Автор строк друзья мои прекрасен наш союз. "19 октября" (1825, Пушкин): анализ стихотворения

Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина - друга монархии,
Пушкина - друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” - спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом...” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)

19 октября - день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
19 октября”, 1827 г.)

А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием - восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)

Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд...”.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.

    Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен - это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея закономерности событий истории, их глубокой...

    огда это будет и как народ обретет свободу - это вопрос особый и в творчестве Пушкина один из важнейших. Достаточно сказать, что его исследованию посвящены многие страницы таких произведений, как «Борис Годунов», «Дубровский», «История Пугачева», «Капитанская...

    Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного...

    Лирика Пушкина тесно связана с историческими событиями, современ-ником которых он являлся. В его стихах отражены произвол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобождение русскими Европы от "тирана" и восстание декабристов,...

Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина - друга монархии,
Пушкина - друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” - спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом...” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)

19 октября - день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
19 октября”, 1827 г.)

А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием - восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)

Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд...”.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать представление о пушкинском лицее как символе человеческой верности, дружбы, полнокровной, одухотворенной юности

Эпиграф:

Благослови, ликующая муза,

А.С. Пушкин. «19 октября» 1825 года

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук (компьютер), видеопроектор.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Лицеисты: Вольховский Владимир, Горчаков Александр, Дельвиг Антон, Корсаков Николай, Кюхельбекер Вильгельм, Малиновский Иван, Пушкин Александр, Пущин Иван.

Ход мероприятия

Звучит Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена. На сцене полумрак, полукругом стоят столы, стулья, приготовленные для лицеистов. Зрительские места занимают школьники, учителя. На сцену выходят Ведущий 1, зажигает све чи .

ВЕДУЩИЙ 1: Былые столетия охотно…делятся с нами своими сочинениями, письмами, документами – самыми задушевными, потаенными… И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяется длинной цепью наше сегодня и их далеко. Соединяем, и сразу по цепи «бежит ток»? и становится ясным то, что именуют связью времен, и огромного исторического расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!

Минувший век притягивает нас –
Сегодняшнего давнее начало!
Его огонь далекий не погас,
Мелодия его не отзвучала.
Далекий век, где синий воздух чист,
Где стук колес и дребезжанье дрожек,
И кружится неторопливый лист
Над гравием ухоженных дорожек!

А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горных ангелов полет…», тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать. Именно поэтому мы приглашаем нашего современника, отправится совсем недалеко – всего на два столетия назад – в первые десятилетия XIX века.

Когда октябрь на дворе,
Приди сюда, куда б ни шел ты,
Из желтых листьев – самый желтый
Здесь Александровский дворец.
Мы к детству движемся назад
И листьев золотое бремя
Припоминаем вновь, лишь время
Склоняет стрелки и закат.
Нам снятся старые игрушки,
И мы меняемся в лице.
Мы возвращаемся, как Пушкин,
В Лицей, уже пройдя Лицей.

Показ фильма о Пушкине в лицее (5’)

ВЕДУЩИЙ 1: Но это все в будущем, а пока… 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники... В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием... Через шесть без малого лет двадцать девять юношей обучатся, получат аттестаты... Они могли не видеться годами, но твердо знали, что есть Француз (он же смесь обезьяны с тигром, он же Пушкин), есть Дьячок (он же Мордан, он же Корф), и есть Паяс (он же Яковлев). Друг для друга они были посланцами оттуда, где все начиналось, и гарантами того, что они еще живы. Прошло 197 лет, почти два века. Но до сих пор дружба лицеистов пушкинского выпуска – это символ человеческой верности и дружбы.

ВЕДУЩИЙ 2: В долгожданный торжественный день 19 октября голос молодого профессора Александра Петровича Куницына наполнил весь зал, воцарилась необычайная тишина. Те, к кому пламенно взывал Куницын – подростки в синих мундирчиках, - они так и замерли, покоренные истинным пафосом обращенных к ним слов. Навсегда запомнилась Александру Пушкину эти минуты: притихший зал, сверкающий золотом мундиров, и пылкая речь молодого Куницына.

Речи окончились, и воспитанников стали вызывать по списку:

Звучит Gaudeamus Igitur . Торжественно зачитывается список лицеистов, участники выходят по очереди на сцену

  • Бакунин Александр Павлович;
  • Броглио Сильверий Францевич;
  • Вольховский Владимир Дмитриевич (Суворочка);
  • Горчаков Александр Михайлович (Князь, Франт);
  • Гревениц Павел Федорович;
  • Гурьев Константин Васильевич;
  • Данзас Константин Карлович (Медведь, Кабуд);
  • Дельвиг Антон Антонович (Тося);
  • Есаков Семен Семенович;
  • Илличевский Алексей Демьянович (Олосенька);
  • Комовский Сергей Дмитриевич (Лисичка, Смола);
  • Корнилов Александр Алексеевич (Мосье);
  • Корсаков Николай Александрович;
  • Корф Модест Андреевич (Модинька, Дьячок, Мордан);
  • Костенский Константин Дмитриевич (Старик);
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович (Кюхля);
  • Ломоносов Сергей Григорьевич (Крот);
  • Малиновский Иван Васильевич (Казан);
  • Мартынов Аркадий Иванович;
  • Маслов Дмитрий Николаевич (Карамзин);
  • Матюшкин Федор Федорович (Федернелке, Плыть хочется);
  • Мясоедов Павел Николаевич (Мясожоров);
  • Пушкин Александр Сергеевич (Француз, Егоза);
  • Пущин Иван Иванович (Большой Жанно, Иван Великий);
  • Саврасов Петр Федорович (Рыжий, Рыжак);
  • Стевен Федор Христианович (Швед, Фрицка);
  • Тырков Александр Дмитриевич (Кирпичный брус);
  • Юдин Павел Михайлович;
  • Яковлев Михаил Лукьянович (Паяс).

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей. Вот о чем наш сегодняшний рассказ.

После слов ведущего лицеисты одновременно присаживаются. Звучит музыка: Вивальди «Весна» из «Времен года».

ВОЛЬХОВСКИЙ: Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.

ВЕДУЩИЙ 1: Первый ученик. Окончил лицей с золотой медалью.

ВОЛЬХОВСКИЙ: Я был самым слабым, поэтому занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два толстых словаря. Ребята посмеивались надо мной иногда в стихах.

Суворов наш,
Ура! Марш, марш!
Кричит верхом на стуле.

ВЕДУЩИЙ 1: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

ГОРЧАКОВ: Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.

ВЕДУЩИЙ 1: Министр

ДЕЛЬВИГ: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосенька.

ВЕДУЩИЙ 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы»

ДЕЛЬВИГ: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!
Ты же под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный!

КОРСАКОВ: Корсаков Николай. 11 лет

ВЕДУЩИЙ 1: Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

Прохожий! Поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

ВЕДУЩИЙ 1: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

МАЛИНОВСКИЙ: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.

ВЕДУЩИЙ 1: Сын директора Лицея.

МАЛИНОВСКИЙ: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

ВЕДУЩИЙ 1: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блистательной генеральской карьеры и никогда об этом не жалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

ПУЩИН: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жанно, Иван Великий.

ВЕДУЩИЙ 1: С хорошими дарованиями. В общении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

ВЕДУЩИЙ 1: 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

ПУШКИН: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал.
Читал украдкой Апулея,
И над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.

ВЕДУЩИЙ 1: Великий русский поэт. Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумываешься о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад.

Лицеисты сидят полукругом, вспоминают. Музыка: Фредерик Шопен, Две мазурки, соч. 59 Allegretto .

ГОРЧАКОВ: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкин к этому дню писал стихи:

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний,
Промчится год, и я явлюся к вам! ...
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!

ГОРЧАКОВ: Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 – золотую. 19 октября 1880, 81, 82 года я отмечал один – последний живой лицеист.

ВОЛЬХОВСКИЙ: За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.

ВЕДУЩИЙ 2: Кстати, Пушкин по этому поводу писал:


Он как душа неразделим и вечен –



И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

МАЛИНОВСКИЙ: А помните, на приемных экзаменах?

ПУЩИН: Кажется, я был не из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

Ведущий 1: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил…

КОРСАКОВ: За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Большом зале на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй, было много гостей.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Больше всего запомнилась речь профессора Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены.

ВЕДУЩИЙ 2: Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

Куницыну дань чести и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена…

ВЕДУЩИЙ 1: После обеда забыв обо всем на свете, выбежали будущие «столпы отечества» (так назвал их в своей речи Куницын) на пустынную улицу. Со смехом и криками сражались они в снежки, радуясь зиме, свежевыпавшему снегу и временно обретенной столь милой им свободе.

ПУЩИН: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Лицей – маленький четырехэтажный городок. Инспектора, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление.

ВОЛЬХОВСКИЙ: На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

ГОРЧАКОВ: Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

МАЛИНОВСКИЙ: У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – еще не остров.

ПУШКИН: На четвертом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

ВОЛЬХОВСКИЙ: На каждой комнате номер.

ПУЩИН: Мы потом долго играли в числа, подписывали письма номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

КОРСАКОВ: В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли дядьку на часах.

ДЕЛЬВИГ: Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, завтрак. Каждый день 7 часов уроки. Остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцевание»…

1 пара исполняет танец по музыку Ричарда Клайдермана Mariage d Amour (P . de Senneville ).

После танца звучит фоном музыка: Фредерик Шопен. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»

КЮХЕЛЬБЕКЕР: А помните, как то раз профессор Кошанский предложил описать в стихах восход солнца. Заскрипели перья. Затем читали написанное. Дошла очередь до Павла Мясоедов. Он встал и прочитал:

Восход солнца.
Блеснул на западе румяный царь природы…

ПУШКИН: Это было все, что он написал… «И это всё?» - удивился Кошанский. А Илличевский, услыхав что солнце у Мясоедова восходит на западе подхватил: «Нет, не всё, - и, давясь от смеха, выпалил –

И изумленные народы
Не знают, что начать.
Ложиться спать или вставать».

ГОРЧАКОВ: А помните первый лицейский анекдот и первое лицейской прозвище?

ДЕЛЬВИГ: Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят. Подойдя к Александру, спросила: «Хорош ли суп?» Корнилов, испугавшись или смутившись, отвечает по-французски: «Oui, monsieur». Так он превратился из Корнилова в «Мосье»

ВОЛЬХОВСКИЙ: Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Мартышка, Искра, Француз, смесь обезьяны с тигром.

ВЕДУЩИЙ 2: Да и сам Пушкин, как вы знаете, говорил о себе:

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

ГОРЧАКОВ : В лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Звучит мелодия Ричарда Клайдермана « A comme amour » (P . de Senneville / Gilbert ).

КОРСАКОВ: Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…

ПУШКИН: «…Моё чувство к ней было непохоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел 18 часов – ах! какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!..»

В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал…

ПУЩИН: В лицее о любви Пушкин писал и так:

Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима,
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима…

Звучит Maestoso

ДЕЛЬВИГ: Еще нас всегда волновала история… 1812 год…

ВОЛЬХОВСКИЙ: Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич Раевский взял на руки сыновей своих и пошел с ними вперед… На батарею неприятеля. Он крикнул солдатам: «Вперед, ребята! Я и дети мои укажем вам дорогу». И батарея была взята. Сам генерал с обычной скромностью позже объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков. Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем… Зато какое «УРА!!!» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

Звучит Larghetto из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21 Фредерика Шопена.

МАЛИНОВСКИЙ: И всё-таки главное наше увлечение – стихосложение. У нас в Лицее писали все, писали по любому поводу и без повода. А помните, в связи, с чем было написано вот это:

Мы недавно от печали –
Пущин, Пушкин, я, Барон,
По бокалу осушили
И Фому прогнали вон…

ПУЩИН: Ну конечно… Мы втроем захотели выпить гоголь-моголю. Ну дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы, занесли наши фамилии в черную книгу, сместили на последнее место за столом.

ВЕДУЩИЙ 2: Забавы, шутки, розыгрыши, влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром АлексеевичемПлетневым.

ДЕЛЬВИГ: Но наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры.

КОРСАКОВ: Удачи.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви

ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

ВЕДУЩИЙ 2: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

ДЕЛЬВИГ:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях славной тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!

ПУЩИН: Потом директор лицея Егор Антонович Энгельгардт надевает нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и мы становимся теперь «чугунники». Прозвучала прощальная лицейская клятва…

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицея, друзей, наше Отечество.

Лицеисты встают из-за стола, выходят на край сцены и, взявшись за руки, читают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина (каждый по строчке). Звучит мелодия Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Звучит Gaudeamus Igitur . Лицеисты спускаются со сцены и уходят в конец зала.

Звучит мелодия Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена.

ВЕДУЩИЙ 2: И по сей день продолжается среди нынешних лицеистов традиция праздновать 19 октября – День лицея. В г. Кемерово по инициативе Амана Гумировича Тулеева в 2000 году был открыт Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности. Ребята из сельской глубинки получают там всестороннее образование по различным направлениям. Посещают музеи, театры, бассейн, спортивные секции и творческие объединения области, отдыхают в России и за рубежом.

Звучит фрагмент симфонии В.А. Моцарта «Юпитер». На фоне этой музыки Ведущий 2 произносит заключительные слова вечера.

Ведущий 1: Есть все-таки какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас, есть несмотря ни на что. А иначе не стала бы случайная дата – 19 октября – живым, своим не только для них, но и для нас. Иначе не сделался бы и сам Пушкин нашим вечным Лицеем, Лицеем навсегда.

В конечном счете, тут культура, та культура, без которой нет достоинства, «самостоянья» человека…

У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута.

Используемая литература

  1. Анциферов Н. Пушкин в Царском Селе. Под общей ред. Влад. Бонч-Бруевича. М., Госкультпросветиздат, 1950
  2. Басина М.Я. Город поэта. Документальная повесть. Издание 2-е. Л., «Дет. лит.», 1975
  3. Классный руководитель № 3/1999
  4. Лицей. Мемориальный музей. Сост. Руденская М.П. Л., Лениздат, 1976.
  5. Руденская М.П., Руденская С.Д. Они учились с Пушкиным. Лениздат, 1976
  6. Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л.: Лениздат, 1984. – 318 с., ил. – (Б-ка молодого рабочего).
  7. Читаем, учимся, играем № 8/2006
  8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 736 с., ил.

Музыкальная партитура

  1. Gaudeamus Igitur
  2. Вивальди А. «Времена года». «Весна»
  3. Клайдерман Ричард. «A comme Amour». (P. de Senneville/Gilbert).
  4. Клайдерман Ричард. Mariage d’Amour (P. de Senneville).
  5. Моцарт Вольфганг Амадей. Симфония № 41 («Юпитер»).
  6. Шопен Фредерик. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»
  7. Шопен Фредерик. Вальс си минор, соч. 69 №2
  8. Шопен Фредерик. Две мазурки, соч. 59 Allegretto
  9. Шопен Фредерик. Larghetto из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21
  10. Шопен Фредерик. Maestoso из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Анализ стихотворения 19 октября 1825 г. Пушкина

19 октября было для Пушкина знаменательной датой. В 1811 г. в этот день состоялось открытие Царскосельского лицея, который стал для поэта колыбелью его таланта. Во время учебы сложились его главные жизненные взгляды и убеждения. Пушкин обрел настоящих друзей, которым оставался верен до конца своей жизни. В день окончания лицея товарищи договорились каждый год собираться 19 октября вместе, чтобы не разрывать свой «священный союз», делиться своими горестями и радостями. В 1825 г. Пушкин впервые не смог посетить это дружеское собрание, так как находился в ссылке в с. Михайловском. Вместо себя он отправил стихотворное послание.

Пушкин отмечает знаменательную годовщину в одиночестве. Он поднимает бокал за верных друзей и ведет с ними мысленный разговор. В стихотворении каждому из лицеистов отведены особые чувствительные строки. «Кудрявый наш певец» — Н. А. Корсаков, умерший в 1820 г. во Флоренции и спящий теперь «под миртами Италии». «Любовник беспокойный» — Ф. Ф. Матюшкин, прославившийся своими многочисленными морскими путешествиями. Пушкин отмечает, что ни смерть, ни расстояние не могут помешать душевному общению друзей, навсегда связанных совместной юностью.

Далее поэт обращается к тем, кто посетил его в «изгнании»: Пущину, Горчакову и Дельвигу. Они были наиболее близки Пушкину, с ними он делился самыми сокровенными мыслями и идеями. Поэт искренне рад успехам своих товарищей. У современного читателя при упоминании Царскосельского лицея возникает, прежде всего, ассоциация с Пушкиным. Остальные выпускники также добились успехов на разных поприщах, что давало поэту право гордиться тем, что он с ними учился.

Под влиянием радостного чувства духовной близости Пушкин готов простить и «обидевшего» его царя. Он предлагает выпить за него и не забывать, что император – тоже человек, ему свойственны ошибки и заблуждения. Ради основания Лицея и победы над Наполеоном поэт прощает обиду.

В финале Пушкин выражает надежду на то, что ежегодное собрание повторится еще не раз. Печально звучат слова поэта о неизбежном сужении дружеского круга со временем. Он сожалеет о том несчастном, который будет вынужден встретить очередную годовщину в одиночестве. Пушкин обращает свое послание в будущее и желает последнему живому лицеисту провести этот день «без горя и забот».