Задания для автоматизации звука ш ж. Картотека домашних заданий на автоматизацию звука

Развитие познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления)
на логопедических занятиях
по автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека дидактических игр
(на примере автоматизации звуков

[Р], [Ш], [Л])

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

рыба, радуга, арбуз;

груша, виноград, ракета;

гора, торт, бутерброд;

картошка, морковка, мухомор.

Автоматизация звука Ш с помощью игровых приемов для детей дошкольников

Цель: автоматизация звука Ш в речи.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять в своей речи этот звук правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука Ш. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Театр"
Скажи как "Весельчаков", приподнимая брови, делая шаловливое лицо: "ША-ША-ША-ША-ША-ША".
Скажи как "Грустяшкин", выражая печаль на лице: "ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ".
Скажи как "Боякин", сжимаясь всем телом: "ШО-ШО-ШО-ШО-ШО-ШО".
Скажи как "Спокоев", выражая спокойствие на лице: "ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ".

"В ладоши хлопай"
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Ш услышать сможешь.
Шапка, шубу, петушок,
Стол, лиса и малышок,
Школа, вилка, полка, кошка,
И картина, и картошка.

"Мы со слогами играем"
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
КОШ-КОШ-КА-КА,
Получилась кошка.
МЫШ-МЫШ-КА-КА,
Получилась мышка.
И т.д.

Пальчиковая игра "Пальчики-помощники"
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
ШУ-ШО-ША,

ШУБКА-ШОРОХ-И ЛАПША,

ШЕ-ШУ-ШИ,
Загибаем пальчики на одной руке.
ШЕЯ-ШУМ-И МАЛЫШИ.
Загибаем пальчики на другой руке.

Доскажи словечко
Взрослый начинает слово в словосочетании или в предложении, а ребенок должен его закончить, добавляя слог, затем произнося слово полностью.

Доскажи ША
Кукла Ма... (ша).
Кукла Да... (ша).
Мальчик Па... (ша).
Мальчик Ле... (ша).
Девочка Ната... (ша).
Вкусная ка... (ша).

Доскажи ШИ
Андрюша моет у... (ши).
Кошку боятся мы... (ши).
В лесу цветут душистые ланды... (ши).
В детский сад ходят малы... (ши).
Наши рисунки хоро... (ши).

Доскажи ШЕ
Мама купила шубку Ната... (ШЕ).
Мама заботится о малы... (ШЕ).
Папа купил шахматы Ле... (ШЕ).

Доскажи ШУ
Мы встретили мальчика Ле... (ШУ).
Мы проводили в школу Ната... (ШУ).
Мама уложила спать Да... (ШУ).
Нужно доесть ка... (шу).

"Помоги кукле Маше правильно говорить"

Взрослый сажает куклу и говорит, что кукла Маша очень плохо разговаривает, совсем как маленькая девочка. Взрослый говорит неправильно от имени куклы слова, заменяя звук Ш на С, и просит ребенка исправить Машины ошибки.

Сапка, мысата, лосадка, месок, пусок, суба, петусок, больсой, Мисутка и т. д.

"Все, что знаем, называем"

Семья
Когда всю семью мы вспоминаем,

То четко ШШШШ мы повторяем.
Бабушка, дедушка, братишка и я,
Загибаем пальчики.
Это все моя семья!

Одежда
Когда одежду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
То четко ШШШШ всегда повторяем.
Шарф, шапка, шорты, шуба -
Загибаем пальчики.
Сказать все четко это нужно!

Домашние животные
Домашних животных мы вспоминаем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулак.
Очень ласково всех называем.
Слушай внимательно и отгадай,
Кто же здесь лишний?
А ну, называй!
Барашек, лошадка, мишутка и хрюша,
Загибаем пальчики.
Сейчас я узнаю как же ты слушал!

Предлагаю Вашему вниманию картотеку упражнений по автоматизации звука [Ш], которую можно использовать для индивидуальных домашних заданий детям.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 1

Дата:___________

ша-ши-ше ша-ши-ши ша-ше-ше
ши-ше-ша ше-ши-ши ше-ша-ша
ше-ша-ши ши-ша-ша ши-ше-ше

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш]. (В случае неправильного произношения звуков [Р] и [Л] подчеркнутые слова не проговаривать)

Шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шапка, мышата, ушанка, решать, мешать, дышать, лошадка, лапша, шах?маты.

Ваша, наша, каша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Наташа, Андрюша.

Шина, шило, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, горошина, младший, тишина.

Шея, шест, шесть, шерсть, мишень, ошейник, ре?шение.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ре?мешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

Шуруп, шутить.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шлак, шлем, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпион, штаб, штопать, штора, штука, штурвал, штык,

5. Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Ш].

ша-ша-ша - шаг
ша-ша-ша - каша
ши-ши-ши - шить
ши-ши-ши - мыши
шо-шо-шо - шов
шо-шо-шо - шепот
шу-шу-шу - шум
шу-шу-шу - укушу

У Маши - ландыши. Камыши шумят. У мыши - мышата. Илюша гоняет шайбу. Алёша ушиб ногу. У Паши и Тимоши машинки. Алеше купили большую ушанку. Маша несёт кувшин. У Даши шёлковая шаль. Миша катает машинку.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 2

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш].

шаль
шина
шум
шов
шапка
шило
шут
шёлк
шайба
шея
шуба
шок
шахматы
шеф
шутка
шёпот

шампунь шипы шутник
шакал шинель шумовка
шалун шиповник шампиньон
шаман шитье

5. Игра «Один-много»

Шина-шины шаг-шаги

шапка-…
шинель-…
шайба-…
шаман-…
шея-…
шампунь-…
шутка-…

6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

На шахте шумно. У мамы шелковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. Шеф не любит шума и шуток. На шиповник шипы. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит над шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 3

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Игра «Изменяй предложения»

Я шевелю ногами. (Ты…, Мы…, Вы…, Он…, Она…Они…)
Я надену шубу и шапку.
Я покупаю шампунь.
Я нюхаю шиповник.

5. Замени первый звук в слове на звук [Ш]

Тапка-шапка
Маг-…
Зов-…
Даль-…
Фея-…
Губы-…

6. Игра «Посчитай слова» (1-2-5)

одна шуба
две шубы
пять шуб…

Слова: шапка, шина, шутка, шип, шутник.

7. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

Миша моет шею и уши. У машины новые шины. Машенька, дай башенку. Машутке шьют новую шубу. На шубе виден шов. Я ношу новую шубу и шапку. Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 4

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Игра «Назови картинки». Нзови предметы. Не забывай чётко произносить звук [ш].

Назови и раскрась только те картинки, названия которых начинаются на звук [ш].

Корзинка слов: шапка, шуба, шут, шина, шахматы, шипы, шаль, машина, уши, мыши, петушок, лошадь, ошейник, клавиши, вишенка.

4. Игра «Слушай взрослого». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]:

Кот, шило, вода, шея, корова, хлеб, шампунь, шиповник, рыбак, ботинки, шорты, шутка.

Молодец! Ты учишься не только говорить звук [Ш], но и слышать его в словах.

Бережная Галина Георгиевна,
учитель-логопед,
МБОУМО «Центр развития ребенка -
детский сад № 98 «Энергия», г.Краснодар

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • , при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм - твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно - коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие - абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с . Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” - следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно - его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

  • Стихи:

  • Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша - помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

  • «Помоги мышонку»: сюжет игры - мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка - прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части - около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.