманский и мончегорский. Митрополит мурманский симон пожаловался на сложные отношения с властью

Дата рождения: 14 ноября 1949 г. Страна: Россия Биография:

В 1967 г. окончил среднюю школу, работал на Полтавском комбинате строительных материалов, в 1968-1970 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1971 г. поступил в Полтавский медицинский стоматологический институт, затем перешел в Куйбышевский медицинский институт, который окончил в 1977 г.

В 1977-1979 гг. работал военным врачом воинской части г. Черняховска Калининградской обл., в 1979 г. уволился в запас, работал врачом-терапевтом в поликлинике г. Куйбышева.

В 1980 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — в .

2 декабря 1983 г. пострижен в монашество, 8 января 1984 г. рукоположен во иеродиакона, 15 февраля — во иеромонаха.

В 1987 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и в том же году назначен настоятелем Петропавловского храма в Самаре.

В 1988 г. возведен в сан игумена.

В 1990 г. назначен благочинным 2-го округа Куйбышевской епархии, возведен в сан архимандрита.

С августа 1990 г. — секретарь митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва).

С 1991 г. преподавал практическое руководство для пастырей в СПбДС, с 1994 г. — каноническое право в СПбДА.

8 октября 2013 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. () назначен Преосвященным Орловским и Болховским, главой , с освобождением от управления Мурманской епархией.

Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 г. () почислен на покой. Местом пребывания определен г. Мурманск.

Образование:

1977 г. — Куйбышевский медицинский институт.

1983 г. — Московская духовная семинария.

1987 г. — Московская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 2009 г. — прп. Серафима Саровского II ст.;
  • орден и медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

Светские:

  • государственный орден «Знак почета».

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ
МИТРОПОЛИТ МУРМАНСКИЙ и МОНЧЕГОРСКИЙ СИМОН

возлюбленным о Господе пастырям, монашествующим
и всем верным чадам Мурманской и Мончегорской Епархии
Московского Патриархата

АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры, жизнь каждого из нас преисполнена всевозможных испытаний. В той или иной мере в ней всегда есть испытания особенно тяжёлые. Мы с вами, не побоюсь сказать, пережили не простой, но один из тяжелейших и, возможно, переломный год. У Екклезиаста сказано, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еклл. 6, 7). Чем напряжённее наши труды «для рта», тем острее душа чувствует голод. Кто может насытить душу? Только Господь Бог, никто и ничто, кроме Него. Поэтому, чем тяжелее времена, тем больше нуждается наша душа во Христе, тоскует по Его утешению, по Божественному хлебу и питию, по радости, которые подаются нам от горнего мира. Откровение Бога приходит к нам через духовную нужду и страдания. Чем сильнее страдания, чем больше трудностей на пути, чем отчаянней поиск Бога, тем скорее Бог приходит на помощь, открывается в свете (1 Ин. 1, 5), истине (1 Ин. 5, 20), любви (1 Ин. 4, 8) и указывает путь.

На наших глазах мир стремительно погружается в ложь и неправду так, что даже светлые и добрые слова теряют силу. Ложь – это не просто лёгкий обман. Это попытка подменить реальность несуществующим положением вещей и дел, замарать её и превратить во что-то другое, кажущееся, мираж, создать иллюзию и как бы предложить, навязать ею жить. Помните слова Христа: «…когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень… когда попросит рыбы, подаст ему змею…» (Лк. 11, 11).

Господь обличает ложь как дьявольское дело: «Ваш отец дьявол… ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи», «он… человекоубийца» (Ин. 8, 44), «обольщающий всю вселенную» (Откр. 12, 9). Дьявол – лукавый – зло – не является абстракцией, но обозначает личность: падшего ангела, сатану, который восстаёт против Бога. Он идёт наперекор Божьему замыслу и Божьему делу спасения, совершаемому во Христе. Нет малой лжи, есть только ложь, и она всегда есть отстранение от того, что происходит на самом деле, и химерическим созиданием того, чего нет. Причём ложь всегда бывает как бы плетением невидимой паутины, в которую можно уловить человека и целый народ, всё равно, в конечном итоге – это смерть.

Живой душе всегда болезненно и трудно переносить всякую неправду. В заповедях Блаженства Господь утешает нас обетованием: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Бог зовёт нас в Своё собственное и непреходящее блаженство. В вечной жизни Царствия Божьего найдём мы ту правду, которой так мало на земле.

Жаждущие правды знают, что тяжесть неправды основана на немилосердии. Всякая неправда основана на немилосердии, в этом её суть. Во время разгула лжи мы все нуждаемся в том, чтобы быть помилованными. «Милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Но больше мы нуждаемся в противоположном, в том, чтобы самим быть милосердными, милостивыми. «Блаженнее давать, нежели принимать», – учит Господь (Деян. 20, 35). Когда дают томимому голодом пищу или дрожащему от холода тёплую одежду, не чувствует ли он себя в это время счастливым? Но блаженнее в этой ситуации оказывается именно тот, кто даёт. Блаженство его состоит в чувстве делаемого или сделанного им добра, а проявляется это чувство в глубине сердца. Оказывая милость, мы утешаемся Христом, душа наша омывается и получает Божественную поддержку, мы возрастаем и укрепляемся в Царстве Божьем. Сам Господь Бог наш совершает превосходящую наше понимание Любовь и Милость. Рождение Сына Его Единородного на земле, исполненной неправды, – это Божественная Любовь и Божественная Милость.

Материальные блага становятся подлинными благами и действительно нашими только тогда, когда их материальная ценность трансформируется в духовную. Если любовь настоящая, она сверхъестественна. Она обладает Божественной властью преображать мир и человека, прощать грехи свои и чужие. Чтобы так любить, надо принять и усвоить любовь от Бога. Это похоже на то, как зажигают свечи: сначала первую, от первой вторую и так далее, пока всё пространство не наполнится светом. Свет изгоняет тьму. Нет в жизни прекраснее миссии, чем своей любовью преподавать Божью любовь.

Бог обитает в небесах. «…Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк. 10, 22). Вот сейчас наступило на земле время полноты Божественного откровения, когда «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), большего откровения нам не будет.

Христово Рождество! Бог открывается через Своего Сына Единородного как наш Спаситель и Любовь! В нашу человеческую действительность, в сёла и города, где обитает человек, Бог идёт к Своему народу и подаёт огонь Своей спасительной Божественной Любви. Зажжём Его любовью, как свечи, свои сердца! Аминь.

Рождество Христово
2017 год
Мурманск

Симон , МИТРОПОЛИТ
МУРМАНСКИЙ и МОНЧЕГОРСКИЙ

Дата рождения: 27 мая 1953 г.
Дата хиротонии: 24 ноября 2013 г.
Дата пострига:11 июня 2000 г.
Страна: Россия

Биография:

Родился 27 мая 1953 г. в Санкт-Петербурге. Крещен в младенчестве в Никольском Морском кафедральном соборе Петербурга.

В 1976 г. окончил Высшее военно-морское командное училище и в звании лейтенанта ВМФ убыл на службу на Северный флот. С 1979 г. - командир кораблей различных классов.

В 1995 г. окончил Военно-морскую академию. В 1997 г. демобилизован в звании капитана 2-го ранга.

С 1998 г. - пресс-секретарь епископа Мурманского Симона и руководитель издательства Мурманской епархии. Основатель и первый редактор газеты Мурманской епархии «Православная миссионерская газета».

В 1999 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру.

В 2000 г. получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества.

11 июня 2000 г. архиепископом Мурманским Симоном пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана, первого патриарха Константинопольского.

До избрания во епископа являлся настоятелем Успенского прихода с. Варзуга, благочинным Терского округа, председателем комиссии по канонизации святых Мурманской епархии.

В 2009 г. присвоена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации, подготовленной на кафедре истории Русской Церкви ПСТГУ (тема «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов»).

С 2010 г. - член Союза писателей России.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 111) избран епископом Североморским и Умбским.

Наречен во епископа 1 ноября 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 24 ноября за Божественной литургией в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 138) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.

6 июня 2018 г. на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта избран председателем комиссии.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 46) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 10) назначен Преосвященным Мурманским и Мончегорским, главой Мурманской митрополии, с поручением временного управления Североморской епархией.

17 марта 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

1976 г. - Высшее военно-морское командное училище.

1995 г. - Военно-морская академия.

2005 г. - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Митрофана (Баданина) при наречении во епископа Североморского и Умбского.

Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов (кандидатская диссертация).

2012 г. - медаль прп. Трифона Печенгского I ст. (Мурманская епархия);
2018 г. - орден прп. Серафима Саровского III ст.

12-летие Мурманской епархии, пришедшееся на 27 декабря, в канун Нового года осталось почти незамеченным. Но журналисту «Комсомолки» удалось встретиться с Его Высокопреосвященством архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном.

Кировку могли снести

Владыко, до приезда в наш край вы служили в других регионах. Чем вам понравилось Заполярье?

Здесь интереснее служить, чем в других областях. Во-первых, мы отдалены и начинали почти с нуля, а Мурманск, как вы помните, в советские годы был единственным областным центром, где не имелось определенное время ни одного прихода православной церкви. На Кольской земле очень ярко выражена жизнь, здесь она острее, чем в иных

местах, она бурлит. Здесь в людях много творчества, эмоций, переживаний, а именно это и соответствует понятию полноты жизни.

При вас Русская православная церковь в Мурманской области получила очень мощное развитие. В Заполярье вернулся колокольный звон. Построены десятки церквей. Тысячи северян возвратились к вере. Но один из самых значительных планов епархии - возведение морского собора - пока не реализован. Когда начнется строительство?

Строительство собора - вопрос принципиальный для епархии. Это долг города перед церковью, перед прихожанами. Вспомните, Мурманск ведет свое начало именно с закладки кафедрального собора в 1916 году! Там позже был построен ДК им. Кирова. И вопрос о возврате территории Церковью поднимался. (К. слову, такие прецеденты были - взять хотя бы Москву, где храм Христа Спасителя решили восстанавливать на историческом месте. - Авт.). Но в итоге мы пришли к решению не трогать ДК -Олег Петрович Найденов предложил землю у Семеновского озера.

О дате начала строительства сказать сложно. Много вопросов, в том числе финансовых. Пока епархия решает более скромные, но также важные задачи. К примеру, полным ходом идет постройка подворья Трифонова Печенгского монастыря на ул. Кооперативной... Можно отметить лишь дату завершения строительства собора. Наш долг возвести его к 100-летию Мурманска, к октябрю 2016 года. Мы сделаем это, с помощью Божьей.

Монастырь восстановят на историческом месте

Вы коснулись монастырского подворья. Меж тем сам монастырь в Печенге недавно сгорел. Будете восстанавливать?

Дело в том, что сгорел вовсе не тот самый, известный нам из истории края, Трифонов Печенгский монастырь. Сгорела бывшая часовня, построенная в 1890 году на месте кладбища, где погребены 116 мучеников, убитых шведами на Рождество Христово в 16 веке. Перед революцией там проходили службы, после передачи в 1921 году Печенги в состав Финляндии часовня превратилась в лютеранскую кирху, по окончании войны была складом, клубом...

Сам же монастырь находился в стороне от Печенги, в районе п. Корзуново, и решение о его восстановлении мы приняли еще в прошлом году. Готов его эскизный проект: Сретенская церковь и жилые здания для монашествующих. Решается вопрос с передачей земли. Это непросто - район находится в погранзоне. А на месте пепелища мы воссоздадим часовню. Так будет соблюден принцип историчности.

«Мы не вмешиваемся в дела других религий»

Ваше Высокопреосвященство, Кольская земля - это территория традиционно православная. Как вы относитесь к появлению или к планам строительства у нас иных религиозных объектов? К примеру, католического храма, мечети?

Раньше я более болезненно относился к этому вопросу, сейчас нет. Разобрался для себя, что белое, а что черное. Православие - это не просто белое, это светлое.

Очень важный вопрос - востребованность. У нас много храмов, и все они наполнены приходящими к Господу людьми. Это главное.

Недавно в Мурманске открылся храм Римской католической церкви. Как к этому нужно относиться? Спокойно. Надо понимать, что этот процесс двигается искусственно, католицизм у нас насаждается. В городе нет естественной востребованности в большом католическом храме. Мы с большим уважением относимся к католикам, но на мурманском Севере их всегда были единицы. Иногда они обращались в епархию с просьбами о причащении, отпевании... Во власти епископа это разрешить, и я разрешал. Регистрация католической общины стимулировалась извне. Даже священник сюда прислан из Испании, а деньги на постройку храма перечислила международная организация «Каритаз». Меня приглашали на открытие храма, я отказался. РПЦ придерживается принципа невмешательства во внутренние дела других конфессий, мы не занимаемся прозелитизмом (переманивание верующих из одной конфессии в другую. - Авт.).

Что касается ислама, то это традиционная для России религия. Мусульмане веками живут бок о бок с православными. Много их и на Севере. Дал бы я благословение на строительство мечети? Нет. Но исключительно из принципа невмешательства, это не моя компетенция.

Вернутся ли священники на боевые корабли?

В последние годы священников можно встретить и на боевых кораблях, и в тюрьмах... Стоит вопрос о работе в школах. Это миссионерство, дань традициям или что-то иное?

Нельзя выделить особо какой-то отдельный момент. Но если уйти от религиозных аргументов, то у этой работы есть и ощутимый практический аспект. К примеру, мы строим часовни в исправительных колониях. Заключенные могут помолиться там, переосмыслить себя, увидеть иной дальнейший путь в жизни. Уменьшится ли количество осужденных, которые после освобождения вернутся к совершению преступлений? Несомненно. Есть ли польза от этого обществу? Есть.

Были разговоры, что священник отправится даже в дальний поход на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», который сейчас происходит...

К сожалению, главком нашу инициативу не принял. Но мы на время похода передали военным морякам икону с мощами адмирала Федора Ушакова.

А в чем причина запрета?

Думается, главная причина - неприятие со стороны существующей на флоте системы. Если возродить на флоте добрые дореволюционные традиции присутствия священнослужителей, то кто-то потеряет свои звания, должности, станет не нужен... Момент ответственности тоже действует... На все необходимо время... То же самое можно сказать и про работу в школах. Мы ведем переговоры о необходимости преподавания там основ православной культуры, но пока система сопротивляется изо всех сил.

С Рождеством Христовым!

Владыко, наверное, у вас сформировался средний портрет прихожанина. В чем главная ошибка людей?

Мы часто не живем в вере, а представляем себя в ней. Как эксперты рассуждаем о жизни, а должны быть не экспертами - должны просто жить. Жить по заповедям Божьим, жить активно, окунаясь в саму жизнь. И такая активная жизнь выражается в том числе и приходом в церковь.

На днях прошел большой праздник - Рождество Христово. Что пожелаете северянам? Как нужно вести себя в такие дни?

Христос рождается для того, чтобы встретиться с каждым из нас. Он приходит к каждому человеку. И должно быть встречное действие. Мы должны прийти на встречу, принять Его в своем сердце, в своем доме. Прийти к Христу в храм Божий. Должно быть благоговение и покаяние в человеке. Это действительно большой праздник для нас. С Рождеством Христовым!

Спасибо, владыко.

Андрей КИРАШЕВ.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Его Высокопреосвященство Симон (в миру Валентин Петрович Гетя) родился в ноябре 1949 года в семье военнослужащего. В 1977 году окончил военно-медицинский факультет медицинского института в Самаре.

1977-79 гг. - военный врач, после увольнения в запас -терапевт в поликлинике в Куйбышеве.

В 1980-м поступил в Московскую духовную семинарию, затем, по ее окончании, в Московскую духовную академию.

В 1983 году пострижен в монашество, рукоположен в священный сан. Пройдя 12-летний путь священнослужителя, 27 декабря 1995 года назначен епископом Мурманским и Мончегорским. С 2004 года - архиепископ.