Для чего служит деепричастие в предложении. Роль причастия и деепричастия в тексте

Введение с. - 3

1. Что такое деепричастие? с.- 5

2.Роль деепричастий в речи. с.- 5

3. Роль деепричастий в кулинарных рецептах. с. - 6

Заключение. с.- 12

Литература. с. - 13

Приложение

Введение

Кулинария в жизни каждой девушки, женщины играет немаловажную роль, ведь даже самой ленивой хозяйке хочется порадовать своих близких чем-нибудь вкусненьким, удивить своим кулинарным рецептом. Многие хозяйки делятся друг с другом различными рецептами, кулинарными тонкостями, переписывают рецепты в особые тетрадки.

Совсем недавно меня тоже стали интересовать кулинарные рецепты. И ни разу до изучения деепричастий я не задумывалась об их роли в рецептах. Лишь после знакомства с этой удивительной формой глагола, я поняла, что не случайно их вплетают в текст рецепта. Тем более я заметила и ещё одну удивительную вещь: в своих тетрадочках, где рецепты записаны от руки, хозяйки фактически не используют деепричастий, употребляя только глаголы. Не является ли нарушением синтаксической конструкции намеренное исключение деепричастий из рецепта, записанного от руки? Меня, конечно, заинтересовал этот факт, и я решила сравнить разные кулинарные рецепты(выпечка, первые и вторые блюда, напитки) из книг, интернет- источников, домашних рецептов и выявить роль деепричастий в кулинарных рецептах.

Гипотеза : я предполагаю, что деепричастия в кулинарных рецептах помогают значительно сократить описание приготовления блюда.

Цель моей работы : выявить роль деепричастий в кулинарных рецептах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Обобщить роль деепричастий в речи;

2.Изучить роль деепричастий в кулинарных рецептах;

3. Доработать домашние кулинарные рецепты, добавив деепричастия.

Основными методами были: анализ, наблюдение, обобщение.

Материалом исследования кулинарные рецепты из книг, интернет-источников, рукописных тетрадей, периодических изданий.

Актуальность данной работы состоит в том, что интерес к кулинарии никогда не пропадёт, наоборот, база кулинарных рецептов постоянно пополняется за счёт желания любителей кулинарии придумать что- нибудь своё. Да и к тому же каждая девушка, женщина просто обязана уметь готовить.

Что такое деепричастие?

Дееприча́стие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Роль деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Роль деепричастий в кулинарных рецептах

Для наблюдения я взяла рецепты первых, вторых блюд и кулинарных выпечек из разных источников

Сначала я проанализировала домашние рецепты. Деепричастий и деепричастных оборотов фактически нет в домашних рецептах домохозяек (проанализировано 120 рецептов). Найдены лишь 5 деепричастий в рецептах выпечек и десертов:

Помешивая

Чередуя

Насыпая

Нарезав

Обваливая.

Из этого следует, что хозяйки, записывая рецепты в книгу, упрощают текст: они используют знак препинания «тире» для замены глаголов или повторяют шаги рецепта с помощью глаголов. Такая работа с рецептом позволяет сделать ещё один вывод: хозяйки не хотят или не умеют использовать в своей устной и даже письменной речи деепричастия.

Затем я решила изучить пошаговые рецепты с картинками в интернет-источниках (17 рецептов), но к сожалению, ив этих рецептах было найдено 1 деепричастие: перемешивая(выпечка).

Изучая рецепты для мультиварок (29 рецептов), я не обнаружила ни одного деепричастия, хотя по-моему мнению, можно было заменить несколько пошаговых действий деепричастиями.

Затем я стала изучать рецепты в кулинарных книгах(1 книга 1958 года, 2 книга составлена в 2010 году). Всего проанализировано 235 рецептов, в книге 1958 года найдены следующие деепричастия (24) :

Очищая, удаляя, нарезая, добавляя, обваливая, соединяя, срезая, заправляя, украшая, вымачивая, заливая, запекая, пропаривая, посолив, поперчив, обжарив, запанировав, пропустив, открыв, потерев, измельчив, замесив, порубив, разобрав.

В книге 2010 года проанализировано около 500 рецептов, найдено 49 деепричастий: помешивая, добавляя, взбивая, укладывая, насыпая, обмазывая, запекая, перевернув, посахарив, заливая, шпигуя, вталкивая, снимая, подливая, подавая, посолив, поперчив, накрыв, смочив, переворачивая, проколов, поливая, нарезав, разрезав, оставив, поливая, удаляя, опуская, протирая, удалив, смазывая,перекладывая, обмакивая, поджаривая, добавив, обваляв, образовав, обмакивая, выливая, уложив, добавляя, размешивая, выкладывая,встряхивая, взбалтывая, проверяя, доливая, пастеризуя, меняя .

Чаще всего деепричастия используются в рецептах приготовления первых блюд и выпечки.

Чтобы значительно сэкономить время на запись рецепта, необходимо научиться пользоваться деепричастиями.

Чтобы проверить свою гипотезу на практике, я решила на основе готовых рецептов из домашних книг написать свои рецепты, только с использованием деепричастий. Вот что у меня получилось.

Торт «Лакомка»

4.Готовый бисквит остудить.

6. Отложить в отдельную посуду 3-4 ст. ложки сливок и добавить в них какао (для украшения) и тщательно перемешать.

7.Бананы очистить, затем очищенные бананы нарезать небольшими кусочками.

8. Коржи пропитать персиковым соком, потом выкладывать друг на друга, прослаивать взбитым кремом и кусочками банана.

9. Верх и бока торта покрыть взбитым кремом, после чего украсить торт шоколадным кремом и ягодами.

Торт «Лакомка»

1.Белки отделить от желтков и взбить с сахаром в густую пышную массу.

2. Аккуратно вмешать муку в полученную массу.

3. Тесто перелить в застеленную пергаментной бумагой форму и выпекать в нагретой до 200 С. духовке до готовности.

4.Готовый бисквит остудить.

5. Сливки взбить с сахаром в густой пышный крем.

6. Отложив 3-4 ст. ложки сливок, добавить в них какао(для украшения) и тщательно перемешать.

7.Бананы очистить, нарезав их небольшими кусочками.

8. Коржи пропитать персиковым соком, выкладывая друг на друга и прослаивая кремом и кусочками банана.

9. Верх и бока торта покрыть взбитым кремом, украшая торт шоколадным кремом и ягодами.

10. Поместить в холодильник на 2-3 часа.

Маффины

1.100г размягченного сливочного масла растереть с 0,75 ст. сахара, после этого добавить в полученную массу 2 яйца, 200г сметаны, 2 ст. ложки коньяка, щепотку соли. Тщательно перемешать, всыпать 11 ст. л. просеянной муки и 1,5ч.л. разрыхлителя, 50 г. измельченного черного шоколада и горсть вишни без косточек.

Ещё раз перемешать(тесто должно получиться как сметана).

3.Наполнить специальные формочки тестом на 2/3 , выпекать в духовке при 180 С. около 40 минут(готовность проверить спичкой).

Маффины

1.100г размягченного сливочного масла растереть с 0,75 ст. сахара, добавив 2 яйца, 200г сметаны, 2 ст. ложки коньяка, щепотку соли. Помешивая, всыпать 11 ст. л. просеянной муки и 1,5ч.л. разрыхлителя, 50 г. измельченного черного шоколада и горсть вишни без косточек.

Перемешать(тесто должно получиться как сметана).

3.Наполнив формочки тестом на 2/3 , выпекать в духовке при 180 С. около 40 минут(готовность проверить спичкой).

Картофель в фольге

1.Выбрать ровный картофель, тщательно его промыть и сварить до готовности.

2.Почистить кожуру сваренного картофеля, разрезать на две части и вырезать сердцевинки.

3. В получившиеся картофельные «ямки» положить нарезанную мелко ветчину, затем начинённые картофелинки посыпать солю и перцем.

4.Смазать начинку майонезом, после этого посыпать тёртым сыром или укропом.

4.Развернуть и нарезать фольгу квадратами для запекания, полить немного растительным маслом. , Завернуть каждую половинку картофеля в фольгу и положить на противень.

5. Особое внимание уделите краям, которые надо завернуть так, чтобы они полностью закрывали

180 градусов около 1 часа.

Картофель в фольге

1.Выбрав ровный картофель, тщательно его промыть и сварить до готовности.

2.Почистив кожуру картофеля, разрезать на две части и вырезать сердцевинки.

3. В получившиеся картофельные «ямки» положить нарезанную мелко ветчину, посыпая солю и перцем.

4.Смазать начинку майонезом, посыпав тёртым сыром или укропом.

4.Разворачивая фольгу для запекания, полить немного растительным маслом, и, завернув

Каждую половинку картофеля в фольгу,

положить на противень.

5. Особое внимание уделите краям, завернув

Их так, чтобы они полностью закрывали

Картофель и не разворачивались.

Завернутый в фольгу картофель кладем на противень, помещаем в духовку и запекаем при температуре 180 градусов около 1 часа.

Обратите внимание, что в данных рецептах деепричастия делают описание приготовления блюда выразительнее, привлекательнее и лаконичнее(смотрите Приложение 1).

Заключение:

В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли деепричастий в кулинарных рецептах.

Во время работы было проанализировано 901 рецептов из разных источников. В них найдено 79 деепричастий, 49 из них в кулинарной книге 2019 года и 24 деепричастия в книге 1958 года, 5 деепричастий в домашних рецептах, 1 деепричастие в интернет- источниках. Чаще всего для приготовления определенного блюда авторы предлагают некоторые действия. Как правило, они выступают в форме пошаговых операций, представляющих, последовательную инструкцию, в которой практически отсутствуют деепричастия.

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.

Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • переходность,
  • возвратность.
  • Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись
    Деепричастия распространяются, как глаголы. Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. .
    Деепричастия имеют следующие признаки наречий :
  • деепричастия - неизменяемые слова;
  • Читая, прочитав, решив.
  • деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
  • Передав записку, он отошёл в сторону.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
    В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону .

    2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :

    • деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

      молчать : молч -ат молча ;
      решать : реша -ют решая ;

    • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

      замолчать : замолча -ть замолчав ;
      решить : реши -ть решив ;
      заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
      принести : принес -ти принесши .

    3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

    Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).

    4. Морфологический разбор деепричастий:

    План разбора деепричастий

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 вид;
    2 возвратность.
    Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

    Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

    Упав

    1. Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
    2. Н. ф. - упав . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) совершенный вид;
      2) невозвратное.
      Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    3. Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.

    По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

    несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после. совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши. Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшимии обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В настоящее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

    Синтаксическая роль

    Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается. Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным. Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола. В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховы в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»).

    На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми.

    Образование деепричастий

    Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных:шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).

    Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов:воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись.

    Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).

    Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.

    Вопрос № 42.

    Наречие как часть речи. Значение, морфологические признаки и синтаксическая функция наречий

    1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий , признаки признаков и отвечает на вопросы: «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?», «почему?» и «где?».

    Морфологические признаки:

      Постоянные – неизменяемость.

      Изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее ).

    Синтаксическая роль наречий в предложении – служить определением: глагола (чуть трепещут), прилагательного (весьма значительный), другого наречия (едва заметно), числительного (приблизительно пять), существительного (трагик поневоле).

    Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство, сказуемое в безличных предложениях или сказуемое в двусоставных предложениях. Мы сделали работу быстро. На улице холодно. Она замужем.

    Наречия можно разделить на два разряда по значению: обстоятельственные, определительные.