Тропарь дневной. Православный календарь

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016

* * *

Предисловие

За два тысячелетия христианства появилось много людей, совершивших подвиги за веру. История полна воспоминаниями об их беззаветном служении Иисусу Христу и Его заветам. Каждый день в году является днем памяти о таких людях. Для почитания их нужно читать специальные тексты – тропарь и кондак. Тропарь в православной церкви – краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Кондак – стихотворная повествовательная проповедь, посвященная тому или иному церковному празднику.

Пророку

Тропарь, глас 2

Пророка Твоего (имя) память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

(Перевод: Пророка Твоего (имя) память Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши!»)

Кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо яко настоящая далече сущая, сего ради тя почитаем, пророче блаженне (имя), славне.

(Перевод: Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее как настоящее. Потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, (имя), славный).

Апостолу

Тропарь, глас 3

Апостоле святый (имя), моли Милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

(Перевод: Апостол святой (имя), умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим).

Кондак, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, Апостоле (имя), чудес Твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего Апостола, Многомилостиве.

(Перевод: Как звезду пресветлую Церковь всегда имеет тебя, Апостол, (имя), обильным явлением чудес твоих просвещаясь. Потому мы взываем Христу: «Спаси почитающих с верою память твоего Апостола, Многомилостивый).

Святителю

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче (имя), моли Христа Бога, спастися душам нашим.

(Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель (имя), моли Христа Бога о спасении душ наших).

Кондак, глас 2

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю (имя), со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

(Перевод: Божественный гром, труба духовная, веры насадитель, и искоренитель ересей, Троицы служитель, великий святитель (имя), со Ангелами предстоя всегда, моли непрестанно о всех нас).

Преподобному и столпнику

Тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш (имя), постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

(Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш (имя): постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления).

Тропарь столпнику, глас 1

Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и Безплотных жительству сый в телеси, (имя), отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

(Перевод: Терпения ты сделался столпом, подражая праотцам, преподобный: Иову – в страданиях, Иосифу – в искушениях, и жизни безплотных – пребывая во плоти, (имя) отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших).

Кондак, глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, (имя), отче наш, моли непрестанно о всех нас.

(Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, (имя), отче наш; моли непрестанно о всех нас).

Мученику

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, (имя), во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

(Перевод: Мученик Твой, Господи, (имя) подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши).

Кондак, глас 2

Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями Твоими, страстотерпче (имя), и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

(Перевод: Звездою светлой, не обманчивой явился ты миру, солнце – Христа – возвещая сиянием твоим, страстотерпец (имя), и все обольщение угасил, нам же подаешь свет, молясь непрестанно о всех нас).

Священномученику

Тропарь, глас 4

И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче (имя), моли Христа Бога спастися душам нашим.

(Перевод: И нравам Апостольским сопричастником и престола их наследником став, делами ты, богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик (имя), ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших).

Иной тропарь, глас 4

Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная и, веру соблюд, равное течение совершил еси, священномучениче (имя), моли Христа Бога спастися душам нашим.

(Перевод: Добродетели обученный и умеренный во всем, доброй совестью достойно священства облеченный, ты от Павла почерпнул – сосуда избранного – неизреченное и, веру сохранив, окончил равный с ним путь, священномученик (имя), ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших).

Кондак, глас 4

Во святителех благочестно пожив и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре. Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш (имя).

(Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы и стал защитником твоего стада, богомудрый. Потому, почитая тебя, таинственно взываем тебе: «От бед избавляй нас всегда твоими мольбами, отче наш (имя)!»).

Мученице

Тропарь, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, (имя) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

(Перевод: Агница Твоя, Иисусе, (имя) взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши).

Кондак, глас 2

Храм Твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти, дево мученице (имя), великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

(Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица (имя), чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»)

Январь

1 января

День Ильи Муромца (1188), княжеского воина-дружинника и инока Печерского монастыря

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII–XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

День мч. Вонифатия (290)

Некогда в Риме проживала женщина по имени Аглаида. Ее отец в прошлом был начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, она предавалась разным грехам. У нее был раб Вонифатий, который управлял ее имениями и был ее сожителем. Вонифатий был не лишен добродетелей: был милостив к нищим и отзывчив ко всем, кого постигало несчастие. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог стать господином над своими страстями. Аглаида и Вонифатий чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида, рассмеявшись, назвала его грешником, но затем, укоряя, сказала, что ему следует тщательно хранить себя от всякого безобразия и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно.

Вонифатий задумался над ее словами. В пути он много думал и решил поститься: не есть мяса, не пить вина и усердно молиться.

Наконец Вонифатий и его сопровождающие прибыли в Киликию (Малая Азия), в город Тарс, где царем Диоклетианом и соправителем его Максимианом проводилось жестокое гонение на христиан, верующие подвергались тяжким мучениям. Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили праведников. Там он увидел страшное зрелище. Множество народа собралось смотреть на страдания христиан. Один из них висел вниз головой, а на земле под ним был разведен огонь. Другой был крестообразно привязан к четырем столбам. Третий лежал, перепиленный пилой. Четвертого мучители строгали острыми орудиями. Другим выкалывали глаза, отсекали части тела, сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он катался по земле… Но странно: на всех лицах была видна духовная радость, потому что переносить нестерпимые для человека мучения мученикам помогал Сам Бог.

Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные лица святых мучеников, Вонифатий бросился к ним, начал обнимать мучеников и громко воскликнул: «Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!»

Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Первое и самое любимое мое имя – христианин; пришел же сюда я из Рима; имя же, данное мне от родителей – Вонифатий». Затем блаженный отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: раздели и, повесив вверх ногами, били так, что мясо отпадало от костей. Затем палачи вонзали ему иглы под ногти, но чудо! – он остался невредим.

Наконец был дан приказ влить мученику в горло расплавленное олово. Пока его растапливали, святой, воздев к небу руки, молился: «Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты – единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю». Потом он попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: «Велик Бог христианский! Велик есть Царь – Христос! Все веруем в Тебя, Господи!»

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы опрокинуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья вновь призвал Вонифатия. Его хотели бросить в котел с кипящей смолой, но его защитил сошедший с небес Ангел. Тогда святого приговорили к смерти. Перед казнью мученик взмолился Богу, прося Его милости и вразумления людям, заблуждающимся в язычестве. Из ран казненного Вонифатия потекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Спутники святого Вонифатия нашли его тело, выкупили его за 500 золотых монет и повезли в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и рассказал о случившемся, наказав ей почитать мощи Вонифатия. Аглаида построила храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес.

Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия. Мученику Вонифатию молятся об избавлении от греха пьянства, наркомании и курения.

Тропарь мученику Вонифатию, глас 4

Мученик Твой, Господи Вонифатие, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Тропарь мученика Вонифатия, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

День свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI)

Святой Вонифатий был родом из Тускийской области в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, он снимал с себя одежду и отдавал нищему. Поэтому Вонифатий мог вернуться домой без хитона или свиты (названия греческой одежды – нижней и верхней), и мать его, сама бывшая бедной вдовой, часто сердилась на него и говорила: «Напрасно ты так поступаешь, одевая нищих, сам будучи нищим».

Однажды она вошла в житницу, в которой на весь год был заготовлен хлеб, и нашла ее пустой: Вонифатий тайно раздал бедным все запасы. Мать заплакала, стала бить себя по лицу и сокрушаться: где теперь ей было найти запасов на весь год. Услышав ее, Вонифатий попытался ее утешить, но его слова не могли успокоить ее печаль и тревогу. Тогда он попросил мать выйти из житницы. Сам мальчик пал на колени и стал горячо молиться – и тотчас житница наполнилась пшеницей. Вонифатий, возблагодарив Бога, позвал мать. С тех пор она больше не запрещала сыну помогать нищим и позволяла отдавать им столько, сколько ему потребуется.

Святой Вонифатий впоследствии стал епископом в городе Ферентине (в Италии) и совершил много чудес. Ферентийская епископия находилась в большой бедности. Епископ не имел на свое пропитание никакого церковного имущества, кроме одного дохода с виноградника, принадлежавшего церкви.

Однажды был большой град и побил все лозы с ягодами, так что осталось лишь немного кистей винограда. Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и лишь поблагодарил Бога за новое испытание.

В один день он велел своему пресвитеру приготовить все имевшиеся в доме сосуды для вина. Сам он с помощником разлил понемногу небольшое количество вина, выжатое из сохранившихся лоз, во все сосуды. Святой повелел позвать нищих и по обычаю раздать им церковное вино. И чудо: в кувшинах образовалось столько вина, сколько потребовалось для всех пришедших. После этого хранилище было запечатано. А через три дня оказалось, что все сосуды и кувшины были переполнены вином. Святой запретил ему говорить кому-либо об этом, избегая человеческой славы.

В другой раз в день памяти святого мученика Прокла (25 июля)святой Вонифатий предсказал гибель нечестивого скомороха.

Однажды Вонифатий, не имея своих денег, отдал нищим двадцать монет своего внука, пресвитера Констанция. Констанций сильно расстроился, узнав об этом. Тогда святой отправился в церковь Пресвятой Богородицы и помолился Богу. И Господь помог Своему служителю – неожиданно перед святым появились двадцать новых монет.

Однажды Вонифатий принял у себя двух путешествующих, провожая их, он в благословение дал им небольшой сосуд с вином. В продолжение пути они несколько раз пили из него вино, но оно не только не убывало, но всегда до краев наполняло сосуд.

Известно также и о другом чуде, совершенном милостивым и щедрым святым, про которое рассказал один из клириков той страны. Однажды епископ Вонифатий вошел в свой виноградник и увидел, что множество гусениц покрывает листья растений, вся зелень должна была погибнуть. Тогда святой сказал гусеницам: «Заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы». И по слову Божьего угодника все до одной гусеницы немедленно вышли из виноградника.

Епископу Вонифатию Милостивому молятся, чтобы он помогал смиренно творить милостыню и ходатайствовал пред Господом, чтобы по его предстательству не кончалось «потребное для привременной жизни». Ему также молятся о избавлении от пьянства.

Тропарь Вонифатию Милостивому, глас 4

Правило веры и образ кротости, /воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Вонифатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак Вонифатию Милостивому, глас 2

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, / великий святителю Вонифатие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

День мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308); мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV); свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552)

2 января

Предпразднство Рождества Христова

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4

Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем./ Христос раждается прежде падший возставити образ.

День памяти прав. Иоанна Кронштадтского (1908)

Праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября (по новому стилю – 1 ноября) 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры Власьевны. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, празднуемого в тот день. Вскоре после крещения младенец Иоанн стал заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию святого таинства крещения, стали с особой ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

По примеру родителей сын Ваня привык терпеливо переносить нужду и всегда полагаться на Божию помощь. На шестом году отрок Иоанн с помощью отца начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику и дома, и в приходском училище, куда отец определил его, собрав последние средства. Иоанн часто молился о даровании ему разумения в науках. Однажды ночью после такого слезного моления у него «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно стало на душе», как вспоминал отец Иоанн позднее. Ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги – и о, счастие! – с того дня он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное. Как вспоминал он сам: «В короткое время я подвинулся вперед настолько, что уже перестал быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше я успевал в науках».

Одним из первых Иоанн Сергиев окончил училище, потом так же успешно Архангельскую духовную семинарию, а потом был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Еще учась в семинарии, он лишился отца и, чтобы не оставлять мать без поддержки, добился в правлении академии назначения на канцелярскую работу и весь свой скудный заработок отсылал ей.

Однажды, размышляя о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветой и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в детских видениях. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

Брак требуется обычаями Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру. Но брак отца Иоанна и Елизаветы Несвитской был не плотским, они жили как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», – так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни.

С первого же дня после рукоположения батюшка Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и людям и стал ежедневно служить Божественную литургию. Он молился, учил и помогал многим. Его усердие было поразительно. На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно.

При первом же знакомстве с паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном равнодушии, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей. Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил отец Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем»… С таким сознанием он пошел к людям и шел всю жизнь, всех побеждая и возрождая силой своей истинно пастырской состраждущей любви.

На, казалось бы, нравственно погибших людей, презираемых всеми, обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых отец Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими человеческий образ, первыми открыли святость отца Иоанна.

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Но все эти испытания и глумления отец Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изменяя принятого им образа жизни. И, с Божией помощью, он победил.

Свое служение милосердия отец Иоанн не оставлял никогда. Он не понаслышке знал, что такое нужда и нищета. Огромные суммы, которые ему жертвовали уже как всенародно известному праведнику и пастырю, он тратил на бедных. Ежедневно кормил тысячу нищих. Устроил в Кронштадте замечательное учреждение – Дом Трудолюбия, со школой, церковью, мастерскими и приютом. При этом Доме имелись лечебница, курсы для обучения ремеслу, школы для детей (на 300 человек) и для взрослых, ночлежный и странноприимный дом. Не забывал праведный Иоанн и свою родину – Суру. Часто приезжал туда. Открыл там лавку, где продавались по дешевой цене необходимые в крестьянском быту товары. Построил каменную церковь в честь святителя Николая, а также школу. А в 1899 г. основал в Суре женский монастырь. При нем имелась школа, где обучались ежегодно от 30 до 50 крестьянских девочек.

Хотя однажды отец Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Неверующая интеллигенция и ее печать намеренно замалчивали эти явления силы Божией. Но все же очень много чудес записано и сохранено в памяти. Сам отец Иоанн смиренно принял новый пастырский долг. После двух первых исцелений, который совершил Бог его молитвами, отец Иоанн сказал: «Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить».

По молитве отца Иоанна совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвой и возложением рук святого праведника самые тяжкие болезни, когда медицина отказывалась. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. По молитве отца Иоанна прозревали слепые. Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 году). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к отцу Иоанну в нечувствительном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.

Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили помянуть. Святой исцелял силой своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения был наградой праведнику за его великие подвиги – молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Отец Иоанн замечательным проповедником. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких томов. Особой популярностью у верующих пользуется его пастырский дневник «Моя жизнь во Христе». Это был дневник духовной жизни святого отца, запись благодатных мыслей и чувств, которых удостоился он, по его собственным словам, «от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы». «Моя жизнь во Христе» ярко свидетельствует об аскетической борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани» которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Дневник этот нельзя только «прочитать» – его надо всегда перечитывать, и всегда найдешь что-то новое, живое, святое.

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимой настольной книгой. Основная мысль всех письменных творений Кронштадского святого – необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

Свыше двадцати пяти лет отец Иоанн был педагогом в кронштадских училище и классической гимназии, где он преподавал Закон Божий. На его занятиях не было неспособных. Он не заставлял учеников зубрить Евангельские заповеди «из-под палки», а старался, чтобы они усваивали их сердцем и следовали им в жизни. Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому. Заступался за неуспевающих учеников, сам принимался за их исправление и помогал становиться полезными для общества.

По свидетельству очевидцев и сослуживших, совершение отцом Иоанном Божественной литургии представляло собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотой веры. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по многочисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Но и самая слава отца Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. По желанию верующих отцу Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божиим и жаждой получить целительное благословение. Не только Харьковский собор, но и площадь около него во время служения отца Иоанна 15 июля 1890 года не могли вместить молящихся, которые наполняли даже все прилегающие улицы.

В Понедельник

Небесных Чинов Бесплотных

Тропарь, глас 4
Небесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы, недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих: / от бед избавите нас, / яко чиноначальницы вышних Сил.
Кондак, глас 2
Архистратизи Божии, / служителие Божественныя славы, / Ангелов начальницы и человеков наставницы, / полезное нам просите и велию милость, / яко Безплотных Архистратизи.

Во вторник
Крестителя и Предтечи Иоанна

Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 2
Пророче Божий и Предтече благодати, / главу твою, яко шипок священнейший от земли обретше, / исцеления всегда приемлем, / ибо паки, якоже прежде, / в мире проповедуеши покаяние.

В среду и пятницу
Креста

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое oружие мира, / непобедимую победу.

В четверг
Апостолов

Тропарь, глас 3
Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.
Кондак, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, / Едине, сведый сердечная.

И Святителя Николая

Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, / Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, / положил еси душу твою о людех твоих / и спасл еси неповинныя от смерти. / Сего ради освятился еси, / яко великий таинник Божия благодати.

В Субботу
Всех Святых, и За Умерших

Тропари, глас 2
Апостоли, мученицы и пророцы, / святителие, преподобнии и праведнии, / добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, / дерзновение имуще ко Спасу, / о нас Того, яко Блага, молите, / спастися, молимся, душам нашим.

Слава: Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, / и елика в житии согрешиша, прости: / никтоже бо безгрешен, токмо Ты, / могий и преставленным дати покой.
И ныне: Мати Святая неизреченнаго Света, / ангельскими Тя песньми почитающе, / благочестно величаем.

Кондак, глас 8
Яко начатки естества Насадителю твари, / вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики; / тех молитвами в мире глубоце / Церковь Твою, жительство Твое, / Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Глас 6
Со святыми упокой, / Христе, / души раб Твоих, / идеже несть / болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная.

Тропари и Кондаки Дней Седмицы

В Понедельник

Бесплотным Силам

Тропарь, глас 4
Небесных воинств Архистратиги, / непрестанно молим вас мы, недостойные, / чтобы вы оградили нас вашими молитвами / под кровом крыл невещественной вашей славы / сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: / "От бед избавьте нас, / как начальники Вышних Сил!"
Кондак, глас 2
Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, / Ангелов начальники и людей наставники, / полезное нам испросите и великую милость, / как бесплотных Архистратиги.

Во вторник
Св. Иоанну Предтече

Тропарь, глас 2
Память праведника чтится похвалами, / тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, / ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, / ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. / Потому за истину пострадав с радостью, / благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, / подъемлющего грех мира / и подающего нам великую милость
Кондак, глас 2
Пророк Божий и Предтеча благодати, / главу твою как священнейшую розу в земле обретя, / мы всегда получаем исцеления, / ибо снова, как и прежде, / ты возвещаешь в мире о покаянии.

В среду и пятницу
Св. Кресту

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы православным христианам над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак, глас 4
Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.

В четверг
Св. Апостолам

Тропарь, глас 3
Апостолы святые, / умолите милостивого Бога, / да согрешений прощение / подаст Он душам нашим
Кондак, глас 2
Непоколебимых и богогласных проповедников, / высших из учеников Твоих, Господи, / Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; / ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, / Один, знающий то, что в сердцах.

И Святителю Николаю

Тропарь, глас 4
Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная истина. / Потому ты приобрел смирением – высокое, / нищетою – богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 3
В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, / ибо Христово Евангелие исполнив, / положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих / и неповинных спас от смерти; / потому был ты освящен, / как великий служитель таинств Божией благодати.

В Субботу
Всем Святым и За Упокой

Тропари, глас 2
Апостолы, мученики и пророки, / святители, преподобные и праведные, / подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, / дерзновение пред Спасителем имея, / Его за нас, как благого, умолите, молимся, / во спасение душам нашим!
Слава: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих / и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: / ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. / Ты можешь и преставившимся дать покой.
И ныне: Матерь святая неизреченного Света, / мы, благоговейно почитая Тебя, / ангельскими песнопениями величаем.
Кондак, глас 8
Как первые плоды природы Насадителю всего творения / вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. / Их мольбами и ходатайством Богородицы, / Церковь Твою – Твой народ / в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Глас 6
Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.

Данная статья содержит: молитва тропарь дня - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Тропарь дня, или праздника.

(Если Неделя (воскресенье), тропарь воскресный по гласу. Если же нет, настоящие тропари, глас 6-й):

«Помилуй нас, Господи, помилуй нас,

ибо, не находя себе никакого оправдания,

молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем,

не прогневайся на нас сильно

и не вспомни беззаконий наших:

но воззри и ныне, как Милосердный

и избавь нас от врагов наших.

Ибо Ты – Бог наш и мы – Твой народ,

все мы дело рук Твоих

и имя Твоё призываем.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Милосердия двери отверзи нам,

дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились,

но избавились молитвами Твоими от бед,

ибо Ты – спасение рода христианского».

Толковый православный молитвослов

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Тропари дневные на всю седмицу:

В седмичные (будние) дни совершаются службы ликам, или чинам святых. Каждый день седмицы (недели) посвящен определенной памяти и имеет соответствующий тропарь. Дневные тропари включаются в Последование ко Святому Причащению; желательно также включать их в ежедневное молитвенное правило, в число утренних молитв (удобнее всего в конце их, наряду с тропарями чтимым святым и тропарем Кресту).

В понедельник:

В первый день после Недели (воскресенья), понедельник, Церковь воспоминает Небесные чины бесплотные, которые в соборе святых после Божией Матери, Честнейшей Херувим, занимают первое место и сотворены прежде человека.

Тропарь Небесным чинам бесплотным, Глас 4:

Небесных воинст Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних Сил.

Архистратизи – военачальники (архистратиг – верховный стратег); мы обращаемся к верховным чиноначалиям вышних Сил – предводителям Небесного ангельского воинства. Присно – всегда. Кровом крил – покровом крыл.

Создатель этого тропаря – преподобный Иоанн Дамаскин.

Во вторник:

Вторник посвящен памяти Иоанна Предтечи, который прославляется больше всех человеков (см.: Мф.11:11); в лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков.

Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну, Глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же доалеет свидетельство Господне, Предтече; показал бос я еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземляющаго греха мира и подающаго нам велию милость.

Довлеет – достаточно. Показал бос я еси – ибо ты явился. Показал бос я еси – ибо ты явился. Честнейший – славнейший (достойный наибольшей чести). Вземляюшаго – Взявшего на Себя.

Тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече. – Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк.7:27-28).

Благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию. Проповедь Предтечи была продолжена во аде, где она также предшествовала проповеди Спасителя (пред воскресением). В службе ко дню Усекновения главы Иоанна Предтечи поется: Предвари бо во аде Жизнь, проповедати сущим во тьме и сени смертней сидящим свыше Восток, Христа Бога нашего (стихиры на литии).

В среду и пятницу:

В среду вспоминается предание Господа на смерть и бывают молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, так как на нем Господь претерпел смерть за нас. В пятницу (по-церковнославянски – пяток) бывает воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте. И среда, и пятница – дни, посвященные Кресту Господню, поэтому еще с апостольских времен Церковь сохраняет в эти дни пост.

Тропарь Кресту Господню, Глас 1

Спаси Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство .

В четверг (по-церковнославянски – четверток) воспоминаются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, а в лице его и все святители.

Тропарь святым апостолам, Глас 3

Апостоли святии, молите Милостливаго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю Николаю, Глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Правило – здесь: мерило, образец. Образ – здесь: образец. Яви – явил. Яже вещей истина – есть подлежащее предложения, поставленное в конце его, и означает – познание истины. Высокая – здесь: величие. Богатая – богатство. Священноначальниче – начальник священнослужителей, то есть епископ (звательный падеж).

Этот тропарь является также и общим тропарем святителю – то есть тропарем, который может применяться к любому святителю. Таким образом, святитель Николай предстает пред нами и как "правило и образ" святителя вообще.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина. В пособиях начала ХХ века дается такое понимание этого выражения: яже вещей истина переводилось как "познание истины": "Познание истины сделало тебя для паствы твоей мерилом веры, образцом кротости, учителем воздержания"; Сего ради: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения "сего ради" как предлога: "благодаря этому", "поэтому").

Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Приобрел смирением величие (высоту неба), нищетою – богатство (рая). Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковнославянском Евангелии: смиряяй же себе), тот возвысится (Мф.23:12; также Лк.14:11; 18:14); "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор.8:9).

Суббота издревле чтилась как седьмой день по создании мира, когда Господь почил от дел творения, освятил и благословил день. Будучи последним днем седмицы, суббота указует на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому в этот день Церковью вспоминаются все преподобные, мученики и все святые, достигшие вечного блаженного покоя, и совершается служба за умерших.

Тропарь всем святым, Глас 2

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии… В основе – слова апостола Павла: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним, что течение – это бег); а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим.4:6-8).

О усопших, глас тот же:

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости; никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покоя.

Тропари воскресные восьми гласов:

Глас данного воскресенья (Недели, по-церковнославянски и в богослужебной терминологии) можно узнать в церковном календаре. Гласом определяются многочисленные богослужебные песнопения седмицы, здесь же мы приводим только воскресные тропари, так как их желательно включать в свое келейное правило и их предписывается читать в Последовании ко Святому Причащению.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, едине Человеколюбче.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое – хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое. Сего ради – поэтому. Вопияху Ти – взывали к Тебе. Смотрение – провидение, Промысл.

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66).

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).

Егда – когда. Животе Безсмертный – Бессмертная Жизнь (звательный падеж – обращение).

Каноническая икона Воскресения Христова – это икона Его сошествия во ад.

Спаситель "сходит во ад для того, чтобы подобно тому, как находившимся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для пребывающих во тьме и сени смертной (см.: Иов.10:21) воссиял свет; для того, чтобы подобно тому, как находящимся на земле Господь проповедал мир, пленным отпущение и слепым прозрение и для уверовавших сделался Виновником вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). И таким образом разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению".

Преподобный Иоанн Дамаскин

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества… "Проникши во ад, Христос сиянием своей славы рассеял непроницаемый мрак его и святых пленников, содержащихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собою на небеса".

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Умершия от преисподних воскресил еси… "Души праведников освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда Сам нисходил туда, и возвел к радостям райским".

Святитель Григорий Великий

Воскресный тропарь 2-го гласа – это также тропарь Великой Субботы, канун Светлого Христова Воскресения.

Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость.

Небесная – все небесное, небо. Земная – все земное, земля. Сотвори державу мышцею Своею – явил мощь руки Своей. Велию – великую.

Сотвори державу мышцею Своею – выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей – Лк.1:51); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия. Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор.15:20-24).

Светлую воскресения проповедь от Ангела увидевша Господни ученицы, и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.

Воскресения проповедь – весть о воскресении. Уведевша – узнав. Ученицы – ученики. Прадеднее осуждение – осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адам и Евы). Испровержеся – попрана.

Ученицы – ученики. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, пред "и" и "ять") звуки "к", "г", "х" (заднеязычные) чередуются со звуками "ц", "з", "с". Так, праведник – но праведницы, мученик – но мученицы (м. род); Бог но о Бозе, дух – но Дуси.

Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным воскресением Своим.

Собезначальное – также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.

Ангельския силы на гробе Твоем, и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси деву, даруяй живот; воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Стрегущи – стерегущие, стражи.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам (Мф.28:1-7). А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин.20:11-13).

Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдолиной (Ин.20:11-18). Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово – дева – подобно современному девушка, употреблялось и для обозначение юной женщины вообще – такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово "дева" пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.

Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря – обезоружил.

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси, и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.

Предложил еси – то есть превратил в радость (преложити – превратить).

Отверзл еси разбойнику рай… – см.: Лк.23:43.

…Мироносицам плач преложил еси… – см.: Мф.28:8-10.

…И апостолом проповедати повелел еси… – см.: Мф.28:18-20; Мк.16:15.

С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас освободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.

Свободиши страстей – освободишь от страданий (но, безусловно – и от страстей в аскетическом понимании).

"Как научиться понимать молитвы?".