Тест по истории на тему "Россия в XVIII веке" в формате ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ по истории: Культура России XVIII века

Слайд 2

В 18 веке ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики. Светское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку. Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.

Слайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1701 г. в Москве основана Школа математических и навигационных наук. Вслед за ней открыты: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и др. -В 1708 г. ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнославянского. И переход к арабским цифрам. В 1725 г.- открытие Академии наук. - в 1755г. создание Московского Университета по проекту Ломоносова. Здание МГУ

Слайд 4

НАУКА. М.В.Ломоносов – «1-й университет»

Ломоносов сыграл огромную роль как организатор русской науки: по определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист (исторические труды по праву, Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым,- «Петр1 в русском языке»)

Слайд 5

Наука и техника

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ТЕХНИКИ: -Крестьянский сын М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников (географ и этнограф) и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; - токарь Навигацкой школы А. К. Нартов (токарный станок), - гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, -первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов (паровой двигатель), -«нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин (одноарочный мост, карманные часы, фонарь-прожектор) - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

Слайд 6

Русскую литературу обогатили своими произведениями: А. Д. Кантемир, В. К. Тредьяковский (филолог-теоретик), А. П. Сумароков., А. Д. Кантемир(«Куму своему», «Филарет и Евгений» - защита петровских преобразований)- явился родоначальником русского классицизма, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов, и др., которые творили в стиле классицизма. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Карамзина("Бедная Лиза")- кон.18в.

Слайд 7

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет.ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 18 века:

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742) был одним из первых русских портретистов. (портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман»)

Слайд 8

К концу 20-х - 30-м гг. XVIII в. относится творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева - он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты. Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов»

Слайд 9

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» , портрет Петра III).

Слайд 10

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры - пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Портреты написанные во второй половине 18 века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, говорят о своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях; парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет.

Слайд 11

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Eго творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

Портрет Урсулы Мнишек Портрет П.А.Демидова

Слайд 12

Федор Степанович Рокотов(1735-1808)

Портрет графа Г.Орлова в латах Портрет ЕкатериныII

Слайд 13

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825)- Последний живописец века Просвещения,

Тест в формате ЕГЭ по теме «Россия в XVIII веке»

    Расположите в хронологической последовательности исторические события

    «Нарвская конфузия»

    Работа Уложенной комиссии

    Установите соответствие между событиями и датами

События

Даты

А) указ о престолонаследии

1)1773

Б) начало восстания Е.И.Пугачева

2)1755

В) Северная война

3)1700-1721

Г) Семилетняя война

4)1740-1741

5)1756-1761

6)1722

3.Установите соответствие между событиями и фактами

События

Факты

А)Русско-турецкая война

1)Созыв Уложенной комиссии

Б)Семилетняя война

2)Воцарение Екатерины Первой

В)Дворцовые перевороты

3)Взятие Берлина

Г)Северная война

4)Воцарение Павла Первого

5)Основание Петербурга

6)Взятие Измаила

4.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Участники

А)Правление Анны Иоанновны

1С.Яворский

Б)Стрелецкий бунт

2)Екатерина Вторая

В)Битва при Гангуте

3)Ф.Лефорт

Г)Указ «О вольности дворянской»

4)Э.Бирон

6)Софья Алексеевна

5.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Участники

А)Движение Пугачева

1)И.И.Шувалов

Б) Строительство Зимнего дворца

2)М.В.Ломоносов

В) Созыв Верховного тайного совета

3) А.Д.Меньшиков

Г)Основание Кунсткамеры

4) Екатерина Вторая

5)В.Растрелли

6)Петр Первый

6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Время

Событие

Участник

____________(А)

_______________(Б)

Емельян Пугачев

1768-1774гг

Русско-турецкая война

_______________ (В)

_____________(Г)

Северная война

______________ (Д)

1755 г

_______________(Е)

М.В.Ломоносов

    Петр Первый

    Открытие Московского университета

    Казацко-крестьянская война

    Основание Кунсткамеры

    1762 г.

    1700-1721гг

    А.В.Суворов

    1773-1775 гг

Год

Правитель

Событие

1767-1768 гг

Екатерина Вторая

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Полтавская битва

1725

______________(Г)

Открытие Академии наук

_______________(Д)

Елизавета Петровна

______________(Е)

1)Семилетняя война

2)Петр I

3)1725

4)1708

5)1709

6)Екатерина Первая

7)1756-1761

8) Работа Уложенной комиссии

9)Анна Иоанновна

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Событие

Дата

Участник

Указ о единонаследии

1714

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Екатерина Вторая

Чесменская битва

______________(Г)

Ф.Ф.Ушаков

_______________(Д)

1795

______________(Е)

1)1770

2)1791

3)Екатерина Вторая

4)Ясский мир

5)Петр Первый

6)1774 г.

7)Раздел Польши

8)Петр Второй

9)1785 г.

8. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками

Памятники культуры

Характеристики

А) Петропавловский собор

1) Разрушен в годы ВОв

Б) Дом Пашкова

2) Расположен на Заячьем острове

В) Зимний дворец

3) Построен при Елизавете Петровне

Г)Дворцовый ансамбль Петергофа

4) Самый знаменитый фонтан-«Самсон»

5) Построен в Москве

6) Создан архитектором Росси

9. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами

Памятники культуры

А) «Недоросль»

1) В.Растрелли

Б) Зимний дворец

2)Ф.Шубин

В) Бюст Ломоносова

3)Д.Фонвизин

Г) Картина «Екатерина-законодательница»

4)Д.Трезини

5)Ф.Волков

6)Д.Левицкий

10.Какие из перечисленных исторических лиц являлись современниками Петра I ?

1)Софья Алексеевна

2)Александр Меньшиков

3)Екатерина Вторая

4)Михаил Ломоносов

5)Ф.Лефорт

6)А.В.Суворов

11.Какие три даты соответствуют разделам Польши?

1)1768

2)1795

3)1772

4)1773

5)1793

6)1796

12. Кто из исторических деятелей был художником?

1) Ф.Волков

2) Н.И.Аргунов

3) Ф.Шубин

4) Д.И.Левицкий

5) В.Л.Боровиковский

6) Д.Трезини

13.Какие три из перечисленных события произошли во время Семилетней войны?

1)Сражение при Кольберге

2)Взятие Измаила

3)Битва при Лесной

4)Взятие Берлина

5)Сражение при Кунерсдорфе

6) «Нарвская конфузия»

14.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе дворцовых переворотов.

1) бироновщина, 2) гвардия, 3)полки «нового строя», 4)Верховный тайный совет, 5) кондиции, 6) университет

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают реформы Петра Первого.

1) ассамблея , 2) рекруты, 3)Табель о рангах 4) коллегия, 5) Уложенная комиссия, 6)Сенат

16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в.

1) Синод, 2) стрельцы, 3)поместье, 4)пугачевщина, 5) император, 6)местоблюститель патриаршего престола

17. Укажите термин, о котором идет речь

Одно из направлений в литературе и искусстве, отличающееся обращением к античному наследию как образцу.

18. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

Первый русский естественно-научный музей, созданный Петром I , называется _____________________

19. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием ___________________

20. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) Понеже труды вашего величества в произведении нашего отечества и подданного вашего всероссийского народа всему свету известны того ради, хотя мы ведаем, что в. в., яко самодержцу, вся принадлежит, однакож в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной ваш народ ничем иным, кроме единых ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведен есть, помыслили мы, с прикладу древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключенного оными в. в. трудами всей России толь славного и благополучного мира, по прочитании трактата оного в церкви, по нашем всеподданнейшем благодарении за исхадатайствование оного мира, принесть свое прошение к вам публично, дабы изволил принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечествия, Императора Всероссийского, _____________.

Святейший Синод в том с нами согласен.

Б) Верховный тайный совет, при объявлении о кончине императора _____________, купно объявил о избрании на престол царевны Анны Иоанновны, герцогини Курляндской; и хотя они тогда собранный генералитет спрашивали, согласны ли оному избранию, однако ж они в том уже надлежащий порядок избрания преступили; ибо сие не есть наследства порядочного объявление, но избрание, и такое, какого от начала государства в Руси не бывало. А хотя избрания три были, яко царя Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова, но все оные никаких наследников к тому не имели. Избрания же и оные первые два порочны, что избирали не порядком: в первом было принуждение, во втором коварство. А по закону естественному избрание должно быть согласием всех подданных, некоторых персонально, других чрез поверенных, как такой порядок во многих государствах утверждён, а не четырём или пяти человекам, как то ныне весьма непорядочно учинено.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

2) В отрывке описываются события, которые произошли в эпоху дворцовых переворотов

3) Единоличное правление монарха, имя которого пропущено в отрывке, длилось около 30 лет

4) В отрывке упоминается мирный договор, завершивший участие России в Семилетней войне

6) В отрывке пропущено имя императора Петра Второго

Фрагмент А

Фрагмент Б

Ответ:

21. Кто из российских монархов мог написать следующий документ:

«Понеже, по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа, мы, по преставлении всепресветлейшаго, державнейшаго великаго государя Петра Втораго, императора и самодержца, нашего любезнейшаго государя-племянника, императорский всероссийский престол восприяли <...>. еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восми персонах всегда содержать <...>»?
а) Петр I;
б) Екатерина I;
в) Петр III;
г) Анна Иоанновна;
д) Елизавета Петровна;
е) Екатерина II.

22. Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.

«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Ея Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному:

Всех поселян, возвращенных сими средствами в прежнюю подданническую верность к Ее Императорскому Величеству нашей всемилостивейшей Государыне и в должное повиновение своих начальников, помещиков, утвердить в том целованием евангелия и креста, объявив, что кто и за сим дерзнет впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях, без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жены и дети их отданы в рабство, а земли во владение в верности пребывшим всегда к Ея Императорского Величества подданным и помещикам…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Приказ был издан в первой половине 18 века.

    Самозванцем, выдававшем себя за Петра Третьего, был С.Т. Разин

    На подавление бунта, о котором идет речь, был направлен А.В Суворов.

    Бунт, о котором идет речь, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.

    Одним из последствий подавления бунта, о котором идет речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.

    Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.

1.Напишите имя монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ__________________


2. Напишите фамилию русского полководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённая крепость, обозначенная на схеме цифрой «2».

3. Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

Ответ:___________________________________

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», стал базой русского Черноморского флота.

2) Следствием данной войны стала потеря Россией территорий, обозначенных на схеме вертикальной штриховкой.

3) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

4) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «4».

5) Одним из главных событий войны, ход которой изображён на данной схеме, было Чесменское морское сражение.

6) Русским флотом в сражении, которое произошло у мыса, обозначенного на схеме цифрой «1», командовал Ф. Ф. Ушаков.
Ответ:_____________________ .

24.

Какие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.

2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.

3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.

4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».

25. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какой из представленных ниже памятников архитектуры находится в городе, основанном по повелению императора, которому посвящен памятник? В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 26-28. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда С. М. Соловьева.

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

26. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царство- вания.

27 . Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

28 . Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.

29. В XVIII веке в России правили два великих императора - Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).

30. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,

на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

29. Историческое сочинение

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1682-1725гг.;

2) 1741-1761 гг.;

3) 1762-1796 гг.

В сочинении необходимо:

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.

Стили XVIII века
Стиль – совокупность характерных черт
Спальня в стиле барокко
Портрет
императрицы
Екатерины Великой.
Ф.С. Рокотов 1763.
Здание Эрмитажа.
Стиль барокко.
Проект разработан
М.Г.Земцовым, а
строительные работы
вел С.П.Чевакинский.
Здание построено в 17431754 годах.

Классицизм
Дом Пашкова в Москве.
Архитектор В.И Баженов
1784 - 86
Здание Сената в Москве.
Архитектор М. Казаков.
1776 – 87 гг.

Сентиментализм
Н.М. Карамзин
В. Л. Боровиковский.
«Лизынька и Дашинька».
1794 г. Государственная
Третьяковская галерея.
Москва

Эпоха Петра Великого
1701 г. – создание
Школы
математических и
навигацких наук в
здании Сухаревской
башни
Цифирные школы
1715 г. Создана
Морская академия
для выпускников
навигацкой школы

Эпоха Петра Великого
Петропавловский
собор
Летний Дворец Петра
Здание 12 коллегий
Кунсткамера
Адмиралтейство

II половина XVIII столетия
Большой
Екатерининский
Дворец
Дом Пашкова в
Москве
Здание Московского Университета
Смольный монастырь

10.

Летний дворец Петра
был построен на подобие "образцового" дома
для "именитых". Двухэтажное каменное
здание было покрыто черепичной кровлей.
Просторные, уютные комнаты мало
отличались по своему внешнему облику и
размерам от жилищ состоятельных
обывателей Петербурга. Возле дворца был
разбит регулярный сад. Позднее Петр
превратил скромный дворец в более
парадный дворцово-парковый ансамбль. В
1713-1714 гг. фасад дворца был обогащен
скульптурными панно, орнаментальным
фризом и декоративной рельефной группой
над входом. Над внешней и внутренней
отделкой дворца работали архитекторы
Шлютер, Микетти, Земцов и мастерадекораторы различных специальностей. В
интерьере дворца выделяется своим высоким
художественным качеством резная отделка
вестибюля.

11.

Петропавловский собор
Возведён в 1712-1733 годах (архитектор Д.
Трезини) на месте одноимённой деревянной
церкви (1703-1704). До 1859 года -
кафедральный.
Трёхъярусная колокольня Петропавловского
собора высотой 122,5 метра, увенчанная
золочёным шпилем с фигурой летящего ангела,
является высотной доминантой и символом
города. Шпиль колокольни водружён
голландским мастером Г. ван Болесом.
Базиликального типа здание внутри разделено
пилонами на три нефа и по стенам украшено
раскрепованными пилястрами. В интерьере
помещены трофейные знамёна (ныне большей
частью находятся в Эрмитаже).
Позолоченный резной иконостас исполнен в
1722-1726 году в Москве (архитектор
И. П. Зарудный, резьба - Трофим Иванов, Иван
Телега; иконы - М. А. Меркурьев,
Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси
и А. Квадри, росписи - Г. Гзель,
В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

12.

Кунсткамера в Петербурге
строительство 1718-1734 гг, архитекторы И. Маттарнови, Н.
Гербель, Г. Киавери, М. Земцов.
Монументальная архитектура Кунсткамеры отвечала ее
назначению - главного научного учереждения столицы,
расположенного в одной из центральных точек города.
Постройка здания, начатая Маттарнови, продалжалась
Гербелем и Киавери; она была закончена Земцовым, по
чертежам которого были отделаны большие заллы.

13.

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах.
Доминико Трезини –
Оно предназначалось для размещения Сената, Синода.
автор проекта Здания
12 коллегий и его же
Здание представляет собой двенадцатьодинаковых по
размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных
архитектор
между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный
вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает
самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем
подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных
задач.

14.

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года
по плану самого Петра I.
На чертеже царя Адмиралтейство представляло собой
одноэтажное мазанковое сооружение в форме буквы
"П".
Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе
построили эллинги для строительства парусных
кораблей.
Общее руководство строительством верфи-крепости
Пётр возложил на А. Д. Меншикова. Его помощниками
были петербургский обер-комендант Яков Брюс и
олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев,
который осуществлял непосредственое наблюдение
Адмиралтейского двора.
Здание
Адмиралтейства.
Перестраивалось
архитекторами: И.К.
Коробов, А.Д.
Захаровым и пр.
24 июня 1705 года Меншиков приказал Яковлеву
соорудить вокруг Адмиралтейства полисад, то есть
земляной вал. Сооружение других построек
разрешалось только в 150 саженях от вала.

15.

Архитектор В.И. Баженов
Здание было построено в 1784-1786 году для капитан-поручика лейбгвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, который
приходился сыном денщику самого Петра I. Предположительно,
автором проекта стал В.И. Баженов, но поскольку никаких
документальных свидетельств не осталось, но авторство остается под
вопросом. Хотя, если полагаться на устные рассказы, и на то, что дом
возведен в характерной для Баженова архитектурной манере, можно
считать создателем дома именно его.

16.

Екатерининский (Большой) дворец в Царском
селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752-1756
Архитектор Ф.Б.
Растрелли

17.

Здание университета на Моховой. Aрхитектор
М.Ф. Казаков. После пожара 1812 г. перестроено Д.
Жилярди.
Архитектор М.Ф.
Казаков

18.

Проект Смольного монастыря. Автор арх.
В.В. Растрелли
Архитектор Ф.Б.
Растрелли
Смольный в наши дни
30 октября 1748 г. состоялась торжественная закладка собора. К 1757 г. он был вчерне
готов. Начавшаяся Семилетняя война приостановила работы, они были возобновлены лишь в
1762 г. под руководством Ю. М. Фельтена.
4 августа 1764 г. на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч.
Екатерины. В 1765 г. на третьем этаже северо-западной башни состоялось освящение церкви
во имя св. прав. Захария и Елизаветы. Тогда же в монастырь были назначены игуменья и
штат.

19.

Крупнейшие портретисты XVIII
века
Федор Степанович
Рокотов. Крупнейший
русский портретист.
Работал в стиле рококо
Портрет
императрицы
Екатерины Великой.
Ф.С. Рокотов 1763.

20.

Дмитрий Григорьевич
Левицкий – мастер
парадного и камерного
портрета
Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская.
Портрет. 1773

21.

Владимир Лукич
Боровиковский.
Мастер Портрета
«Лизынька и
Дашинька». 1794 г.
В. Л. Боровиковский.
Государственная
Третьяковская
галерея. Москва
Портрет М.И.
Лопухиной.
В. Л. Боровиковский

22.

Федот Иванович Шубин
– великий русский
скульптор
Шубин Ф. И. «Великодушные действия к
свободе военнопленных графа Алексея
Григорьевича Орлова-Чесменского в 1771
году»

23.

Этьен Морис Фальконе.
французский скульптор, в
своих произведениях
воплотивший эмоциональнолирическую линию
европейского классицизма
XVIII века
Памятник Петру I
("Медный всадник")

24.

Русские просветители XVIII века
Николай Иванович Новиков.
Портрет. Д.Г. Левицкий

25.

Александр Николаевич
Радищев
Феофан
Прокопович

Русская культура XVIII века.

1.Законодательный акт Петра I о реформе цер­ковного управления и подчинении церкви государству назы­вался:

а) «Табель о рангах»,

б) «Указ о единонаследии»,

в) «Духовный регламент»,

г) «Наказ».

2.Соедините фамилии скульпторов с их работами:
1 Ф. И. Шубин а) «Медный всадник»

2 М. И. Козловский б) «Минин и Пожарский»

3 И. П. Мартос в) «Самсон...»

4 Э.М. Фальконе г) «А. В. Суворову»

д) «Бюст М. В. Ломоносова»

3. Как называлась первая русская печатная газета:

а) «Известия»,

б) «Куранты»,

в) «Ведомости»?

4. Назовите государственный документ, определявший порядок прохождения дворянами гражданской, военной и придворной службы.

5. Назовите первую русскую книгу, обучавшую правилам хорошего тона:

А) «Приклады, како пишутся комплименты»,

б) «Символы и эмблемата»,

в) «Юности честное зерцало».

6. Здания Петербурга петровской поры, сохранившиеся до наших дней (найти лишнее и подчеркни):

Здание 12 коллегий, Шлиссельбургская крепость, Летний дворец Меншикова, дворец Эрмитаж, Петропавловский собор, Кунсткамера, Петропавловская крепость.

7. Назовите ученого, возродившего на Руси забытое ис­кусство мозаики:

а) Кулибин

б) Ломоносов

в) Татищев

8. При Елизавете Петровне было издано три указа, имевших большое значение для русской культуры, вспом­ните их названия:

9. Основные признаки классицизма (найти лишнее):

а) Освобождение от религиозно-церковной морали,

б) Рационализм,

в) Обращение к античности,

г) Динамичность,

д) Жесткая регламентация творческого процесса.

10. Главные цели «Просвещения» (найти лишнее):
а) Введение справедливых законов,

б) Просвещение нации,

в) Пропаганда национальной идеи,

Пропаганда великих истин свободы.

11.В XVIII веке развиваются исторические знания. Из­вестными историками были (найти лишнее):

Ф. Поликарпов, Г. Миллер, Н. Новиков, А. Манкиев, Л. Шлёцер, К. Кавелин, М. Ломоносов.

12. Соотнесите имена ученых с их достижениями:
1 Шелихов Г. И. а) основоположник эпидемиологии;
2 Самойлович Д. С. б) описание Алеутских островов;
3 Кулибин И. П. в) универсальный паровой двигатель;
4 Ползунов И. И. г) отец отечественной астрономии;
5 Разумовский С. Я. д) одноарочный деревянный мост через Неву,

протезы для инвалидов

13. О ком идет речь?

Он был поэтом, драматургом и теоретиком классицизма. Его перу принадлежат 9 трагедий и 12 комедий, он по праву счита­ется создателем русского театра. Наиболее известные его тра­гедии: «Дмитрий Самозванец», «Хорев». Этот человек издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела».

14.В последней четверти XVIII века начинается форми­рование национальной композиторской школы в России. Соотнесите композиторов и музыкальные жанры:

1 Козловский О. А. а) духовное хоровое пение

2 Бортнянский Д. С. б) лирическая песня

3 Фомин Е. И. в) опера

4 Соколовский М. М.

5 Березовский М. С.

15. Назовите термин:

Стиль и направление в литературе и искусстве, обратив­шееся к античному наследию как к норме и идеалу, основывал­ся на идеях рационализма, на представлениях о разумной за­кономерности мира, провозглашал возвышенные героические и нравственные идеалы, стремился к строгой организованности образов, преследовал воспитательную программу искусства.

16. Соотнесите имена известных путешественников и их открытия:

1 Крашенинников С. П. а) Северный морской путь

2 Братья Лаптевы б) описание Камчатки

3 Атласов В. в) экспедиция в Сибирь и на Дальний Восток

4 Крылов И. А. г) «Фелица»

5 Державин Г. Р. д) «Филомена»

Спасибо за работу!

Ключ

2 1 –д; 2 – в, г; 3 – б; 4 – а.

4 «Табель о рангах»

6 - Летний дворец Меншикова

8 а) – открытие Московского университета

б) - открытие театра

в) – открытие Академии Художеств

11 – Н. Новиков

12 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г

13 Сумароков

14 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – а

15 классицизм

16 1- в; 2 – а; 3 – б; 4 – д; 5 – г

36 – 32 балла = «5»

31 – 27 баллов = «4»

26 – 22 балла = «3»

21 и меньше баллов = «2»

Культура России XVIII века. 1 вариант.

1. Московский университет был основан в:

1) 1755г. 2) 1687г. 3) 1725г 4) 1762 г.

3. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися художниками-портретистами XVIII в.?

1) Ф. Рокотов, Р. Левицкий

2) В. Баженов, М. Казаков

3) В. Растрелли, И. Старов

4) В. Тредиаковский, А. Сумароков

4. Камчатские экспедиции в первый половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:

1) В. Беринг: 2) С. Хабаров; 3) С. Дежнев; 4) В. Атласов.

5. Создателем первого русского профессионального театра был

1) Д.И. Фонвизин 2) Ф.П. Шубин 3) Ф.Г. Волков 4) В.И Баженов

6. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а):

  1. Екатерина II
  2. Е. Р. Дашкова
  3. А.Н. Радищев
  4. Н.И. Новиков

7. Установите соответствие:

  1. Ломоносов А) театр
  2. Кулибин Б) наука
  3. Боровиковский В) архитектура
  4. Растрелли Г) техника

Д) живопись

8. Какое здание не относится к классицизму:

  1. здание Московского университета
  2. дом Пашкова
  3. Таврический дворец
  4. Смольный монастырь

9. Инициатором создания Московского университет выступил (а)...

1) императрица Екатерина II

2) Е.Р. Воронцова-Дашкова

3) М.В. Ломоносов

4) Г.А. Потемкин

10. Укажите правильное соответствие

Памятник архитектуры архитектор

1)Зимний дворец а) В. Баженов

2) Таврический дворец б) В. Растрелли

3) Дам Благородного собрания в Москве в) Д. Ухтомский

4) Дом Пашкова г) М. Казаков

11. О ком идет речь?

Механик-самоучка, которого Г. Р. Державин назвал «Архимедом наших» дней». Екатерина П назначила его механиком при Академии наук. Под его руководством в механической мастерской изготавливались различные станки, приборы, инструменты. Особенно много сделал он для царского двора. Так, поразительное зрелище представляют его часы «яичной фигуры», которые хранятся в петербургском Эрмитаже. Механизм часов до сих пор исправлен

Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин

13. Что является лишним в ряду?

Здания, возведенные по проектам М. В. Казакова: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская и Павловская больницы, Таврический дворец, дом князей Долгоруких

Культура России XVIII века. 2 вариант.

1. Академия наук в России была основана в:

  1. 1755 2)1725 3) 1757 4) 1762

1) В. И. Баженов; 2) В. В. Растрелли; 3) М. Ф. Казаков; 4) И Е. Старов.

3. Русские архитекторы XVIII века :

  1. Татищев, Щербатов
  2. Казаков, Баженов
  3. Шубин, Аргунов
  4. Кулибин, Ползунов
  1. Беринг
  2. Чириков
  3. Крашенинников
  4. Атласов

5. У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр:

  1. Меншиковы
  2. Шереметьевы
  3. Долгорукие
  4. Остерман

6. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала

  1. Бирона 2)Радищева 3) Новикова 4)Баженова

7. Установите соответствие:

  1. Державин А) театр
  2. Рокотов Б) живопись
  3. Баженов В) техника
  4. Ползунов Г) литература

Д) архитектура

8. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма :

  1. Тредиаковского
  2. Державина
  3. Карамзина
  4. Фонвизина

9. Создание Московского университета связано с деятельностью :

  1. Н.И. Новикова и Екатерины II
  2. Ф. Прокоповича ПетраI
  3. М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова
  4. А. Т. Болотова и Е.Р. Дашковой

10. Установите соответствие:

  1. Татищев А) «Путешествие из Петербурга в Москву»
  2. Радищев Б) «История Российская»
  3. Левицкий В) Картина «Екатерина-законодательница»
  4. Баженов Г) комедия «Недоросль»

Д) дом Пашкова

11. О ком идет речь?

Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»

12. По какому принципу образован ряд?

Школы грамоты, гимназии, закрытые учебные заведения, профессиональные училища .

13. Что (кто) является лишним в ряду?

Художники-портретистьк А. П. Антропов, Н. И. Аргунов, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский