Кажется на глазах размываются понятия воспитанности. Аргументы к сочинению ЕГЭ


Интеллигенция - это социальный слой или эстетическая и этическая оценки? Этот вопрос задаёт в своём тексте И. О. Фоняков, затрагивая проблему интеллигентности в современном обществе.

Автор видит как на его глазах "размываются" понятия, связанные со словами "интеллигент" и "интеллигентность". Обращая внимание на то, как обсценная лексика покоряет один за другим редуты интеллигенции современного общества, советский поэт подчёркивает, что запретные слова проникают и в произведения самых почтенных писателей.

Автор не согласен с теми, кто использует обсценную лексику в своих произведениях, потому что рассматривает интеллигенцию не как прослойку в обществе, возникшую при определённых обстоятельствах, при которой такое развитие возможно, а как эстетическую и этическую характеристики каждого человека.

С поэтом трудно не согласиться: интеллигентность в человеке не образовывается сама по себе и не зависит от того, к какому социальному слою принадлежит человек. Напротив, человек сам выстраивает в себе эту интеллигентность посредством самообразования и стремления к чистоте своего слова и своих мыслей, которые как раз и будут характеризовать его этически и эстетически. Своё мнение аргументирую.

Ещё в своих "Письмах о добром" Д. С. Лихачёв утвердил мысль: "Каждый человек должен быть интеллигентен!". В каком бы обществе и в какой бы ситуации ни находился человек, он должен быть интеллигентен со всеми. Если человек интеллигентен, тогда он богат красотой здоровья как физического, так и этического.

А. И. Солженицын в своём произведении "Один день Ивана Денисовича" рассказывает историю героя, человека, попавшего в лагерь для политических заключённых, не потерявшего своей интеллигентности, несмотря на многие трудности "жизни" в лагере, которые каждодневно вставали на его пути и пути других заключённых.

Подводя итог, мы можем утвердить мысль, что настоящая интеллигентность существует не как прослойка в социуме, а как высокие эстетические и этические качества каждого отдельно взятого человека.

Обновлено: 2017-05-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • М.А. Булгаков - повесть «Собачье сердце». В этой пове­сти М.А. Булгаков создает образ подлинного московского ин­теллигента - профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке, Но герой обладает еще и не­зависимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отноше­нии к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» - недоумевает профессор. «Разру­ха», - пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталь. «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становит­ся для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, на­глого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни ма­лейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное дей­ствие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над приро­дой и человеком, форсирование естественного процесса эво- люций оборачивается неизбежной трагедией. И история под­твердила нам правоту гениального писателя.
  • Д.С. Лихачев - «Письма о добром и прекрасном».

В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое ин­теллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образо­ванностью, интеллектом. Интеллигент -это доброжелатель­ный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать зна­ния. Интеллигентность, по мысли ученого, - это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье.

  • Образ академика Д.С. Лихачева , подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки.

Два значения , в которых используется слово «интеллигенция », а соответственно и «интеллигентность» в современном мире: функциональное и социальное .

Из Википедии:

Функциональное значение и латинское происхождение слова «интеллигентность»:

Понятие «интеллигентности»

Из «Словаря практического психолога» С.Ю.Головина:

И.Бестужев-Лада считает, что

Выражение интеллигентности в человеке

Из «Психологического словаря-справочника» Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.:

Проявление интеллигентности человека

Из «Психологического словаря-справочника» Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.:

Кто может быть интеллигентным?

И.Бестужев-Лада считает, что

*Бестужев-Лада Игорь Васильевич (род.1927) – российский ученый, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики.

Что присуще интеллигентному человеку?

*Интернационализм (от лат. inter – «между» и nation – «народ») – идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

Основные признаки интеллигентности – комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств из «Словаря практического психолога» С.Ю.Головина:

Слова «интеллигентный» и «интеллигентский» - паронимы. Не стоит их путать.

Из экспресс-справочника Э.Д.Головиной «Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления»:

Что современные молодые люди понимают под интеллигентностью?

1.своим поведением не создаёт сложностей для других
2.должен разбираться в искусстве
3.желает, чтобы все живущее и окружающее его было гармоничным. …
4.хотя бы краем уха слышал о десяти заповедях
5.излучает какой-то особый свет, это называется духовной красотой.
6.отличается высокой нравственностью
7.высокий уровень знаний и бытия совпадают
8.отличается внутренне свободным мышлением и раскрепощённостью духа
9.отличается стремлением к приобретению новых знаний, интересом к истории и подлинному искусству
10.желает понять другого
11.стремящийся к духовному совершенству (не надо понимать связь только с религиозной верой)
12.прежде всего, искренний
13.не может ставить свою выгоду выше интересов других людей
14.чувствует себя не очень уютно в коридорах власти
15.можем узнать человека интеллигентного по его простоте
16.не будет настаивать на своём, обязательно выслушает другого
17.очень тонкая душевная организация - они хорошо чувствуют других
18.преобладает сила добра
19.всегда патриот, который болеет душой за судьбу Родины
20.свойственны размышления о судьбах своего народа


Многие ученые, социологи и публицисты размышляют о том, что в современном мире царят взяточничество и нечестность и что интеллигентность утратила свою истинность, поэтому советский писатель Ф.А.Абрамов затрагивает проблему сути интеллигентности.

В своей статье Ф.Абрамов говорит нам, что те, кого принято называть наставниками и пастырями духовными, могут только обсуждать бюрократический произвол, никак не протестуя и ни капли не возмущаясь.

Также литературовед Федор Александрович хочет донести до нас мысль о том, что даже обыкновенная, простая почтальонша имеет самое дорогое богатство – честность и неподкупность трудолюбивого человека, в отличие от вышестоящих взяточников и коррупционеров.

Автор считает, что суть истинной интеллигентности состоит в том, чтобы быть образованным, грамотным и честным человеком. Нужно развивать в себе такие качества, как совестливость, порядочность, достоинство. Не стоит забывать про то, что простота, отзывчивость и доброта также особо ценятся окружающими людьми.

Я согласна с автором, ведь в современном мире осталось очень мало действительно интеллигентных людей, людей, которые интересуются уровнем образования и духовного развития в нашей стране, не прекращают учиться и любят постоянно узнавать что-то новое, стараются понять и принять каждого человека, гуманно относятся ко всем людям и животным. Я считаю, что сейчас очень важно всем развивать себя с разных сторон и воспитывать в себе достойные положительные качества.

В своем рассказе «Маска» А.П.Чехов показывает нам всю сущность и истинность «интеллигенции», когда на благотворительный бал-маскарад явился неизвестный мужчина в маске и начал вести себя с окружающими требовательно и нагло.

Интеллигенты, находящиеся там ругались, просили его уйти, грозили ему охраной лишь до того момента, пока мужчина не снял свою маску и не оказался местным миллионером, известным своими скандалами. И тогда все вокруг испугались, затихли, стали извиняться перед влиятельным человеком. Таким образом, Антон Павлович показывает нам неправильную, недобропорядочную интеллигенцию.

В романе Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» учительница Нонна Юрьевна восхищается Егором Полушкиным, простым, необразованным, но очень отзывчивым мужиком, который всю свою жизнь посвящает любимому делу, творческому развитию, помощи другим. По мнению Нонны Юрьевны, Егор куда более интеллигент, чем некто с тремя дипломами.

В заключение хотелось бы сказать, что интеллигентность – это такое качество, которое присуще только достойным людям и, чтобы встать в ряды интеллигенции, нужно культурно развиваться, больше читать и узнавать, любить природу и людей, воспитывать в себе ответственность, справедливость и добросовестность.