Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Развивающее занятие «Длинный — короткий

Как правило, дети уже в 4 года легко усваивают такие понятия, как «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий». Это происходит в повседневной жизни и в игре. Задания в картинках по математике для детей 4-х лет очень помогают освоить этот материал.

Сначала ребенок должен усвоить понятия «маленький — большой» относительно предметов. Как только малыш легко определяет величину предметов, начинайте использовать определения «высокий — низкий», узкий широкий, «длинный-короткий».

Дети сами со временем понимают, что не всегда можно сказать о чем-то только «большой» или «маленький». Если малыш путается в понятиях, то не надо смеяться над ним. Игнорировать неправильное применения математических понятий — тоже плохое решение. Постарайтесь больше уделить внимания развивающим играм. Усвоение понятий — это вопрос развития речи и расширения словарного запаса. Читайте малышу сказки, беседуйте на прогулках о том, что видите, используя больше определений.

На улице акцентируйте внимание на окружающие предметы — это узкая дорожка, по ней вдвоем не пройти. А это широкая дорога, по ней даже машина проедет. «Смотри, какой высокий дом построили! А этот до маленький». «Ой, какая большая лужа!». «Это широкие ступеньки, а это узкие».

Помогут задания в картинках по математике для детей и загадки. Например, Какое дерево самое высокое на картинке? Какая птичка выше сидит? Чей шарфик самый широкий — твой или мой?

Почему важно развивать у ребенка использование понятий «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий»? У ребенка не только расширяется словарный запас, но и активизруется мыслительная деятельность. Особенно, если нужно зрительно определить, что самое большое, узкое или широкое. В этом случае малышу придется задействовать внимание, анализ и речь.

Почему стоит давать детям задания в картинках? Такие математические раскраски помогут ребятам закрепить новые для него понятия в увлекательной форме в виде раскрасок. К тому же, они наглядно помогают видеть и сравнивать свойства предметов.

Рассмотрим работу над формированием представлений о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирования представлений длинный - короткий, равные по длине .

Учащиеся коррекционной школы, сравнивая предметы по длине, редко употребляют такой существенный признак, как длинный - короткий , чаще всего они, заменяют его более общим признаком -большой - маленький . Учитель вводит в словарь учащихся терминдлинный - короткий и направляет усилия на то, чтобы они употребляли их в соответствующих случаях в своей речи.

На занятии, целью которого является уточнение и формирование признаков длинный - короткий , учитель создаёт определенную жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытовой задачи:

- «Нужно наклеить цветную полоску на крышки двух коробок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую короткую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полос разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы выбрали полоски?»

Это практическое задание показывает детям, в жизненной ситуации приходится учитывать длину предмета при выполнении определённой работы. Для уточнения представлений длинный - короткий и для сравнения предметов по длине используется специальный дидактический материал: полоски бумаги, бруски, палочки, а также такие предметы, как лента, кусок шнура, проволока, тесьма и т. д. Эти пособия отличаются только одним признаком - длиной, но одинаковы по другим признакам: ширине, толщине.

Сначала детям показывают две полоски, значительно отличающиеся по длине: одна - 1 см, другая - 10 см.

Затем предлагаются различные по длине предметы, но одинаковые по другим признакам: толщине, высоте. Например, длинный и короткий шарф; длинная и короткая лента, длинный и короткий брусок и т. д. Дети должны охарактеризовать по длине каждый предмет. «Это длинный шарф, а это короткий» и т. д.

Затем детям предлагаются рисунки с изображением длинных и коротких предметов: длинный и короткий пояс, шнурок, карандаш, линейка и т. д. Ребята должны показать предметы по указанному признаку, отобрать влево карточки с изображением длинных предметов, вправо - коротких.

На занятиях дети выполняют практические работы. Например, раскрашивают длинную и короткую полоску бумаги разными цветами.

На прогулке представления детей о длине отрезков закрепляются. Ребята наблюдают длинные и короткие дорожки, отмечают, что дорога и тротуар имеют одинаковую длину, рассматривают длинную сеть проводов, короткий отрезок провода между двумя ближайшими столбами.

На следующих занятиях детям предлагается выделить признак длины в предметах, которые имеют и другие признаки. Например, толстая и тонкая иголка, тонкая и короткая иголка, длинная толстая, длинная тонкая иголка (то же с кусками провода) . Учитель просит отобрать все длинные иголки, куски провода, шнура.

Дети знакомятся с приёмами сравнения предметов по путем наложения одного предмета на другой или приложения. При этом обращается внимание на то, что при сравнении левый или правый концы сравниваемых предметов должны совпадать. Если совпадают при наложении оба конца, то предметы равны по длине.

Разницу в длине необходимо научить показывать: на столько-то длиннее (короче).

Сначала дети сравнивают два предмета, определяя длинный, короткий или равные по длине предметы. Количество предметов для сравнения необходимо постепенно увеличивать. Например, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их друг под другом от самой длинной к самой короткой.

Детям предлагается сравнить по длине и неоднородные предметы: «Что длиннее: карандаш или линейка?», «Что короче: парта или классная доска?», «Что длиннее: пальто или платье?»

Затем ребята сравнивают по длине предметы по представлению, т. е. не видя их в данный момент. Например, коридор длиннее комнаты, а комната короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улицы равны по длине и т. д.

При закреплении понятий, характеризующих размеры предметов, необходимо создавать жизненные ситуации, предлагать практические задания, для разрешения которых были бы необходимы полученные знания. Например, нужно постелить дорожку в коридор и в спальню (указать конкретные помещения): «Какая дорожка длиннее? Какая дорожка короче? Почему?»

У детей надо формировать понятие об относительности величины, например длины отрезков. При сравнении отрезков с этой целью необходимо ставить два вопроса: «Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче?» Следует подчеркнуть, что протяжённость одного и того же отрезка (длинный или короткий) может быть оценена по-разному. Это зависит от того, с каким отрезком он сравнивается.

Отношения парности этих признаков, их взаимообусловленность (если один отрезок длиннее, то другой короче) усваивается учащимися 1-го класса медленно, требуют систематической работы на уроках математики не только в пропедевтический период, но и на протяжении всего года. Ученики рассматривают два предмета, сравнивают их длину, ширину, высоту, толщину, составляют новые пары, устанавливают, что если об одном предмете можно сказать, что он длинный по отношению к другому, то о другом можно сказать, что он короткий по отношению к первому.

Для закрепления признаков длинный - короткий ученики вычерчивают сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски и т. д.

Аналогичные требования предъявляются к подбору наглядных пособий и дидактического материала, а также к методике проведения уроков при знакомстве с такими признаками, как высокий - низкий, равные по высоте, широкий - узкий, равные по ширине, глубокий - мелкий, равные по глубине , и сравнении пособий по этим признакам.

Ольга Яворская
«Длиннее, короче». Конспект занятия по математике для детей дошкольного возраста

Технологическая карта организационной деятельности дляIIмладшей группы

«познание» «математика » .Тема :«Длиннее , короче »

Задачи : сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и

приложения;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством

воспитателя (на основе рефлексивного метода) ;

3) закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать

группы предметов по количеству, используя числа;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память,

внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Оборудование :2 игрушки медведей, 2 шарфа разной длины .

Раздаточный :карточки с домиками, полоски.

Мотивация. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

В чем вы сегодня пришли в детский сад?

Почему вы надели куртки, шапки?

Зачем вам понадобился шарф? Ответы детей .

Воспитатель предлагает детям помочь двум медвежатам собраться на прогулку и повязать шею шарфами.

Игра «Шарфы» .

Дети подходят к столу, на котором сидят два одинаковых медведя. - Сколько медведей просят о помощи?

Сколько шарфов понадобиться двум медведям?

Воспитатель кладет на стол два шарфа - длинный и короткий . Воспитатель завязывает длинный шарф на шее у одного медведя. Второй шарф завязать не удается.

Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф? Как правило, дети правильно отвечают, что этот шарф короткий .

Какой шарф нужен мишке?

Воспитатель предлагает им выбрать для второго мишки длинный шарф .

Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся еще два шарфа : первый равен по длине короткому шарфу , а другой шарф - длиннее .

Выберите длинный шарф .

Обычно дети правильно выбирают длинный шарф , но мишка говорит, что шарфы одинаковые.

Покажите мишке, что выбранный вами шарф длиннее .

Может быть, вот так их наложить?

Открытие нового знания.

Игра «Шарфы»

Воспитатель предлагает детям высказать свои версии, хвалит детей даже за сами попытки высказать свою версию и особенно - за верные версии, создавая атмосферу поиска, творчества. Затем под его руководством дети сравнивают шарфы по длине путем приложения и наложения.

Мишка просит нарисовать ему картинки, чтобы он не забыл, как _ южно сравнить шарфы по длине .

Воспитатель фиксирует вывод : для того чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски и т. д.) по длине , можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.

Одновременно на отдельных листах он составляет опорные сигналы, приклеивая по две полоски :

1. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что Винни Пух очень удивляется - почему, когда он идет в гости к Пятачку, который живет в домике с красной крышей, он очень устает, а когда идет в гости к Сове, то устает намного меньше.

Как ты думаешь, почему так происходит? Предложите ребенку провести линию вдоль длинной дорожки зеленым карандашом, а вдоль короткой - красным .

К картинке можно вернуться еще раз и спросить у ребенка, чем отличаются домики Пятачка и Совы

2. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что Таня хочет выбрать прыгалки для своих подружек. Ей нужны прыгалки разной длины . Предложите ребенку нарисовать вверху прыгалки длиннее тех , что нарисованы на картинке, а внизу короче .

З. Покажите ребенку рисунок и расскажите, что Таня и Ваня просят ребенка помочь разложить все, что нарисовано на картинке, в мешочки. В каждом мешочке должно быть по 2 предмета, которые можно назвать одним словом. Таня и Ваня уже начали раскладывать предметы.

Что они положили в первый мешочек?

Сколько цветов в мешочке?

Как они называются?

Что ты положишь во второй (и т. д.) мешочек?

После выполнения задания спросите ребенка :

Сколько кубиков (пирамидок и т. д.) В мешочке? Ребенокдолжен отвечать, согласовывая числительное с существительным в роде : две куклы и т. д.

К картинке можно вернуться еще раз и попросить ребенка сказать, какой мешочек лишний. Лишний мешочек, в котором находятся цветы, потому что во всех остальных мешочках - игрушки.

4. Вспомните с ребенком Новый год.

Что всегда бывает на Новый год?

Что вешают на елку в Новый год?

Что делают с игрушками, когда праздник заканчивается?

Покажите ребенку картинку и расскажите, что Таня иВаня раскладывают елочные шарики по коробкам . В каждую коробку надо положить столько шариков, сколькопоказывает число на коробке .

5. Рассмотрите с ребенком картинку и расскажите, что как-то утром во двор вышли.

Кто вышел во двор?

Стали зверушки выяснять, кто из них не такой, как остальные.

Помоги им разобраться.

В этом задании три варианта ответа :

Зверушки благодарят ребенка за помощь. (Два.)

(Тоже два.)

(Длинный .)

(Нет.)

(это цвет крыш, количество окон - одно и два, количество цветов перед домиками - много цветов и один цветок.)

(Цветы.)

(Подарки, елка.)

(Бусы, шары.)

(Их убирают в коробки .) Лишняя серая собака, потому что все остальные рыжие.

Лишняя кошка, потому что все остальные собаки.

Лишняя большая собака, потому что все остальные маленькие.

Рефлексия 6. Расскажите ребенку, что в детском саду выбирают для праздника флажки. Осталось выбрать последний, но никак не могут решить, какой флажок нужен.

Дети этого детского сада просят ребенка помочь вы-

брать флажок.

Рассмотрите с ребенком флажки в рамке.

Чем отличаются флажки?

Назови цвет каждого флажка по порядку.

Как ты думаешь, какого цвета флажок надо выбрать?

Но у нас два красных флажка - большой и маленький.

Какой из них нужно взять?

Почему ты думаешь, что надо взять маленький?

Вы можете сами нарисовать маленький красный флажок в рамке и попросить ребенка еще раз назвать цвет и размер флажков по порядку.

Можно предложить ребенку провести линию от нужного флажка к его месту.

Ирина Малахинская
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Развивающее занятие «Длинный - короткий»

Цель :

- формировать представление о свойствах предметов по величине : длинный – короткий ; научить сравнивать предметы .

Материал :

Две ленты разной длины и разного цвета (красная и синяя) ; полоски из цветного картона разной длины для каждого ребенка (желтая и красная) ; картинки с изображением Буратино и Пьеро, раскраски и изображением Буратино и Пьеро для каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия

Занятие начинается с игры «Кто быстрее?» (Два ребенка по команде начинают скручивать ленты разной длины и разного цвета )

(ответы детей) (красная)

Давайте попробуем еще раз. (играют другие дети)

Какую ленту скрутили быстрее? (ответы детей) (красная)

Как вы думаете почему? (ответы детей)

Красная лента короче , а синяя длиннее . Чтобы это проверить, что надо сделать? (Положить красную ленту на синюю)

Ребята, сейчас посмотрите, у каждого из вас на столе лежат разноцветные полоски. Положите сначала самую длинную полоску .

Какого она цвета? (Желтая)

Теперь положите полоску покороче . Какого она цвета? (Красная)

Сколько всего полосок? (Полоски сравнивают методом наложения)

А сейчас отгадайте загадку.

Что за странный? Что за странный?

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный .

Кто же это? (Буратино)

Правильно. Молодцы!

Как звали героя, у которого всегда был грустный вид, он любил читать стихи про Мальвину? (Пьеро)

(Демонстрация картинок с изображениями Буратино и Пьеро)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел ,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А сейчас, ребята, давайте внимательно посмотрим на Буратино и Пьеро и найдем, чем они отличаются друг от друга.

У кого из героев нос длинный , а у кого короткий ? (ответы детей)

Какие волосы у Пьеро, какие у Буратино? (ответы детей)

У кого рукава в рубашке длинные , у кого короткие ? (ответы детей)

Работа в раскрасках.

Ребята, Буратино и Пьеро пришли к вам в гости. Давайте их раскрасим.

Подведение итогов.

Педагог подводит итог на основе впечатлений детей.

Игры и задания для закрепления понятий о длине и высоте предметов для дошкольников 3-5 лет (с трудностями в обучении)

Данная подборка заданий, игр и упражнений поможет закрепить и развить знания детей 3-5 лет о длине и высоте предметов, улучшит навыки сравнения длинных и коротких, высоких и низких предметов, поспособствует развитию внимания, мышления, графических навыков, элементарных математических представлений.
Цель: закрепление понятий «длинный-короткий», «высокий-низкий»
Задачи:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца, усидчивость
- развивать восприятие, внимание
-развивать графические навыки
Игра № 1. Шарфики
Возраст учащихся: 3- 4 года
Оборудование: Распечатанные картинки с длинными и короткими шарфами, 2 коробки, отличающиеся по длине.
Цель: Закрепление в речи понятий «длинный- короткий», закрепление названий основных цветов, формирование умения различать предметы по длине

Ход игры: На парту выставляем 2 коробки и 2 картинки с длинным и коротким шарфом. Поясняем детям- сейчас будем наводить порядок. Эта коробка- демонстрируем - длинная, в нее будем класть все длинные шарфики. А эта коробка- короткая, в нее поместятся только короткие шарфики. Далее поочередно даем детям картинки, просим назвать длину и цвет шарфа, и положить в подходящую коробку(этот шарфик длинный, красного цвета- я положу его в эту длинную коробку)


Вариант 2.
Возраст: 4-5 лет
Цель: Развитие зрительного восприятия, закрепление понятий длинный и короткий, закрепление названий цветов
Ход игры.
Дошкольникам старшего возраста можно предложить усложненный вариант этой игры.Выкладываем на парте длинные шарфики, незначительно отличающиеся расцветкой и просим подобрать к каждому в пару такой же короткий шарф. После того, как все пары найдены, повторяем названия цветов и размеров(этот шарф длинный, сиреневого цвета с красными полосками, а этот- такой же, но короткий)


Игра № 2. Домики и человечки.

Оборудование: Распечатанные шаблоны для игры
Возраст учащихся: 3-5 лет
Цель: Закрепление понятий " высокий- низкий", развитие зрительного восприятия,счетных навыков
Ход игры. Выкладываем на парту картинки с высоким и низким человечком, поясняем детям- этот мальчик высокий, а этот- низкий. Далее выкладываем картинки с девочками и просим правильно их посадить рядом с мальчиками. далее дети работают самостоятельно, комментируя свои действия(эта девочка высокая, я ее посажу с другими высокими, а эта низкая, и.т.д)
Далее объявляем детям, что каждый человечек живет в своем доме, высокие мальчики- в высоких синих домах, высокие девочки- в розовых высоких домах. Просим подобрать каждому подходящий домик, после того, как собрали все высокие, собираем все низкие. В конце игры еще раз демонстрируем и проговариваем- высокие девочки в розовых высоких домиках, высокие мальчики- в синих, и.т.д



Вариант 2 .Для дошкольников, уже владеющих счетом, игру можно усложнить, меняя количество девочек и мальчиков. В этом варианте в конце игры пересчитываем- сколько высоких девочек, сколько низких мальчиков, сравниваем кого больше, кого меньше, и.т.д


Игра № 3. Разноцветные змейки
Оборудование:
Цель игры
Возраст: 4- 5 лет
Ход игры :Демонстрируем детям лист задания. Просим найти и показать самую короткую змею,далее ту, которая чуть длиннее, еще длиннее, и.т.д. После того, как ребенок нашел и показал всех в правильном порядке, просим в окошках слева написать цифры- 1 - самая короткая, чуть длиннее- 2, и.т.д. Когда все готово, еще раз проговариваем- какого цвета змейка, какой длины, какую поставили цифру.


Игра № 4. Разноцветные карандаши
Оборудование: Фломастер, распечатанный шаблон
Цель игры : Развитие зрительного восприятия, закрепление понятий длинный- короткий, длиннее- короче, закрепление счётных навыков
Возраст: 4- 5 лет
Ход игры. Аналогичен предыдущей игре, но карандаши просим показать в обратном порядке- самый длинный, чуть короче, и.т.д. Цифры пишем в таком же порядке- 1- самый длинный, 5- самый короткий. После того, как все готово, проговариваем цвет карандаша, длину, и цифру, которую написали.


Игра 5. Домики и карандаши
Возраст: 3- 5 лет
Оборудование: Цветные карандаши, распечатка с заданием
Цель игры. Развитие графических навыков, зрительного восприятия, закрепление и различение понятий высокий - низкий, длинный - короткий
Ход игры. Предлагаем детям рассмотреть картинку в верхней части листа- высокие и низкие домики. Просим все высокие домики раскрасить синим, а низкие- красным.(цвета выбираем любые)
Далее обращаем внимание на нижнюю часть рисунка- карандаши, длинные и короткие. просим раскрасить все длинные зеленым цветом, а все короткие - желтым.

Домашние задания для самостоятельной работы родителей с детьми по закреплению понятий "длинный - короткий", "высокий-низкий"

.
Для учащихся 3-4 лет.
Задание № 1.Раскрась то, что длиннее.
Из двух одинаковых предметов ребенок выбирает наиболее длинный и раскрашивает его в подходящий цвет


Задание № 2.Раскрась то, что короче
Сравниваем и раскрашиваем предметы, более короткие.


Для учащихся 4-5 лет
Задание № 3.Раскрась цифру, равную высоте предмета
Ребенок соотносит высоту предмета с подходящей цифрой и правильно раскрашивает ее.


Задание № 4.Раскрась цифру, равную длине предмета
Аналогично ищем цифру, соответствующую длине и раскрашиваем.


Данные игры и задания я использую в работе с детьми 3-5 лет, имеющих трудности в обучении(зпр). Если кого-то заинтересовал материал и нужны шаблоны к этим заданиям- напишите мне, я с удовольствием с Вами поделюсь.Спасибо за внимание!