Поурочный план на тему имя существительное. Тема урока

Тема урока: Имя существительное.

Лексическая тема: Уставшие парты.

Цели урока:

- обучающие: систематизировать все сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

Развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету;

Воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству.

Оборудование: плакат, игра «Кто я?».

Ход урока.

I. Организационный момент .

Здравствуйте, очень рада видеть вас всех веселыми и здоровыми.

II . Знакомство с новым материалом.

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

III. Закрепление.

В каждую группу слов впишите еще по два слова.

Люди : кто? мама, бабушка, спортсмен, папа, футболист.

Птицы: кто? беркут, ворона, соловей, аист, воробьи.

Звери: кто? барс, конь, волк, лиса, заяц.

Рыбы : кто? щука, сом, килька, акула.

Растения : что? яблоня, сосна, береза, дуб, тополя.

Явления природы : что? снег, дождь, буря.

Вещи: что? шуба, пальто, плащ.

Инструменты: что? пила, молоток, гвоздь.

Учебные принадлежности : что? тетрадь, карандаш, книга.

Транспорт : что? автобус, троллейбус, поезд.

Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме "Спорт", а затем- к теме "Цирк".

Спорт

Цирк

Спортсмен, тренер, волейбол, футбол, стадион, дрессировщик.

Клоун, цирк, фокус, фокусник

IV. Игра.

- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я ученик

В магазине я покупатель

В транспорте я пассажир

Дома я сын, дочка

- Слова, какой части речи использовали?

V. Итог урока. Оценивание:

Что нового вы узнали на уроке ?

Что понравилось на уроке?

Что было самым интересным?

Что такое существительное?

VI. Домашнее задание:

Выучить правило;-Упр.204 стр.88. Выпишите один столбик одушевленные существительные, в другой- неодушевленное существительные.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

(Повторение изученного в 5 классе)

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки,

синтаксическую роль; роль в речи);

Повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности

учащихся;

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать

информацию и

делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

Содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.

Оборудование: рабочий лист, опорный план-конспект, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, всё у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Перед вами лежат рабочие листы, которые на сегодняшний урок заменят вам тетради, и опорные конспекты, которые мы будем заполнять в течении урока. Запишите в рабочих листах сегодняшнее число, классная работа.

Итак, мы начинаем.

С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части Речи.

(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Давно живу я в мире этом

Даю название предметам.

Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ детей.

Да, вы правы, запишите тему: «Имя существительное как часть речи» в свои рабочие листы.

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?

(Вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном).

Ребята, приведите примеры существительных.

Ответы детей

Имя существительное- часть речи очень древняя. Она появилась в речи наших далёких предков первой. И сейчас в общении имя существительное употребляется нами чаще остальных частей речи. Давайте подтвердим это, выполнив первое задание.

На экране проецируется запись .

Не знаю.

Ребята, можно ли назвать данную запись текстом? Почему? Каждый текст предполагает наличие темы. Определите её и озаглавьте текст. А какова основная мысль данного текста, сформулируйте её.

В данном тексте 57 слов. Посчитайте, пожалуйста, какое количество в нём существительных. В рабочих листах подчеркните все существительные одной чертой.

19 существительных, что составляет 33% от общего количества слов в тексте.

Молодцы. Для чего нужны существительные?

А теперь назовите слова, отвечающие на вопрос КТО?: Снегирь, Лёнька, домовой, богатырь, Витька. Что обозначают эти слова?

Назовите слова, из данного задания, которые отвечают на вопрос ЧТО?: солома, зима, морозы, снег, простота, отгадка, восторг, дом, пустырь. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

(Неживые предметы, отвлечённые понятия.)

Делаем вывод: существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, делятся на две большие группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Делается соответствующая запись в опорный конспект.

Ребята, а почему некоторые существительные записаны с заглавной буквы? Назовите их. Лёнька, Витька.

Сделаем вывод: среди существительных различаются собственные и нарицательные. Запись в опорный конспект.

На экране записаны слова, которые нужно распределить в два столбика.

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, Сидоров, Рентген, рентген.

Кто был внимательным, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором- с маленькой. Почему?

(Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные. Рентген- немецкий физик, учёный Вильгельм Конрад Рёнтген, открывший рентгеновское излучение, рентген- просвечивание рентгеновскими лучами).

Физкультминутка.

Вот теперь отдохнувшие бодрые вы можете вновь приступить к работе.

Следующее задание. Перед нами трёхэтажный дом.

На первом этаже живут существительные: день, стол…

На втором этаже живут существительные: страна, ночь…

На третьем этаже живут существительные: счастье, море…

Как вы думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)

Как определить род существительного? (Род существительного определяется путём подстановки местоимений он мой, она моя, оно моё)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и определяете род этих слов.

1) Зимой и летом одним цветом. (Ель)

2) Без рук, без ног, а на окнах рисует. (Мороз)

3) Кто на себе свой дом носит? (Улитка, черепаха)

4) На нем пена поднялась,

Смыла с рук и пыль, и грязь,

Краски и чернила.

Узнаёте? Это... (мыло)

5) Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (Ежик)

6) В землю мы его зарыли,

Чистою водой полили.

Пролетело времечко-

Проросло вверх.. (семечко)

Ещё один морфологический признак мы вспомнили, запишите его в опорный конспект.

Существительные из одного дома ходят в гости к существительны м в соседний дом, но каждое слово- только в определённый дом.

Почему? От чего это зависит? Для того чтобы разгадать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.

(Сколько склонений у существительных? Как определить склонение существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а,-я, ко 2 склонению - существительные среднего рода с окончанием -о,-е и мужского рода с нулевым окончанием, к 3 склонению- существительные женского рода с нулевым окончанием).

Игра «Заблудившиеся слова».

Несколько слов забыли, в каком они домике проживают, помогите им. (Учитель показывает слова, а ребята, ставя слова в начальную форму, определяют их склонение).

Слова на табличках: ПАПОЙ, МОРКОВИ, (В) НЕБО, (НА) ИВУ, РОЖЬ, (К) АРБУЗУ.

Признак записывается в опорный конспект.

Все перечисленные ранее признаки имён существительных называются постоянными. Но у существительных есть и непостоянные признаки- они изменяются по падежам и числам.

Игра «Кто быстрее».

Задание: изменить по падежам существительное УЧЕНИК.

На каждый ряд даётся листок со словом, работа начинается с последней парты. Ученик, выполняющий задание, записывает название падежа, падежный вопрос и изменяет слово. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Заполнение опорного конспекта.

Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)

Заполните таблицу:

Единственное число

Множественное число

стол

сказки

дорога

кот

Сделаем вывод: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе, для обозначения двух или нескольких предметов- во множественном.

В какую колонку вы отнесёте слова очки, ворота, лапша, горох?

(Эти слова нельзя записать ни в одну колонку, т.к. первые два слова имеют форму только множественного числа, третье и четвёртое- форму только единственного числа).

Вот и следующий признак существительного определён, делаем запись в опорный конспект.

А какова синтаксическая роль имен существительных в следующих предложениях? Определяем роль слова Россия.

Россия- моя Родина.

Моя родная страна- Россия.

(в 1 - подлежащее, во 2- сказуемое, в 3- дополнение, в 4- обстоятельство).

Мы делаем ещё одну запись в опорный конспект, на сегодня последнюю.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что узнали нового? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку, опираясь на конспект, который мы заполняли в течение нашего урока.

Сведения, записанные в нашем конспекте, будут пополнятся вами на следующих уроках русского языка. Вы узнаете о том, что нельзя переоценить роль имён существительных в русском языке. К большому сожалению, всё чаще приходится слышать такие слова, как «чел», «комп», «училка» и другие слова, которые делают нашу речь исковерканной, некрасивой. Поэтому, ребята, старайтесь следить за своей речью, ведь ваша речь -ваша визитная карточка.

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать: понравился ли вам наш урок? Мне было очень приятно работать с вами. Если вам понравился урок, то поднимите вверх солнышко, если урок не понравился или вам было некомфортно, то- тучку.

Опорный план-конспект

отвечает на вопросы_______________________________________________.

Имеют___________________ и _____________________________________.

Опорный план-конспект

Имя существительное- это_________________________________________,

которая обозначает_______________________________________________ и

отвечает на вопросы______________________________________________.

Имена существительные бывают____________________________________,

________________________________________________________________

Имеют__________________________________________________________

Существительные изменяются по__________________ и _______________,

в предложении выполняет роль_____________________________________

__________________________________________________________________________________.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Двадцать третье ноября

Классная работа

1задание

_________________________________________

Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?- спрашиваю я.

Лёньке хочется угадать. Он ёрзает на соломе, но вскоре сознаётся:

Не знаю.

Понимаешь, вместе с зимой, с морозами, со снегом прилетают. Снег- снегирь.

Неожиданная простота отгадки приводит Лёньку в восторг.

Значит, бабушкин домовой- это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь,- бормочет Лёнька.- Побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю.

2 задание

Распределите слова в два столбика

Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, (С,с)идоров, Рентген, рентген

Собственные существительные

Нарицательные существительные

3 задание

Определите синтаксическую роль слова Россия в следующих предложениях.

Россия- моя Родина

Моя родная страна- Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России.


Ользонова Тамара Максимовна

Русский язык

7 класс

Имя существительное – часть речи.

Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цели урока:

1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными

2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;

Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.

Используемые компоненты УМК:

1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год

2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год

Методическая литература:

    Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;

    Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;

    Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;

    В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»

Ход урока

Этап урока:

(деятельность учителя и ученика)

Время

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

1 мин.

Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191 .

Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.

2 мин

Вступительное слово

Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?

Незнайка

Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?

Знайка.

Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Работа по закреплению темы «Части речи»

Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.

    Из чего состоит наша речь?

    Какие части речи вы знаете?

    На какие вопросы отвечает имя существительное?

    На какие вопросы отвечает глагол?

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.

Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.

Гл. Прил. Сущ.

Стоит красивый диван.

Маленькая девочка рисует.

Летит сизый голубь.

3 мин.

Физминутка

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!

2 мин.

Новый материал

Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)

Имя существительное как часть речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

2 мин.

Сообщение цели и темы урока

Упражнения на размышление

Работа в тетради

Вывод:

Индивидуальная работа по карточкам

1 ученик у доски, остальные в тетради.

Вывод:

Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?

Это ребусы.

Какие слова получились?

1. Уши, столб, дятел, бабочка.

Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)

Запись слов в тетрадь.

- Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. (Ученик читает записку)

Поставьте к словам вопрос

Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос

Уши, столб – что?

Дятел, бабочка – кто?

Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!

Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.

    Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.

    Докажите, что это существительные!

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.

6 мин.

Работа с учебником

Стр.84 правило 1

В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)

А вот и крыша нашего дома

3 мин.

Имя существительное


Что вы знаете о словах этой части речи?

Отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет

Это будет первый этаж нашего дома.

Кто? Что?

Предмет


Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка (сигнальные карточки)

Упражнение на размышление

Вывод:

Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.

Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)

- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.

Воздух

- походит оно?

Подходит

Докажите

Отвечает на вопрос что?

_ Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)

Холод. Встреча. Радость.

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)

Да и нет.

Мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)

Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.

Ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.

Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.

7 мин.

Интересное событие

Вывод:

У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)

Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.

-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.

Физкульт- Минутка

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

2 мин.30 сек.

Закрепление изученного

I группа – стр. 85

Упражнение 214

II группа – стр. 84

Упражнение 213

III группа-

Работа по карточкам

Проверка. Оценивание.

Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

10 мин.

Итог урока

Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

3 мин.

Домашнее задание

    Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)

2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

    Работа по карточкам (Петя, Антон)

    Стр. 84 правило

1 мин.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

1мин.

Самоанализ урока.

Урок русского языка.

    Тема урока : Имя существительное – как часть речи.

    Тип урока : Комбинированный. Изучение нового материала.

    Вид урока : Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

    Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.

    В ходе урока были учтены возможности данного класса.

    Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цели урока:

    Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.

    Закреплять навык группировки слов по значению.

    Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

    Воспитывать вежливость, культуру диалога.

    Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

    Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.

Речи:

    Актуализация знаний (определение частей речи).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).

    Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).

    Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

Памяти:

    Развитие мелкой моторики рук.

    Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

    Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).

    Физкультминутка.

    Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

Мышления:

    Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).

    Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

    Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

    Закрепление изученного материала (работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)

    Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

    Рефлексия.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.

II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

    Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.

Тема: Морфология. Имя существительное. Значение имен существителных.

    Образовательная: Расширить представление о морфологии, уточнить понятие «существительное»

    Развивающая: Совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных; их морфологические признаки; тренировать память, внимание, развивать самостоятельность мышление;

    Воспитательная: прививать любовь к русскому языку

Основные понятия: существителное,синквеин, блицопрос.стратегия,невежда,невежа.

Тип урока: получение новых знаний

Форма проведения урока: урок- беседа

Наглядность: Слайды

Ход урока :

I Организационный момент; (2мин)

Эпиграф урока: «Имя существительное - хлеб языка» Л.В.Успенский

II Актуализация: (10мин) « Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам»

Морфология- раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи (10 частей речи: 6- самостоятельная 3- служебные, междометие)

3) Изучение и освоение нового материала (60мин)

Существует много стран на свете,каждая из которых называется по-своему. А мы сегодня совершим путешествие в языковую страну, название которой- Морфология.Что вы знаете об этой стране? Что такое морфология? На какие группы делятся части речи? Какие вы знаете самостоятельные части речи? А служебные? Приведите примеры междометий. Первый город,который мы посетим называется…А как он называется, вы узнаете, разгадав загадку: «Давно живу я в мире этом- даю названья всем предметам». (…………………) .Итак,мы попали в город с интересным названием- Имя существительное. Эпиграфом нашего урока является высказывания Льва Васильевича Успенского «Имя существительное-хлеб языка»

Блицопрос:

    Имя существительное - это …

    Признаки имён существительных …

    Род имён существительных …

    Изучается в разделе …

    Существительное « лебедь» какого рода?

    Главные члены предложения …

    Способы образования имён существительных …

    Сколько склонений у имён существительных?

    Имена существительные бывают собственные и …

    Число имён существительных …

    Письменная работа (открываем тетради, записываем дату, тему)

    Работа со слайдами: Задание 1,2

Задание 1

Образуйте от глаголов имена существительные: бежать- (бег),играть - (игра), плавать- (плавание), читать- (чтение), писать- (письмо),кричать-(крик,стучать-(стук

Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет, так как образованы от глагола)

Задание 2

Образуйте имена существительные от прилагательных белый - (белизна), храбрый- (храбрость), добрый- (доброта),высокий-(высота,красивый-(кросата,темный-(темнота,смелый-(смелость,

Что обозначают эти существительные? (Признак как предмет,

так как образованы от имени прилагательного)

Преподаватель А вот какое определение имени существительному дает герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка(инсценировка отрывка из комедии

Госпожа Простакова: За молитвы родителей наших доровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил.

Госпожа Простакова: Всем наукам, батюшка.

Правдин (Митрофану): Чему бы, например?

Митрофан: (подаёт ему книгу): Вот, грамматике.

Правдин: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна...

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак- прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку

Митрофан: И ведомо

Преподаватель Согласны ли вы,ребята,с Митрофанушкой»

3.Письменная работа

    Подберите однокоренные к одушевлённым именам существительным - неодушевлённые: машинист (машина), компьютерщик(компьютер), баскетболист (баскетбол), программист (программа), банкир (банк).

Образуйте от неодушевлённых имён существительных - одушевлённые: игра(игрок), лыжи (лыжник),футбол (футболист), спорт (спортсмен)

Какую морфему вы использовали при образовании новых слов? (Суффикс)

4.Устная работа

Какое слово в каждом ряду лишнеее и почему?

    Страна, Казахстан, Родина, государство. (Казахстан - имя собственное)

    Молодёжь, человек, девушка, парень (Молодёжь- собирательное существительное)

    Проза, лирика, драма, пьеса (Понятие пьеса! Не относится к роду литературы)

Марс, Земля, Луна, Венера. (Марс- мужского рода)

Загадки- шутки

Для ответов подберите только существительные

    Этот город- название птицы.

2.Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имён? (Сева- сто-поль)

Учитель: Ребята,однажды на уроке я услышала ответ от ученика: «Все существительные изменяются по родам, числам и падежам». Правильно ли это? (Нет, Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному и родов: мужскому, женскому, и среднему). Действительно, в русском языке каждое существительное относится к одному из трех родов.

Разминка «Кто быстрее»? Слайд №5.

Добавьте одну букву к казахским словам в начале, в середине или в конце слова и получите имя существительное на русском языке. Определите род и склонение существительных.

Аз-таз, аза-ваза, бор-борт, маса-масса,аза-азарт,ара-жара,жас-ужас,тон-трон.

А что вы знаете о существительных общего рода? (это существительное, которые могут

Обозначать лиц мужского и женского пола).

Переведите слова на русский язык и превратите их в имена существительные общего рода.

Отыру-сидеть-сиделка; кір-грязный - грязнуля.

Подберите примеры существительных общего рода.

Ученики: Подлиза, рёва, растрёпа, плакса, соня, хвастунишка, ябеда.

Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса - она моя, соня - она моя.

Потому что в них оканчание-а (я) как у существительных женского рода первого склонения. Но плаксой бывает и девочка и мальчик. Поэтому это существительное общего рода.

Я согласна с вами. А в чем отличие между невежей и невеждой ?

Невежа – м. и ж. р. Грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и. ж. р. Малообразованный, малосведущий человек. Пример: Полный невежда в музыке.

Творческая работа. Слайд №6 .

Вставьте в стихотворение пропущенные разносклоняемые существительные.

В стародавнее древнее…(время)

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое…(племя)

Первобытных людей _ дикарей

Они не знали, для чего корове…(вымя)

Как написать свою фамилию и …(имя).

Зачем на лошадь надевать седло и. . . (стремя)

Стратегия «Синквейн» (ключевые слова: мама) Слайд 7.

Самостоятельная работа учащихся.

1.Придумайте название (существительное).

2.Опсание (два прилагательных).

3.Действие (три глагола, деепричастный оборот или причастный оборот или причастный оборот).

4. Чувство (фраза оценочная из четырёх слов).

5. Подтверждение сущностей (синоним или ассоциация с первой строчко

4. Закрепление урока (15мин)

Кто из вас знает телепередачу «Что? Где? Когда? О чём эта передача? (ответ учеников) Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач. В связи с этим чтобы закрепить наш урок мы с вами тоже проведем игру «Что? Где? Когда?» В нашей игре участвует две команды знатоков

Капитаны представляют свои команды.

Преподаватель: Против вас, знатоки играют ваши любимые друзья – герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зелёный светофор. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Так что за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. Итак, приготовились, мы начинаем!

Преподаватель: Против знатоков играет умница Мальвина. Вот наше устное задание: из букв составьте слова – существительные и определите их род.

1 команда: Слово, девочка, мальчик.

2 команда: Адрес, сосна, окно.

Даются жетоны, звучит гонг.

Преподаватель: Против вас играет Буратино. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, назовите проверочное слово и определите падеж существительных:

1 команда: в небе вспыхнул первый луч со…нца.

2 команда: Дождь и сне… - это осадки.

Проверяется задание, даются жетоны, звучит гонг, затем проводится физминутка.

Преподаватель: Против вас играет Артемон. Посмотрите внимательно на картину « Зимний пейзаж», выпишите по семь существительных и, используя данные существительные, составьте два предложения и запишите их в тетради. Сделайте разбор по членам предложения.

(Команды выполняют задания). И так, проверяем. Чья команда готова? (Представитель каждой команды читает свои предложения). Читаем предложения и называем второстепенные члены предложения. (Вручаются жетоны, звучит гонг).

Преподаватель: В этом раунде играет команда, первая сказавшая в рифму имя сказочного героя, который будет сейчас играть с вами.

Он – дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка

Он зовётся … (Чебурашка).

Преподаватель: Итак, против вас играет Чебурашка. В блиц турнир играет … команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На каждый опрос сразу дается ответ. За правильный ответ – жетон.

1. Чем кончается день и ночь? (ь)

2.Какое слово состоит из 7 одинаковых букв

3.В каком слове 40 гласных (сорока)

4.В семье две мамы, две дочки. Отгадайте, сколько их в семье (Трое: бабушка, мама, дочка)

5.Прочитайте слово: в и цифра три на (Витрина)

Выдаются жетоны, звучит гонг.

: против знатоков играет Буратино. Просклоняйте существительные по падежам. Работаете на листочках.

1 команда: лес, роща.

2 команда: дом, печка

Командам выдаётся по 1 жетону

Против знатоков играет Карбас – Барабас. На всех словах он поставил кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятал Карбас – Барабас, и докажите это. Тогда вам даём еще один жетон

Улы..ка, оши…ка, чес..ный, бесе…ка, ша…ка, сказка, доро…ка.

Ведущая (дополнительный раунд): Вопросы задает лисичка. Вам предлагается поработать устно. Определите род, число отгадки существительного.

Кто в зоопарке выше всех?

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит он далеко. (Жираф)

Ведущая: Наша игра подошла к концу. Давайте обобщим, с чем мы познакомились на уроке. За ответ - дополнительный жетон.

1. Что такое имя существительное?

2.На какой вопрос отвечает имя существительное?

3.Как изменяется имя существительные?

4.Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

5.Какой падеж не может жить без предлогов?

Ведущая: Подведем итоги игры. Самое большое количество жетонов у команды …, капитан который… . Команде, занявшей первое место, все мы говорим: « Молодцы!» Команде, занявшей второе место, все мы желаем: «Так держать! Не унывать!».

5 . Задание на дом: _законспектировать,просклонять несколько существительных (2мин)

«Русский язык» 10 класс. У.А. Жанпеисова А.А.Майбалаева Стр:58-64

I. Словарная работа.

1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в словах.

– На какие две группы можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.) Выпишите слова в два столбика.

Ч..рный, в..сток, к..мандир, ж..лтый, инт..ресный, г..зета, ..лфавит, ру..кий, пр..красный, к..стер.

2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.

1) О т г а д а й т е загадку.

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

Лексическая работа. Значение слова объясняют учащиеся, учитель вносит добавления.

к арандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем.

Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.

Слово пришло из тюркского языка, где кара – «черный», даш – «камень».

2) О т г а д а й т е рифмованную загадку.

Строит заводы, машины, дома.

Подходят рабочие и мастера,

Он скажет, что сделать, каков тут замер,

Составит чертеж… (инженер).

Лексическое значение объясняют ученики и учитель.

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Этимология. Слово заимствовано из французского языка.

3) О т г а д а й т е научную загадку.

Как назвать одним словом тонкий слой ледяных кристаллов на холодной поверхности?

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь _____ зеленеет.

А. С. Пушкин

Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «иней».

Основа ин- в слове иней та же, что в древнем индийском эни- «сверкающий».

– В какой столбик запишем новые словарные слова? Почему?

II. Сообщение темы урока.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 1.

– Прочитайте диалог. Как вы ответите на вопрос учителя?

– Сформулируйте тему урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

III. Грамматические признаки имен существительных.

1. И г р а «Исключите лишнее».

Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее» , аргументировав свой выбор.

Человек, белка, камень, осел, мама.

Муравей, книга, стакан, одежда, ужин.

– На какие вопросы отвечают данные слова?

– Что они обозначают? (Предметы.)

– Что еще могут называть имена существительные?

2. И г р а «По местам».

Н а д о с к е – карточки.

О п и с а н и е. Слева расположены карточки со словами, называющими какие-либо явления природы, признаки, действия, то есть те обобщенные понятия, которые написаны на карточках-конвертах, расположенных справа.

Учащиеся должны распределить карточки по группам (конвертам), вложить карточку со словом в конверт с обобщенным понятием, то есть разложить все «по местам».

– Как вы думаете, почему три карточки пустые? Придумайте задание для класса.

IV. Собственные и нарицательные имена существительные.

1. Упражнение 3 учащиеся выполняют по заданию учебника, самостоятельно.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 4.

Прочитайте слова. Почему нельзя назвать текстом то, что вы прочитали?

Учитель повторно читает слова из упражнения вслух, а учащиеся хлопают в ладоши, когда услышат имена собственные.

– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получился текст?

Учащиеся составляют текст и самостоятельно записывают его в тетрадь.

3. Упражнение 5 учащиеся выполняют по заданию учебника.

К о л л е к т и в н а я р а б о т а.

V. Итог урока.

И г р а.

Мы местами поменяемся,

Когда ни в чем не сомневаемся.

Если учитель не то нам будет утверждать,

Будем, не двигаясь, мы на месте стоять.

О п и с а н и е. Дети становятся в круг. Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны с ним, они меняются местами, если нет, стоят на месте.

Высказывания-утверждения учителя.

Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предмета.

Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет.

Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Я называю одушевленные существительные:

– дерево; – стол;

– малыш; – берег;

– друг; – буря;

– лето; – товарищ.

Домашнее задание: упражнение 6.