Несоветские герои советского союза. Русские герои французского сопротивления

50 лет назад — 30 апреля 1964 года советский народ узнал ошеломляющую новость — Указом Президиума Верховного Совета президент Алжира Ахмед бен Белла удостоен звания Героя Советского Союза. Впрочем, в то время глава СССР Никита Хрущев щедро раздавал государственные награды. Золото звезд осыпало фигуры весьма одиозных зарубежных лидеров, которые, возможно, и не понимали, за что им такая честь.

1. Они были первыми

Эстафету зарубежных героев начал уроженец Милана, летчик-испытатель Примо Джибелли, который с начала 20-х годов жил в Советском Союзе. Он участвовал в борьбе с бандитами на Украине, сражался с басмачами в Средней Азии. Попал в плен, однако сумел угнать самолет, в котором находился английский военный советник.

Итальянец, которого прозвали Кольдероном, в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи воевал в Испании. Там он и угодил в лапы франкистов…

31 декабря 1936 года Постановлением ЦИК СССР Примо Джибелли «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

Первым иностранцем, награжденным званием Героя (посмертно) в годы Великой Отечественной, стал Отакар Ярош — командир роты чехословацкого батальона, воевавшего на Воронежском фронте. Его бойцы вступили в схватку с немцами у села Соколово Харьковской области. В ходе боя солдаты и офицеры роты подбили 19 танков и шесть бронетранспортеров с автоматчиками. Сам командир был дважды ранен, однако продолжал вести огонь по наступающему противнику…

Золотой Звезды были удостоены три гражданина Франции: Марсель Оливье Альбер, Марсель Лефевр (посмертно), Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап, сражавшиеся в составе истребительного авиаполка «Нормандия-Неман».

Героем Советского Союза стал сын Генерального секретаря Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури — Рубен…

В августе 1942 года в районе станции Котлубань, что невдалеке от Сталинградской железной дороги, он и его товарищи ввязались в тяжелый, кровопролитный бой с немцами. Несколькими днями позже 22-летний Рубен Ибаррури, получивший тяжелое ранение, скончался в госпитале. Однако Указ Президиума Верховного Совета о его награждении вышел лишь спустя 14 лет…

2. «Иван Иванович» — солдат вермахта

Ефрейтор Фриц Шменкель был мобилизован на Восточный фронт и попал в состав 186-й пехотной дивизии. В ноябре 1941 года он дезертировал из рядов вермахта и несколько месяцев скитался по разным деревням. Справедливости ради следует заметить, что Шменкель был коммунистом и не хотел воевать против Советского Союза. Тем не менее, его призвали в армию…

Через некоторое время Шменкель попал в партизанский отряд «Смерть фашизму!» Если первое время на бывшего ефрейтора вермахта посматривали косо, то со временем ему стали доверять. Немца, прозванного «Иван Иванович», стали привлекать к крупным операциям.

Однажды Фриц, облачившись в формулу генерала вермахта, остановил на дороге обоз, в котором было оружие и продовольствие, столь необходимое партизанам. Но этот случай — лишь частичка богатой военной биографии Шменкеля…

В ночь с 29 на 30 декабря 1943 года при переходе линии фронта немец и двое других партизан пропали без вести. Лишь спустя много лет после войны выяснилось, что он с товарищами попал в плен. Шменкеля казнили по приговору германского военно-полевого суда в оккупированном Минске.

3. Звезда за убийство

Полное имя этого человека — Хайме Рамон Меркадер дель Рио. С течением времени этот кубинец стал агентом НКВД Рамоном Ивановичем Лопесом…

В 1940 году ему было поручено устранить злейшего врага Сталина Льва Троцкого, который обосновался в Мексике. Под именем Жака Морнара Меркадер попал на виллу бывшего соратника Ленина. Интересно, что Троцкому молодой кубинец понравился. Началась дружба будущей жертвы с ее убийцей!

…После покушения на знаменитого революционера, закончившегося его гибелью, Меркадер был схвачен мексиканской полицией. Состоялся суд, который приговорил его к 20-ти годам тюрьмы.

Когда срок заключения Меркадера закончился, а он отсидел «от звонка до звонка», его доставили на Кубу, а потом тайно переправили в СССР.

В Москве его встретили с распростертыми объятиями. 31 мая 1960 года Рамон Меркадер — Лопес Рамон Иванович — был удостоен звания Героя Советского Союза. Высокую награду убийца Троцкого получал из рук главы КГБ Александра Шелепина.

4. Щедроты от Хрущева

13 мая 1964 года было объявлено о награждении звездой Героя Советского Союза президента Объединенной Арабской республики — так назывался Египет — Гамаля Абдель Насера и его первого вице-президента фельдмаршала Абдель Хакима Амера.

И снова проклятый вопрос: за какие заслуги? По сути, просто так. Дело в том, что Хрущева во время длинного визита в ОАР — с 9 по 25 мая — ублажили высшей наградой страны — Орденом Нила. Но это имело хоть какую-то логику — Советский Союз неустанно оказывал Египту большую экономическую помощь, снабжал оружием, предоставлял выгодные займы. И в этом была немалая заслуга хозяина Кремля.

Ответный «подарок» Хрущева был импульсивным, но не имел никакого смысла — лидеры ОАР, не питавшие больших симпатий к коммунистам, ничего для СССР не сделали. Отношения двух стран были сугубо практические — их объединяла общая вражда к США и Израилю…

Вручение награды ближневосточным лидерам стало поводом для появления множества анекдотов и частушек. К примеру, в одной из песен Владимира Высоцкого были такие слова:

«Потеряю истинную веру,

Больно мне за наш СССР:

Отберите орден у Насера,

Не подходит к ордену Насер!"

5. Служили два товарища…

Пути двух друзей, Героев Советского Союза, резко разошлись в июне 1967 года. После сокрушительного поражения Египта от Израиля в Шестидневной войне, Амер потребовал отставки Насера. Однако фельдмаршал не получил поддержки и вынужден был уйти со своих многочисленных постов — министра обороны, науки, председателя комиссий по ядерной энергии, ликвидации феодализма, президента национальной федерации футбола.

Но Амер не успокоился. Он замыслил военный переворот, однако за несколько дней до «часа Икс» — в августе 1967-го, несколько мятежных генералов были арестованы. Под стражу взяли и Амера, который через несколько дней покончил жизнь самоубийством. Во всяком случае, такой была официальная версия.

Насер пережил бывшего друга ровно на три года и скончался в сентябре 1970 года. Диагноз врачей — смерть от сердечной недостаточности — не вызвал особых подозрений, хотя главе ОАР было всего 53 года…

Упомянутый президент Бен Белла, названный «отцом алжирской нации», и прозванный «алжирским Хрущевым» за непродуманные экономические эксперименты, напротив, прожил долгую, хотя и беспокойную жизнь. Его судьба в какой-то мере напоминает судьбу Насера. И у президента Алжира был друг — Хуари Бумедьен, который устроил против него заговор. Бен Белла лишился власти, долго жил под домашним арестом, затем эмигрировал из страны. В конце концов, ему разрешили вернуться на родину. Бен Белла умер, когда ему шел 94-й год…

6. На тройке с бубенцами

Среди других награжденных высоким званием Хрущевым — руководители ГДР и Венгерской народной республики Вальтер Ульбрихт и Янош Кадар. Звания Героя Советского Союза удостоился и премьер-министр Правительства Республики Куба Фидель Кастро. Пожалуй, лишь это награждение зарубежного лидера вызвало одобрение в советском обществе. Когда Кастро впервые прибыл в СССР в 1963 году, его повсюду восторженно встречали многотысячные толпы. И это было искреннее проявление чувств!

Во время беспрецедентно долгого — 40 дней! — визита кубинского лидера, он без устали бороздил просторы Советского Союза и везде — в Мурманске, Братске, Волгограде, Киеве, Ташкенте, Ленинграде и других городах и весях этого огромного, улыбчивого бородача в военном френче ждал аншлаг.

Хотя визит Кастро был официальным, гость часто вел себя подчеркнуто просто. Он ездил на тракторе, приходил на заводы, спускался в шахтерский забой, катался на лыжах, охотился, мчался на тройке с бубенцами. Кстати, Фидель остается единственным из ныне здравствующих политиков, удостоенных Звезды Героя СССР.

Живы и другие заслуженные люди, обладатели высшего звания Советского Союза, например, космонавты из других стран. Но многие ли о них сейчас помнят?

Участие русских во французском движении Сопротивления до сих пор является малоизвестной страницей Второй мировой войны. Между тем на французской земле с фашистами сражалось более 35 тыс. советских солдат и русских эмигрантов. Семь с половиной тыс. из них погибли в боях с врагом.
русские героиВыступление генерала де Голля по лондонскому радио с призывом ко всем французам объединиться для борьбы с оккупантами
участия русских эмигрантов в движении Сопротивления начинается с первых дней оккупации Франции. По призыву генерала де Голля они самоотверженно включились в подпольную деятельность вместе с французскими патриотами. Ими руководило чувство долга перед своей второй Родиной и желание внести свой вклад в борьбу с фашистскими оккупантами.

Одной из первых в Париже возникла «Гражданская и военная организация», возглавляемая ветераном Первой мировой войны Жаком Артюисом. Генеральным секретарём этой организации являлась дочь русских эмигрантов княгиня Вера Оболенская. Во многих городах оккупированной Франции ими была создана разветвлённая сеть законспирированных групп, в которые входили люди различных профессий, сословий, вероисповеданий. Известно, что за неделю до нападения Германии на Советский Союз члены «Гражданской и военной организации» передали в Лондон с большим трудом добытое сообщение о готовящейся агрессии.


Княгиня Вера Оболенская


А впоследствии, уже в 1944 году, разведывательные данные о дислокации немецких войск сыграли важную роль при высадке десанта союзников в Нормандии.

Активная деятельность в организации Веры Аполлоновны Оболенской, мужество, проявленное во время выпавших на её долю испытаний после ареста, стяжали ей посмертную славу. Она явила всем пример героизма в борьбе с фашизмом.

Группу Сопротивления и подпольную типографию организовали научные сотрудники Музея человека в Париже Борис Вильде и Анатолий Левицкий со своими товарищами. Первой акцией этой группы стало распространение в Париже листовки, составленной журналистом Жаном Тексье, в которой содержалось «33 совета о том, как вести себя по отношению к оккупантам, не роняя собственного достоинства».

В сер. декабря 1940 года была выпущена листовка, написанная Борисом Владимировичем Вильде, с призывом активного противодействия оккупантам. Слово «сопротивление», впервые прозвучавшее в этой листовке, дало название всему патриотическому движению во Франции в годы войны.


Борис Вильде


Члены этой подпольной группы выполняли также задания разведывательного характера, получаемые из Лондона. Например, им удалось собрать и передать ценную информацию о строительстве гитлеровцами подземного аэродрома около города Шартр и базы для подводных лодок в Сен-Назере.
По доносу осведомителя, который смог внедриться в эту группу, все подпольщики были арестованы. В феврале 1942 года Вильде, Левицкого и ещё пятерых человек расстреляли.

Среди русских эмигрантов, самоотверженно вступивших в борьбу с оккупантами, - княгиня Тамара Волконская, Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария), Ариадна Скрябина (Сарра Кнут) и многие другие. За активное участие в боевых действиях княгине Волконской присвоили воинское звание лейтенанта французских внутренних сил.

Во время оккупации Тамара Алексеевна проживала недалеко от местечка Руфиньяк департамента Дордонь. С момента появления в этом департаменте партизанских отрядов, состоявших из советских бойцов, она стала активно помогать партизанам. Княгиня Волконская лечила и ухаживала за больными и ранеными, вернула в ряды Сопротивления десятки советских и французских бойцов. Она распространяла листовки и прокламации, лично принимала участие в партизанских операциях.


Анатолий Левицкий


Среди советских и французских партизан Тамара Алексеевна Волконская была известна как Красная княгиня. Вместе с партизанским отрядом она с в руках участвовала в боях за освобождение городов юго-западной Франции. За активное участие в антифашистской борьбе во Франции Тамара Волконская награждена орденом Отечественной войны II степени и Военным крестом.

Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева эмигрировала во Францию в 1920 году. В Париже Елизавета Юрьевна создаёт организацию «Православное дело», деятельность которой была направлена в первую очередь на оказание помощи нуждающимся соотечественникам. По особому благословению митрополита Евлогия рукополагается в монахини под именем матери Марии.

После оккупации Франции мать Мария с товарищами по «Православному делу» укрывала в Париже бежавших из концлагеря советских военнопленных, спасала еврейских детей, помогала русским людям, которые обращались к ней за помощью, давала убежище всем, кого преследовало гестапо.
Елизавета Кузьмина-Караваева погибла в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945 года. По рассказам, она пошла в газовую камеру вместо другой заключённой - молодой женщины. Посмертно Елизавета Кузьмина-Караваева награждена орденом Отечественной войны.

Ариадна Александровна Скрябина (Сарра Кнут), дочь известного русского композитора, с самого начала оккупации активно включилась в борьбу с фашистами и их пособниками. В июле 1944 года, за месяц до освобождения Франции, Скрябина погибла в стычке с петеновскими жандармами. В Тулузе установлена мемориальная доска на доме, где проживала Ариадна Александровна. Она посмертно награждена французским Военным крестом и медалью Сопротивления.

День начала Великой Отечественной войны в русских эмигрантских кругах был объявлен днём национальной мобилизации. Многие эмигранты воспринимали участие в антифашистском движении как возможность помочь Родине.

Начиная с 1942 года в концентрационные лагеря, на принудительные работы на шахтах и рудниках во Францию из СССР вывезли не менее 125 тыс. советских граждан. Для такого большого количества пленных на территории Франции построили 39 концентрационных лагерей.


Стена форта Монт-Валерьен, где 23 февраля 1942 года были расстреляны Борис Вильде и Анатолий Левицкий и где в 1941–1942 годах были казнены 4,5 тыс. участников Сопротивления


Одним из инициаторов антифашистской борьбы в лагерях выступала «Группа советских патриотов», созданная советскими военнопленными в концлагере Бомон (департамент Па-де-Кале) в начале октября 1942 года. «Группа советских патриотов» ставила своей задачей организацию актов саботажа и диверсий на шахтах и агитацию среди узников. «Группа…» обратилась ко всем гражданам СССР, находившимся во Франции, с воззванием, в котором призывала их «…не падать духом и не терять надежду на победу Красной армии над фашистскими захватчиками, высоко держать и не ронять достоинство гражданина СССР, использовать любую возможность, чтобы навредить врагу».

Обращение «Группы советских патриотов» из лагеря Бомон было широко распространено во всех лагерях для советских пленных в департаментах Нор и Па-де-Кале.

В концлагере Бомон подпольный комитет организовал диверсионные группы, которые выводили из строя грузовые машины, шахтное оборудование, подмешивали воду в топливо. Позже военнопленные перешли к диверсиям на железных дорогах. Ночью участники диверсионных групп проникали за территорию лагеря через заранее подготовленный проход, развинчивали железнодорожные рельсы и сбивали их в стороны на 15–20 см.
Эшелоны на большой скорости, гружённые углём, военной техникой и боеприпасами, срывали рельсы и сходили с насыпи, что приводило к остановке движения на 5–7 дней. Первое крушение эшелона советские военнопленные приурочили к 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.


Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (мать Мария)


Одна из диверсионных групп во главе с Василием Пориком совершила побег из концлагеря Бомон. Вскоре был организован небольшой мобильный партизанский отряд, который успешно проводил смелые, дерзкие операции. За голову Василия Порика немцы объявили награду в миллион франков. В одном из боевых столкновений Василий Порик был ранен, схвачен и посажен в тюрьму Сен-Никез.

В течение 8 дней он мужественно переносил пытки и издевательства фашистов. Узнав на очередном допросе, что жить ему осталось два дня, Василий Порик решил принять последний бой. В камере он вытащил из деревянной решётки длинный гвоздь, криком привлёк к себе внимание и убил вошедшего к нему конвоира его же кинжалом, который ему удалось отобрать. С помощью кинжала расширил щель в окне и, разорвав бельё и связав его, совершил побег.

Сообщая о побеге Порика из тюрьмы, французские газеты пестрели заголовками: «Побег, которого не знала история Сен-Никеза», «Из тех казематов мог бежать разве что дьявол». Слава Порика росла с каждым днём, в отряд приходили новые люди. Удивляясь находчивости и дерзости советского офицера, шахтёры департамента Па-де-Кале говорили про него: «Двести таких Пориков - и фашистов не было бы во Франции».


Герой Советского Союза Василий Порик


За время активных действий отрядом Порика уничтожено более 800 фашистов, пущено под откос 11 эшелонов, взорваны 2 железнодорожных моста, сожжены 14 автомашин, захвачено большое количество оружия.

22 июля 1944 года в одном из неравных боёв Василий Порик был схвачен и расстрелян. Через 20 лет, в 1964 году, ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Всего же в годы войны во Франции действовали десятки партизанских отрядов, состоявших из русских эмигрантов и советских солдат, бежавших из плена.

Но об этом - в следующий раз.


25.11.1917 - 23.08.2010
Герой Советского Союза

М арсель Оливер Альбер (Marcel Olivier Albert) – командир 1-й эскадрильи 1-го отдельного истребительного Краснознамённого ордена Александра Невского, ордена Почётного легиона, Креста Освобождения, Военного креста с шестью пальмами, Военной медали авиационного полка Национального комитета «Сражающаяся Франция» – «Нормандия» 303-й Смоленской истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, старший лейтенант.

Родился 25 ноября 1917 года в Париже (Франция) в многодетной семье рабочего. Француз. По окончании средней школы работал механиком на заводе фирмы «Рено». Выделяя из своего скромного заработка определённую сумму денег, он за свой счёт обучался лётному делу в частной школе в окрестностях Парижа.

В Вооружённых Силах Франции с 24 марта 1938 года. Получил диплом военного специалиста в училище города Истр, после чего был направлен в город Шартр – в Центр обучения лётчиков-истребителей, где служил с июля по сентябрь 1939 года, то есть до начала Второй мировой войны.

14 мая 1940 года сержант М.Альбер в боях за Францию сбил гитлеровский «Ме-109» и, по неподтверждённым данным, 21 мая того же года – «He-111». После капитуляции Франции авиачасть, где он служил, была переброшена в Северную Африку. 14 октября 1941 года, выразив несогласие с политикой правительства Виши, М.Альбер вместе с М.Лефевром и А.Дюраном, на своих боевых самолётах перелетел в Гибралтар, а откуда направился в Великобританию, где служил в 340-й эскадрилье «Иль-де-Франс» и в составе сил «Освобождения Франции» сражался с германскими фашистами за свободу своей родины.

В конце ноября 1942 года М.Альбер с первой группой французских лётчиков-добровольцев в количестве 14 человек, прибыл в Советский Союз, где в городе Иваново формировалась французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия» для участия в боевых действиях на советско-германском театре военных действий. 16 июня 1943 года лейтенант М.Альбер, пилотируя советский самолёт-истребитель «ЯК-1Б», одержал свою первую победу в рядах эскадрильи «Нормандия», сбивая в паре со старшим лейтенантом А.Прециози фашистский «Фокке-Вульф-189».

5 июля 1943 года эскадрилья была переформирована в 1-й истребительный авиационный полк «Нормандия». В конце весны 1944 года, когда «Нормандия» в составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии приняла непосредственное участие в Белорусской наступательной операции советских войск, старший лейтенант М.Альбер был назначен командиром 1-й авиаэскадрильи. Он одним из первых французских лётчиков отказался от тактики одиночного боя, сразу поняв её пагубность. В боевой обстановке его отличали храбрость, настойчивость, разумность действий, грамотная тактика. В полку не было такого лётчика, который бы раньше М.Альбера замечал противника в воздухе. Из всех лётчиков «Нормандии» он имел наибольшее количество сбитых самолётов противника. Смелость и решительность, тонкий расчёт и стремление помочь другу в трудную минуту – вот что отличало командира 1-й эскадрильи в бою.

27 октября 1944 года, на завершающем этапе боёв за освобождение Белоруссии, командир авиаполка «Нормандия» подполковник Пуйяд телеграфировал в Москву во французскую военную миссию, что вверенный ему полк одержал 200-ю официальную победу, а М.Альбер сбил вражеских 23 самолёта.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, гражданину Французской Республики старшему лейтенанту Альберу Марселю присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

На следующий день приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина от 28 ноября 1944 года 1-му отдельному истребительному авиаполку «Сражающейся Франции», отличившемуся в боях при прорыве обороны немецко-фашистских войск на реке Неман, было присвоено наименование «Неманский»; указывалось, что впредь его наименование – «1-й отдельный истребительный авиационный Неманский полк Сражающейся Франции «Нормандия». И с этого же времени в печатных изданиях и во французских документах он сокращённо стал называться – авиационный полк «Нормандия-Неман».

В декабре 1944 года, воспользовавшись законным правом на продолжительный отпуск после двух лет пребывания на советско-германском фронте, капитан М.Альбер в числе 15 лётчиков авиаполка убыл во Францию, и больше в боях не участвовал. После войны продолжил службу в ВВС Франции. В 1946 году, в период подготовки к авиационному шоу, пилотируемый им самолёт потерпел аварию, а сам лётчик, к счастью, не был серьёзно ранен. С 1947 года М.Альбер – военно-воздушный атташе Франции в Чехословакии. В этот период он познакомился со своей будущей женой, работавшей в посольстве США.

С 1948 года майор М.Альбер – в отставке. По окончании службы вместе с супругой переехал в США, где в течение многих лет управлял сетью ресторанов. Проживал в штате Флорида (США). Последние годы жил в доме престарелых в городе Харлинген (штат Техас, США). Скончался 23 августа 2010 года, на 93-м году жизни. Похоронен в городке Шипли (штат Флорида, США).

Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (12.04.2010), великий офицер ордена Почётного легиона (12.11.2009), компаньон ордена Освобождения (11.04.1944), кавалер Военного креста 1939-1945 (15 пальмовых ветвей, 3 позолочённые звезды), кавалер медали Сопротивления с розеткой. Награждён также советскими орденами Ленина (27.11.1944), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями, Военным крестом (Чехословакия).

Четыре года назад, 23 августа 2010 года, скончался Марсель Альбер – легендарный летчик прославленного авиационного полка «Нормандия – Неман». Дата, конечно, не круглая, но таких заслуженных людей грех не помянуть. Марсель Альбер был одним из тех самых французских военных летчиков, что воевали на стороне Советского Союза в Великой Отечественной войне в составе полка «Нормандия – Неман». Более того, за два года воздушных боев французский летчик настолько проявил себя, что 27 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме Альбера лишь трое других французских офицеров полка – лейтенанты Жак Андрэ, Ролан де ла Пуап и, посмертно, Марсель Лефевр, были удостоены высшей награды советского государства.

Марсель Альбер был одним из первых французских военных летчиков, отправившихся добровольно в Советский Союз для участия в отражении агрессии гитлеровской Германии. В Советский Союз он прибыл в ноябре 1942 года, в двадцатипятилетнем возрасте. За плечами Марселя Альбера к этому времени было уже четыре года службы в Военно-воздушных силах Франции. В отличие от многих других офицеров полка, происходивших из аристократических или, по крайней мере, зажиточных семей, Марсель Альбер был по происхождению выходцем из рабочего класса. Он родился 25 октября 1917 года в Париже в многодетной рабочей семье и после окончания школы работал на заводе «Рено» простым рабочим-механиком. Параллельно молодой человек не оставлял романтическую мечту о профессии пилота. В конце концов, он нашел платные летные курсы и за свои заработанные на заводе леньги выучился на них за свой счет, после чего поступил в военно-воздушное училище и в 1938 году был зачислен в Военно-воздушные силы Франции в звании сержанта (тогда еще пилоты авиации по прохождению подготовки получали не офицерское звание, а звание унтер-офицерского состава).


На момент начала Второй мировой войны в 1939 году Альбер проходил службу в летной школе в Шартре в должности инструктора. 15 февраля 1940 года он был переведен по собственной просьбе в действующее авиационное подразделение – истребительную группу, вооруженную «Девуатинами-520». 14 мая 1940 года Альбер, тогда еще носивший звание старшего сержанта, сбил своей первый самолет – Ме-109. Следующим сбитым самолетом противника стал Хе-111.

Затем Альбер был переброшен в числе других летчиков на авиационную базу в Оране – в тогдашней французской колонии Алжир. Именно там Марселя застала весть о перемирии Франции с гитлеровской Германией и о приходе к власти коллаборционистского правительства Виши. Далеко не все французские офицеры и солдаты согласились с тем, чтобы признать поражение своей родины и служить новым хозяевам. Среди противников режима Виши оказался и двадцатитрехлетний лейтенант авиации Марсель Альбер. Как и другие патриотично настроенные французские военнослужащие, он только ждал момента, чтобы уйти из-под командования вишистов и перейти на сторону «Сражающейся Франции».

Вместе с двумя сослуживцами – двадцатидвухлетним лейтенантом Марселем Лефевром и двадцатидвухлетним аспирантом (самое младшее офицерское звание во французской армии) Альбером Дюраном, Марсель Альбер на самолетах D-520 во время тренировочного полета бежали с авиабазы в Оране. Летчики взяли курс на британскую колонию Гибралтар – ближайшую территорию союзников. Из Гибралтара на судне «оранские беглецы», как их впоследствии прозвали в полку, отправились в Великобританию. На английской земле французские пилоты вступили в движение «Свободная Франция» и были зачислены в формирующуюся авиационную эскадрилью «Иль-де-Франс». В свою очередь, вишистское правительство за «дезертирство» заочно приговорило Альбера, Лефевра и Дюрана к смертной казни.

В 1942 году руководивший движением «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль договорился с Иосифом Сталиным об участии французских военных летчиков в боевых действиях на русском фронте. На советскую сторону возлагались обязанности по материальному и военно-техническому обеспечению французских авиаторов. Начальник штаба ВВС Сражающейся Франции генерал Марсиаль Валэн и командующий ВВС Сражающейся Франции на Среднем Востоке полковник Корнильон-Молинье непосредственно занялись формированием боевой группы из числа надежных французских летчиков. Так началась прославленного полка «Нормандия – Неман» - славная страничка франко-русского боевого сотрудничества в Великой Отечественной войне.

После того, как 25 ноября 1942 года было подписано соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи, в Советский Союз была переброшена первая группа летчиков. 4 декабря 1942 года в городе Иваново была сформирована истребительная авиационная эскадрилья, получившая название «Нормандия» - в честь известной провинции Франции. Гербом эскадрильи стал герб провинции Нормандия – красный щит с двумя золотыми львами. Первым командиром эскадрильи стал майор Пуликэн, однако уже 22 февраля 1943 года командование принял майор Тюлян. Лейтенант Марсель Альбер был в числе первых французских военнослужащих, начавших службу в эскадрилье «Нормандия».

Франсуа де Жоффр, автор издававшейся в Советском Союзе популярной книги «Нормандия – Неман» и ветеран полка, так описывал своего сослуживца Марселя Альбера: «Альбер (впоследствии знаменитый «капитан Альбер») является одной из наиболее видных фигур французских воздушных сил. Ученик-подмастерье, механик на заводах Рено в прошлом, этот человек потом стал фанатиком авиации, воздушным лихачом. Начал он с того, что стал выкраивать из своего небольшого заработка деньги на оплату учебных летных часов на аэродроме в Туссю-ле-Нобль под Парижем. Этот парижский парень, скромный и застенчивый, краснеющий без всякого повода, очень быстро достиг зенита славы. Сейчас можно с твердой уверенностью сказать, что Альбер был душой «Нормандии» и внес большую лепту в славные дела полка». На страницах книги «Нормандия – Неман» Альбер часто появляется как веселый человек, с чувством юмора, и, в то же время, видна глубокая степень уважения автора - самого военного летчика «Нормандии» к этому герою.

Первоначально эскадрилья «Нормандия» включала в свой состав 72 французских авиатора (14 военных летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. На вооружении подразделения стояли истребители Як-1, Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт в состав 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии. 5 апреля 1943 года личный состав эскадрильи приступил к боевым вылетам. Уже 5 июля 1943 года, после очередного пополнения добровольцами – французскими летчиками, эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк «Нормандия», в состав которого вошли три эскадрильи, названные в честь основных городов провинции Нормандия – «Руан», «Гавр» и «Шербур». Как один из наиболее опытных летчиков, именно Альбер стал командовать эскадрильей «Руан». Его друг и коллега по «оранскому бегству» Марсель Лефевр принял эскадрилью «Шербур».

Начиная с весны 1943 года Марсель Альбер стал принимать участие в воздушных боях, практически сразу показав себя как очень искусный и отважный пилот. Так, 13 июня 1943 года, после попадания немецкого снаряда, была повреждена система топливопитания самолета, пилотируемого Марселем Альбером. Лейтенант, с помощью ручного насоса питая мотор самолета бензином, пролетел 200 километров и приземлился на аэродроме. На протяжении лета 1943 года Альбер участвовал во многих воздушных боях, как, впрочем, и другие летчики эскадрильи. Сам он, вспоминая об этом периоде, подчеркнул, что лишь недостаточная организованность эскадрильи удерживала ее от более активной борьбы с противником – вместо пяти боевых вылетов в день делался всего один. В феврале 1944 года за победы в воздушных боях летом 1943 года лейтенанту Марселю Альберу был вручен Орден Красного Знамени.

Октябрь 1944 года отметился знаменитым сражением группы из восьми самолетов «Як-3» под командованием Марселя Альбера против тридцати немецких «юнкерсов», прикрываемых 12 истребителями. Лично Альбером в этом сражении было сбито 2 самолета противника, его сослуживцами – еще пять. Французские летчики потерь не понесли. 18 октября 1944 года истребители «Нормандии» атаковали 20 немецких бомбардировщиков и 5 истребителей. В результате боя было сбито 6 бомбардировщиков и 3 истребителя, причем Марсель Альбер лично сбил 2 вражеских самолета. 20 октября восьмерка «Як-ов» Марселя Альбера атаковала немецкие бомбардировщики, бомбившие позиции советских войск. И таких страниц в боевой биографии французского летчика – немало.

27 ноября 1944 года старший лейтенант Марсель Альбер, командовавший 1-й эскадрильей «Руан» полка «Нормандия – Неман», был удостоен высшей награды СССР – золотой звезды Героя Советского Союза. На момент награждения Альбер совершил 193 боевых вылета и сбил 21 самолет противника. Кстати, на следующий день после награждения Альбера, Сталин подписал указ о присвоении авиационному полку «Нормандия» почетного наименования «Неманский» - в честь воздушных боев во время освобождения территории Литвы от гитлеровских войск. В середине декабря 1944 года Герой Советского Союза Марсель Альбер уехал в отпуск во Францию, по возвращению откуда был назначен для прохождения дальнейшей службы в формируемой авиационной дивизии «Франция» в Туле и больше к службе в полку «Нормандия – Неман» не вернулся.

После окончания войны Марсель Альбер еще некоторое время продолжал службу в Военно-воздушных силах Франции. Он занимал должность французского военно-воздушного атташе в Чехословакии, затем в 1948 году вышел в отставку с военной службы. Женившись на гражданке США, Марсель Альбер переехал в Соединенные Штаты. Вчерашний военный летчик и герой воздушных боев посвятил себя одной из самых мирных профессий – он стал управляющим ресторанами. Причем в статусе ресторатора капитан Альбер проявил себя не менее эффективно, чем во время службы в Военно-воздушных силах. В штате Флорида Марсель Альбер прожил долгую и счастливую жизнь. Он скончался 23 августа 2010 года в доме для престарелых в штате Техас (США) на девяносто третьем году жизни.

Судьба других «оранских беглецов», вместе с которыми Марсель Альбер совершил побег с авиационной базы в Алжире и через Англию попал в Советский Союз, сложилась куда менее счастливо. 1 сентября 1943 года в районе Ельни не вернулся из боевого вылета младший лейтенант Альбер Дюран. К тому дню он успел сбить шесть вражеских самолетов. 28 мая 1944 года был подбит самолет Марселя Лефевра. На горящем самолете летчик сумел выйти за линию фронта и вернуться на аэродром. Но 5 июня 1944 года от полученных ожогов старший лейтенант Марсель Лефевр скончался. Им было сбито ко времени ранения 11 самолетов противника. 4 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Французский авиационный полк «Нормандия – Неман» стал самым знаменитым примером боевого сотрудничества советской военной авиации с иностранными летчиками. Несмотря на многие десятилетия, прошедшие со времени окончания Великой Отечественной войны, и в России, и во Франции стараются сохранять память о воинском подвиге французских летчиков, сражавшихся на стороне Советского Союза. Памятники летчикам полка стоят в Москве, Калининграде, Калужской области, деревне Хотенки в районе Козельска, именем полка названы улицы в Иваново, Орле, Смоленске, Борисове. Действует музей полка «Нормандия – Неман». Во Франции памятник летчикам полка стоит в Ле-Бурже. Сложилось так, что Советский Союз признал заслуги героя нашей статьи гораздо раньше его родной Франции. Если звание Героя Советского Союза Марсель Альбер получил в 1944 году, то Орденом Почетного Легиона – высшей государственной наградой Французской Республики – прославленный военный летчик был награжден лишь 14 апреля 2010 года – в девяностодвухлетнем возрасте, за несколько месяцев до своей смерти.

Марсель Альбер – Герой Советского Союза. Французский летчик. Приговоренный к смерти. Пилот эскадрильи «Нормандия-Неман». Американский олигарх.

От публикатора.
3 мая 2012 года. Я отметил 70-летие создания эскадрильи «Нормандия-Неман» со школьниками города Иванова. Они создали Музей «Нормандия-Неман» и берегут его как зеницу ока. Я расскажу о них, а их рассказы вы увидите в YOUTUBE.

Сегодня, 3 мая – праздник. Советских и французских летчиков вспоминают в Национальном Музее авиации в Бурже (Париж). И в Иваново, где на советском аэродроме в 1942-1943 гг. осваивали советские самолеты французские патриоты. И потом били фашистов. И погибали за Родину, за Великую Францию!

Они тоже приближали День Победы! Общий день Победы!

С праздником Победы, дорогие российские и французские друзья!

Сегодня слово – Герою Советского Союза, французу Марселю Альберу, который провел последние годы своей жизни в США. И скончался в 2010 году. Вот что он рассказал…

Интервью с Марселем Альбером

Французский вебжурнал Simulation France Magazine взял интервью у американского олигарха Марселя Альбера. Он же - бывший пилот эскадрильи "Нормандия-Неман". Герой Советского Союза.

Благодаря Пьеру Перруке мы получили возможность взять интервью у его друга Марселя Альбера, долгое время проживающему в США. Телефонный разговор состоялся 16 ноября 2006 г. накануне 89 летия этого великого аса...

Жорж Гийом: Мосье Альбер могли бы Вы коротко обрисовать вашу карьеру и Ваши успехи?

Mарсель Aльбер: Я участвовал в 37 боевых вылетах во время войны во Франции, в 15 в Северной Африке (в том числе Мерс-эль-Кебир), 47 боев во время службы в Великобритании, из них 15 над оккупированой территорией Франции, и 199 боевых вылетов в России. Я сбил 24 самолета противника.

ЖГ: Вы сами бывали сбиты или подбиты?

M.A: Нет, меня никогда не сбивали. Однажды мой самолет был пробит. Я получил две пробоины. Это было в октябре 1944 г. Я обстрелял Юнкерс 87, который загорелся. Я приблизился и увидел заднего стрелка, который повернул в мою сторону свой пугач и выстрелил. Я ответил очередью. Только по возвращению на аэродром я увидел, что он меня задел.

ЖГ: Какие бои над Францией Вы запомнили?

M.A: Бомбардировки Парижа немцами в 1940. Мы действовали с аэродрома в Мо и потеряли двух пилотов. Я обстрелял несколько немецких самолетов, но безрезультатно.

ЖГ: Вы долго думали, прежде чем принять решение бежать в Гибралтар?

M.A: Нет, скорее совсем не долго думал... ко мне пришли Дюран и Лефевр и предложили бежать вместе с ними. В этот день у меня не было полетов и мне пришлось обратиться за разрешением на вылет к Пьру Сальва, который разрешил вылет для ведения учебного боя. Я взлетел и улетел в Гибралтар без проблем.

ЖГ: Какие последствия для Вашей семьи и Ваших близких имел Ваш побег?

M.A: Меня приговорили к смертной казни. Я до сих пор храню приговор. Жандармы явились в Орли что бы повесить приговор на двери дома моей матери и на двери мэрии. Они сказали, что не могут не повесить приговор, но что они ничего не станут делать, если его сорвут. Моя мать сорвала оба листа с приговором. Ей и моей сестре повезло, что это осталось без последствий, они рисковали быть депортированы.

ЖГ: Какого рода боевые задания Вы выполняли в Великобритании?

M.A: Вылеты на Спитфайерах II, прикрытие морских транспортов, разведка, вылеты по тревоге. По сути, Спитфайер не плох, но ничего особенного, и лучше было на нем не встречать немцев - вооружение в крыльях было так себе, ни расположения, ни мощи против бомбардировщиков

ЖГ: Почему Вы отправились в Россию?

M.A: Когда мы встречались с Де Голлем, мы были в одних носках, без копейки в кармане. Он выдал 30 фунтов каждому пилоту на личные надобности. Мы его спросили - можно ли нас отправить в Россию, поскольку русские вели настоящую борьбу, тогда как в Англии мы имели редкие бои с малым числом самолетов. Россия это было где то очень далеко. Один пилот даже сказал, что пока мы доедем война кончится...

ЖГ: Почему был выбран Як-1?

M.A: Если бы мы захотели Hurricane, мы бы их получили. Но мы были в России и желание летать на русских самолетах было естественно. Это был лучший самолет на тот момент, превосходящий остальные. Як-1 это хороший самолет.

ЖГ: Существовала ли разница ведения воздушных боев в небе Франции, Англии или России?

M.A: не особенно, просто в России было намного больше боев. Часто немцы уклонялись от боя. Русские были очень цепкими и на них можно было положиться. Они держали слово, если они обещали что то, то обязательно выполняли.

ЖГ: Какие миссии Нормандии-Неман Вам больше запомнились?

M.A: Во время моего первого боевого вылета я оказался на 150 км в глубь линии фронта на территории противника, и мой самолет заглох. Винты вращались, но мотор не работал. Я пролетел 3500 метров в легком пике. Я подумал, что приземлиться возле какого нибудь поселка - не лучшая идея, поскольку там будет полно немцев, и меня сразу расстреляют. Прыгнуть с парашютом, означало "потерять сапоги и оказаться в одних носках по снегу". Я решил попробовать ручной подсос горючего в мотор, и через 20 качков он завелся.

ЖГ: Что Вы думаете о русских самолетах, на которых Вы летали?

M.A: Лучший самолет - это Як-3. Он был лучше всех других самолетов, в том числе английских и американских. Плюс у него было мощное вооружение, пушка 20 мм и два пулемета, калибра 12,7, делавших 1500 выстрелов в минуту. Одно время были даже самолеты с пушкой 37 мм, это было потрясающе. Он был такой длинный, что мы летали как на пушке. Он был тяжелый и в каждый выстрел чувствовался выход снаряда из ствола и запах пороха.

ЖГ: Что Вы думаете о советских пилотах, которых Вы встречали или сопровождали в вылетах

M.A: Это были великолепные пилоты. Они сражались за свою Родину и не думали ни о чем другом. У меня самые теплые воспоминания о них.

ЖГ: Что Вы думаете о немецких самолетах, которые Вы встречали и сбивали?

M.A: Во время одного из моих первых боев, 4 FW 190 атаковали дорогу. Я направился на них и выстрелил в первый, затем во второй, в третий и четвертый. Два ушли в штопор, и мне показалось, что и третий. Позднее русские подтвердили, что все четыре самолета упали с пилотами в кабинах.

ЖГ:Были ли немецкие самолеты лучше русских?

M.A: Немецкие бомбардировщики были лучше русских, кроме Пе-2, который был быстрее. Русские получали фотографии на скорости в 600 км/ч. В 1944-45 г. немцы часто отказывались от боя, если знали, что в воздухе французы из Нормандии-Неман. Или что в воздухе Шестой.

ЖГ: Они знали, что шестой номер это Вы?

M.A: Да, мы слышали их разговоры по радио.

ЖГ: Кого из пилотов Нормандии-Неман Вы могли бы отметить?

M.A: Никого. Каждый делал свое дело, и не очень то забавное дело. У нас не было страха.

ЖГ: Вам никогда не было страшно?

M.A: Нет, мне не было страшно, потому что я никогда не испытывал настоящей опасности.

ЖГ: Такие летчики, как Хартман, описывают свой метод сбивать самолеты. Существует ли метод Альбера?

M.A: Нет, у меня не было специального метода. Я полагался на удачу, и мне везло. В воздушном бою важно видеть далеко, а у меня было хорошее зрение и я всегда видел, когда появлялся противник.

ЖГ: Как закончилась служба в Нормандии-Неман для Вас?

M.A: В декабре 1944 я прибыл в отпуск во Францию через Каир и Алжир. Это Де Голль прислал за нами свой самолет, что бы мы могли побывать во Франции. В Алжире мы задержались свыше предусмотренного времени и опоздали на самолет, он улетел без нас и пропал без вести, хотя на нем был опытный пилот. Я вернулся в Россию в конце войны. Последний вылет должен был быть на Данциг, где немцы все еще сопротивлялись. Соваж мне дал свой самолет, "пятерку". Моторы уже завели, когда русские нам сообщили, что немцы капитулировали, и этот вылет не состоялся. Война закончилась. Столько русских погибло. Бедные ребята.

ЖГ: Что стало с Яком-3, на котором Вы вернулись?

M.A: На нем еще летали многие летчики, пока он не пошел в металлолом.

ЖГ: Какой урок Вы извлекли из этих лет войны?

M.A: Никакого особенного урока, кроме того, что мне повезло остаться живым.

ЖГ: Чем Вы занимались после 1945 г.?

M.A: Я служил в испытательном центре в Оранже.Там однажды мне пришлось сажать загоревшийся самолет с десятью пассажирами на борту. Самолет зацепился за деревья и взорвался. Меня выбросило, и я уцелел, не знаю, как и почему. Я шел пешком, и один мальчишка меня заметил, меня разыскивали в течении 6 часов. Этот мальчишка сообщил, где я, в это время уже начали раскапывать место взрыва в поисках моего трупа.

ЖГ: с чем связано Ваше желание оставаться столь незаметным?

M.A: Никто ничего у меня не спрашивал, а у меня было очень много работы, что бы писать воспоминания.

ЖГ: Что значит Нормандия-Неман для Вас сегодня?

M.A:. Я получал несколько писем от летчиков. Единственный более менее постоянный контакт у меня был с Риссо и Де Ля Пуапом.. Де Ля Пуап недавно приглашал меня во Францию.

ЖГ: Знаете ли Вы, что существует множество людей, которые любят "летать" на компьютерных симуляторах и которые увлекаются Нормандией-Неман? Что бы Вы могли им сказать?

M.A: Cлава Богу, они не рискуют получить пулю.

Перевод на русский язык © С.В.Дыбов