Схема предложения на звук щ. Автоматизация звука

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

ЩА – ЩУ – ЩЁ

ЩУ – ЩИ – ЩЕ

ЩЁ – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩУ – ЩИ

ЩА – ЩЁ – ЩЕ

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи – ще

АЩ – ОЩ – УЩ

ОЩ – ЕЩ – ОЩ

АЩ – ЯЩ – АЩ

ЮЩ – ЕЩ – АЩ

ЯЩ – ЮЩ – ИЩ

УЩ – ЮЩ – ОЩ

Слова

ЩА: Угощать, пищать, обещать, восхищать, прощать, трещать, вращать, помещать, дощатый, возвращать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

ЩУ: Щука, щуп, щупать, полощу, трещу, угощу, пищу, ищу.

ЩЁ: Щётка, щёлкать, щёки, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

ЩИ – ЩЕ: Щит, щи, пищит, лещи, плащи, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощенье, вращенье, прощенье, помещение, лещей, плащей.

Пуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, наощупь, овощи, вещи, ящики, клещи, тащит, общий, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щенок, щетина, щегол, хищник, хищный, мощный, изящный, овощной, гонщик, общий, лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Чистоговорки

ща, ща, ща - дайте мне борща

щу, щу, щу - я тебя ищу

щи, щи, щи - у меня клещи

ще, ще, ще - он сидит в плаще

ащ, ащ, ащ - мы купили плащ

ощ, ощ, ощ - на лугу хвощ

Ща – ща – ща, ща – ща – ща

Дождь идет - я без плаща.

Ще – ще – ще, ще – ще – ще

Нет дождя, а я в плаще.

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Я тебя не отыщу.

Щи – щи – щи, щи – щи – щи

Ты иди, меня ищи!

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Вот теперь-то отыщу.

Ащ – ащ – ащ – у меня плащ. Ущ – ущ – ущ – вырос плющ.

Ощ – ощ – ощ – вырос хвощ. Ещ – ещ – ещ – в кастрюле лещ.

Предложения

Пищащий щенок.

Считанные вещи.

Мощеная площадь.

Мигающее освещение.

Ящик для овощей.

Сияющий щит.

Сменщик каменщика.

Сущие пустяки.

Сгущеное молоко.

Вощеная бумага.

Дощатые полы.

Важное сообщение.

Устный счет.

Сосновая щепка.

Зубная щетка.

Волейбольная площадка.

Щетка в дощатом ящике.

Защелку защелкивают.

Нащипали щепы.

Защитник защищает.

Дом из щитов – щитовой.

Ткань из плаща – плащевая.

Мешок для вещей – вещевой.

Суп из щавеля – щавелевый.

Все мои вещи – щипцы да клещи.

Щетки делают из щетины.

Площадь большая, а площадка маленькая.

Трещотка трещит.

При прощании прощаются.

Щенка посадили в ящик.

Петя поймал щуку и леща.

Щавелевые щи – полезная вещь.

Замок щелкнул, и щенок остался в комнате.

Щегол щелкал и щебетал.

Каменщик велел стекольщику вынести ящик со стеклом.

Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди.

Оля нащипала щавеля и сварила щи.

Солдаты надели плащи защитного цвета.

Сосчитай ящики с овощами.

Оля угощала щавелевыми щами и лещом.

Щетки в ящике, У кота усищи,

Щетки на ящике, У кота глазищи,

Щетки за ящиком, У кота хвостище -

Щетки под ящиком. Вот какой котище!

В роще щебечут щеглы.

Щука – хищная рыба.

Щенок пищит – просит пищи.

На ящике лежат щипцы.

Из гнезда выпал щегленок.

Связная речь

Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пожалел щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнес домой. Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щелкал зубами и пытался укусить щетку. Видимо, щетка казалась ему большущим щетинистым ежом.

ЩЕГЛЕНОК

Вова сидел на площадке на скамейке. Он услышал, кто-то пищит в кустах. Пищал маленький тощий щегленок. Он, видно, выпал из гнезда. Как его еще коты не съели? Вова отнес щегленка домой. В комнате щегленок осмелел. Он скакал с вещи на вещь: со стола – на диван, с дивана - на щетку в углу, со щетки – на плющ на окне. Так и остался щегленок у Вовы. По утрам щегленок будил Вову щелканьем и свистом. Вова давал щегленку пищу: насыпал щепоть семян, наливал воды. Щегленок с удовольствием съедал угощение, а потом садился на подоконник и таращился на площадь. Тщетно хищные коты подползали к окну. Стекло надежно защищало щегленка.

Щебетал щегол с щеглихой,

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Ощерив щербатый рот, щенок щетинил свое тощее туловище.

Щука щурёнку пищу не подыщет.

Щеглёнок щупленький у рощи нещадно плакал и пищал.

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Чащи чаще в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут.

В ящике спящий щенок.

В дождь плащ – нужная вещь.

Тащу, не дотащу, боюсь, что не выпущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

У гусыни усов не ищи - не сыщешь.

Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь.

Щенок жалобно пищит - тащит он тяжёлый щит.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щечек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райски кущи предвещала.

Тех же щей не жалей, а погуще налей.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Рыбак вытащил большущую щуку.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Во дворе пищит щенок.

Волки рыщут, пищу ищут.

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Тёща угощала нас щами и лещами.

Овощи тащи - будут щи.

Щи да каша - пища наша.

Стихи

СЧИТАЛКА ЩЕНОК

Щуку тощую с реки Щенка кормили молоком,

Притащили рыбаки. Чтоб он здоровым рос.

Щука хищная страшней, Вставали ночью и тайком

Чем страшилище Кощей. К нему бежали босиком -

Мы ей дали овощей Ему пощупать нос.

И погуще жирных щей. Учили мальчики щенка,

Щука шлепнула хвостом, Возились с ним в саду.

Словно щелкнула хлыстом, А он, расстроенный слегка,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Щучка добрая была, На скамейку я встаю,

Дружбу с рыбами вела. Еле ящик достаю.

Из морской капусты щей Открываю ящик,

Щука наварила, Голубой, блестящий.

Окуньков, бычков, лещей Посыпались из ящика

Щами угостила. Письма настоящие.

ЩЕГЛЫ ЩЕТКИ

Пропищал щеглу щегол: Я вам быстро перечислю,

Ставлю вам за пенье – кол, Что я каждой щеткой чищу.

Потому, что вы поете Этой щеткой чищу зубы,

На одной и той же ноте! Этой щеткой башмаки,

Щебетал щегол и щелкал, Этой щеткой чищу брюки,

Раздувал, как шарик, щеки, Все три щетки мне нужны.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука.

Щучка в речке жила, Щеголь щетку уважает,

Щеткой воду мела, Щеткой щеголь пыль счищает.

Щи варила для гостей, Если вещь не вычищать,

Угощала пескарей. Не в чем будет щеголять!

Щука проглотила щетку, Щеки красные у Саши?

Щетка ей щекочет глотку. Щей он много ел и каши!

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Чищу овощи для щей. Да капустный кочешок.

Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,

Три картошки, две морковки, От тебя в кастрюле густо!

Луку полторы головки, Раз-два-три, огонь зажжен -

Да петрушки корешок, Кочерыжка, выйди вон!

ЗВУК [ Щ ]

ВНИМАНИЕ !

К работе над звуком [Щ] можно приступать, когда отработан звук [Ш]. Звук [Щ] похож по артикуляции на звук [Ш], но произносится более мягко и удлинённо, при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним коренным зубам, а кончик поднят (не прижат) к альвеолам.

7. Вначале можно попробовать произнести звук [Щ] по подражанию.

2. Если не получается произнести звук [Щ] по подражанию, предложите ребёнку долго шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш. Затем предложите сильно улыбнуться и, удерживая губы в улыбке, продолжать шипеть.

Жила-была щётка. Она обожала всё чистить. Когда она работала, слышался такой звук: Щ-Щ-Щ. (Изобрази, как пела щётка.)

У щётки были сестры: сапожная, зубная и посудная щётки. Все они любили петь. Одёжная щётка пела так: ЩА, ЩА-ЩА, ЩА, ЩА. Сапожная: ЩИ, ЩИ-ЩИ, ЩИ, ЩИ. Зубная: ЩУ, ЩУ-ЩУ, ЩУ, ЩУ. Посудная: ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ, ЩЁ. Повтори по два-три раза песню каждой щётки.

ЗВУК [ Щ ] В СЛОВАХ

Задания с картинками .

7. Повтори название каждой картинки, как чистоговорку. Например, ЩИ-ЩИ-ЩИ – ЩИТ; ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ЩЁТКА и т. д.

Повторяй за мной слова в разном порядке. Например: щётка - щипцы - щавель или щенок - щепка - щука - щит.

Если картинка отмечена уЩ , представь себе, что таких предметов пять, и сосчитай их. Например: один щенок, два щенка и т. д.

ЗВУК [ Щ ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Выучи чистоговорки .

I ЩИ-ЩИ-ЩИ~вещи.2. ЩУ-ЩУ-ЩУ – тащу.ЩИ-ЩИ-ЩИ – тащи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – угощу.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ищи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – пищу.

3. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ищейка.4. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ещё.ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – угощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – щёлкать.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – прощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – защёлка.

Изменяй предложения по образцу .

Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).

Я угощаю хищника щами из овощей.

Я защищаю тщедушного щенка.

Я ищу ящик для клещей и щипцов.

Я тащу щуку.

Задания с картинками .

Придумай предложения по картинкам. Например:7. Мама надевает плащ.3. Овощи лежат в ящике.

2. Я поймал щуку.4. На столе щётка и щипцы.

ЗВУК [ Щ ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Выучи скороговорки и стихи .

7. Щуку я тащу, тащу,4. Тощий, немощный Кощей

Щуку я не упущу.Тащит ящик овощей.

2. Волки рыщут, пищу ищут. 5. Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

3. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,Вот наши вещи.

Ни борщей, ни овощей. Вот и тощий, как Кощей.

Образуй названия профессий. Чётко выговаривай последний слог.

Тема: звук [Щ].

Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях.

Материалы и оборудование: картинка на звук [Щ], картинка с большими часами и маленькими, песочница, цветные карандаши, ворота, мячик.

Время: 20-30 минут .

1. Приветствие.

2. Мимическое настроение. Развитие эмоциональной сферы

Изобрази как ты ешь:

3. Артикуляционная гимнастика

Общие артикуляционные упражнения.

«Улыбка».

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Хоботок».

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Окошко».

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Язык здоровается с подбородком».

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«Кружок».

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

«Шарики».

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

«Самовар».

Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!».

Специальные артикуляционные движения.

«Улыбка - Трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Чистим зубки » .

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Ириска».

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

«Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

«Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

«Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Большой-маленький».

Ребенок изображает как «бьют» большие часы, маленькие часы.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

4. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

«Щелчки».

(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести

щелчок.)

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

5. Формулировка темы. Знакомство с изучаемым звуком.

Буква Щ - зубная Щетка,

Непоседа и трещотка.

Никак на месте не сидит,

Зубы чистить всем велит.

6. Закрепление изолированного звука.

Многократное произнесение изолированного звука Щ-Щ-Щ-Щ

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Во время правильного произнесения звука [ C ’] органы речи принимают следующее положение:

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;

Язык напряжен;

7. Игры в песочнице. Развитие мелкой моторики.

Буква ж спряталась в песке. Найди и произнеси звук [Щ].

Нарисуй букву [Щ]на песке.

Выложи из палочек на песке букву Щ.

8. Развитие фонематического слуха.

«Поймай звук».

Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Щ]

А, ж, щ, л, ж, щ, у, р, л…

Ща, жа, во, ло, щу…

Нос, ищу, жук, каша, волк, щель…

9. Автоматизация звука [Щ] в слогах .

Слоговая ритмика (каждый слог проговорить по 10 раз):

ЩА, ЩЁ, ЩИ, ЩУ

а) с изменением ритмического рисунка:

ща-ща - ща-ща-ща ща-ща-ща - ща-ща

щё-щё - щё-щё-щё щё-щё-щё - щё-щё

щу-щу - щу-щу-жу щу-щу-щу - щу-щу

ще-ще - ще-ще-ще ще-ще-ще - ще-ще

б) с изменением ударения:

ЩА-ща-ща

ща-ЩА-ща

ща-ща-ЩА

10. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, силы голоса.

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы - как пила!

Где такие ты взяла?

11. Автоматизация звука [Щ ] в словах.

1. Повтори слоги и слова (2-3 раза)

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Поедим сначала щи.

2. Замени в слове первый звук на звук [щ]:

Кепка - ...(щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).

Замени в слове последний слог на слог - щи:

Плати -…(плащи), лети - …(лещи), пили -…(пищи), розы - …(рощи), веки -…(вещи), чаши - …(чащи).

12. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.

Повтори предложения.

Сварщик тащит ящик. Щенок пищит в ящике Щи из щавеля. Мамины вещи в ящике. Площадь вымощена дощечками. Щётки в дощатом ящике. Щербатый мужчина весь в щетине. Дом из щитов щитовой. Кощей угощал щедро. Овощи тащи - будут щи. Щегол щеголял на площади. В ящике щенок. На ощупь чищу леща. Щенок пищит и тащит щётку. Желающих угощают щавелевыми щами. Ваня поищи щенка в ящике. Щурёнок щекотал щуку. Катя ищет щётки в ящике. В щах щепотка щавеля. Ваня угощает овощными щами Нату. Мойщик ящиков щурился. Тощий Кощей полощет вещи. Фонарщик освещает дощатую площадь. Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня. Без овощей не бывает щей. В щите щель. Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

13 . Звуковой анализ. Развитие логического мышления, внимания и памяти.

1. Запомни и назови слова со звуком [Щ] которые встретятся в тексте.

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи .

2. «Найди букву».

Найди и раскрась все буквы Щ.

14. Подведение итогов занятия.

15. Оценка работы ребенка на занятии.

16. Домашнее задание.

17. Прощание.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].

Цель :

  • Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию звука [щ].
  • Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
  • Активизировать лексический материал по теме существительные.
  • Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Формируемые УУД:

Личностные :

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные :

  • умение задавать вопросы;
  • умение использовать язык для решения учебных задач;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные :

  • умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
  • умение правильно произносить звуки речи;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
  • способность контролировать свои действия;
  • умение проводить звуковой анализ;
  • умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
  • умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
  • умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

Организационный момент.

Чему учимся на занятиях?

Что помогает нам правильно и красиво говорить?

II. Подготовительный этап.

Мимические упражнения.

Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.

Будем учиться говорить громко и тихо.

Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.

Будем правильно дышать.

У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.

5) Артикуляционная гимнастика.

Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.

Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

  • Маляр.
  • Блинчик.
  • Трубочка.
  • Улыбка.
  • Вкусное варенье.

III. Основная часть.

Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.

Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).

На какой звук начинается это слово.

Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?

2) Работа с профилем.

Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.

Давайте дадим характеристику по профилю.

3) Характеристика звука.

Щ — мягкий — согласный — шипящий.

Какому звуку мы давали сейчас характеристику?

4) Развитие фонематического слуха.

Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.

С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.

Среди чего выделяли звук?

Теперь будем выделять звук среди слогов.

Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.

Среди чего выделяли звук?

Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.

Среди чего выделяли звук?

5) Чтение слогов.

Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.

Что выполняли?

6) Работа над лексическим материалом.

роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.

Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?

Давайте распределим картинки каждый в свой домик.

Отгадайте загадку:

Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).

Произнесите все слово «щука».

Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

Выложим сигналами слово.

Что мы делали?

8) Физминутка.

Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.

9) Будем составлять словосочетания.

Щенок какой?

10) Будем составлять предложения.

Щенок какой? Что делает?

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?

Что было для вас трудно?

Незнайке очень понравилось, как вы работали.

Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда

1. Автоматизация звука [щ] в прямых слогах:

Ща - ща - ща щу - щу - щу

Ще - ще - ще щи - щи - щи

2. Автоматизация звука [щ] в обратных слогах:

Ащ - ащ - ащ ищ - ищ - ищ

Ущ - ущ - ущ ощ - ощ - ощ

3. Автоматизация звука [щ] в интервокальной позиции:

Аща - аща - аща ощё - ощё - ощё

Ищи - ищи - ищи ущу - ущу - ущу

4. Автоматизация звука [щ] в слогах со стечением:

Тще - тща - тщё тщи - тща - тщу

Тщё - тщу - тщи тщу - тщи - тще

5. Автоматизация звука [щ] в начале слова:

Щавель, щегол, щека, щекотка, щель, щенок, щепа, щетина, щётка, щёчка, щи, щипцы, щит, щука, щупальца.

6. Автоматизация звука [щ] в конце слова:

Клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ.

7. Автоматизация звука [щ] в середине слова:

Вещи, защита, клещи, пища, помещик, роща, товарищи, угощение, овощи, ущелье.

8. Автоматизация звука [щ] в словах со стечением согласных:

Борщ, морщины, общение, общество.

9. Автоматизация звука [щ] в словосочетаниях:

Щи со щавелем, горящие щепки, хитрющая щука, уплывающий лещ, помощь товарища, мощеная площадь, грызущий щенок.

10. Автоматизация звука [щ] в предложениях:

В роще - зеленеющий хвощ. В роще щебетали щеглы. На ящике лежали клещи. Овощи хранят в ящике. Щенок просил пищи. Хищная щука поймала леща. Хищник рыщет, пищу ищет. Щенок поймал ящерицу.

11. Автоматизация звука [щ] в чистоговорках:

Ща - ща - ща - поймали мы леща.

Щи - щи - щи - сварили щи.

Ще - ще - ще - пойду гулять в плаще.

Щу - щу - щу - монетку я ищу.

12. Автоматизация звука [щ] в скороговорках:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

13. Автоматизация звука [щ] в стихах:

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила.

Окуньков, бычков, лещей