Комаровский когда давать твердую пищу. Как научить ребёнка жевать: практические советы и рекомендации

Трудности с приучением маленького ребенка к новой для него твердой пище испытывают многие родители. Малыш, приученный к жидкому питанию, может наотрез отказывать есть что-то, требующее больших усилий, чем просто глотание. Твердую пищу ребенок норовит глотать целиком. Если ему это не удается, он вообще может отказаться от предложенной еды. Такое нередко случается тогда, когда твердая пища причинила малышу какой-то дискомфорт. Например, он подавился или больно придавил кусочком печенья или сухарика воспаленную десну. После такого негативного опыта ребенок может вообще отказываться пробовать твердую пищу, и тогда родители не знают, как научить ребенка жевать.

Впрочем, все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Даже если процесс приучения к твердой пище идет со скрипом, это вовсе не означает того, что ваш ребенок никогда не научится жевать. Не бойтесь, вам не придется всю жизнь кормить его кашей с ложечки. Вам когда-либо доводилось встречать хоть одного взрослого человека, который бы упорно желал питаться из бутылочки с соской? Рано или поздно все дети осваивают процесс жевания. Просто кто-то раньше, а кто-то позже. Тем не менее, родители могут помочь своему ребенку перейти с жидкой пиши на твердую с наименьшими потерями нервов и сил.

Что такое жевание?

Жевать твердую пищу — это означает сформировать во рту комок пищи и осознанно протолкнуть его в пищевод. Ребенок в состоянии съесть только ту пищу, которая лишь не намного гуще той, которой он питался длительное время. Для того чтобы новый навык жевания был сформирован и как следует закрепился, крохе следует создать соответствующие условия.

Почему ребенок не хочет жевать

Основная причина, по которой малыш отказывается пережевывать твердую пищу, это слишком длительное кормление его едой, которая по возрасту для него уже не подходит. Вина в этом случае лежит исключительно на родителях. Сначала малыша кормят грудным молоком или подходящей для его возраста смесью. В возрасте 4-5 месяцев приходит пора пробовать новые блюда. И тут у мамы малыша есть выбор. Либо затратить время на самостоятельное приготовление детского питания, либо же пойти в магазин и купить баночку готового пюре.

Большинство мамочек выбирают второй вариант. Купить готовое питание может и дороже, но зато не нужно тратить время на стояние за плитой. К тому же, самостоятельное приготовление детского питания, по мнению взрослых, абсолютно не оправдывает затраченного на это времени и усилий. Поскольку вполне может случиться так, что малыш съест всего лишь несколько ложечек. Гораздо проще ли пойти в ближайший супермаркет и купить для малыша готовую еду.

Ошибки родителей при кормлении ребенка смесями

При кормлении ребенка готовыми кашами и пюре следует точно придерживаться указанной на упаковке дозировки. Обычно на каждой коробочке с детской кашей или смесью есть подробная инструкция, в которой указывается возраст ребенка, количество ложек смеси и необходимый объем жидкости. Обязательное соблюдение инструкции на упаковке — это не прихоть производителей, желающих во что бы то ни стало сделать жизнь родителей сложнее. Это вполне обоснованное требование. Для каждого возраста ребенка предназначена своя консистенция детского питания. Вы можете несколько месяцев кормить малыша полюбившейся ему кашкой из коробочки, но с каждым месяцем его каша должна становиться гуще. Только в этом случае вы избежите проблем с приучением ребенка к взрослой пище.

Дайте зубкам работу

Во время прорезывания зубов малыш тянет в ротик буквально все, что попадется ему на глаза. Этот период как нельзя лучше подходит для постепенного приучения малыша к жеванию. Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка все время было под руками что-то съедобное. Это может быть печенье, свежая корочка хлеба или кусочек булочки. Малыш обязательно потянет их в рот, попробует жевать и вскоре убедится в том, что таким образом, оказывается, можно утолить голод.

Что будет, если ребенку не давать твердой пищи

Некоторые родители, не зная, как научить ребенка жевать твердую пищу, предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Малыша просто кормят полужидкими кашами, протертыми супчиками и пюре, надеясь на то, что все со временем само как-то наладится.

Результаты подобной тактики более чем плачевные. Желудочно-кишечной тракт ребенка просто не получит возможности приспособиться к перевариванию твердой пищи. Ребёнок, не привыкший пережевывать еду, может попытаться заглатывать ее целыми кусочками. В результате он может просто подавиться, или у него начнется приступ рвоты.

Как научить ребенка жевать и глотать пищу

Начиная приучать малыша к взрослой пище, не проявляйте излишнюю поспешность. Вам спешить некуда. Вот и не подгоняйте ребенка. Научиться есть твердую пищу — это достаточно сложное занятие для малыша. Ведь до сих пор чувство голода он соотносил исключительно с сосательными движениями, которые давали ему возможность насытиться жидкой пищей. Теперь малыш должен осознать, что есть другие способы, с помощью которых можно утолить голод.

Начинайте кормить ребенка с ложечки. При этом помните, что на первых порах ваш малыш навряд ли поймет, с какой целью вы вставляете ему в рот ложечку. Он еще не научился связывать в своем сознании ложку и последующее за этим чувство насыщения. Так что на данном этапе ваша задача состоит в том, чтобы не напугать малыша.

Выбирайте подходящее время

Предлагая ребенку твердую пищу (кашу или густое овощное пюре), выбирайте подходящее время. Если малыш очень голоден и жаждет получить молоко или кашу из бутылочки, не приставайте к нему с ложкой. Этим вы только расстроите его. При каждой ложке каши он будет визжать от огорчения и голода.

Не предлагайте ребенку еду с ложечки и в конце кормления, когда он уже сыт. Лучше всего предложить ему кашу спустя несколько минут после того как малыш попил молока и утолил нестерпимый голод. Отставьте бутылочку с молоком в сторону, чтобы ребенок понял, что она никуда не исчезнет, и предложите ему кашу с ложечки. Потом дайте запить еду молоком.

Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка

Следует помнить, что младенцу, в отличие от взрослого человека, крайне сложно брать еду в рот, не делая при этом сосательных движений. Если вы просто положите ему пищу в рот, то малыш не будет знать, что с ней делать дальше. Нередко еда просто вываливается обратно. Если же постараться просунуть ложечку чуть поглубже, то ребенок может подавиться и начать кашлять. После такого негативного опыта он вообще может отказаться от всяких попыток есть с ложки.

Для первых кормлений берите самую маленькую, кофейную ложечку. Обыкновенная чайная будет для ротика малыша слишком большой. Наберите в ложечку немного еды и поднесите ее к губам ребенка. Так он сможет привычным для него посасыванием отправить еду к себе в рот. Если вкус ему понравится, то он обязательно попросит еще.

В каком возрасте начинать приучение к твердой пище

Если вашему ребенку больше шести месяцев, то вы наверняка уже задумываетесь о переходе на более густую пищу, и вопрос, как научить ребенка жевать твердую пищу — для вас один из самых волнующих. Ведь так хочется, чтобы малыш стал хоть немного самостоятельным. Тем не менее, сильно спешить не нужно. Пищеварительный тракт вашего ребенка еще не приспособлен для полноценного переваривания твердой пищи.

Появление первых зубов является сигналом к тому, что вашему ребенку уже пора переходить на новый рацион. Обычно, когда у детей режутся зубки, они стремятся все грызть. Воспользуйтесь этим стремлением с выгодой для себя и постоянно следите за тем, чтобы у вашего малыша было что погрызть. В этом случае обучение будет проходить самым естественным для него образом, и вам не придется впоследствии ломать голову над тем, как научить ребенка жевать. Все будет происходить само собой.

Как научить жевать годовалого ребенка

Многие родители воспринимают возраст один год как некий рубеж. В это время норовят отлучить малыша от груди. А если годовалый малыш еще не начал самостоятельно ходить, то это нередко воспринимается как трагедия и повод для немедленного обращения к врачу. В год от малыша ждут обязательных первых слов. В этом же возрасте ожидают от малыша самостоятельности и в вопросах питания. Беспокойство о том, как научить ребенка жевать в год, проявляют по большей части неопытные родители, воспитывающие первенца.

На самом же деле ребенок в год мало чем отличается от малыша которому десять-одинадцать месяцев. Новые навыки ребенок осваивает тогда, когда его организм полностью готов для перехода на новую ступень, а не когда этого захотят его родители. Поэтому те должны думать не о том, как научить ребенка жевать, а о том, готов ли он к этому. Когда придет время, никакого специального обучения не потребуется. Все произойдет само собой. Через несколько лет, будучи родителями 4-5 летнего ребенка, вы будете с улыбкой вспоминать свои прошлые треволнения.

У известного педиатра Е.О. Комаровского можно прочесть несколько полезных советов для родителей, обеспокоенных тем, как научить ребенка жевать. Правда, эти советы можно отнести к ситуации, когда малышу уже около двух лет, а он все еще никак не желает переходить на рацион, соответствующий его возрасту.

В ответ на вопрос, как научить ребенка жевать и глотать, Комаровский советует родителям перевоплотиться ненадолго в актеров.

Если малыш уже знает, что вся пища для него перемалывается в блендере, можно попробовать сказать малышу, что блендер сломался и сегодня придется кушать супчик ложечкой. Затем дать ребенку маленькую вилочку и предложить самому размять еду в своей тарелочке.

Правда бывают ситуации, когда малыш упорно стоит на своем. Отчаявшимся родителям, не знающим, как научить ребенка жевать, Комаровский советует посещать детские кафе, чтобы малыш видел, как едят другие дети, и брал с них пример.

Также стоит предлагать чаду разные вкусности. Например, печенье или ароматную булочку. Малыш вряд ли устоит перед лакомством. Возможно, сначала он будет по привычке сосать печенье, но вскоре поймет, что грызть его гораздо приятнее. Это один из действенных советов, который поможет родителям, не знающим, как научить ребенка жевать пищу.

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание - жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание - это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло - за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.д.
  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей - лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции - провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

С проблемой отсутствия навыка пережевывания твердой пищи у маленьких детей приходилось сталкиваться многим родителям. Для решения этой проблемы потребуются некоторые усилия: придется не только стимулировать жевательный рефлекс, но и устранять причины, которые тормозят развитие малыша. Родители должны помнить, что малыш привыкнет к правильному поглощению пищи не сразу, на это потребуется некоторое время.

Когда ребенок начинает жевать твердую пищу

Каждый ребенок проходит свой особенный путь развития, поэтому с точностью до одного месяца сказать, когда он будет готов полноценно пережевывать еду, нельзя. Согласно мнениям авторитетных педиатров, примерно в возрасте 12 месяцев малыш уже способен есть твердые продукты. У некоторых деток этот навык вырабатывается на несколько месяцев раньше, у других – на несколько месяцев позже. Но если к двум годам у ребенка уже развита мелкая моторика рук, а он не приучен к полноценной пище, необходимо срочно принимать меры.

Первые шаги в освоении жевательного инстинкта ребенок делает уже на пятом месяце жизни, еще до того момента, еще до момента прорезывания первых зубов. По утверждениям педиатров, «пробуя на зуб» прорезыватель, сушку или другой мелкий предмет, малыш не только пытается массажировать набухшие и зудящие десны, но и тренирует челюстные мышцы. После того, когда прорежутся первые зубы, ребенок уже будет в состоянии жевать измельченные куски твердой пищи.

Ребенок не хочет жевать – в чем причина

Существует целый ряд причин, по которым кроха отказывается жевать, и потребляет только жидкую еду. Родителем не стоит сразу злиться и нервничать, есть вероятность, что это не каприз, а физиологические проблемы. Для выяснения причин проблем с жеванием стоит понаблюдать за поведением ребенка, проанализировать ситуацию. Иногда для того, чтобы привыкнуть к новой еде, потребуется некоторое время.

Существуют такие причины отсутствия навыка пережевывания:

Неправильное кормление

Эта основная причина того, что кроха никак не хочет расстаться со своим любимым пюре и перейти на «взрослый» рацион. Чересчур заботливые родители предлагают малышу столь широкий выбор жидких блюд, что крохе уже просто не хочется чего-то другого. Иногда мама кормит свое чадо кашками и пюре из-за опасений, что он поперхнется: бояться не стоит, не пережеванный кусочек он будет выплёвывать.

Несформированность навыков

Замечено, что младенцы, которые сразу после рождения находились на искусственном вскармливании, неохотно отказываются от жидкой еды. Причина этого – неразвитые челюстные мышцы: для того, чтобы насытиться, нужно хорошо потрудиться, а для получения питательной смеси из соски много труда не надо. Иногда бывает, что малышу запрещают «пробовать на зуб» баранки, разные безопасные предметы, не предлагают прорезыватель: это тоже не способствует развитию.

Физиологические проблемы

Изредка причиной нежелания прожевывать продукты бывают физиологические проблемы. Маленький лакомка пытается проглотить еду, но неожиданно начинает кашлять, и ему приходится выплевывать не пережеванные кусочки. Затруднения с глотанием вызывают распространенные заболевания гортани и ротовой полости – стоматит, фарингит, тонзиллит. Любая попытка прожевать продукты вызывает у малыша боль, он вынужден кушать перемолотую пищу. Для выявления подобных заболеваний нужно посетить стоматолога, хирурга и невролога.

Есть несколько способов приучить кроху питаться «взрослой» едой. Если применить сразу несколько методов, успех обеспечен. Первое время рекомендуется кормить вперемешку – жидкой пищей с вкраплениями твердых продуктов, чтобы он привык к новому рациону. Главный принцип перехода на новый режим питания – не идти на поводу у крохи. Если что-то не выходит, нельзя показывать это, лучше попробовать в следующий раз.

Подавайте личный пример

Нет ничего лучше для обучения маленького гурмана чему-то новому, как обучение на примере родителей и других взрослых Спокойно расскажите, что отныне вы будете есть вместе, а он уже подрос для того, чтобы питаться обыкновенной едой, а не только пюре. Для того чтобы развить желание крохи съесть твердую пищу, покажите ему лакомство, идеально подойдет кусочек цветного мармелада. Не спеша откусите лакомство, заинтересуйте ребенка, пусть он попросит себе кусочек.

Перестаньте измельчать пищу

Если малыш видел процесс приготовления блюд, он должен был заметить толкушку, блендер или иной предмет для превращения любого блюда в пюре. Однажды скажите крохе, что блендер сломался или пропал, и придется есть пищу без перемалывания, целиком. Если маленькому гурману это не понравится, поясните, что это только один раз, в следующий раз все будет по-прежнему, но сейчас нужно все съесть.

Некоторые слишком заботливые родители проявляют беспокойство по поводу и без него. Иной раз папа с мамой уверены, что их чадо отстает в развитии, и пора срочно научить ребенка жевать. Но так бывает, что из-за особенностей развития малышу еще рано переходить на твердую пищу. Будьте внимательны, не торопите события. Если же родители твердо уверены в том, что ребенок не способен пережевывать еду, действовать нужно обязательно. Рекомендуем начать с просмотра тематического видео, на котором в подробностях рассказано, что помогает научиться жевать.

Видео

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

Когда малыш появляется на свет, у него присутствует врожденный сосательный рефлекс, поэтому нет необходимости учить его пить из бутылочки или маминой груди. Но ребенок взрослеет и на замену молоку приходят разные кашки и пюрешки, а потом и взрослая пища. Жевательный рефлекс нужно развивать, поэтому мамы часто задаются вопросом о том, как научить ребенка жевать твердую пищу. Такое простое для взрослого занятие для малыша становиться тяжелой задачей.

Что такое жевание

Каждый день, поглощая определенное количество пищи, взрослый человек не задумывается о том, как это происходит. Процесс жевания выработан давно, и пища пережевывается рефлекторно. Жевание – это формирование во рту однородного комка пищи, который затем сознательно проталкивается в пищевод.

У маленького ребенка такой рефлекс вырабатывается постепенно. Он может проглотить только ту еду, которая не на много гуще ранее получаемой пищи. Поэтому этот навык следует прививать родителям постепенно переходя от жидкой пищи к твердой.



В каком возрасте малыш должен научиться жевать и глотать твердую пищу

Новорожденному ребенку для нормальной жизнедеятельности нужно употреблять в пищу материнское молоко или адаптированные смеси. Его пищеварительная система еще не до конца сформирована и поэтому совершенно не готова к более густой однородной, а тем более твердой пище.

Каждая мама должна знать примерный возраст, когда нужно вводить первый прикорм, а затем уже и взрослую пищу. Очень часто мамы боятся, что их кроха подавиться, если ему в еде попадется хотя бы маленький кусочек твердой пищи и продолжают ее давить или измельчать в блендере до 3-4 летнего возраста, а это не нормально.

Понятно, что не стоит давать твердую еду грудному малышу, тем более что у него сработает защитный рефлекс, когда любой твердый предмет рефлекторно выталкивается языком. По мере взросления, врожденные рефлексы у малыша становятся менее выраженными и уступают место приобретенным.

Первый прикорм рекомендуется вводить в возрасте 6 месяцев. Как правильно его вводить, можно посмотреть на видео внизу статьи. Но это еще не твердая пища, а более густая. Даже если малыш не обзавелся к этому возрасту зубками, он все равно пробует делать жевательные движения, копируя поведение взрослых. Своевременное ведение первого прикорма формирует фундамент, для введения пищи кусочками.

Переход от жидкого питания к твердой пище должен быть постепенным, но к двум годам ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать и глотать твердую пищу.




Какой вред ребенку может нанести поздний переход на твердую пищу

Своевременное введение первого прикорма дает хорошее начало для приучения крохи к более густой еде. Он позволяет малышу научиться кусать, пережевывать и глотать более плотную пищу.

Но если упорно продолжать измельчать еду для двух летнего малыша, можно нанести его здоровью реальный вред:

  1. Формирование неправильного прикуса. Появление различных стоматологических проблем;
  2. Различные проблемы пищеварительной системы. По мере роста ребенка развивается желудочно-кишечный тракт, а отсутствие плотной и твердой пищи вызовет атрофию желудка. Не требующая пережевывания пища не вызывает выработку большого количества слюны, что в свою очередь сказывается на выработке ферментов, в итоге пищеварительная система дает сильный сбой;
  3. Проблемы с развитием речи. Происходит это из-за того, что для правильного произношения некоторых звуков необходимо задействовать определенные лицевые мышцы. В результате отсутствия навыков жевания эти мышцы будут недостаточно развиты;
  4. Не научившейся жевать в раннем возрасте ребенок, будет сознательно отказываться от твердой пищи в более взрослом возрасте, так как ему будет просто лень прилагать определенные усилия для ее пережевывания. Это может привести к отказу от пищи.

Большой проблемой для детей не умеющих жевать и глотать твердую пищу станет пребывание в детском саду, так как кроме обычной адаптации ребенку предстоит еще приспосабливаться к необычному для него питанию.




Как научить малыша жевать

Переходить к введению твердой пищи нудно постепенно. Если в рационе ребенка присутствуют различные готовые пюре и смеси, то приобретаются они соответственно возрасту малыша. Чем старше ребенок, тем более густые пюре и смеси изготавливаются производителями. В них начинают включаться небольшие кусочки твердой пищи.

При приготовлении домашней пищи следует сначала отказаться от протирания через сито или мелкого перемола пищи в блендере. Еду начинаем слегка давить вилкой, а блендер ставим на более медленные обороты. Впоследствии от блендера вообще стоит отказаться.

Какие-то продукты для ребенка можно натирать на крупной терке. Твердые кусочки пищи в супе можно сначала давить вилкой. Затем просто меняем технику нарезки при приготовлении блюда: от очень мелких, до кусочков нормального размера.

Такой плавный переход от еды однородной консистенции до употребления обычной твердой пищи не должен доставить проблем ни маме, ни ребенку.


Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Но бывает, что в силу каких-либо индивидуальных особенностей ребенка или по причине пропущенного времени малыш категорически отказывается принимать даже небольшие кусочки твердой пищи. Попытка глотнуть что-то не жидкое, заканчивается рвотным рефлексом и громким плачем. Ребенок готов голодать до тех пор, пока ему не вернут его привычную пищу. Тогда родителям придется провести следующие мероприятия.

Массаж языка

Нужно активизировать работу мышц языка. Это поможет избавиться от рвотного рефлекса, появляющегося у ребенка при попытке проглатывания твердых кусочков. Для этого нужно мягко массировать малышу язык при помощи деревянного шпателя. Начинайте с кончика, постепенно перемещаясь к корню языка. Чтобы процедура проходила без скандала, необходимо придумать какую-нибудь занимательную историю про волшебный язычок или увлекательную игру с деревянной палочкой. Хорошим упражнением для детского язычка будет, если мама разместит ему за щечкой марлевый тампон и попросит кроху вытолкнуть его языком. Можете проделывать это вместе, так малышу будет интересней.

Применение ниблера

Часто появление рвотного рефлекса связано со страхом крохи, связанным с попаданием в рот твердых кусочков. Родителям нужно попробовать деликатно победить этот страх. Ниблер – это маленькое сито в виде пустышки с ручкой. В него кладется небольшой кусочек фрукта или овоща, и ребенок тренируется жевать, без риска подавиться.

Помощь малыша маме при приготовлении еды

Мама и малыш много времени проводят вместе, поэтому ребенок иже давно изучил, как мельчится пища. Маме нужно убедить малыша, что блендер не работает, сито потерялось, а осталась только волшебная вилочка. Нужно дать ее малышу, пусть попробует. Также крохе можно дать терку, на которой он самостоятельно потрет морковку или яблочко, а возможно сразу и съест.

Положительный пример

Вся семья должна доказать крохе, что кусочек пищи во рту горазда интересней пюрешки на ложке. Подготовьте семейный обед, рассказывая малышу интересные истории о кусочках. Нужно дождаться чтобы малыш сильно проголодался, возможно, заинтересованный ребенок сам потянется к кусочку тыквы-царицы или огурца-великана.

Хороший пример – заразительный

Пригласите в гости семью с ребенком такого же возраста, но умеющего жевать и глотать твердую пищу. Организуете небольшое детское застолье. Возможно, на чужом примере кроха научится сам это делать гораздо быстрее.

Полезное и интересное видео по теме статьи: