Основные преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением. О сильных и слабых сторонах электронного обучения Студенты хуже учатся, не ощущая контроля над своей работой со стороны преподавателя

В статье сравниваются результаты тестирования слушателей программ, в которых применялись два разных типа образовательных технологий - традиционное образование с лекциями/семинарами и интернет-образование (в рамках массового открытого онлайн-курса). В обоих случаях слушателям предлагались идентичные вопросы в рамках идентичного по содержанию вводного курса экономической теории (который в обоих случаях проводил один и тот же преподаватель). Сравнение показало, что результаты тестирования старших школьников, углубленно изучающих экономику по традиционной школьной методике в среднем лучше результатов тестирования слушателей онлайн-курса. С другой стороны, для взрослых слушателей очной программы второго высшего образования в сравнении со слушателями онлайн-курса весьма близки и распределения результатов учащихся по количеству набранных баллов, и результаты ответа на конкретные вопросы теста.

Целью данной работы является проектирование полного цикла разработки сервиса по адаптации культурно-специфичного образовательного контента. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: . сформировать теоретический базис для адаптации контента и интерфейса к культурным особенностям пользователей; . смоделировать основные процессы, реализуемые через сервис адаптации культурно-специфичного контента; . предложить архитектурное решение, обосновать выбор осн овных алгоритмов и рассмотреть возможность интеграции с сущес тв ующими системами управления учебным процессом (LMS — Learn ing Management System); . описать процесс разработки сервиса. Объектом исследования были выбраны массовые открытые онлайн-курсы (Massive open online courses — MOOCs) с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей, в целевой аудитории которых могут быть выделены культурные группы. Предметом исследования являются возможность и методы адаптации образовательного контента к особенностям культурных групп целевой аудитории с целью повышения эффективности электронного обучения

В данной статье рассматривается MOOC (Massive open online courses), как отдельная форма онлайн-обучения, которая может включить в образовательный процесс значительное число пользователей-обучающихся. В работе автор отмечает основные характеристики MOOC, те черты, которые отличают данную форму получения знаний от традиционного образования, а также причины возникновения и широкой популяризации подобной формы получения знаний и навыков. В данной статье автор рассматривает зарубежный и отечественный опыт реализации MOOC-обучения. В качестве метода данного исследования выступил теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также анализ официальных данных представляемых платформами MOOC. В данной работе автором представлены основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) и его отличия от других форм обучения. Рассмотрена история возникновения и распространения, а также причины широкой популяризации получения знаний по средствам MOOC среди пользователей по всему миру.

Кн. 14: Секция 14. Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования. М.: МГТУ «МАМИ», 2012.

Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Шапиро Н. А. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № 14. С. 27-29.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Exposure to prenatal androgens affects both future behavior and life choices. However, there is still relatively limited evidence on its effects on academic performance. Moreover, the predicted effect of exposure to prenatal testosterone (T) - which is inversely correlated with the relative length of the second to fourth finger lengths (2D:4D) - would seem to have ambiguous effects on academic achievement since traits like confidence, aggressiveness, or risk-taking are not uniformly positive for success in school. We provide the first evidence of a non-linear relationship between 2D:4D and academic achievement using samples from Moscow and Manila. We find that there is a quadratic relationship between high T exposure and markers of achievement such as grades or test scores and that the optimum digit ratio for women in our sample is lower (indicating higher prenatal T) than the average. The results for men are generally insignificant for Moscow but significant for Manila showing similar non-linear effects. Our work is thus unusual in that it draws from a large sample of nearly a thousand university students in Moscow and over a hundred from Manila for whom we also have extensive information on high school test scores, family background and other potential correlates of achievement. Our work is also the first to have a large cross country comparison that includes two groups with very different ethnic compositions.

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности - умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Anisimova A. I. , Muradyan P. A. , Vernikov A. V. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2011. No. 1919817.

Эта эмпирическая статья относится к теории конкуренции и теории отраслевых рынков. В ней изучается взаимосвязь между структурой отрасли и её конкурентностью на местном, а не общенациональном уровне. Мы использовали данные микроуровня по банкам в двух регионах России - Башкирии и Татарстане, чтобы рассчитать значения индекса Херфиндаля-Хиршмана и индекса Лернера и оценить модель Панзара-Росса. Последнее делается двумя способами: через широко применяемое уравнение цены, в котором учитывается эффект величины банка, а затем через уравнение без учеты величины банка, как это было предложено Биккером и его соавторами в 2009 г. Получается, что на обоих региональных рынках господствует монополистическая конкуренция, хотя по Татарстану не отвергается и гипотеза монополии. Существование крупных местных банков не обязательно приводит к большей конкурентности данного регионального рынка, и применение неструктурных моделей измерения конкуренции говорит о том, что конкуренция между банками в Башкирии сильнее, чем в Татарстане. Уходя дальше от агрегированного анализа, мы рассчитали индексы Лернера по двум продуктовым сегментам банковского рынка Татарстана и выяснили, что рынок кредитования физических лиц значительно конкурентнее, чем рынок кредитования юридических лиц. У местных банков больше рыночной власти в корпоративном кредитовании, а у местных филиалов федеральных банков - в корпоративном кредитовании.

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Базельский Комитет по банковскому надзору инициировал дискуссию о наиболее эффективных практиках по предотвращению принятия избыточного риска менеджерами банков. В данной статье предлагается теоретико-игровой подход, описывающий процесс принятия решения менеджером банка, который выбирает уровни риска и усилий. Если уровень риска влияет на разброс будущих значений прибыли, то величина усилий влияет на вероятность положительного результата. Хотя усилия не наблюдаемы для акционеров банка, уровень риска контролируем и может быть измерен такими показателями, как достаточность капитала или уровень финансового рычага. Предполагается, что менеджер является нейтральным к риску; рассматрвиается бинарный исход игры с прибылью или убытком. Начиная с обзей схемы контракта, включающей фиксированную и переменную компоненты вознаграждения, показано, что за счет дифференциации переменной части вознаграждения возможности стимулировать принятие меньших рисков. Более точно, переменная часть вознаграждения (доля от прибыли банка) при принятии малого риска должна быть выше пропорционально большему разбросу исходов, наблюдаемому при принятии высокого риска, чтобы стимулировать менеджера выбирать меньший уровень риска вместо высокого.

В данной работе разработана базовая модель, позволяющая прогнозировать возможную реакцию финансовых организаций на более жесткие регулятивные меры, введенные Базельским Комитетом по Банковскому надзору (БКБН) по отношению к глобальным системнозначимым банкам (ГСЗБ). Контекст исследования сформирован документом БКБН от 2011 г., в котором установлены более высокие требования к капиталу глобальных системнозначимых банков. Мы анализируем взаимодействие банков в рамках олигополистического рынка, спрос на котором ограничен, а на банки наложены дополнительные требования к уровню капитала, введенные регулятором. Мы различаем аннонсируемую стоимость фондирования, которая определяет размер выдаваемых кредитов и процентную ставку на рынке; и истинную стоимость фондирования, которая непосредственно влияет на размер прибыли. Мы приходим к выводу, что в рамках двухпериодного взаимодействия оба банка заявят наивысшую стоимость фондирования, что приведет к сокращению размера выдаваемых кредитов (что соответствует цели регулятора), но ценой более высокой стоимости заимствований на рынке. Если игра повторяется, то оба банка выбирают меньший размер кредитов, чем в последнем периоде, когда заявляется самая низкая стоимость фондирования. Отметим, что полученные выводы соответствуют результатам анализа департамента монетарной политики и экономики БКБН.

В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.

Осипов Дмитрий Александрович

магистрант, кафедра «Информационные системы», ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва

Крюков Александр Андрианович

научный руководитель, канд. тех. наук, проф., кафедра «Информационные системы», ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва.

Развитие информационных технологий в течение последних десятилетий привело к повсеместному их использованию во многих сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера образования. В конце 20 века в западных странах зародилось и получило толчок к быстрому развитию электронное обучение. Появление и активное распространение электронных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу .

В начале 21 века медленными темпами технологии электронного обучения стали появляться и в России. Как и во многих других странах, в России электронные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования электронного обучения в образовании. Более того, в ряде случаев наметилось отставание реализации идей электронного обучения от возможностей, предоставляемых техническими средствами. Тем не менее, с каждым годом применение электронных образовательных технологий становится всё более распространённым явлением .

В настоящее время электронное обучение используется, как правило, для получения второго высшего образования, дополнительного образования или для переподготовки специалистов. Как в мировой практике, так и в российской электронное обучение (e-learning) идёт именно как дополнение к очному образованию.

Преимущества электронного обучения

Существует немало причин для популяризации и повсеместного использования систем электронного обучения . Прежде всего, это явные преимущества электронного обучения перед «классическими» способами обучения:

1) Географические и временные преимущества

Дистанционный способ обучения позволяет преподавателям и студентам находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах. Применение электронных обучающих систем делает образование более доступным, т. к. позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых. В случае корпоративного обучения электронная форма позволяет проводить централизованную подготовку сотрудников во всех филиалах и офисах компании, независимо от удалённости от головного офиса и от учебного центра без отрыва от основной производственной деятельности - например, в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня или в свободное от работы время.

Доступность и открытость обучения позволяют современному специалисту учиться в любое время в течение периода жизненной активности, совмещая с учёбу с основной деятельностью. Последние исследования учёных показали, что электронное обучение обеспечивает экономию времени на 35-70 % по сравнению с «обычным» обучением. Количество сэкономленного времени зависит от изучаемой дисциплины, а также от формата материала.

2) Экономическая эффективность

Несмотря на более высокую стоимость разработки полноценных электронных курсов по сравнению с традиционными, затраты на обучение одного студента при использовании электронной формы значительно ниже, чем при очном обучении. Финансовая эффективность электронной формы обучения особенно значительна, когда в обучении принимает участие большое количество обучаемых. Электронное обучение дешевле обычного формата обучения, в первую очередь, за счёт снижения транспортных расходов, расходов на проживание в другом городе, организацию самих курсов (аренда помещений для занятий, зарплата обслуживающего персонала, дополнительные затраты на преподавателей и др.). По средним подсчётам, электронное обучение позволяет сэкономить до 50-60 % средств в расчёте на одного студента.

3) Персонализация обучения, привлечение к обучению людей с ограниченными возможностями

Внедрение электронных обучающих систем позволяет совместить достоинства индивидуального обучения (в плане его эффективности) и массового (в плане его экономичности). Программное обеспечение обучающей системы должно предполагать индивидуальную адаптацию учебной программы к потребностям и особенностям обучаемых, преподавателей или условиям обучения. Из набора независимых учебных курсов (модулей) можно сформировать конкретный учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Электронное обучение развивает навыки самостоятельной работы, которые очень востребованы в наше время. Обучающийся сам определяет скорость и интенсивность обучения, количество повторений одних и тех же модулей, необходимость изучения отдельных разделов и т. д. Он не привязан к точному времени начала занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время.

Психологический фактор в обучении является немаловажным для некоторых обучающихся. С психологической точки зрения использование электронных обучающих систем способно уменьшить степень нервозности обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены). Дополнительно исключается фактор субъективности оценки, снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

Обучающие системы обеспечивают равные возможности для получения образования независимо от ряда особенностей человека - места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности. Электронное обучение очень гибко - оно может быть начато и продолжено в любой момент в любом месте. Для каждого студента может быть разработан индивидуальный учебный план, учитывающий его режим и потребности в обучении.

4) Повышение производительности и интенсивности обучения

По статистике, усвоение материала в классической форме даётся обучающимся сложнее. Так, на очных лекциях в среднем слушатели усваивают не больше 20 % информации при простом прослушивании и не больше 40 % при конспектировании. Электронные курсы позволяют повысить эффективность обучения на 60 % благодаря возможности отработать полученные знания на практике. Использование электронной формы обучения позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистами компании за счёт постоянной актуализации, что важно в условиях динамично меняющихся технологий.

5) Расширение изучаемой информации

Применение одной и той же обучающей системы для разных курсов приводит к унификации интерфейса и, как следствие, к уменьшению времени на изучение правил работы с системой, затрачиваемое обучаемым. Расширение информации возможно и за счёт следующих факторов:

· обучающая система может содержать сведения по произвольной предметной области;

· модульная структура построения информации позволяет использовать одну и ту же обучающую систему не только для дистанционного обучения, но и для переобучения и повышения квалификации специалистов;

· обучающие системы особенно полезны в тех областях деятельности, в которых имеет место низкая эффективность традиционных способов передачи знаний посредством лекционных занятий;

· применение обучающих систем позволяет совместить усвоение знаний с приобретением навыков работы за счёт комбинирования различных типов учебной информации и использования интерактивного взаимодействия системы и обучаемого;

· использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов даёт уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество эмоционально-нейтральной информации - например, производственных инструкций, технологических карт, нормативных документов.

6) Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний

Обучающая система может освободить преподавателя от некоторых функций передатчика информации, консультанта и контролёра, а значит, освободить время для индивидуальной дополнительной работы с обучаемыми. За счёт применения единых стандартов возможно использование и тиражирование передового опыта в области обучения. Средства обучающей системы могут обеспечить более частый контроль знаний, что способствует повышению степени усвоения учебного материала.

В случае корпоративного обучения обучающая система может быть интегрирована с корпоративной информационной системой, что позволит руководителям или сотрудникам кадровой службы постоянно имеют реальную и объективную оценку знаний персонала.

Проблемы и недостатки электронного обучения

Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем . Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:

· Сложность внедрения технологий электронного обучения

Большинство разработчиков решений для электронного обучения поставляют продукты, которые не полностью соответствуют пожеланиям пользователей, а качество программного обеспечения не всегда соответствуют стандартам в данной области. Вследствие этого, зачастую приходится привлекать к доработке курсов дополнительных сотрудников, например, дизайнеров электронных учебников и других специалистов, которые могли бы привести курсы к требуемому виду.

· Организационные трудности при планировании, реализации и поддержке технологий электронного обучения

Подобные трудности возникают и варьируются в зависимости от таких факторов, как тип и назначение учебной программы, нужды предприятия, и требуемая скорость усвоения программы.

· Технические сложности, возникающие при внедрении технологий электронного обучения

Зачастую при использовании технологий электронного обучения может создаваться значительная нагрузка на корпоративную сеть. В некоторых случаях соединение с Интернет может оказаться недостаточно быстрым. Дополнительной проблемой может стать то, что в ряде учебных программ требуется подключение «громоздких» модулей для реализации аудио - и видеовозможностей.

· Необходимость значительных финансовых вложений в аппаратуру для проведения конференций

При повышенной сложности используемых при электронном обучении технологий затраты на их реализацию могут вместо экономии финансовых ресурсов предприятия привести к их перерасходу. Поэтому необходимо стремиться к достижению оптимального соотношения расходов и получаемого результата.

· Сложное планирование

В ряде случаев программы электронного обучения могут потребовать более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. Сложность планирования зависит от сочетания применяемых средств представления информации, количества обучаемых в виртуальной аудитории и объёма учебного материала. Например, в синхронном режиме электронного обучения недостаточно продуманное планирование и проектирование могут доставить различного рода сложности как обучаемым, так и преподавателям.

· Проблемы, связанные с самостоятельным характером обучения

Некоторым студентам представляется сложным обучение без непосредственного контакта с преподавателем и другими обучаемыми. В этом случае применение технологий электронного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения.

· Ряду обучаемых требуется внешнее руководство

Очевидным преимуществом электронного обучения является отсутствие необходимости ходить на занятия. Этот же фактор является и расслабляющим для недостаточно сознательных обучаемых. Поэтому тем обучаемым, которым необходима жёсткая система контроля и определённые стимулы к обучению, подходят варианты электронных курсов, требующие выполнения конкретных заданий в конкретные сроки.

· Сложность точной, всесторонней и объективной оценки эффективности технологий электронного обучения

Оценка эффективности технологий электронного обучения зачастую бывает затруднена. Существуют как субъективные способы оценки, например, субъективная удовлетворённость обучаемых учебным курсом, так и более объективные, к которым можно отнести практические навыки, приобретённые обучаемыми и ряд других факторов.

К прочим проблемам можно отнести:

· проблема определения эквивалентности электронных курсов и признания электронного образования наряду с традиционным очным образованием;

· языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Электронные курсы, разработанные на одном языке, потребуют значительных финансовых вложений для их перевода на другой язык, включая необходимость учёта некоторых особенностей региона (социальных, культурологических и других), где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;

· неравномерное развитие информационных технологий в разных странах, регионах, а также в разных организациях, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных может серьёзно повлиять на возможность применения средств электронного обучения;

· отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих достаточным уровнем компетенции;

· высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии электронных курсов;

· разница во времени в случае проведения электронного обучения на больших территориях. Наибольшую актуальность эта проблема приобретает при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени;

· большое количество несправедливых суждений и заблуждений, сопровождающих обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии e-Learning, но при этом не обладающих надлежащей компетенцией в этой сфере.

Список литературы:

  1. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2.
  2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 - М.: МГИЭМ, - 2002.
  3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Академия, 2010.
  4. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие // Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.
  5. Ulrich Hoppe H., Ogata H., Soller A. The Role of Technology in CSCL. Studies in Technology Enhanced Collaborative Learning - N. Y.: Springer Science+Business Media, 2007.

Выделяется два традиционных метода обучения

1. Репродуктивный

2. Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

У данных методов можно выделить множество недостатков :

2. Низкая самостоятельность учащихся.

3. Рассевание внимания.

4. Неполное усвоение материала.

5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам , происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

К ним принадлежат:

  • упражнения, носящие творческий характер;
  • групповые задания;
  • образовательные, ролевые, деловые игры;
  • уроки-экскурсии;
  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

Традиционные Инновационные
Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
Формы организации Фронтальные, индивидуальные. Групповые, коллективные.
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные. Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный.
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций. Организатор сотрудничества. консультант
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

Методы организации.

  1. Словесные методы
  2. ; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
  3. Наглядные методы:
  4. наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
  5. Практические методы
  6. : устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы

Методы контроля.

1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля , машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

Методы стимулирования.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники, учебные пособия и самоучители. Усиление интереса к подобным источникам связано с появлением мультимедийных технологий, а также с развитием средств коммуникаций, сети Интернет.

Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет-технологий, является непростой технологической методической задачей. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно-ориентированной системы обучения.

Основными факторами интенсификации учебного процесса с помощью электронных пособий являются:

1. повышение целенаправленности;

2. усиление мотивации;

3. повышение информативной емкости учебного содержания;

4. активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

5. ускорение темпа учебных действий.

Электронное учебное пособие эффективно, когда имеются:

1. практически мгновенная обратная связь;

2. возможность быстрого поиска необходимой справочной информации;

3. демонстрационные примеры и модели (пособие рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

4. контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Сформулируем несколько принципов построения электронного учебного пособия:

1. нелинейное и многоуровневое представление учебной информации;

2. нацеленность на личность (личностно-ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную работу;

3. интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность)

В отличие от классического “бумажного” варианта учебного пособия электронное предназначено для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.

У электронных пособий достаточно преимуществ в сравнении с традиционными (классическими). Действительно, электронная учебная литература позволяет осуществлять:

1. автоматизацию и интенсификацию педагогического труда (при проектировании систем обучения, подготовке к занятиям и отборе учебного материала в соответствии с поставленной задачей обучения, формировании дидактических материалов);

2. реализацию игровых форм обучения (деловых, контрольно-тестирующих и др.);

3. обеспечения эргономических требований, выражающихся в минимизации умственных усилий обучающегося, т.е. затрат нервной энергии на единицу прочно усвоенных знаний;

4. машинную имитацию реальных объектов (систем) с образно-художественным представлением (визуализацией) динамических результатов имитационного моделирования;

5. использование гипертекстового и мультимедийного представления информации;

6. комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса, учета индивидуальных способностей обучающегося;

7. простоту хранения больших информационных массивов (справочная информация на CD-диске занимает существенно меньше места, чем несколько томов энциклопедии);

8. реализацию экологических требований (защита лесных массивов от вырубки, закрытие вредных производств по изготовлению бумаги, типографской краски и т.п.).

Также, информация, представленная на электронных носителях, приносит экономию денежных средств и трудозатрат за счет сокращения расходов на транспортировку и хранение. Но, в то же время, затраты интеллектуального труда авторских коллективов-создателей электронных пособий несопоставимо выше, чем при выпуске традиционной литературы.

Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных обучающих средств не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т.д.). Гораздо более существенны недостатки, вызванные погрешностями в написании электронных пособий. Это выражается в отсутствии:

1. учета психолого-педагогических требований;

2. адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.);

3. унификации в использовании терминологии и обозначений;

4. междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала;

5. единого подхода к подбору иллюстративного материала.

Такая ситуация возникла вследствие того, что процесс интенсивного создания электронных пособий начался сравнительно недавно, и во многом он протекает стихийно, поэтому в коллектив разработчиков программных продуктов учебного назначения не всегда входят специалисты в области педагогики и психологии, эргономики, медицины и т.д.

Основные преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев - и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов дистанционного обучения - меньшая стоимость обучения, которая, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости - в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении - если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда - все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики - если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала.

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий , что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение - единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения.

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому - это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

Эксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования дистанционного обучения как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » и приказ Министерства образования РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

Сегодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования - в первой дистанционному обучению нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

Дистанционное обучение получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность дистанционного обучения при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной - хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее - удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности - ведь, способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними. Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования , то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин.

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении

Дистанционное обучение в России

Сразу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка дистанционного обучения придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка дистанционного обучения сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях , как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка дистанционного обучения, по-прежнему остается недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока. Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро.

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости дистанционного обучения от места жительства. В то же время, по другим данным, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области . Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях дистанционного обучения.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями Россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях - даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения дистанционного обучения стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант дистанционного обучения, видимо, пока что малоперспективен - прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития дистанционного обучения

В будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно - электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, дистанционное обучение продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие - дистанционно.