Что такое судьба? Жизнь и судьба человека. Судьба человека - от чего она зависит и как ее изменить? Судьба слагаются

Современный человек судьбу определяет как рок или судьба, неизменное качество, данный путь при рождении, которые нельзя изменить. Существует даже устойчивое выражение - «знать, судьба у меня такая», которым многие пользуются, уходя от ответственности перед принятием серьезных решений.

У наших же предков не было столь однозначного отношения к реальной жизни. Они считали, что божества - структуры сотворяющие, и значит, в душе заложена способность к сотворению. Конечно, понятие «судьба» существовало и тогда, но оно трактовалось как «суд божий». Если ты получил суд - кару, то значит, долгое время, ты как личность, был нерадив и поступал глупо, совершая много ошибок. Значит, вы не чувствовали правильных направлений развития и не следовали им.

Хочется напомнить сказку о пограничном камне, который стоит на перекрестке: «налево пой-дешь…направо пойдешь… прямо пойдешь…». Это - напоминание предков, что мы регулярно должны выбирать, как правильно поступить в той или иной ситуации в данном периоде времени.

Жизнь человека - это цепочка из обязательных поступков и обязательного поведения. Если же человек не понимал задач, то тогда в его жизнь спускались свыше дополнительные испытания. В славянском ведизме также считалось, что уроки как задачи, данные при рождении, вы должны выполнить правильно, иначе ваша жизнь ухудшится. За правильностью выполнения уроков и задач следила богиня Карана. Примечательно, что ее славянское имя с санскрита переводится как «причина», ее иногда называли Карна. Это опять же созвучно с санскритским понятием «карма», что переводится как «деяния». В широком смысле карма - это общая сумма деяний, совершаемых живым существом, и последствия этих деяний, определяющие характер будущего человека. А в узком смысле карма понимается как влияние совершаемых действий на характер в настоящем и будущем существовании, то есть это работа, деятельность в обществе, обязанности человека, любовь, здоровье, рождение детей, действия, влекущие за собой последствия.

Древнеарийское учение утверждает, что карма есть духовное зерно существа, которое переживает смерть этого существа и сохраняется при перемещении в пространстве. Это означает, что после смерти, после развоплощения с телом у каждой личности не остается ничего кроме рожденных ею ситуаций, и ситуации эти неразрушаемы. Их невозможно удалить из Вселенной, так как при жизни существа поменяли ближнюю часть космоса, влияя на события, в которые были втянуты другие люди. Причины этих событий сохраняются до тех пор, пока люди, поучаствовавшие в событиях, не изменят все, что сделали неправильно, пока не переделают так, как замышляли боги. Эти причины, если они не были устранены вовремя в жизни, передавались при последующих рождениях как долг и привязывались к долгам перевоплощения души. Считается, что кармические долги настигают душу в последующих жизнях до тех пор, пока она не достигнет гармонии реализации между причинами и их следствиями.
Человек знал, что мечты и желания, появляющиеся в его сознании, - это то, что ему велят Боги. Через человека божества Света и Тьмы творят жизнь в той точке пространства, где он обитает.

Раньше считалось, что просто так мечты не рождаются в сознании личности, их кто-то вкладывает и, вложив, в будущем уже подготовил ситуации для данных событий. От человека требовалось только выбрать путь и не свернуть с тропы благополучия, чтобы попасть в белое пространство бытия. Темные же силы всячески путали его пути-дорожки, чтобы он никогда не осуществил свою мечту и не попал в благополучие. Требовалось понимать и разделять добро и зло, знать, какая сила вкладывает в его сознание мечты и желания.

Разделять это было очень просто - необходимо было понять, какие последствия возникнут в связи с реализацией желаемого. Каждое действие имеет свои последствия, также, как и бездействие. Отказ от мечты считался неправильным, так как у человека мечты будут вкладываться в его сознание до тех пор, пока боги считают его еще живым. И когда он отказывается от мечты, это приводит к внутренней смерти, тлену, хаосу и сворачивает пространственное будущее. Жизнь уплотняется, замедляется, и время начинает идти по замкнутому циклу. А мучиться придется отдельному индивидууму и его потомкам. Потомки - это бессмертие, то есть, отказываясь от мечты, человек реально прекращает нить божественного бессмертия, ухудшая жизнь своим потомкам, уничтожая их благополучие в будущем. При совершении таких действий человек уподобляется злым силам, и божественные охранители благ начинают на него реагировать сначала непростыми заданиями, потом Судом Божьим, то есть Судьбой. Поэтому предки чтили Правь - правильное поведение в жизни, ибо Правь - это закон светлых сил для людей на земле. Жизненные уроки и задачи - это и есть кармические действия - дольки сотворения, из которых состоит ваша большая жизненная Доля.

Наш предок в своей ответственности перед будущим шел дальше. В мифах сохранились отголоски того, что древние умирали только тогда, когда выбирали, кем будут после смерти, какую работу в мироздании они на себя возьмут: будут ли они наставниками и покровителями детей - ведогонами, охранными силами - оберегами, охранниками благополучия - домовыми или будут они наставниками и проводниками, помогая накопленным опытом души здесь, в этом реальном пространстве, своим духом приходя к живущим потомкам и давая им помощь и советы. И действительно, у каждого человека есть свои учителя, наставники и покровители. Возможно, это реально встречающиеся люди, которые дают благополучные советы, возможно, это люди, у которых жизненный опыт уже реализуется в благополучную жизнь. Присмотритесь к таким людям и прислушивайтесь к их советам. И никогда не прислушивайтесь к советам тех, у кого жизненный опыт неблагополучен. Странно смотреть на тех психологов, которые учат счастливой семейной жизни, сами оставаясь несчастными, странно слышать советы о бизнесе от людей, остающихся не при делах. Необходимо ясно видеть и ясно понимать, в каком пространстве ты живешь, сам ты влияешь на ситуации или ситуации влияют на тебя.

Если же события поглощают вас, и вы уже не можете на них влиять, то, значит, вы уже под судом Божьим и вам уже предоставляются только задачи, которые вы обязаны решить верно. Человек, который попал под судьбу - суд Божий, недостоин сам творить жизнь, так как не умеет творить ее хорошо сам. Такой человек не может воплощать свои мечты в мир счастья, а подпитывает мир своими постоянными смутными энергиями мысленного плачущего покаяния, рождает неблагополучие. Считается, что нам от рождения поставлены задачи, которые мы обязаны решить в этой жизни и для этого в душу вложены дополнительные святые силы.

От чего зависит удача и неудача человека?

Эти силы вкладывает в душу богиня Жива и называются они - живицы. Это наши помощники, наставники, это мысли озаряющие нас и изгоняющие худое и плохое. И чем чаще приходят к вам мыслеозарения, тем больше вы освещаете все вокруг, тем больше к вам будут тянуться светлые люди и потерянные души и находить рядом с вами энергию умиротворения, энергию блага и взаимопонимания. Вы всегда имеете связь с высшими учителями божественного разума, вы всегда контактируете с богами зачатия и богами рождения, которые формируют ваш жизненный путь и ваше жизненное пространство судьбы. Можно сказать, что это программа жизни, роста и совершенствования для человека. Живицы — это силы, которые помогают упорядочить хаос, восстановить мир, убрать прах и тлен с этой земли, сопротивляться морокам и темным силам.

Что же это за темные силы и откуда они берутся? Мороки противостоят свету души, созиданию чистого духа. Мороки - это темные силы космоса, проявляющиеся как мгновенно возникающая и также мгновенно уходящая страшная роковая сила, как «демон данного мгновения». Например, когда мать кричит на своего маленького ребенка, это ее злой дух готовит беду. Человек, не очищая свое сознание, не тренируя свои положительные эмоции и реакции, постепенно попадает под власть более горячих эмоций зла. Нельзя зависать на темных энергиях, энергиях внутренних клубящихся негативных эмоций, так как они перепрограммируют реакции человека, и, затемняя его дух, меняют личность. Так проявляется демоническая сущность человека, олицетворяющая уровни его пороков. На пороки эти притягиваются демоны, и в результате из человека реального получается «демоническая полукровка». Очень важно сублимировать положительную благополучную среду удовлетворенности человека и удерживать себя и других в зоне света. В ведизме считалось, что если вы этого делать не будете, то к вам начнет подтягиваться армия тьмы — 12 мороков, и начнется битва против света конкретно в вашем теле, в вашей судьбе, в вашей жизни. Если вы от первого не отделаетесь, то к нему присоединится второй, и вы будете одержимы двумя отрицательными мороками, деструктивными силами хаоса и распада. И если вы не сможете своевременно отбиться от этих двоих, то придет третий, далее четвертый, и так пока все двенадцать не навалятся на вас все вместе. Считается, что когда приходит последний, двенадцатый, и присоединяется к тем, что уже рядом с вами, то с этого момента вы уже навсегда останетесь одержимым мороками, вы уже «демоническая полукровка».

И Веда продолжает вещать нам черные пророчества… Если вы на протяжении своей жизни не очиститесь от двенадцати демонов, за которыми приходит полная свита тьмы со всеми лихоманками и лихорадками, то рожденные от вас дети будут с еще более отягощенной душой, а рожденные от них - с еще большим кодексом тьмы. Таким образом, через некоторое время в цикличности рождения ваших потомков родится абсолютный демон. Конечно, силы света стараются противостоять подобным рождениям, и человеку предлагаются различные варианты помощи при его жизни. Помните, что всегда в вас есть Рада (Радость) – сила, которая помогает выбраться из любого «болота», из любой отрицательной ситуации, сила, которая помогает перейти в иную лучшую реальность.

Конечно, быть эмоционально устойчивой личностью – сложно, это ежедневная работа над собой, и психологический и эмоциональный иммунитет нужно в себе воспитывать и тренировать. Каким же образом? Нужно очень внимательно относиться к любой ситуации или любому человеку, который появился в нашем окружении. В ведизме есть правило: то, что вокруг человека проявляется, указывает на ту потребность, которая у не-го внутри. Буквально это звучит так: то, что кого-то отражает, других заражает.
Будьте более пристальны в своих наблюдениях, не отмахивайтесь от тех фактов и событий, которыми человек себя обнаруживает в реальном мире. Более того, всегда нужно очень внимательно смотреть за похожими ситуациями, если таковые уже были в вашей жизни. И еще одно немаловажное наблюдение, которое поможет многим из вас — вспоминайте, на кого похож новый для вас человек, на чей голос похож его голос, на чьи манеры похожи его манеры, на чьи поведенческие нормы и стандарты похоже его поведение, какими ситуациями он себя окружает, какие ситуации характерны для его жизни. Все это - фактический материал для вас.

Обычно в среде отрицательных личностей достаточно много отрицательных данных, но человек-донор закрывает на это глаза. Почему так происходит? Существует правило контакта жертвы и вампира: «Жертва сама идет навстречу вампиру. Жертва нуждается в своем вампире».

Один из типов вампиризма - родительский вампиризм, когда родители пытаются отнять самостоятельность у своих детей, когда они слишком окружают родительской опекой, родительской любовью своих детей. И неважно, сколько этим детям лет - годик, пять лет, пятнадцать, тридцать или сорок. Когда слишком много родительской любви - это вампиризм, так как такая энергия любви слишком сильно обязывает и повязывает ребенка, окружает его повышенной ответственностью, и тем самым выжигает и без того слабые энергетические флюиды ребенка. Такой ребенок растет вялым, инертным и слабым существом, и когда пожилой родитель умирает, то такие дети обычно попадают в плен к более жестоким вампирам. Получается, что родительский эгоизм на самом деле готовит огромную беду в будущем ребенка, родители делают из ребенка зомби, готового подчиниться любой злой воле после их смерти. Такие дети становятся бедоносными, к ним как будто бы цепляются все 33 несчастья, все беды и напасти. Если вы встретите такого маменькиного сынка или папенькину дочку в жизни, не ждите, что с таким человеком получится хорошая семья. Обычно, кстати, они остаются одинокими, но если и составляют себе супружескую пару, то только после смерти родителей. Причем такие взрослые детки в семье сами превращаются в вампиров. Почему же это происходит?

К энергетически слабому взрослому дитятке может подселиться после смерти душа родителя, или тонкоматериальная сущность, которая в старину так и называлась - Беда (в других вариантах - Нужда, Лихо, Кручина).
Постоянного определенного облика это демоническое существо обычно в поверьях не имело, хотя его и представляли иногда в облике оборванной, дряхлой старухи-нищенки или древнего старика в обносках. Что интересно, такие недоросли в зрелом возрасте начинают именно так и одеваться. Дома они одеваются в абсолютно выношенное и дряхлое рванье. Часто становятся жуткими скопидомами. Таким образом, Беда, подселяясь в сущность человека, преследует его повсюду. Она постоянно сталкивает своего носителя-человека за черту всех бед, несчастий и неудач, которые могут преследовать его. Таких людей называют «бедовиками», т.е. обреченных на несчастье, не имеющих своей доли. Считалось, что Беда идет к таким людям навстречу и гонится за ними. В славянском ведизме иногда считалось, что Беда рождается вместе с иным человеком и шаг за шагом следует за ним в продолжение всей его жизни и провожает его в могилу. Помощь таким людям в этих случаях бывает не только бесполезна, но и небезопасна. Бедовику все равно не видать удачи, но он может других заражать несчастьем. Поэтому с такими людьми лучше не общаться, иначе Беда перейдет и на вас.

Очень часто Беда внедряется в другого человека через вынужденные подарки. Это когда человек-бедовик не хочет дарить подарок кому-то на торжество, но вынужден это сделать, потому что так заведено в том обществе, где он существует. И, приобретая подарок на торжество, он всячески злобится на это совсем не нужное, по его мнению, действие. Подарив же подарок, он пересаживает часть своей беды на того человека, которому подарил подарок не от чистого сердца. Довольно часто бывает так, что с приносом таких подарков в дом в наших домах поселяется Бедовуха. Поэтому, если вы заметили, что после какого-то события у вас началась череда негативных ситуаций, пожалуйста, вспомните, после какого конкретно события это произошло, и какой предмет может рассеивать Беду. От этого «подарка» необходимо избавиться или желательно подарить с наилучшими намерениями что-то взамен.

Но в ведизме древних считается, что в природе не существует абсолютно устойчивых формирований, все подвергается распаду и новому образованию. Даже самые лютые порчи распадаются через некоторый период своего существования, хотя успевают внедриться в человека и ухудшить его жизнь. Поэтому и известно множество старинных рецептов для борьбы с этой «заразой», для очищения сути человека, его жизни. Всегда Добро приходит на помощь человеку, выправляя его и наставляя на благополучие.
Но самое неприятное, это то, что хорошие события, хорошие формирования тоже подвержены распаду. Все не вечно — у всего есть свой срок. Сами боги контролируют процесс переформирования личностей и, таким образом, дают нам урок, чтобы мы все время следили за деструктивными элементами, за отрицательными событиями и внимательно и вовремя реагировали на них.

Считается, что если человек не делает ничего для сохранения хорошего, то он его не достоин. В этом и состоит судьбоносная справедливость. Сколько лет человек благополучен в карьере, сколько лет длится финансовое благополучие - для всего свой срок, помните об этом. Делайте свою жизнь каждую минуту. Живите радостно, будьте чуткими, трепетными. Не растеряйте качества своей божественной души, не пренебрегайте подсказками высших сил.

Множество людей убеждены, что в их жизни ничего случайного нет, и не было: все встречи вели к каким-то результатам, все знакомства порождали какие-то действия, все решения приводили к каким-то поворотам, и что самое главное, все идет так, как должно быть, а поменять ничего нельзя. Так это или нет? Вряд ли кто-то может ответить на этот вопрос авторитетно. Нет, безусловно, ответить может каждый, но согласятся ли с этой точкой зрения все или хотя бы большинство? Тут много сомнений, ведь, сколько людей, столько и мнений.

Что такое судьба

Это не что иное, как сложенные вместе все события, а также обстоятельства, которые происходили в жизни человека. Они имеют огромное влияние на всё бытие человека. То есть каждый шаг, каждое действие тянуло за собой другое, что впоследствии и создало цепочку событий под названием жизнь конкретного человека . И она получилась такой, какой она есть сейчас. Кроме того, судьбой называют некую предопределенность, то есть заранее известный или же решенный исход событий. Люди часто употребляют при слове «судьба» некие ее синонимы: «фатум», высшие силы, рок. Но в действительно это не одинаковые понятия.

Судьба и история

Судьба человека может предполагаться как в природе, так и в Божестве. Например, как всем, известно, во многих религиях подразумевается, что именно Бог является творцом судьбы человека. Именно ему известны все его поступки, и именно он ведёт всю линию жизни или судьбы каждого жителя Земли и в любую минуту может ее перерезать. Очень распространены такие верования в мусульманстве и христианстве. Но, если брать более ранние проявления веры в судьбу, то древние греки также верили в божественное начало, которое предопределяет и напрямую влияет на человеческую жизнь. Например, в Греции люди верили во многих богов: урожая, войны, семьи и так далее, и если человек был несчастен в какой-то сфере жизни, то он молился и приносил жертвы Богам. С одной стороны, можно подумать, что в этот момент именно Боги меняли судьбу человека, но, по сути, виднеется другое: греки верили, что они вправе решать, менять судьбу или нет. Ведь человек может и не молится, не так ли? А это уже что-то на пути к самопознанию.

Очень часто употребляется слово «фатум» - это, в какой-то мере олицетворение судьбы. Начало его положено на латыни, древними римлянами. Кроме того, этим словом было принято называть божества. Фатум являлся чем-то непонятным, процессом или понятием, которым определяли, какая будет судьба у человека и делалось это с самого рождения. Стоики же и вовсе считали, что фатум управляет миром. А римляне верили в Юпитера как в главного вершителя судьбы. Кроме того, интересным фактом является и то, что фатумом, только во множественном числе называли провидцев, точнее то, что они предсказывали, а предсказывали они не что иное, как божью волю. А это, безусловно, означало, что провидец рассказывает тебе судьбу - фатум.

Также, хотелось бы уделить внимание индийской религии и философии, на которых был основан и другой термин близкий к судьбе - карма. Она не является индийской «судьбой», это более отдаленное понятие, напоминающее её лишь чертами. Все дело в том, что судьба не подразумевает никаких действий, чтобы получить какой-то результат. Человек проживет свою жизнь так, потому, что такая судьба, или потому, что доля распорядилась иначе. То есть в нашей культуре, судьба - по сути, лотерея, ты не угадаешь, какую жизнь проживешь и не можешь никак повлиять на выбор. Карма же это совершенно противоположное явление, которое подразумевает такую связь: причина, следствие и воздание. Таким образом, на каждое действие есть реакция, и само деяние влияет на то, как человек будет проживать следующую жизнь. Все плохие и хорошие действия откладываются в карме как в неком сундучке или может на весах. Если плохие деяния перевешивают хорошие, это значит, что человек жил не по законам буддизма и он понесет наказание. И так как буддисты верят в реинкарнацию души, то следующую жизнь, он проведет, например, в облике камня. Если же человек был честен, никогда не делал плохих вещей и не желал плохого людям, то он может надеяться прожить лучшую жизнь. В любом случае, осознание того, что карма существует и то, как ты живешь, что ты думаешь и делаешь прямо влияет на твою следующую жизнь, ведет к тому, что буддисты очень дисциплинированы. Эти люди добры и жизнерадостны, всегда с хорошим настроением, они не позволяют себе огорчатся, если живут в бедности, как к слову, наши соотечественники могут с горечью всплакнуть при малейшей жизненной неудаче и перевести стрелки на плохой фатум.

Самое интересное, что изучая понятие судьбы, понимаешь, что главное не само ее значение, как определения. То есть, вы видите, что в разных культурах, временных периодах появились свои названия, которые в большей степени образовывают одно целое понятие. Важным является то, что люди извлекают из этих знаний. Принимают ли они их жизненный путь таким, каким он является без лишних телодвижений или же пытаются что-то изменить. Огорчаются ли при небольших неприятностях, считая, что это хитрости судьбы, создают ли другим неприятности, решая, таким образом, судьбу другого человека? Наверное, верования буддизма и кармы, в частности, тут соберут наибольшее количество поклонников.

Как влиять на судьбу

Если посмотреть на индусов, в каких бы условиях они не жили, в их сердцах всегда горит несгораемый огонек, глаза светятся от радости и сознания того, что жизнь хорошая штука, и живут они по правильным принципам. Если каждый из нас принимал жизненные неудачи, таким образом, в мире было бы намного меньше негатива, а люди были счастливее и всегда с хорошим настроением. Итак, главный тэг буддизма - человек сам творец своего счастья, исключительно от его действия и мыслей зависит то, как он будет жить, будет ли у него гармония. Если бы каждый из нас думал о том, что все его действия взвешиваются и впоследствии предопределят судьбу, то, наверняка, многие поменяли бы свой образ жизни.

Хотелось бы еще несколько слов уделить такому интересному и своеобразному феномену, как принцип или же эффект бабочки. Наверное, каждый смотрел знаменитый фильм с одноименным названием, но в действительности, этому явлению есть место в современной науке, культуре и нашем сознании. Можете себе представить, что взмах крыльев бабочки способен создать цунами на другом конце света. Как? Пускай этими вопросами занимаются специалисты. А мы из этого можем вынести только одно обстоятельство, более приближенное к жизненным реалиям: любой человеческий жест, действие, сказанное в сердцах слово, или, же не сказанное, может существенно изменить его жизнь и жизнь других людей.

Если бы человек мог перемещаться во времени, совершенно невероятным было бы узнать, как повернулась бы судьба человека, если в одной ситуации он бы поступил по-другому. Но, пока таких возможностей у нас нет, остается догадываться, но то, что эффект бабочки существует и влияет на нашу жизнь - это бесспорно.

Творите свою судьбу сами. И помните, что все мысли, поступки и действия имеют большое значение для достижения гармонии с самим собой и для Вашего хорошего настроения!

Рассказывает основатель инновационной школы энергоинформационной психологии, доктор, энерготерапевт Наталья Кальма.

От чего зависит судьба человека

Что такое судьба? Судьба — это совокупность событий, происходящих в жизни человека. Судьба — это наше прошлое, настоящее и будущее. Что же определяет линию человеческой судьбы? На этот счёт существует разные точки зрения. Кто-то считает, что судьба определена человеку с рождения, и что на "роду написано, то и будет" . Кто-то считает, что свою судьбу человек создаёт сам. Самое интересное, что когда речь идёт о личной жизни, то здесь человек часто надеется на счастливый случай. И здесь многие как раз верят в судьбу, которая написана "свыше". А вот в сфере финансовой человек чаще всего надеется на свои силы и верит, что нужные ему события сложатся именно благодаря его усилиям. Какая же из двух точек зрения верна? Давайте будем разбираться.

Каждый человек по-своей сути является энергоинформационным существом. То есть каждый человек состоит из определённого количества энергии и вся энергия человека несёт в себе различную информацию, состоящую из событий, прожитых человеком и эмоциональных реакций на эти события. Все это вместе называется личным жизненным опытом человека. И весь этот личный жизненный опыт формируется вокруг человека в его собственной биополевой структуре, которая функционально несёт в себе три составляющих: функцию воспринимать/отдавать, функцию накапливать и функцию осознавать.

Личная энергия человека определяет не только его внутренне состояние, но и также его внешнюю жизнь. Ибо человек, взаимодействуя с пространством постоянно, излучает эту энергию посредством своего биополя и пространство также соответственно реагирует, действуя по принципу подобия. Здесь работает очень простой принцип: "Что посеешь — то и пожнёшь".

Человек взаимодействует с окружающим пространством постоянно, и происходит это 24 часа в сутки. Человек абсолютно не закрыт от окружающего пространства. Вся энергия/информация, которая поступает в биополе человека, делится на два типа — позитивная и негативная.

Выяснить, какая энергия излучается человеком в данный конкретный момент и какие соответственно после этого будут последствия, на самом деле очень сложно, потому как взаимодействие человека с пространством происходит не только осознанно, но и неосознанно. Любая энергия проявляется посредством эмоций человека. И здесь, казалось бы, всё очень просто. Если эти эмоции положительны, то и энергия тоже является положительной. Однако проблема состоит в том, что человек осознает далеко не все излучаемые им эмоции. Большая их часть исходит от человека в пространство подсознательно, поэтому увидеть, какую энергию, положительную или негативную, человек излучает в данный конкретный момент на все 100% практически невозможно.

Почему происходит именно так?

А происходит это по причине того, что большая часть излучаемой энергии человеком происходит из его Поля Подсознания, которое является одной из составляющих его биополевой структуры. В Поле Подсознания человека хранится энергия/информация, которую человек не осознает или не помнит. Та энергия-информация, которую человек помнит, хранится в других энергетических полях — в частности в Поле Эмоций и Поле Мысли.

Жизненные обстоятельства очень сильно зависят от того, какие энергии человек получает из Внешней Среды по принципу "магнита", поскольку все, что он излучает, притягивает подобные энергии из Пространства. И поскольку человек не видит энергетически процесс своего взаимодействия с пространством, то он совершенно не может быть защищён от проникновения негативной энергии в его биополе. Таким образом, в его жизни формируются различные неблагоприятные события, причины возникновения которых спрогнозировать и понять невозможно. По причине накопления и хранения негативной энергии в биополе человека, в его жизни случаются разные проблемы, препятствия, трудности, которые необходимо все время решать и преодолевать. Эти трудности и проблемы проявляются и как проблемы со здоровьем, внутренние эмоциональные проблемы, финансовые проблемы, а также проблемы в личной жизни, связанные со взаимоотношениями с людьми.

Таким же образом происходят и благоприятные события. Если человек излучает в Пространство положительную энергию, то и из пространства притягивается точно такая же энергия.

У каждого человека линия жизни складывается определённым образом. И зависит это напрямую от того, с какими энергиями человек родился. Человек не рождается как белый и пустой лист. Ребёнок уже в первые годы своей жизни имеет определённую энергетику и это очень сильно влияет на его характер, на его способности, на его здоровье — физическое и эмоциональное, а внешние условия — это уже только следствие, причиной которых являются те стартовые энергетические условия, с которых человек начинает свою жизнь.

По типу энергетики существуют 4 основных психотипа людей:

  1. "Хронические Страдальцы": "Обстоятельства против меня, у меня нет сил, я хочу, но у меня не получается" .
  2. "Мечтатели": "Не нужно желать многого — прими то, что есть".
  3. "Трудяги": "Если сильно стараться и много трудиться, то у меня все должно получиться" .
  4. "Успешные": "Я могу, всё в моих руках" .

Опишу в общих чертах характеристику каждого психотипа.

Отличительная характерной чертой "Хронического Страдальца" является тенденция обвинять в своих бедах всех, кроме себя и чувство саможалости. Делают они это вынужденно, в силу своего состояния, во многих случаях даже не понимая этого, а если и понимают и опять же стараются что-то изменить, то у них это практически никогда не получается. Поскольку никто не знает, каково же реальное положение страдальца относительно состояния его энергетики, то его и не понимают. Не понимают, почему такой человек все время находит какие-то причины, чтобы ничего не делать. То есть получается парадокс, с одной стороны он говорит о своих проблемах, а с другой стороны совсем ничего для их решения не предпринимает. И люди, которые пытаются ему помочь, не могут понять, что же происходит. Вроде бы и выход есть, а он его не видит. "Хронический Страдалец" в определённом смысле "зациклен" на своих страданиях и не склонен кого-либо слышать. Такие люди имеют склонность к проявлению агрессии с самого рождения и если они попадают в цепь неблагоприятных событий, то их негативная эмоциональность может проявить себя во всей своей полноте.

Судьба такого человека состоит из большого количества неблагоприятных событий, трудностей и препятствий. И если такой человек имеет в окружении людей другого психотипа, то по отношению к ним он часто выступает в роли "энергетического вампира.

Характерной чертой "Мечтателя" является тенденция само-обманываться, просто надеяться на лучшее в тех ситуациях, когда нужно что-то кардинально менять, тенденция выдавать желаемое за действительное, верить, что лучшее все ещё впереди и т.д. "Мечтатели" в общем и целом настроены воспринимать жизнь такой, какая она есть, ничего в ней не меняя. В силу своей энергетики "Мечтатель" часто не может взять на себя ответственность за какие-либо серьёзные решения, направленные на изменение его жизни. У них нет яркого протеста, как у хронических страдальцев, поэтому жизнь таких людей, в большинстве своём, протекает ровно и с очень небольшими переменами за исключением тех случаев, когда "Мечтатель" попадает в беды и неприятности, преодолевает он их с огромным трудом, поскольку в такие моменты он вынужден делать большее, чем то, на что он способен, и когда, наконец-то, ему удаётся выкарабкаться из этих обстоятельств, он тут же успокаивается, старается вернуться к старому образу жизни, двигаться потихоньку и ничего не менять.

"Трудяга" , в отличие от двух предыдущих психотипов, в силу своей энергетики способен достигнуть достаточно больших и серьёзных целей в своей жизни. Однако у такого человека всегда есть страх, как только он опустит руки, то его жизнь "остановится". Поэтому не может себе позволить отдохнуть и расслабиться. Такой человек рассчитывает только на свои силы, он старается делать все сам и полагаться только на себя. Когда "трудяга" действует, все его внимание и силы направлены на то, чтобы много работать для достижения своих целей. Поэтому наслаждаться жизнью ему просто некогда. Он постоянно в эмоциональном и физическом напряжении. Но часто бывают случаи, когда он обессиливает, и происходить это может даже в те периоды, когда в его внешней жизни все складывается достаточно ровно, он чувствует буквально, что у него нет сил, ни физических, ни эмоциональных. В такие моменты он может ощущать подавленность, так как воспринимает такие периоды не как необходимый отдых, а как вынужденную остановку. Он отдыхает физически, но эмоционально остаётся в сильном напряжении. В такие моменты своей жизни он очень сильно напоминает "хронического страдальца". Но в отличие от "хронического страдальца", который заранее настроен, что у него все равно ничего не получится и обвиняет в своих бедах других, "трудяга" всегда лелеет надежду и стремится сделать что-то, чтобы изменить ситуацию. Характерной чертой "трудяги" в отличие от "страдальца" является тенденция никого не обвинять, а искать выход из сложившейся ситуации. Он постоянно торопится, ведь просто отдыхать и ничего не делать он не может. Отсутствие сил и стремление найти выход вызывает сильный дисбаланс. Поэтому его жизнь очень несбалансированна и состоит из "взлётов" и "падений". Многие не восстанавливаются уже после таких "падений" и остаются больные и обессиленные с большим вопросом в себе: "А что же делать?"

"Успешный человек" — это человек, который имеет достаточно высокий уровень энергетики и поэтому у него практически всегда уверенность, что он на многое способен и может многого достичь. Такой человек эмоционально очень гармоничен, поэтому он считает, что достаточно верить в себя и все тогда получится. Успешный человек в силу своей энергетики способен рассчитывать на свои силы, знает, когда нужно отдыхать, а когда трудиться и, поэтому может в большей степени управлять процессом событий своей жизни. У него достаточно хорошо развита интуиция, поэтому практически каждое событие он может использовать как благоприятную возможность. Поэтому таких людей другие психотипы часто воспринимают как людей везучих. Судьба такого человека складывается, в общем и целом, очень стабильно и его жизненный позитивный настрой позволяет ему успешно преодолевать возникающие на его пути трудности.

Как я уже писала выше, каждый человек уже рождается с определённым уровнем энергетики, что впоследствии и определяет его судьбу. Только если "Хронический Страдалец" совершенно не может управлять своей жизнью, "Мечтатель" и "Трудяга" делают это в небольшой степени, то у "Успешного человека" есть все возможности влиять на ход событий.

Вот и получается, что судьбой может управлять только "человек Успешный". А первым трём психотипам остаётся в большей или меньшей степени довольствоваться тем, что есть.

Но… хотя и человек рождается с определённым психотипом, однако это не приговор.

Вы сейчас прочитали о психотипах людей и уже наверняка попробовали определить свой собственный. Не торопитесь, в жизни каждого бывают моменты проявления удачи. И пока удача благоприятствует, то у человека в жизни все складывается достаточно хорошо и он не может до конца определить свой психотип. Даже "Хронический Страдалец" в период проявления удачи более счастлив, ведь в такие моменты все происходит само и без усилий. Однако удача может отвернуться от человека в любой неожиданный момент и вот тогда и можно с уверенностью определить свой собственный психотип.

Продолжение следует…

Б ольшинство людей уверены в том, что судьба существует и что обмануть ее невозможно. Но на самом деле вопрос заключается в том, как человек понимает это в целом. Может ли человек своей судьбой управлять? Некоторые отвечают на этот вопрос утвердительно, утверждая, что человек не зависит от судьбы, что судьба зависит от решений и выбора самого человека. Не все с этим согласятся, и на, то есть причины.

Судьба – это своего рода линия, которую каждый человек выбирает для себя. Если бы это было не так, и судьба заранее была бы предначертана, то все устремления человека к достижению поставленных целей были бы бесполезны. Многие, правда, пытаются оправдать собственные неудачи и промахи тем, что такова судьба. Но это неверно, ведь судьба складывается на протяжении всей жизни. Никто не ожжет догадываться о своей судьбе и уж тем более не может знать этого наверняка.

Существует множество фактов, которые доказывают все, сказанное выше. Многие пытались изменить собственную судьбу и добиться в жизни чего-то, и тем, кто действительно стремился к этому, все удавалось. Так, к примеру, многим хорошо известна писательница Дж.Роллинг, автор персонажа Гарри Поттера. Но мало кому известно, насколько трудно приходилось женщине. Она была простой учительницей французского языка, и первые литературные опыты ее были неудачными. Более того, множество раз ей отказывали в публикации того же Гарри Поттера, но Джоан не сдавалась, перерабатывала и дорабатывала свою книгу. Трудно сказать, чтобы это была судьба. Ведь, если бы женщина не выбрала столь сложный путь, ее книга вряд ли когда-нибудь увидела бы мир. Джоан сама решила стать писательницей и упорно шла к этой цели.

Можно взять пример из жизни. Так, человек решил приобрести ради веселья или ради интереса лотерейный билет, вовсе не надеясь на выигрыш. Но выиграл значительную сумму денег. Это не судьба, это выбор, хоть и совсем незначительный.

Подобных примеров можно привести великое множество. Но все они дают понять, что упрекать во всем судьбу неправильно.

Если представить судьбу в виде дерева, то получается, что при принятии какого-то решения ветвь дерева разветвляется и идет далее. Если бы человек принял другое решение, то и дерево выглядело бы по-иному. В данном случае – дерево является человеческой жизнью, судьбой.

Пожалуй, сказать определенно о том, какая судьба у человека можно только после его смерти. Только тогда можно рассмотреть и проанализировать все его поступки, плохие и хорошие. И уже на основании этого анализа делать выводы о личности человека и о его судьбе.

Некоторые исследователи паранормальных явлений, впрочем, придерживаются абсолютно противоположной точки зрения. Так, в частности, по словам Лазаря Моделя, жизнь у всех людей складывается совершенно по-разному, у одних каждый день праздник, другие мучаются от самого рождения и до последних минут жизни, одни трудолюбивы и талантливы, другие – бедные и безызвестны. А все потому, что у каждого человека есть своя судьба, которая дается ему от рождения. В качестве доказательства своей правоты Модель говорит о пророчествах и предсказаниях. Будущее существует в пространстве и времени задолго до своего наступления.

История знает немало случаев, когда люди видели свое будущее во сне. Так, к примеру, президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн несколько ночей перед собственной смертью видел во сне похороны в Белом Доме. На вопрос «Кого хоронят?» ему отвечали «Президента». И действительно, в скором времени Линкольн был убит. Сон оказался пророческим.

По словам историков Плутарха и Арриана, незадолго до смерти Александра Македонского предсказатель Пифагор (который являлся тезкой знаменитого математика) предсказал скорую его смерть. Когда Македонский приехал в Вавилон, навстречу ему вышли прорицатели, которые уговаривали императора не входить в город.

По словам историков античности, в частности, Тацита и Светония, большинство римских императоров были хорошо осведомлены обо всех подробностях своей смерти, но как ни старались некоторые из них обмануть судьбу, сделать это так никому и не удалось.

Известная писательница современности Дарья Донцова также получила предсказание от арабской прорицательницы. Еще будучи никому неизвестной переводчицей, женщина попала в автомобильную катастрофу. После этого ясновидящая предсказала, что в скором времени Дарья будет зарабатывать большие деньги, водя рукой справа налево. Донцова не сразу поняла, что это значит, и лишь, когда начала писать книги, осознала, что именно справа налево в арабских странах пишут.

Самыми распространенными способами предсказания будущего являются гадание на кофейной гуще и картах, ясновидение, астрология. Большой популярностью пользуется древнейшее искусство гадания по руке – хиромантия. Эта оккультная наука была хорошо известна еще в Древнем Египте. Увлекались ее многие известные мыслители, в том числе, и Пифагор. Первый, дошедший до нашего времени, трактат по гаданию по руке, был написан Аристотелем еще в 350 году до н.э.

Существует, по словам некоторых специалистов, немало других примеров, которые подтверждают, что у каждого человека есть своя судьба. К таковым, в частности, можно отнести случаи чудесного спасения.

Как отмечает Лазарь Модель, существует целый ряд так называемых оккультных наук, которые пришли к нам из глубокой древности, и которые занимаются именно предсказанием судьбы. Но, отмечает исследователь, дело это далеко не безопасное. Если человеку, к примеру, предсказали, что он проживет до 75 лет, то попасть в кораблекрушение в пятидесятилетнем возрасте совсем не страшно, ведь человек верит в то, что останется жив. Но, вместе с тем, узнав свою судьбу, каждый человек как бы подписывает себе смертный приговор с отсрочкой. Человек теряет ощущение бессмертия, и стрелки его смертного часа начинают отсчет.

Но ведь прорицатели не всегда оказываются правы? Даже Ванга иногда ошибалась. А между тем предсказание ложится на подсознание человека мертвым грузом, проецируя неправильную программу для жизни и делая установку на смерть. В древности недаром хорошо известен был анекдот об астрологе Людовика XI. Король решил казнить его за плохие пророчества, однако перед казнью решил спросить, знает ли тот день собственной смерти. Астролог оказался очень неплохим психологом и ответил, что умрет за три дня до смерти самого короля. Людовик казнь его так и не решился…

В то же время Лазарь Модель уверен в том, что судьбу можно изменить. А йоги вообще уверены в том, что судьбу, данную при рождении, можно поменять на другую. Но даже если сделать это не удастся, в рамках одной судьбы существует определенная свобода выбора, оставленная за человеком.

По словам Моделя, астрологи разделяют судьбу человека на три вектора: гороскопическая карма, структура кармы и вектор воли. Таким образом, судьбу человека на треть определяют звезды, на треть – карма и еще на треть – сам человек.

Гороскопическую карму можно вычислить по многочисленным предсказательным системам, в частности, по системе Таро. Благодаря этим вычислениям многие выдающиеся личности сумели предотвратить фатальные повороты судьбы. Так, к примеру, величайший адепт Франции Луи Констан смог предотвратить смерть своего маленького ребенка.

Аналогичных взглядов придерживаются и индийские хироманты, которые уверены в том, что судьба подобна нити, один конец которой находится в руках Божьих, а второй – в руках человека. Тот конец нити, который находится в руках Бога, непостижим для человека, это тайна, поэтому человек должен сосредоточиться на том, что зависит непосредственно от него. Человек должен развивать свой ум, стремиться к совершенству, соблюдая при этом нравственные нормы. Только там можно влиять на судьбу.

Таким образом, мнения специалистов относительно существования судьбы, правдивости всевозможных пророчеств и возможности свою судьбу изменить, разошлись. Каждый человек должен сам решить, что для него значит судьба. Но как бы там ни было, жить нравственно, честно и поступать по совести и справедливости, должен каждый, несмотря ни на что…

Биография и судьба

Все человеческие судьбы слагаются случайно,
в зависимости от судеб, их окружающих...
Так сложилась и судьба моей юности,
определившей и всю мою судьбу.

И.А.Бунин

Рассмотрев постоянство личности с точки зрения сохранения или изменения отдельных ее черт, попробуем теперь подойти к проблеме с другого конца – выявить общие принципы периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания. Здесь существует три подхода.

В биологии и психофизиологии речь идет о критических, или сензитивных, периодах , когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак), чему нередко сопутствуют особые социальные ритуалы, обряды перехода .

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то психологической перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных нормативных жизненных кризисов , которое подчеркивает, что, какой бы болезненной ни казалась эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна, статистически нормальна. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно (в среднем) предсказать, в каком возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.

Но если нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография конкретной личности , таких объективных данных недостаточно.

Жизнь отдельной личности, как и история человечества, есть, с одной стороны, естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная, единственная в своем роде, драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально неповторимых характеров и обстоятельств. Всякая жизненная ситуация конкретна, многокомпонентна и изменчива, а слово "событие" обозначает однократное происшествие. Недаром логико-методологическая специфика исторической науки связана именно с проблемой объяснения событий , а не законов или тенденций развития.

Разумеется, жизненные (биографические) события, как и исторические, поддаются классификации и могут быть описаны в процессуальных или структурных терминах .

В зависимости от того, к какой сфере жизни они относятся, говорят о физических, биологических, социальных и психологических событиях. В зависимости от того, происходят ли они вокруг индивида, с ним самим или внутри него, различают внешние (средовые), поведенческие (поступки) и внутренние (духовные) события. События, происходящие в собственной жизни индивида, называют индивидуальными, а те, в которых он выступает как объект исторических обстоятельств, – социокультурными. По степени их массовости, повторяемости и предсказуемости различают обычные (нормативные) и случайные (исключительные) события.

Кроме общей типологизации жизненных событий ученые выделяют их структурные свойства:

Время совершения события – насколько оно соответствует нормативным социальным ожиданиям и является своевременным или несвоевременным для данного отрезка жизненного пути. Первый брак в 16 лет сегодня кажется преждевременным, в 18 – ранним, в 40 – поздним,

Длительность события, которое может быть растянутым во времени (половое созревание, приобретение профессии, становление гражданственности) или почти одномоментным, дискретным происшествием (авиационная катастрофа).

Последовательность – место данного события в ряду других жизненных событий. Трудовая жизнь может начинаться после завершения общего образования, параллельно ему или раньше; интимная близость в одних случаях следует за вступлением в брак, в других предшествует ему. Не зная реальной и нормативно-ожидаемой последовательности жизненных событий, невозможно понять структуру жизненного пути, а следовательно, и особенности конкретной биографии.

Когортные особенности – каковы типичные структурные свойства (длительность, последовательность) и т.д. жизненных событий у представителей данного поколения, в отличие от других.

Контекстуальная чистота события – насколько тесно и как именно оно связано с другими жизненными событиями. Большинство жизненных событий не являются "чистыми" и не допускают одноплановых объяснений. Так, подростки начинают влюбляться не столько в соответствии с биологическим половым созреванием, сколько под влиянием нормативных установок сверстников и окружающих.

Вероятность осуществления события, его статистическая типичность – происходит ли нечто подобное со всеми, с некоторыми или только с отдельными людьми. Это зависит не только от обычности или исключительности события, но и от особенностей данного индивида, его профессии, групповой принадлежности и т.п. (профессиональные ученые делают научные открытия неизмеримо чаще, нежели самоучки).

Оценивая степень "судьбоносности" разных жизненных событий, их влияние на личность, обыденное сознание склонно обращать внимание прежде всего на яркость, драматизм события, его хронологическую близость к моменту предполагаемого изменения личности, крупномасштабность (слово "событие" подразумевает нечто значительное, из ряда вон выходящее) и относительное единство, благодаря которому оно выглядит однократным. Однако глубокие личностные изменения не всегда порождаются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями, Очень часто они результат накопления множества мелких событий в течение определенного времени, причем существует потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий. Например, для понимания сдвигов в "образе Я" подростка нужно учитывать не только изменения в его телесном облике и психогормональные процессы, но и такое, казалось бы, внешнее событие, как переход в новую школу, вызывающее необходимость адаптации к новому коллективу, потребность увидеть себя глазами новых товарищей.

"Событийный" подход к формированию личности видит в ней не завершенную и замкнутую в себе систему элементов и последовательность стадий развития, а живую историю , драму обновления, достижения и преодоления.

Реконструируя течение собственной жизни, мы периодизируем его не по безличным психофизиологическим циклам и социальным переходам, а по критическим ситуациям, возникающим в точках пересечения "внешнего" и "внутреннего" планов бытия, нарушающих его размеренное течение и переживаемых как стрессы, фрустрации, конфликты и кризисы. Но так обстоит дело у всех людей. Обобщить все это призван помочь биографический метод .

Это понятие многогранно. В исторической науке XIX в. "биографической историей" называли самый примитивный нетеоретический вид исторического повествования, сводивший сущность исторического процесса к биографическим особенностям его участников. В социологии первой четверти XX в. биографический метод, то есть изучение личных документов (переписки, дневников и т.д.), использовался для прояснения субъективной стороны социальных процессов, того смысла, который придавали этим процессам их участники (У.Томас, Ф.Знанецкий). В психологии 20-х годов биографический метод превратился в дневниковый: главным источником реконструкции жизненного мира личности стали дневники и автобиографии (Ш.Бюлер). В психиатрии "история жизни" сливается с клиническим исследованием, нацеленным на обнаружение источника заболевания, исходной "психической травмы".

Хотя биография как распространенный познавательный вид (жанр) истории литературы, искусства, политики и науки не отличалась теоретичностью, в начале XX в. в ней оформляются два отчетливых полюса – герменевтика и психоанализ .

Герменевтика как метод исторического понимания, интерпретации и расшифровки скрытого внутреннего смысла человеческой деятельности и ее продуктов считала биографию высшей и самой поучительной формой гуманитарного исследования. Но В.Дильтей и Г.Миш практически сводят биографию к расширительно трактуемой автобиографии, истории духовного становления субъекта, рассматриваемой с его собственной точки зрения. Добиваясь максимальной идентификации со своим героем, глядя на мир его глазами, биограф-герменевтик старался избегать какой бы то ни было критики его действий, взгляда со стороны. При этом дело "выглядит так, как если бы задача самореализации, совпадения с самим собой, во все времена и эпохи была основным содержанием человеческой жизни, а конкретно-исторические усилия людей – всего лишь формой , в которой это содержание осознавалось и выполнялось". В результате герои разных биографий оказываются похожими друг на друга. "Жизнеописания, каждое из которых акцентирует тему движения к себе самому, в совокупности создают картину каких – то ничейных, безличных, из века в век повторяющихся мытарств" .

Нечто похожее происходит и в психоанализе, хотя его исходные посылки противоположны герменевтическим. "Если в герменевтике, – пишет Э.Ю.Соловьев, – отношение к чужому самоистолкованию определяется презумпцией благоговения, то в психоанализе – презумпцией подозрительности . В искренних исповедях он видит не истину, исключающую всякую критику, а как раз высшую форму самообмана, такую степень развития "иллюзий на свой собственный счет", когда пациент уже не может выпутаться из них, но именно поэтому позволяет врачу распознать вытесненные психологические энергии, силы, комплексы, травмы. Типы и виды чужеродных психических сил психоаналитик всегда уже знает заранее. Проводимая им расшифровка исповедального материала носит поэтому характер сведения индивидуального к общераспространенному, странного – к известному, уникального – к типологическому" . Бесконечное многообразие исторических индивидуальностей втискивается в таблицу, где по горизонтали проставлены психические травмы и аномалии, а по вертикали – типичные способы реакции на них.

Эти недостатки в сочетании с трудностями научной интерпретации интроспективных данных и ненадежностью ретроспективных отчетов сделали "биографический метод" по меньшей мере неубедительным в глазах обществоведов и психологов.

Сейчас положение изменилось. Биография не только является одним из любимейших жанров массовой литературы, но и заняла прочное место во всех науках о человеке и обществе. Во-первых, когортный анализ и историческая социология жизненного пути позволяют выяснить типичную структуру и последовательность этапов развития и социальных переходов не "человека вообще", а "личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения" . Во-вторых, изучение индивидуального развития на протяжении всей жизни человека позволяет глубже понять механизм внутриличностного взаимодействия психических структур и индивидуально-типологические варианты процесса развития. В-третьих, в самой биографической литературе крепнет понимание того, что индивидуальность личного становления может быть раскрыта лишь в связи с конкретной социальной и культурной ситуацией, ибо "только по отношению к последней описываемая жизнь приобретает значение истории, особой смысло-временной целостности, к которой применимы понятия уникальности, событийности, развития, самоосуществления" .

Естественноисторический процесс и драма не теряют в результате этого своих различий, а индивидуальная биография не сливается ни с социологией жизненного пути, ни с психологией развития, но осознается их взаимозависимость и дополнительность по отношению друг к другу.

Говорят, что предметом биографии является не просто жизнеописание, а судьба . Понятие судьбы в метафизическом смысле обозначает неразумную и непостижимую предопределенность человеческой жизни. Но судьба трактуется нередко и как внутренняя определенность индивидуального бытия, которому сам человек придает направление и смысл. В первом случае подчеркивается несвобода внешней детерминации, во втором – окончательность, необратимость собственного выбора.

Психофизиологическая индивидуальность личности и особенности общества, в котором она живет, не зависят от ее воли и ставят определенные границы ее жизнедеятельности. В гитлеровской Германии А.Эйнштейн не смог бы стать великим физиком: и он сам, и стиль его теоретического мышления были "несозвучны эпохе". Но в пределах этой двойной психофизиологической и социальной – детерминации индивид имеет возможность выбора. Человеческая жизнь – не спонтанное саморазвитие, а длинный ряд следующих друг за другом встреч, событий и решений, которые в момент своего осуществления зависят от нашей воли и лишь затем, благодаря своим последствиям и ретроспективному осмыслению, обретают характер необходимости и воспринимаются как таковые.

Биографическое исследование кажется вышколенному естественнонаучному интеллекту сомнительным. Биограф интересуется не общим, а индивидуальным: вместо того чтобы высчитывать статистические корреляции, он погружается в изучение личных документов, смысл которых всегда проблематичен, пытается понять скрытые мотивы давно умерших людей и постоянно вынужден прибегать к статистически ненадежному ретроспективному анализу. Но эти упреки можно отнести ко всякому историческому познанию. Биографический жанр, где объяснение соседствует с пониманием, не случайно называют научно-художественным. Советский литературовед Б.И.Бурсов даже назвал свой фундаментальный труд о Ф.М.Достоевском "роман-исследование".

Методологическая специфика биографии состоит именно в том, что, в отличие от экспериментально-психологического исследования, она прослеживает развитие не объекта и его свойств, а самосознательного субъекта , личности. Биографа интересует не только что и по каким причинам сталось с его героем, но и что и ради чего он сделал из себя. И хотя из этой "повести" невозможно вывести закона, обязательного для других жизней, она дает поучительный пример : так можно или так бывает.

Б.Пастернак писал, что жизнь поэта – не в фактах его биографии, а в его творчестве. "Ее нельзя найти под его именем и надо искать под чужим, в биографическом столбце его последователей... Область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает" . В какой-то степени это верно и относительно любого человека, который, сам того не ведая, накладывает свой, большой или малый, отпечаток на многих других людей.

Отсюда и методологическая сложность изучения жизненного пути личности.

Просмотров: 1188
Категория: »