Что относится материально техническое обеспечение. Теоретические аспекты материально-технического обеспечения

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Узнай: Боевые действия с участием морской пехоты: Афганистан, Чечня

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Узнай: Какие обязанности у командира взвода ВС РФ согласно уставу

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

Задачи и содержание материально-технического обеспечения. Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость.

Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Следовательно, для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения (МТС).

Основными задачами материально-технического снабжения производства являются:

1. обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами;

2. снижение запасов материалов до минимально необходимых размеров;

3. сокращение расходов на приобретение и доставку ресурсов.

Характерными видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, определение потребности предприятия в материалах, организация складского хозяйства и системы обеспечения цехов средствами производства. МТО также отвечает за распределение средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования) по структурным подразделениям и бизнес-единицам и их потреблением в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям:

Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы;

Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс.

Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.

1. Планирование , которое предполагает:

· изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;

· прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

· оптимизацию производственных запасов;

· планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;

· оперативное планирование снабжения.

2. Организация , которая включает:

· сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. п;

· анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

· заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

· получение и организацию завоза реальных ресурсов;

· организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

· обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

3. Контроль и координация работы , в состав которых входят:

· контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;

· контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

· входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

· контроль за производственными запасами;

· выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;

· анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение ее эффективности.

Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.

Структура материально-технического снабжения (МТС) . Организационное построение, характер и методы работы служб снабжения на предприятиях отмечаются своеобразием. Выбор типа структуры органов снабжения зависит от объемов, типов, специализации производства, материалоемкости продукции, территориального размещения предприятия, различных условий, требующих соответствующего разграничения функций.

На предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На средних и крупных предприятиях функцию материально-технического снабжения выполняют специальные отделы или управления материально-технического снабжения (ОМТС, УМТС).

Органы снабжения могут быть построены по функциональному, материальному или смешанному признаку.

функциональному признаку каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников.

При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

При смешанной структуре наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения. Смешанная структура является наиболее рациональной, способствующая повышению ответственности работников, улучшению материально-технического обеспечения производства.

К функциональным подразделениям относятся:

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов, планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами, устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства, контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

Бюро (группа) внешней кооперации , которые обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

На крупных предприятиях кроме отдела материально-технического снабжения как самостоятельное функциональное подразделение может создаваться отдел внешней кооперации .

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Планирование потребности в материалах и нормирование запасов . План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т.е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала.

В практике работы по нормированию расхода материалов в зависимости от степени детализации норм различаются индивидуальные и групповые нормы.

Под индивидуальными нормами понимаются показатели удельного расхода материалов, устанавливающие максимально допустимую их затрату на единицу конкретной продукции, выпускаемой на определенном предприятии. Эта норма учитывает индивидуальные особенности данного изделия, условия его производства, которые характерны для предприятия в течение данного планового периода.

Под групповыми нормами понимаются показатели удельного расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаемые обычно по укрупненной (видовой) номенклатуре этих ресурсов (например, в целом по сортовому прокату, стальному листу и т. п.) в расчете на группу однотипных видов продукции или однородных работ, выполняемых разными предприятиями. Такие нормы нередко имеют общеотраслевой характер, например: расход топлива на выработку 1000 кВт-ч электроэнергии по ряду электростанций, расход материалов на тонну чугуна по заводам черной металлургии и т.п.

Потребность в материалах складывается из необходимого их количества:

1. на выпуск готовой продукции;

2. на выпуск запасных частей;

3. на пополнение незавершенного производства;

4. на обеспечение вспомогательных хозяйств и служб предприятия.

Потребность в материалах для осуществления хозяйственных и производственных функций может быть определена следующими методами.

1. Нормативный . Данный метод основан на применении прогрессивных и технически обоснованных норм расхода. Потребность в материале j- го типоразмера на выпуск основной продукции определяется по формуле

где К – число наименований выпускаемых предприятием изделий;

N i – число выпускаемых изделий i -го наименования;

A ij – норма расхода материала j- го типоразмера на одно изделие i -го наименования.

Потребность в материале на выпуск запасных частей рассчитывается аналогично, исходя из годовой программы выпуска запасных частей и подетальных норм расхода.

Потребность в материалах на пополнение незавершенного производства определяют исходя из необходимости восстановления объема незавершенного производства до нормативного уровня.

Потребность в материалах для вспомогательных хозяйств и служб определяют исходя из норм расхода и объема выполняемых работ.

Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой зависимости от масштабов производства.

2. Статистический метод – метод динамичных коэффициентов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем необходимость в МТО определяется через учет фактического потребления и его изменения по отношению к будущему периоду. Данный метод определения потребности в МТО применяется исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать потребность в материалах при массовом производстве и продукции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистических рядов потребления материальных ресурсов за определенный промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамичности. Это позволяет создать практико-математическую модель изменения потребности, посредством которой составляется прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов зависит исключительно от направления и структуры расходования сырья и материалов при производстве определенного набора благ, а также от периода, на который осуществляется планирование, типа материала, его качества, обмена и характера.

Помимо непосредственной потребности в материалах для текущей деятельности предприятия, необходимо постоянно иметь некоторое количество их в виде запасов. Нормируя запасы, следует учитывать, что чрезмерное сокращение их может повлечь за собой перебои в работе предприятия, а необоснованное увеличение - вызвать омертвление оборотных средств и выключить из системы обращения материалы, необходимые другим участкам народного хозяйства.

На основе норм расхода устанавливаются нормы производственных запасов , которые нужны для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. Запасы определяют для каждого вида материальных ресурсов в натуральном (масса, количество), относительном (в днях) и денежном выражениях.

Величина запаса должна обеспечивать предприятию устойчивую, стабильную работу в течение определенного времени и при этом не оказывать ощутимого воздействия на оборачиваемость вложенных в них оборотных средств.

Под нормой запаса материалов понимается их минимальное количество, необходимое для обеспечения текущей потребности производства при установленной схеме завоза материалов, режиме их расходования и запуска в производство.

Запас материалов в момент их поставки определяется следующей формулой:

3 1 = (С + Р) * Д ,

где: З 1 - запас материалов в момент их поставки;

С - срок возобновления запаса в днях, включая интервал поставки в днях и время на разгрузку, сортировку и приемку;

Р - количество дней гарантийного (страхового) запаса;

Д - среднедневная потребность в материалах.

Этой формулой определяется нормальный запас материалов, включаемый в план материально-технического снабжения. Однако эта формула приемлема только в тех случаях, когда поставки и потребление данного вида материалов происходят равномерно.

По мере потребления этот запас сокращается, и накануне дня получения новой партии материалов он должен быть равен гарантийному запасу.

Запасы подразделяются на текущие, подготовительные и гарантийные (страховые).

Текущий запас материалов равен размеру партии поставки. Он равномерно уменьшается по мере потребления в производстве.

Подготовительный запас определяется в зависимости от времени подготовки материала и его потребности к использованию в производстве.

Страховой запас определяется исходя из среднесуточного расхода материала и средней величины отклонений от установленных сроков поставки в днях.

Максимальный запас равен сумме всех видов запасов материала в момент поступления очередного заказа.

В ряде отраслей промышленности создаются еще и сезонные запасы. Они образуются на предприятиях, где сырье поступает главным образом в отдельные периоды года (поступление рыбы в период путины, сахарной свеклы в период сбора урожая, леса в период сплава и т. д.). Размер сезонного запаса определяется в зависимости от периода времени, на который должен быть создан запас, и среднесуточного потребления материалов в течение сезона.

Лимит – строго ограниченное количество (минимум или максимум) материалов, которые могут быть доставлены непосредственно на производство за определенный период времени.

Формы обеспечения предприятия ресурсами и факторы улучшения их использования. Все организационные и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает соотношение между спросом и предложением, виды и уровень рыночных цен, размеры наценок на услуги снабженческо-сбытовых организаций.

Обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами включает:

Определение текущей и перспективной потребности во всех видах материальных ресурсов;

Поиск наиболее выгодных поставщиков и заключение с ними договоров;

Организацию доставки сырья и материалов на предприятие;

Входной контроль их качества;

Приемку и хранение на складах;

Подготовку материалов к производственному потреблению, учет и контроль за экономным расходованием материально-технических ресурсов.

К основным источникам обеспечения предприятия ресурсами относятся:

1. товарно-сырьевые биржи - особый вид постоянно-действующего оптового рынка материально-технических ресурсов со свободным. Характерными чертами товарной биржи являются: осуществление купли-продажи не товаров, а контрактов на их поставку; свободная купля и продажа контрактов, единые биржевые правила торгов. На открытых товарных биржах участие принимают свободные посетители, на закрытых - участвуют только биржевые посредники;

2. прямые связи с предприятиями-изготовителями - применяются при условии регулярного стабильного потребления ресурсов в объемах, соответствующих транзитным нормам поставки;

3. аукционы, конкурсы - продажа с публичного торга осуществляется на основе конкурса покупателей, при котором товары предварительно выставляют для осмотра;

4. ярмарки - крупный периодический рынок, доступный всем отраслям, предприятиям, организованный в определенном месте и времени для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам. Они бывают сезонные, универсальные, межгосударственные, отраслевые, региональные;

5. бартерные сделки - безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором (контрактом);

6. клиринг - система безналичных расчетов за товары, основанная на взаимном зачете встречных требований и обязательств;

7. собственное производство.

В рыночных условиях материально-техническое обеспечение производства осуществляется преимущественно на основе свободной купли-продажи материальных ресурсов с использованием механизма оптовой торговли.

Оптовая торговля - это способ реализации продукции (товаров) в больших количествах (оптом) для обеспечения производственного потребления или с целью последующей перепродажи. Оптовая торговля организуется по прямым договорам между изготовителями и потребителями, а также по договорам с посредниками.

Существуют следующие формы снабжения предприятия ресурсами:

1. Транзитная, или прямая . При такой форме поставки материальные ресурсы в соответствии с потребностями в них предприятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредников, поэтому отношения «продавец – покупатель» характеризуются прямыми хозяйственными связями. Положительным аспектом здесь является то, что процесс поставки значительно ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют промежуточные (посреднические) операции, и, как следствие, сокращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки целесообразна при больших объемах потребления на постоянной основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье и материалы потребляются в небольшом количестве. Материальные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам посредниками, поступают на склады, а затем продаются конечному потребителю. При этом производственные запасы снижаются, а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, предприятия получают возможность завозить материалы в удобное для них время и в нужном количестве, которое будет соответствовать норме потребности. В свою очередь, поставщики-посредники могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке, что позволяет доставить его по первому требованию организации. Однако сами потребители несут дополнительные расходы за услуги посреднических организаций – так называемые складские наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она значительно увеличивает общие издержки производства.

Помимо закупок, одним из важных источников получения материалов является мобилизация внутренних ресурсов предприятия. К внутренним ресурсам относятся отходы, которые возникли в предшествующем периоде и могут быть использованы для производства, а также созданные ранее сверхнормативные запасы материалов.

Основными факторами улучшения использования ресурсов являются:

1. применение научно обоснованных подходов к организации процессов движения материальных ресурсов;

2. оптимизация формирования и использования ресурсов;

3. совершенствование конструкции выпускаемой продукции;

4. совершенствование технологии изготовления продукции;

5. применение материалов с заранее заданными свойствами;

6. применение оптимальных форм и методов обеспечения ресурсами;

7. стимулирование улучшения использования ресурсов.

Система MRP (Material Requirements Planning) . MRP-система применяется при работе с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на который зависит от спроса на специфическую готовую продукцию, т. е. спрос на исходные материальные ресурсы сильно зависит от спроса потребителей на конечную продукцию. Также MRP-система может работать с широкой номенклатурой материальных ресурсов.

Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.

Основным преимуществом MRP систем является формирование последовательности производственных операций с материалами и комплектующими, обеспечивающей своевременное изготовление узлов (полуфабрикатов) для реализации основного производственного плана по выпуску готовой продукции.

Методология MRP разработана применительно к массовому производству и служит для реализации следующих целей.

Понятие «материально-техническое обеспечение»

Понятие "логистика" часто отождествляется с традиционным для централизованно-планируемой экономики материально-техническим снабжением. Наряду со снабжением используют термин «обеспечение». Приведем определение понятий «снабжение» и «обеспечение».

Снабжение - удовлетворение материальных потребностей населения, каких-нибудь организаций. Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

Обеспечение - снабжение чем-нибудь в нужном количестве; предоставление достаточных материальных средств к жизни.

Материальные ресурсы -- часть оборотных фондов предприятия. Оборотные фонды -- это те средства производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительные свойства. Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются объектами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта.

Материальные ресурсы - это исходное сырьё, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия (предметы труда), а также машины, оборудование и приборы (средства труда), необходимые для производства продукции (Большой энциклопедический политехнический словарь).

Материально-технические ресурсы - это вся совокупность сырья и материалов, деталей, запасных частей, инструментов, незавершенного производства и готовой продукции, по которым фирма ведет бухгалтерский учет и которые находятся на складах и в процессе производства.

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО -- доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.

Материально-техническое обеспечение - это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.

Также МТО рассматривают как механизм, назначение которого - планирование, закупка и доставка необходимых товарно-материальных ценностей в необходимом количестве и в заданное время любому предприятию или его подразделению.

Осуществление основных и вспомогательных видов деятельности желез-нодорожного транспорта невозможно без поставок материалов, запасных частей, топлива и других материально-технических ресурсов (МТР) необходимого качества и объема в назначенные сроки. Несвоевременное или неполное выполнение этих функций органами материально-технического обеспечения негативно влияет на качество перевозочного процесса и, в конечном счете, на конкурентоспособность железных дорог.
Материально-техническое обеспечение МТО - это система планирования и организации закупок, поставок, распределения, хранения, учета и контроля материально-технических ресурсов.
Стратегическая цель системы материально-технического обеспечения заключается в минимизации материальной составляющей эксплуатационных расходов за счет оптимизации затрат на закупку, доставку и хранение материальных ресурсов при обеспечении устойчивой работы железных дорог и безопас-ности движения.
Материально-техническое обеспечение должно обеспечивать сквозной поток материальных ресурсов, необходимый для обеспечения бесперебойного перевозочного процесса c целью удовлетворения платежеспособного спроса клиентуры в перевозках при минимально возможных расходах. В долгосрочной
перспективе конкурентоспособность предприятий и организаций железнодо-
723
рожного транспорта зависит от способности найти и сохранить клиента, обеспечивая при этом необходимый уровень рентабельности работы. Этому будет способствовать эффективное и рациональное управление процессом снабжения, опосредованно воздействующего на конечного клиента.
Материально-техническое обеспечение включает в себя: планирование потребности в МТР на основе норм их расхода на единицу продукции (работы) и запланированных объемов работ по видам деятельности; расчет норм расхода и норм производственных запасов МТР; размещение заказов на изготовление МТР на отечественных и зарубежных предприятиях и установление с ними бизнес-отношений; экономическое обоснование выбора формы снабжения (транзитной или складской); разработку планов материально-технического обеспечения; организацию приемки и хранения МТР на складах (с соблюдени-ем надлежащих условий и техники хранения); организацию доставки МТР подразделениям железнодорожного транспорта; ведение учета, составление отчетности и контроль движения МТР. Органы МТО железнодорожного транспорта решают также вопросы развития складского хозяйства, автоматизации и информатизации процессов снабжения.
Система управления МТО включает в себя такие взаимосвязанные направления, как планирование снабжения, организация поставок, нормирование расхода материальных ресурсов, организация складского хозяйства, управление запасами, организация контроля снабжения (рис. 31.1).
Для достижения поставленной цели система МТО должна своевременно и качественно выполнять основные функции. Содержание функций органов МТО включает три направления.
1. Планирование, которое предполагает:
анализ рыночных цен на закупаемые материальные ресурсы, прогноз их динамики и уровня в предстоящем периоде;
расчет прогнозных норм расхода топлива, электроэнергии, материалов и запасных частей на ожидаемый объем транспортной работы;
определение сводной потребности сети и железных дорог в материальных ресурсах на перспективный плановый период в натуральном и стоимостном выражении, ее согласование с финансовыми подразделениями;
оперативное планирование снабжения.
Организация, которая включает в себя:
анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
получение и организацию завоза реальных ресурсов;
организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.
Контроль и координация работы, в состав которых входят:
контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, вы-полнением ими сроков поставки продукции;
725
контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
контроль за производственными запасами;
выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
анализ работы снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельности и повышению ее эффективности.
В зависимости от способа продвижения продукции от предприятия- изготовителя до предприятия-потребителя различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения продукция следует от изготовителя непосредственно к потребителю, минуя промежуточные склады снабженческих (посреднических) организаций. При складской форме снабжения продукция от изготовителя сначала поступает на склады снабженческих (посреднических) организаций, а затем с этих складов отгружается (отпускается) потребителям небольшими партиями.
Основным преимуществом транзитной формы снабжения является уменьшение транспортно-заготовительных расходов у потребителей, а недостатками - увеличение производственных переходящих запасов, объема документооборота, так как по каждому виду продукции необходимо установить хозяйственные связи с поставщиками и вести учет выполнения ими своих договорных обязательств. Преимуществами же складской формы снабжения являются уменьшение производственных запасов и документооборота, возможность организовать комплексное снабжение. Основной недостаток складской формы снабжения - увеличение транспортно-заготовительных расходов из-за уплаты посреднику наценок на поставляемые материалы.
Субъектом управления процессами снабжения на железнодорожном транспорте является система органов материально-технического обеспечения.
В настоящее время на самом верхнем уровне этой системы находятся «Росжелдорснаб» - функциональный филиал ОАО «РЖД» и Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД».
«Росжелдорснаб» осуществляет управление деятельностью в области ма-териально-технического обеспечения и организации поставок материально- технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД». «Росжелдорснаб» включает в се- бя 7 обособленных структурных подразделений филиала: «Центржелдорметро- снаб», «Спецжелдорснаб», «Севзапжелдорснаб», «Приволжскжелдорснаб», «Уралжелдорснаб», «Сибжелдорснаб», «Восттранстоп». К основным задачам «Росжелдорснаба» относятся:
формирование и реализация политики ОАО «РЖД» в области матери-ально-технического обеспечения;
обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД», и выделяемых дочерних структур материально-техническими ресурсами (МТР);
комплексное изучение рынка МТР;
осуществление функций генерального заказчика МТР для нужд ОАО «РЖД»;
организация приема заявок и обработка заявок на МТР;
формирование и согласование общей потребности ОАО «РЖД» в МТР;
организация и проведение конкурсных процедур для закупки товаров, ра-бот, услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств ОАО «РЖД»;
подготовка бюджета по МТО;
формирование и реализация плана закупок МТР;
формирование и реализация плана поставок МТР;
диспетчеризация поставок МТР;
организация финансового взаимодействия ОАО «РЖД» с поставщиками МТР;
нормирование потребностей ОАО «РЖД» в МТР;
анализ претензий по качеству и ритмичности поставок МТР, разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков;
разработка стандартов взаимодействия структурных подразделений внутри блока МТО, а также со структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
формирование рациональных хозяйственных связей предприятий и ор-ганизаций-поставщиков с органами материально-технического обеспечения ОАО «РЖД».
В состав центрального аппарата «Росжелдорснаба» входят следующие основные подразделения: финансовое управление, управление тендерных закупок, управление информатизации и связи, управления запасными частями (вагонов, ло- комотивов, пути), топливно-теплотехническое управление, управление легкой, химической и лесной промышленности, управление материалов верхнего строения пути, управление анализа и оперативного контроля МТО отрасли, управление мар-кетинга и ценообразования, управление планирования поставок МТР, управление по внешнеэкономическим связям, экономико-статистический отдел и прочие.
Следующий уровень системы образуют службы материально-технического обеспечения (службы НХ), входящие в состав аппарата управления железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».
Службе НХ подчинен главный материальный склад дороги (НХГ). На отделениях дорог вопросами обеспечения предприятий необходимыми ресурсами занимаются отделы снабжения (НОДХ), которые имеют основной материальный склад и склады филиалов.
Органы МТО имеют в своем распоряжении соответствующие средства производства, представляющие собой совокупность средств и предметов труда. К средствам труда относятся базы, склады, кладовые, погрузочно-разгрузочные и транс-портные средства, различные машины и механизмы, весоизмерительное оборудование, инвентарь и др. В качестве предметов труда выступают различные материальные ресурсы, которые следует доставить от поставщиков к потребителям.
В настоящее время сбор заявок, планирование и осуществление закупок, поставки материалов на склады структурных подразделений железных дорог осуществляется следующим образом: см. рис. 31.2.
На данной схеме выделены два контура:
контур подачи заявок на материальные ресурсы и формирования плана поставок;
контур закупки и доставки материалов.
Подача заявок на материалы и формирование плана поставок осуществляются следующим образом.
1) на основании среднемесячных расходов материальных ресурсов, по согласованию с экономической службой, служба МТО устанавливает право на материальные ресурсы при формировании заявок. Это право доводится до технических служб соответствующих хозяйств, которые, в свою очередь, устанавливают персональное право для подведомственных структурных подразделений за 60 дней до планируемого квартала;
на основании полученного права структурные подразделения формируют заявку на материальные ресурсы за 40 дней до планируемого квартала и отправляют ее в три адреса;
технические службы формируют сводную заявку с группировкой по структурным подразделениям, в рамках установленного права на приобретение материальных ресурсов и с учетом корректировок за 30 дней до планируемого квартала;
служба МТО формирует сводную заявку по отделенческому принципу;
служба МТО формирует предварительный план поставок и направляет его в техническую службу соответствующего хозяйства за 25 дней до плани-руемого квартала;
техническая служба хозяйства проверяет и корректирует предварительный план поставок. В случае корректировки плана поставок в службу МТО направляется исправленная заявка за 15 дней до планируемого квартала;
служба МТО формирует окончательный план поставок за 5 дней до планируемого квартала.
Контур закупки и доставки материалов состоит из следующих операций:
служба МТО формирует заявку на материалы в размере 80% от плана поставок в «Росжелдорснаб»;
оставшиеся 20% плана поставок остаются службе МТО для самостоятельных закупок. Служба МТО высылает оферты поставщикам с гарантированной оплатой;
«Росжелдорснаб» высылает оферты поставщикам с гарантией оплаты. Выбор поставщиков осуществляется на основе предложений поставщиков, их ранжирования и утверждения тендерной комиссией;
в соответствии с планом поставок материалы поставляются на склады службы МТО;
служба МТО информирует соответствующие отделы материально- технического снабжения о приходе материалов. Материалы поставляются на склады этих отделов;
отделы материально-технического снабжения информируют в электронном виде подотчетные структурные подразделения о приходе материалов и осуществляют их поставку с центрального склада на склады этих подразделений в соответствии с разнарядкой.
Разработка перспективного плана материально-технического обеспечения основана на делении всех ресурсов на номенклатуру централизованной поставки и децентрализованной заготовки. К первой группе относятся топливо, материалы, оборудование и запасные части, поставки которых оказывают определяющее влияние на ритмичную работу железных дорог. За эту группу отвечает «Росжелдорснаб». Ко второй группе относятся материально-технические ресурсы, планируемые органами снабжения железных дорог.
Количество номенклатурных позиций важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованного планирования составляет более 2800 единиц (см. табл. 31.1).
Примерный перечень важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованной поставки
Таблица 31.1 Продукция Количество позиций Цельнокатаные колеса 2 Локомотивные бандажи 4 Колесные пары дрезин 4 Запасные части локомотивов 216 Запасные части грузовых вагонов 602 Запасные части пассажирских вагонов 60 Запасные части к импортному подвижному составу и путевым машинам 790 Аккумуляторы локомотивные, вагонные и автоблокировочные 10 Кабельно-проводниковая продукция 913 Приварные, электротяговые и дроссельные соединители и междроссельные перемычки и провода ПБМД 137 Подшипники локомотивные и вагонные 8 Изоляторы контактной сети 10 Трансформаторы 1V-VI габаритов 4 Специальная и фирменная одежда и обувь 22 Постельные принадлежности 8 Прокат черных и цветных металлов 31 Дизельное топливо 2 Топочный мазут 2 Уголь 10 Разработка стратегического плана материально-технического обеспечения начинается с уточнения перспективной номенклатуры потребляемых ресурсов. Эта работа выполняется на основе тщательного анализа плана инновационно- инвестиционной деятельности, тенденций научно-технического прогресса на железных дорогах, перспектив выхода на новые транспортные рынки и т. д.
Под воздействием перечисленных факторов формируется потребность в новых материально-технических ресурсах и сокращается необходимое количество традиционных материалов. Уточнение номенклатуры МТО осуществляется специалистами центральных органов и аппарата железных дорог (НХ). Они обмениваются прогнозной информацией, согласовывают перспективную номенклатуру необходимых ресурсов и определяют, какое подразделение будет отвечать за приобретение тех или иных видов новых материалов. Такая парал-лельная работа существенно повышает обоснованность прогнозных разработок.
Основной величиной, на базе которой определяется потребность в материальных ресурсах, является норма расхода. Нормирование расхода представляет собой процесс установления плановой меры производственного потребления материально-технических ресурсов. Норма расхода - это предельно допустимое количество материалов, топлива, энергии на выполнение единицы транспортной работы в планируемых условиях перевозок.
Структурными составляющими нормы расхода материала являются: чистый (полезный) его расход и технологические отходы и потери. Чистый (полезный) расход материала на изделие представляет собой то количество, которое вещественно вошло в это изделие (полезно израсходовано). К технологическим отходам материала относят то количество, которое не может быть использовано по прямому назначению при изготовлении какой-то продукции (выполнении работы), но может быть использовано при изготовлении другой продукции. К потерям материалов следует относить количество материала, безвозвратно теряемое в процессе производства продукции (работы).
Нормы расхода классифицируются по следующим основным признакам: виду материалов, степени агрегации (масштабу применения), степени укрупнения (детализации) номенклатуры нормируемых материалов, объектам нормирования. По видам материалов разрабатываются нормы расхода на различные виды черных и цветных металлов, лесоматериалы, запасные части и т.п. По степени агрегации нормы подразделяются на индивидуальные, групповые и укрупненные.
Индивидуальные нормы расхода устанавливаются на производство или ремонт единицы конкретной продукции (ремонт локомотива, вагона, здания), исходя из определенных условий организации производства на конкретном заводе, в депо, цехе, на ремонтном участке. По индивидуальным нормам опреде- ляют потребность предприятия в материалах и разрабатывают групповые и укрупненные нормы расхода.
Групповые нормы расхода устанавливаются для однотипной продукции, производимой на ряде однородных предприятий. К таким нормам относятся, например, нормы расхода на деповский ремонт электровозов определенной серии, осуществляемый в различных депо. На железнодорожном транспорте групповые нормы широко распространены в виде среднесетевых и среднеза- водских норм расхода материалов на ремонт и обслуживание одних и тех же серий и типов подвижного состава, эксплуатируемых и ремонтируемых в различных условиях работы железных дорог, заводов и депо.
Укрупненные (суммарные) нормы расхода применяются при планировании материально-технического обеспечения в масштабе всего железнодорож-ного транспорта. Примером таких норм могут служить нормы расхода металла или запасных частей на все виды ремонта различных серий локомотивов в расчете на 1 млн км их пробега или нормы расхода материалов на все виды ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов в расчете на 1 млн км пробега этих вагонов.
По степени укрупнения (детализации) номенклатуры материалов нормы расхода подразделяются на специфицированные, устанавливаемые для каждого конкретного вида материалов с детализацией по сортам, размерам, маркам, и сводные, разрабатываемые для однородных видов материалов. Например, норма расхода проката черных металлов на ремонт локомотива в целом является сводной нормой, а с разбивкой по сорторазмерам и маркам проката - специфицированной.
Для разработки норм расхода материалов, топлива, энергии используют следующие основные методы. Расчетный метод предусматривает определение индивидуальных норм расхода на основе всесторонних расчетов. Основной исходной информацией при расчете норм являются чертежи деталей, карты раскроя, технология производства, характеристики исходного материала. Путем расчетов определяются чистый (полезный) расход материала, технологические отходы и потери.
Опытный метод разработки норм расхода заключается в расчете затрат материалов, топлива, энергии, необходимых для производства единицы продукции (работы), на основе данных замеров, наблюдений и определения чистого расхода, отходов и потерь. При этом число наблюдений и замеров должно быть достаточным для получения представительных выводов. Замена одного материала другим и брак не должны учитываться. Для более точного и детального изучения влияния различных факторов на расход материально-технических ресурсов применяются наблюдения и замеры, т.е. опыты проводятся также в лабораторных условиях.
Если не представляется возможным установить нормы расхода расчетным или опытным путем, то применяется так называемый отчетно-статистический метод нормирования. В этом случае нормы расхода определяют, исходя из отчетных статистических данных о фактическом расходе различных ресурсов на единицу работы. Однако отчетные данные отражают не только достигнутую за анализируемый период экономию, но и все случаи перерасхода, вызванного плохой организацией производства, ремонта и эксплуатации подвижного состава, путевого хозяйства, нерациональным использованием ресурсов и т.д. Поэтому отчетно-статистические нормы расхода по своему существу не являются прогрессивными.
При разработке перспективных планов материально-технического обеспечения, как правило, используют укрупненные нормы расхода, рассчитанные в разрезе стратегических единиц бизнеса. Поскольку прогнозы выполняют на длительный срок (от 3 лет), используемые нормы должны быть прогрессивными, т.е. соответствовать лучшим достижениям российских и зарубежных железных дорог.
Нормы характеризуют не настоящий, а будущий, плановый уровень материальных затрат. Они представляют собой задания по количеству и качеству используемых материалов в планируемом периоде и должны устанавливаться не на уровне фактически сложившихся затрат на единицу транспортной работы, а с учетом совершенствования техники, технологии и организации перевозок, предусматриваемых в планируемом периоде.
Основными задачами перспективного планирования материально- технического обеспечения являются определение ориентировочной потребности железнодорожного транспорта в электроэнергии, топливе, материалах, запасных частях и других видах продукции и примерных затрат в денежном выражении на приобретение, доставку и хранение необходимых ресурсов. От того, насколько правильно будут определены потребности, зависит уровень обес- печения материальными ресурсами запланированной программы работ. При определении материальной потребности должен быть учтен весь объем работ на плановый период: по эксплуатационной деятельности железных дорог; ремонту подвижного состава; прочим видам деятельности (включая изготовление запасных частей подвижного состава, машин и механизмов); ремонту и текущему содержанию зданий и сооружений; капитальному строительству.
Таким образом, план или бюджет материальных ресурсов должен содержать ответы на следующие важные вопросы:
сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут ис-пользоваться;
каков разрыв между необходимыми и имеющимися ресурсами;
как устранить существующий разрыв и какие источники лучше для этого использовать;
каковы будут затраты на устранение дефицита отдельных ресурсов;
каковы будут общие затраты на материально-техническое обеспечение перспективного объема железнодорожных перевозок.
Для определения потребности в материальных ресурсах используют ряд методов. Наиболее обоснованным является метод прямого счета, который дает довольно точные результаты. При этом методе перспективную потребность рассчитывают умножением нормы расхода материального ресурса на плановый объем работы.
Также применяют метод определения материальной потребности по аналогии. В этом случае транспортную работу (продукцию), для выполнения которой необходимо рассчитать потребность, приравнивают по затратам материального ресурса к аналогичному виду работы. При необходимости используют поправочный коэффициент, учитывающий особенности потребления отдельных ресурсов и самой рассматриваемой работы по сравнению с аналогом, которые влияют на общий уровень потребности.
Перспективное планирование потребности в материальных ресурсах ведется по укрупненным группам материалов для всей номенклатуры работ и услуг, выполняемых железнодорожными предприятиями. Расчеты могут выполняться как в натуральных, так и стоимостных измерителях. В стоимостном вы- ражении общую потребность в материально-технических ресурсах можно определить по формуле:
H
Ppi = S (Hpi " Цpi - BOi ¦ Цoi) " ^произв, i =1
где Ppi - годовой расход i-го вида ресурса, руб.;
Hpi - норма расхода i-го ресурса на единицу работ (услуг);
Ц^- - цена i-го ресурса;
Воі - величина реализуемых отходов;
Цоі - цена реализуемых отходов;
Лгпроизв - годовой объем работ (услуг) в перспективном периоде; Н - перспективная номенклатура работ (услуг).
При планировании материальных ресурсов, кроме годовой потребности устанавливается также величина (норматив) производственных запасов материалов. Расчеты можно выполнить одним из двух способов:
делением годовой потребности на число поставок материалов в год;
умножением среднесуточного расхода материалов на норму их запаса (в днях).
Общая потребность в i-м ресурсе будет определяться по следующей формуле:
ПР І = Рр- ± ЛЗск,
где Ppi - годовой расход i-го ресурса; Зск - складские запасы i-го ресурса.
После определения потребности в каждом виде материально-технических ресурсов составляется сводный бюджет закупок.
При разработке перспективного бюджета материальных ресурсов рекомендуется особенно тщательно и детально рассчитывать потребность в важнейших и дефицитных материалах. Как правило, номенклатура этих ресурсов ограничена, а влияние на ритмичную работу железных дорог крайне велико.

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и