Иван фомин художник и его работы. Архитектор фомин иван александрович

До 28 июня в доме-музее Муравьевых-Апостолов на выставке «Иван Фомин. От модерна к классике», показывают полсотни дореволюционных графических работ Ивана Фомина, открывающих известного советского архитектора с неожиданной стороны. Все они находятся в частных коллекциях, и увидеть их в другое время практически невозможно.

Куратор выставки Сергей Подстаницкий рассказывает о некоторых работах, представленных на выставке.

В 1902 году Иван Фомин при участии Ф.О. Шехтеля и И.Е. Бондаренко организовал в Москве выставку, посвященную набиравшему силу стилю модерн, к участию в которой были приглашены далеко не только русские архитекторы и художники. Объехав бóльшую часть Европы, он пообщался с представителями венского сецессиона, английского и шотландского модерна: Йозефом Ольбрихом, Йозефом Хоффманном, Чарльзом Рени Макинтошем. Все они в той или иной степени приняли участие в выставке, которая стала своеобразным местом встречи русского и европейского искусства. Русские работы получили крайне положительные отзывы западных художников. Большое впечатление на гостей произвело использование традиционных для России и экзотических для иностранных участников элементов русского стиля.

Еще в 1897 году Иван Фомин участвовал в студенческих волнениях и был отчислен из Академии художеств. Обратно приняли только тех студентов, кто подал прошение с обещанием «исполнять правила для учащихся, установленные начальством Академии». Фомин посчитал это унизительным и смог вернуться в Академию только после революции 1905 года. В 1909 году о защитил дипломную работу «Курзал на Минеральных водах». Проект не планировался к осуществлению: для красивой фантазии было не самое подходящее время. Это один из листов диплома, но на выставке представлено несколько работ, показывающих развитие проекта от первых карандашных набросках до законченных офортов.

За проект курзала на Минеральных водах Иван Фомин получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Грецию, Египет и Италию. Италия была обязательна для всех молодых архитекторов, а вот выбор остального маршрута необычен: Египет посещали немногие. Луксор наложил огромный отпечаток на все дальнейшее творчество Фомина. Отсюда он привез множество зарисовок обелисков, и затем эта форма регулярно появлялась в его работах. Большинство рисунков Луксора не являются топографически точными. Они делались позже и представляли собой архитектурные фантазии. Но этот лист, по всей видимости, выполнен на месте. Интересно, что в поездке Фомин всюду возил с собой офортные доски большого размера, чтобы прямо на месте гравировать понравившиеся сюжеты, хотя это и не было обязательным.

Из Египта Фомин отправился в Италию, куда стремились попасть все молодые архитекторы. Римские развалины были одной из ведущих тем Академии художеств. Фомина привлекал не только античный, но и барочный Рим. Это гравюра сделана по рисунку с натуры. Она интересна тем, что к традиционному римскому сюжету Фомин добавляет обелиск — один из своих любимых объектов.

В 1912 году планировалось широко отмечать юбилей победы в Войне 1812 года. В Москве задумывалось строительство музея, экспонатами которого должны были стать вещи, подаренные потомки участников событий. На празднование и музей благодаря частным пожертвованиям собрали огромные средства, однако строительство здания так и не началось из-за случившейся революции. Проект Фомина получил третью премию. Вещи, принесенные потомками, сейчас входят в коллекцию Государственного исторического музея. Там же хранится несколько эскизов Фомина для этого проекта.

На проект Бородинского моста был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие ведущие архитекторы. Проект Фомина, выполненный совместно с инженером Г.П. Передерием, получил вторую премию. Первую жюри присудило работе Р.И. Клейну, которую мы можем видеть на Москве-реке до сих пор. Видимо, работа Фомина показалась слишком лапидарной.

Редкий случай в биографии раннего Фомина: его проект получил первую премию, был построен и стоит до сих пор. Правда, выглядит он не совсем так. Первый представленный на конкурс эскиз, который мы видим, отсылал к колонне Траяна с ее опоясывающим ствол рельефом. Задумка была масштабная, но довольно дорогая. В целях экономии был сделан другой вариант — не колонна, а обелиск. В правом верхнем углу этого неосуществленного варианта осталась пометка рукой Фомина: «Въ Витебскѣ Варiантъ дороже и безъ барельефа».

Это проект интерьера кабинета одного из ближайших друзей императора Александра III. Для своего петербургского особняка на улице Моховой, дом 10 граф Воронцов-Дашков заказал отделку Фомину. Долгое время было неизвестно, что стало с этим кабинетом, но несколько лет назад в одном из петербургских интерьеров узнали именно это помещение. К сожалению, от него осталось немного: несколько барельефов и камины. Вещи, созданные по эскизам Фомина, по всей видимости, погибли в революцию или в блокаду.

Выставка «Иван Фомин. От модерна к классике» проходит в доме-музее Муравьевых-Апостолов по адресу ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1. Выставка работает по средам и субботам с 15:00 до 19:00 до 28 июня.

К 145-летию со дня рождения архитектора Ивана Фомина

В свете глобальных политических событий последних лет рассказ о судьбе и творчестве Ивана Александровича Фомина – русского и советского архитектора можно начать с неожиданного вопроса: что первым должно исчезнуть с лица Земли при реализации закона о декоммунизации национал-шовинистической Украины?

Ответ: монументальное здание Правительства украинской республики в центре Киева. Ведь его автор – не просто русский и советский архитектор, а практикующий идеолог русского классицизма и "пролетарской (советской) классики".

Иван Александрович Фомин родился 3 февраля 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Но еще в детстве семья переехала в Ригу. В 1890 году Фомин поступил на математический факультет Московского университета, н за три года учебы математикой не проникся, решив поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств. Однако попытка удалась не сразу - для поступления не хватило знаний и опыта в рисунке. Год ушел на подготовку. И в 1894 году Фомина приняли в Академию. Отметим, что до революции Фомин получил колоссальную образовательную основу.

Через три года его исключили из Академии за участие в модных тогда революционных волнений среди студенчества. Недоучившийся архитектор переезжает в Москву и становится помощником самих Шехтеля и Кекушева. Сегодня уже трудно сказать - что поразило столпов русской архитектуры в молодом человеке, но зато Фомин участвует вместе с именитыми архитекторами в реконструкции и внутренней отделке здания Московского Художественного театра, строительстве бывшего особняка Рябушинского на улице Качалова, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. Однако работая с мастерами модерна Фомин все более склонялся к другой стилистике, ориентируясь на творчество классика русской архитектуры - Казакова.

Энергии молодого архитектора хватало не только на архитектуру - в 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и его работы. Проекты Фомина оказались очень самобытными и привлекли внимание художественных кругов. Кстати, зодчий активно занимался исполнением офортов, которые изучал в мастерской профессора В.В. Матэ.
В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств. В 1909 году он выполнил дипломный проект по классу профессора Л.Н. Бенуа на тему «Курзал на Минеральных Водах». Диплом удивил многих, ибо он расширял классические представления о проектах такого типа зданий. Фомин сделал из водной лечебницы большой общественно-развлекательный центр, с большими залами для танцев, концертов, читален, ресторанов, буфетов.

Как отмечено в биографической литературе, посвященной Фомину: "...Громадные колоннады на гигантских мостах-гаролетах соединяли между собою еще более торжественные и пышные центральные залы. Они напоминали античные храмы и здания Греции и Рима, но при этом в них звучали мотивы русского классицизма. Это был смелый проект, к тому же великолепно выполненный. Наряду с основными проектными чертежами – фасадами, разрезами и планами – Фомин сделал несколько рисунков-иллюстраций в гравюрах – офортах...".

За проект «Курзала» Фомин получил звание художника-архитектора и был послан Академией в командировку за границу. Отчетом о поездке стали великолепные офорты с видами архитектуры Египта, Греции, Италии. По мнению специалистов, эти работы выдвинули автора в ряды лучших художников гравюры: "...Способность Фомина проникать в самое существо памятников архитектуры позволяла ему удивительно точно передавать в рисунках дух зодчества той или иной эпохи. В своих офортах, далеких от стилизаторской манеры, присущей искусству тех лет, он выступает как подлинный реалист...".

Первой самостоятельной крупной работой архитектора в Петербурге стал особняк на Каменном острове. Всего до революции Фомин создал более пятидесяти проектов, в том числе проекты общественных сооружений и ансамблевой застройки: проект бывшего Николаевского вокзала, нескольких музеев, ряда банков, застройки острова Голодай, комплексов Тучкова буяна в Петрограде, курорта Ласпи в Крыму.
Но наиболее значительными из построенных им в те годы зданий были дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек-Лазарева в Петербурге (1910–1914).

Один из крупнейших проектов Фомина: реконструкция острова Голодай _ был прерван Первой мировой войной. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского).

Параллельно Фомин становится активным идеологом и пропагандистом русского и, в частности, московского классицизма конца XVIII – начала XIX века. Архитектор публикуется в журналах со статьями, популяризующие московский классицизм. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. Более того, в 1911 году Фомин вновь стал организатором очередной выставки - «Исторической выставки архитектуры».

В 1908 году архитектор принял участие возглавляемого И. Грабарем глобального труда по истории русского искусства. Фомин взялся за составление разделов третьего тома «Истории русского искусства», посвященные классицизму первой и второй четвертей XIX века.
За свою деятельность в 1915 году зодчий получает звание академика архитектуры.

Революцию Фомин воспринял как новый поворот событий, в которые он включился со свойственной ему энергией. Сложно сказать, насколько легко или тяжело далось архитектору расставание с цивилизацией, которая, на самом деле дала ему все: образование, стажировки с метрами архитектуры, командировки за рубеж, большую архитектурную практику, почетные звания, общественное признание.
Но, как говориться, времена не выбирают, и если не можешь поменять процесс - возглавь его.

В итоге Фомин возглавил одну из первых государственных проектных организаций – архитектурно-планировочную мастерскую Петрограда, где под его руководством разрабатывалась программа развития города. Также архитектор преподавал в Академии художеств и в политехническом институте.

Среди учеников Фомина в разные годы были: П.В. Абросимов, А.И. Гегелло, Е.А. Левинсон, О.Л. Лялин, М.А. Минкус, В.О. Мунц, Л.М. Поляков, И.Е. Рожин, Л.В. Руднев, Н.А. Троцкий, М.А. Шепилевский и Э.Е. Шталберг.

Фомин воспитал не только плеяду талантливых советских архитекторов, но и не забывал про своих детей. Сын зодчего - Игорь Фомин (1904-1989) тоже стал архитектором, дочь Ираида (1906-1964) - художником-графиком.

Наиболее ярко творческие устремления архитектора послереволюционных лет выражены в конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория, создающих художественные образы большой силы (оба проекта сделаны в 1919 году).

В 1923 году Фомин участвовал в конкурсе на составление генерального плана Сельскохозяйственной выставки в Москве.

В середине 1920-х годов архитектор решил развить тему русского классицизма, выдвинув концепцию «Пролетарской классики». Он предложил взять от архитектуры прошлого основу, при этом упрощая классические архитектурные элементы: "...Практически это выразилось в работе над созданием новой тектонической структуры зданий, в попытках выработать новый ордер, в поисках предельно простых, лаконичных архитектурных форм, наиболее полно отвечающих, по его мнению, художественным требованиям советского общества" - отмечают историки архитектуры.

Сам архитектор писал так: «Создание нового стиля советской архитектуры возможно только на базе классики, но классики, отражающей современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни».

Свое представление о требованиях, которые надо предъявлять к архитектурному произведению, Фомин сформулировал в своеобразной форме: «Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна». По его мнению, это формула архитектурного совершенства.

Среди первых произведений, в которых Фомин развивал положения своей идеи «пролетарской классики», названной им позже «реконструкцией классики», стоит отметить проекты Дома Советов в Брянске (1924 г.), Промбанка в Свердловске (1925 г.), комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1927 г.), санаторий «Ударник» в Железноводске (1927 г.).

Комплекс «Динамо» (1928 год), завершающий перспективу со стороны Кузнецкого моста, был первым опытом осуществления в таком большом масштабе идеи Фомина о реконструкции классических форм как средства создания нового большого стиля архитектуры.


Дом общества «Динамо»

Сам зодчий объяснял свой композиционный замысел так: «За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взяты строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проем начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн».

В 1929 году Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь зодчий, в итоге, возглавил одну из организованных в 1933 году архитектурно-проектных мастерских Моссовета (мастерская № 3) и руководил ею до последних дней жизни.

Характерной для этого периода стала крупная работа (1930 год) – реконструкция здания Наркомата путей сообщения у Красных ворот в Москве.

Однако в начале 30-х государственная политика в области архитектуры стала более жесткой, определившись в своих предпочтениях - начинался "сталинский ампир". Фомин учел это в своей практике, но, тем не менее, открыто выступал против бездумного украшательства: «…Если мы хотим теперь, после периода аскетизма, – говорил он, – давать богатую архитектуру, бодрую, яркую и жизнерадостную, это еще не значит, что мы должны перегружать излишней роскошью форм наши сооружения; надо находить простые, лаконичные формы».

Среди работ, отмеченных новыми веяниями можно отметить проекты Дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала, Театра Красной Армии в Москве, Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде.

В 30-е годы, совместно со своими бывшими учениками-ленинградцами Абросимовым, Великановым, Минкусом, Поляковым, Рожиным, Фомин создал более десятка проектов, среди которых проекты театра в Ашхабаде, дома Наркомтяжпрома, комплекса Академии наук СССР в Москве, правительственного центра и дома Совета министров Украинской ССР в Киеве и ряд других проектов.

В последние годы своей жизни Фомин создал незабываемые произведения московского метро: входные группы и интерьеры станций «Красные ворота» (1934–1935 гг.) и «Площадь Свердлова» (Театральная), (1936–1938 гг).


Станция метро «Красные Ворота», Москва
Станция метро "Театральная", Москва

Вот как характеризуют эти проекты историки архитектуры: "... В подземных залах обеих станций в сложных условиях громоздких бетонных конструкций первых очередей метрополитена средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения – эти черты, характерные для творческой манеры мастера, придают художественным образам станций большое своеобразие.

Все здесь служит ведущей идее автора придать подземным залам черты монументальности и силы. Для преодоления впечатления массивности устоев каждая конструктивная опора расчленена на три вертикальных элемента. Два крайних трактуются как несущие пилоны, а средняя часть – как заполнение между ними. Это помогает преодолеть ощущение огромной тяжести, воспринимаемой устоями, и обогащает ритмическое построение интерьера: количество опор как бы увеличивается, возникает четкий ряд стройных пилонов, придающий залам перспективность и масштабность".

P.S. Незадолго до своей смерти (1936 г.) Иван Фомин написал «Совет молодым», как письмо в будущее, по-прежнему актуальное и по сей день:
- Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства.

Ревекка Фрумкина Русский архитектор Иван Александрович Фомин (1872−1936) был феноменально одаренным мастером, щедрым художником и человеком большого внутреннего благородства. Он оставил нам не только здания, не только целую библиотеку офортов, но и немало теплых строк, адресованных молодому поколению мастеров — и не обязательно мастеров именно архитектуры. Он один из тех, кому мы обязаны яркостью российской художественной и общественной жизни первой четверти ХХ века. Фотография 1935 года из альбома «И. А. Фомин». М., 1953 Иван Фомин родился в январе 1872 года в Орле; отец его был почтовым чиновником. Окончив классическую Александровскую гимназию в Риге, Фомин поступил на математический факультет Московского университета, но оставил его спустя три года. У молодого человека изменились жизненные планы — в 1893 году он решил поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.

Эта попытка окончилась неудачей: Фомин не выдержал экзамена по рисунку (с учетом будущих его работ в технике офорта это выглядит как скверный анекдот). Будущий архитектор не пал духом, год настойчиво занимался рисованием, учился у самого В. В. Матэ, сдал экзамен и в 1894 году был принят. Впрочем, проучился недолго — в 1897 году его из училища исключили за участие в студенческих беспорядках.

Фомин переехал в Москву, где стал помощником Ф. О. Шехтеля и других видных архитекторов, участвуя, в частности, в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на Малой Никитской, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке.

В 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они были столь своеобразны, что о 30-летнем архитекторе заговорили в художественных кругах. А ведь «окружением» Фомина на этой экспозиции были работы Ольбриха, Мозера, Беренса, Макинтоша и других мэтров европейского модерна!
Буфет работы Ивана Фомина: клен, изразцы В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств и в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л. Н. Бенуа «Курзал на Минеральных Водах». Он получил звание художника-архитектора и был послан в заграничную командировку. Оттуда Иван Александрович привез серию офортов, завоевав репутацию прекрасного гравера со своим художественным почерком.

В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге, вдохновляясь идеями классицизма в его московском варианте конца XVIII — начала XIX века. Лучшие образцы его творчества в стиле неоклассицизм мы и сегодня можем видеть на примере особняка Половцева и дома Абамелек-Лазарева в Петербурге. Как и подобает «классицисту», Фомин мыслил большими ансамблями — поколения архитекторов вдохновлялись, например, его проектом застройки острова Голодай («Новый Петербург»).

Особняк Абамелек-Лазарева (наб. Мойки, 23). Интерьер Иван Фомин не только проектировал и строил — он был глубоким историком русского архитектурного классицизма: выявил, датировал, установил авторство многих неизвестных или полузабытых объектов. Фомин активно участвовал в издании «Истории русского искусства» (т. 3, 1909), создававшейся под редакцией И. Э. Грабаря. Буклет к выставке 1911 года Именно Иван Александрович сыграл решающую роль в организации знаменитой «Исторической выставки архитектуры» (1911), которая стала подлинным культурным открытием. Прекрасно изданный каталог выставки 1911 года до сих пор служит бесценным источником по истории не только русской архитектуры, но и русской культуры как целого.

Революция застала Фомина в Петрограде, откуда он перебрался в Москву только в 1929 году. В Петрограде архитектор принимал активное участие в тех архитектурно-планировочных начинаниях, которые были возможны в тогдашних условиях, — таких, например, как планировка Марсова поля и партер около Смольного. Он возглавлял архитектурно-планировочную мастерскую, участвовал в архитектурных конкурсах, активно преподавал.

Тогда же Фомин сформулировал свою концепцию «пролетарской классики». Основная идея состояла в упрощении ордерной системы — колонны без капителей и баз, отсутствие антаблемента и т. п. Эта концепция была реализована, например, в комплексе зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1930-е годы).
«Красная дорика» в Иванове Иван Александрович был автором проектов двух станций московского метро так называемой «первой очереди» — это «Красные ворота» и «Театральная».

Иван Фомин принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, которому было свойственно подлинно историческое сознание: он чувствовал себя звеном великой традиции и передал это чувство своим ученикам.

Иван Александрович Фомин родился 22 января 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу, где Иван к 1890 году окончил гимназию. В этом же году он уехал в Москву для поступления на математический факультет университета. Математика давалась юноше легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе Иван Фомин оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, подвела слабая подготовка в рисовании.

В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил в архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить пятилетнее образование ему не удалось. В 1897 году из-за студенческих волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было только подав специальное прошение. Этого делать Иван Фомин не пожелал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Его увлёк новый стиль "модерн".

Вернувшись в Россию, Иван Фомин поступил в Техническо-строительный комитет министерства внутренних дел в должности помощника архитектора. Первым местом работы для него стала Москва, где Фомин трудился помощником архитектора Шехтеля.

В 1905 году Фомин снова приехал в Санкт-Петербург и подал прошение на поступление в Высшее художественное училище. Снова поступив в училище, он приступил к занятиям в мастерской Л. Н. Бенуа .

Фомину пришлось сдавать экзамены по всем пропущенным предметам. Быстро это сделать не оказалось возможным. У архитектора уже появилась семья, и он был вынужден браться за любую работу. Академию Иван Фомин закончил с отличием и правом на заграничную поездку, но только в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Фомин покинул Санкт-Петербург. Он ехал через Одессу, Константинополь, Грецию и далее девять месяцев путешествовал по Италии, Египту. В середине 1910 года Фомин вернулся в Россию.

Первой работой архитектора стал дом княгини М. А. Шаховской (наб. р. Фонтанки, 27). Зодчий строил загородные дома для князя Оболенского в Финляндии, для князя Гагарина в Псковской губернии. В 1911-1914 годах по проекту Фомина были сооружены его самые значительные постройки - особняки А. А. Половцева (на Каменном острове) и С. С. Абамелек-Лазарева (наб. р. Мойки, 23).

Иван Фомин много работал над интерьерами. Его заказчиками были сенатор Д. Б. Нейдгарт (Захарьевская ул. 31), граф Воронцов-Дашков (Моховая ул. 10).

В 1911-1913 годах вместе с Ф. И. Лидвалем Иван Фомин занимался проектированием застройки острова Голодай. Здесь планировалось построить район "Новый Петербург". По созданному проекту удалось завершить только одно здание - пер. Каховского, 2. Осуществлению данного проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1915 году Иван Александрович Фомин стал академиком архитектуры. В 1918 году зодчий стал профессором одной из Государственных свободных художественно-учебных мастерских, которые были созданы взамен Академии художеств. Мастерская Фомина располагалась на третьем этаже здания Академии.

По проекту Фомина в 1920 году реконструировалась территория Марсова поля . Архитектор создал на бывшем пыльном военном плаце существующих до сих пор партерный сквер. В 1931 году он приступил к работе в Москве, всё реже появлялся в Ленинграде. После выхода из состава профессоров Академии художеств Фомин занимался строительством только в Москве.