Мы сохраним тебя русская речь. «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! «Бывают странные сближения»

Подготовительная работа:

Форма проведения:

Круглый стол.

Кл. руководитель: Сегодня мы обсудим проблемы «великого, могучего, правдивого и свободного» русского языка. В продолжение тысячелетий народ создавал наш язык. Это один из совершеннейших языков мира. Каждое его слово - результат мыслей и чувств многих поколений.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!», -

писала в суровые годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова. А как сегодня обстоят дела с русской речью, с «великим русским словом»?

(Ответы учащихся и родителей)

Кл. руководитель: О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой -

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!..

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

"ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".

Ну, ладно б только бюрократ -

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

Вот так актер Евгений Весник поделился своей тревогой в «Оде русскому языку». К сожалению, в последние годы строгие нормы нашего родного русского языка игнорируются не только на бытовом уровне, но и в средствах массовой информации, и в государственных учреждениях. На каждом шагу пестрят грамматическими ошибками объявления, афиши и даже статьи в газетах. Нередко по телевизору и радио звучат сленговые, просторечные, вульгарные выражения. Все это не могло не сказаться и на школе, на нас с вами. На каком языке говорим мы сегодня? На каком языке говорят 14 миллионов школьников России?

(Ответы учащихся и родителей)

Безусловно, вы можете возразить, что коверканье языка и употребление сленговых словечек в школьном возрасте - это явление возрастное. C тех пок, как дети стали учиться в школе, они придумывают «свой» школьный язык. Достаточно открыть «Очерки бурсы» Глеба Успенского или «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, чтобы убедиться — использованием словечек-кодов грешили в школьном возрасте еще прапрабабушки и прапрадедушки. Но этот «особый» язык, уместный в определенной среде и при определенных обстоятельствах, представлял собой элемент игры и не отражался на общем уровне речевой культуры его создателей. А как сейчас? За ответом я обратились к учителям русского языка. Выяснилось, что у 17 % учащихся нашего класса низкий уровень развития речи, у 41 % — достаточный, у 25 % — оптимальный и лишь у 17 % — высокий:

Результат в целом по школе еще более неутешительный: у 30 % учащихся низкий уровень развития речи, у 28 % — достаточный, у 26 % — оптимальный и лишь у 16 % — высокий.

Практически 1/3 учащихся школы не может связно выразить свои мысли. А ведь язык и речь напрямую связаны с мышлением и интеллектом. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — сказал Сократ. По тому, как человек говорит, легко определить его умственное развитие, уровень культуры, моральный облик, характер. Деградация языка неизбежно приведет и к деградации личности. Вот почему так важно сегодня защитить свой язык от нахрапистой безграмотности, словарного убожества и штампов. Неслучайно 2007 год объявлен годом русского языка — это проблема государственного значения.

Давайте перечислим негативные явления, которые присутствуют сегодня в речи?

(Ответы учащихся и родителей)

Жил-был этот , как его ,

Ну, значит , и того ,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так ,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать .

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще .

(Э.Мошковская)

(Ответы учащихся и родителей)

(Ответы учащихся и родителей)

Да, действительно, как только мы начинаем следить за тем, что говорим, наша речь становится чище и грамотнее.

(Ответы учащихся и родителей)

Высказывание М. В. Ломоносова : «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».

Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А какие еще высказывания о русском языке вы знаете?

(Ответы учащихся и родителей)

Кл. руководитель Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Д. Бальмонт. "Русский язык"

Вместе с нашей школьной газетой «Антирутин» мы приняли участие в акции «Скажи по-русски!», предлагая жителям нашего города высказать свое отношение к проблеме русского языка, а до этого самостоятельно ответили на вопросы анкеты. Вы стали свидетелями того, насколько тема оказалась близкой и актуальной: число желающих высказать свое мнение и заполнить анкеты значительно превысило количество самих анкет, и бланки оказались исписанными с обеих сторон.

С итогами акции я вас сейчас познакомлю.

Итоги акции «Скажи по-русски!»

Отношение к молодежному сленгу:

36,4 % — отрицательно.

22,7 % — положительно (как же мы без него любимого?! )

36,3 % — равнодушно.

4,5 % — ровно, если эти сленговые слова не являются ругательствами.

Проблему загрязнения русского языка считают серьезной 87,3% опрошенных, остальные 12,7% не видят в этом «ничего страшного». (И правда, что за беда — будем дружно мычать и жестикулировать!)

Методы борьбы за чистоту родного языка (в порядке убывания):

«Штрафы».

«Борьба на государственном уровне, принятие необходимых законов».

«Правильно воспитывать детей».

«Учить в школе русский язык».

«Ограничить бранные слова на телевидении».

«Следить за собственной речью, думать, прежде чем что-то сказать».

«Больше общаться».

«Что есть что?»

Блин — тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.

Прикол — свая, кол, укреплённые в земле (для причала, привязи).

Абзац — красная строка, отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами.

Фишка — фигурка, кружок или кубик для счёта очков, ходов.

Коронка — наружная часть зуба или металлический колпачок, надеваемый на зуб с целью предохранения его от порчи или для укрепления протеза.

Жесть — очень тонкая листовая сталь.

Тема - предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Тачка - ручная тележка (первонач. на одном переднем колесе с двумя длинными ручками).

Баклан - родственная пеликану водоплавающая птица, обычно с чёрным оперением.

Как бы — частица со значением условно-предположительного сравнения.

Типа — производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

В натуре — то, что существует в действительности.

В принципе — то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.

На самом деле —- в действительности.

Тащиться — идти или ехать медленно, с трудом.

Парить - подвергать действию пара (для обработки, очистки).

Наш разговор сегодня я закончу словами «Оды русскому языку» Евгения Весника:

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!


Полный текст материала Классный час для учеников и родителей "Мы сохраним тебя, русская речь?.."; 7-11 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Цели : содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

Учитель: Наш классный час мы посвящаем русскому языку. Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

(сопровождается показом иллюстраций).

Учитель: Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому. Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков. В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками. И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

Учитель: Щедрое народное наследство – Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь. Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова. В речь и душу каждого народа На правах духовного родства. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Я умею говорить по-русски, Потому беседовать могу С братом негром, C докером французским, С другом на кубинском берегу. Наш язык – язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!

С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин. Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка».

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

Рубрика «Игры с русским языком»

1.«Прятки»

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

2. «Беглянка»

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!

3. «Что за фразеологизм?»

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.

Я сегодня так устал, что всю ночь спал….

Свои вещи нужно содержать в порядке,….

Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….

Лёва …. и начал кричать и топать ногами.

Почему ты не говоришь правду, а всё время ….

Смелым и ….

Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….

4. «Игры с антонимами».

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

.едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

.дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Декабрь год …., а зиму …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Подведение итогов.

Продолжите фразы:

Сегодня я понял ….

Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я поучился…

Учитель: Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! ( А. Ахматова ) Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

Ты жеребёнок ещё.

Несуразные вещи.

Покалечилась она.

И дико мне сейчас.

Ябеду не ждал.

Ведь мы летали на метле.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

.едешь, ….будешь.

В одно ухо …., в другое - ….

.дождь растит, ….. гноит.

Волос ….., да ум…..

Ученье - ….., а не ученье - ….

Готовь сани …., а телегу - ….

Декабрь год …., а зиму ….

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой

Судьба поэтессы А. Ахматовой была очень непростой. Она стала участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой. Советская власть не признавала творчества поэтессы, ее произведения подвергались яростной критике. По обвинениям в государственной измене и «антисоветчине» был расстрелян муж Ахматовой, сослан в сибирские лагеря ее любимый сын. Это окончательно отвратило поэтессу от тоталитарного режима.

Начало Великой отечественной войны существенно повлияло на взгляды многих людей. Политические убеждения отошли на второй план в условиях смертельной угрозы самому существованию России. Ахматова не осталась в стороне от происходящих событий. В эвакуации она начинает работать над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941 г.).

Произведение посвящено человеческому качеству, которое было присуще самой Ахматовой. Только мужество позволило ей выжить в невыносимых условиях. Потеря самых близких людей сопровождалась острым одиночеством и крайней бедностью. Поэтесса буквально выживала, но продолжала заниматься творчеством. Поэтому именно в мужестве она видит залог спасения русского народа.

Стихотворение может считаться непосредственным обращением к творческим людям. Ахматова подчеркивает, что физические лишения и страдания – ничто по сравнению с утратой культурного наследия. Нацисты понимали важность национальных корней, поэтому стремились к уничтожению и осквернению культурных ценностей покоренных народов. Ахматова заявляет, что утрата родного дома и собственной жизни не так важны ради сохранения высшего достояния – «русской речи» и «Великого русского слова». Поэтому на плечи поэтов и писателей возлагается огромная обязанность по бережному сохранению русского языка в чистоте и неприкосновенности и передаче его следующим поколениям.

Богатая русская культура должна помочь народу выстоять в этой смертельной борьбе. Это было уже не раз доказано в прошлом и, безусловно, повторится в будущем. Ахматова считает, что величие страны определяется не уровнем ее экономического или политического развития, а наличием особой духовной силы. Эта сила, подкрепленная мужеством людей, — мощный фундамент народа, который невозможно сокрушить.

Сегодня особенно тревожит вопрос о непонятно кем толкаемой очередной реформе русского языка. А застрельщиком в этом порочном начинании был, к сожалению, наш любитель реформ царь Пётр I. Годы своего правления он прославил реформами и нововведениями, многие из которых непоправимо сокрушили традиционный уклад жизни русского человека.

В результате утверждённого им в 1710 году образца новой азбуки светские и церковные книги стали печатать разными шрифтами, что положило начало разрушению единства духовной жизни русского человека.

В новой азбуке были исключены некоторые буквы, которые сочли «лишними», «силы» (знаки ударения), «титлы» (знаки сокращения). Буквенное обозначение цифр заменено на арабские цифры.

Вторая реформа русского письма грянула в 1917 году. Академией наук было утверждено «Постановление совещания по вопросу об упрощении русского правописания», а Министерство просвещения предложило ввести реформированную азбуку и орфографию в школах.

В 1918 году М. Покровский и В. Бонч-Бруевич «в целях облегчения (!) широким массам усвоения русской грамоты и освобождения школы от непроизводительного труда при изучении правописания (!)…» подписали «Декрет о введении новой орфографии», 11 пунктов которого «добили» уже израненную азбуку.

Писатель и педагог Людмила Ахременко утверждает, что вторая реформа, как и первая, «прервала связь времён». В результате новой орфографии менялся мелодический строй русского языка. Для примера достаточно представить, с каким скепсисом будет сегодня слушать молодёжь слова из песни «гимназистки румяныя, от мороза чуть пьяныя»… К сожалению, механизм разрушения языка, запущенный реформами, приводит к необратимым процессам, результаты которых ещё впереди, а тем временем…

«Тихо и неумолимо, как инфекция гриппа» (Л. Ахременко) надвигается очередная реформа русского языка. Силами каких-то таинственных учреждений, без широкого обсуждения, но, конечно же, «в целях облегчения усвоения». Для кого? Видимо, для тех недоучек, которые ленятся запомнить правила. А остальные, как всегда, должны равняться на худших.

Язык народа живёт вместе с народом, с народом «болеет» и с народом… погибает. Не в этом ли причина периодического подпиливания наших корней? Почему так стоически берегут свои иероглифы долгожители-японцы? Почему процветающие англичане не желают заменить свои двадцать времён английского языка на меньшее количество? Почему им не лень проставлять свои «титлы» и «силы», а нам русское правописание всё «облегчают» и «облегчают», заботливо избавляя от «непроизводительного труда»?

Реформаторы «третьего созыва» мотивируют свои порывы заботой о школьниках. Мол, трудно усваивается русский язык. Да, им действительно труднее, чем нам, старшему поколению, ведь мы ещё читали книги. И одного этого было вполне достаточно, чтобы ненавязчиво, в процессе чтения, постигать тайны русского слова. Правила можно было зубрить не так рьяно. Но дети теперь воспитываются телеэкраном, где всё меньше и меньше звучит это русское слово. Однако, разве это основание для того, чтобы вновь препарировать нашу орфографию?

Представим, что хирург отрезает нарывающий палец, для облегчения страданий больного. Путешественник выбрасывает свой рюкзак с провиантом, для облегчения ноши. Примеры кажутся абсурдными. Палец пациент пожелает непроизводительно полечить, рюкзак турист согласится непроизводительно потаскать. Ради себя самого же.

Но разница в том, что дети не могут осознать степень полезности для них «непроизводительного труда» познания русского слова, а «трогательная» забота взрослых дядей и тётей-реформаторов навсегда лишит их такой возможности. А главное – они и не поймут, чего их лишили. Ведь пациент был бы лишён пальца, а турист завтрака – материально, и эти потери, как говорят, налицо. Но ущерб нашим детям будет неизмерим не материально, а духовно. Это более серьёзно, но менее заметно.

Язык неразрывно связан с мышлением. Язык – средство хранения и передачи информации, средство управления человеческим поведением. Чем примитивнее язык – тем примитивнее мышление.

Вызывает тревогу то, что судьбу русского языка – быть или не быть реформе – будут решать депутаты Госдумы, многие из которых более всех других заинтересованы в его облегчении. Среди людей, профессионально занимающихся русским языком, нет тех, кто поддержал бы реформу. Ведь они как раз осознают её последствия. А дилетанты-реформаторы утверждают, что орфография – лишь форма языка, не связанная с содержанием. Однако, это противоречит закону диалектики о единстве формы и содержания. Как бы изысканно ни оделась уличная проститутка, её не пустят в приличное заведение. Нечто исходящее «изнутри», а именно её «содержание» непременно выдаст её. И.А. Бунин отказывался говорить послереформенным языком, называя его «языком прислуги».

Упрощение языка – это разрыв внутренних исторических связей. Именно его сложность и многогранность позволяют точно выразить самую суть сложной мысли.

Русские люди отличались своей немногословностью именно потому, что хватало лишь одной ёмкой фразы и недвусмысленного взгляда, чтобы передать мысль собеседнику. Но чем больше «обрезают» русский язык, тем больше приходится изощряться в многословии, чтобы правильно сформулировать и донести до собеседника свою идею, свою мысль.

Обратимся вновь к примеру. Известная фраза «миру-мир» после реформы имеет смысла не больше, чем кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево. Но когда одно из слов «мир» писалось с буквой «и», а другое – с «i», то смысл фразы был короток и предельно ясен. Людям мирским – духовное восхождение (мiр вселенский). А теперь обратите внимание, какая произошла подмена смысла в нынешнем написании. Примерно так: удел мирских людей – мирская суета, без всякой надежды духовно возвыситься.

Мы не имеем права реформировать наш язык, ибо в ответе за это, как правило, те, кто не ведает, что творит. Русский язык – исторический и культурный памятник нашего народа, поэтому он должен иметь такую же «охранную грамоту» , как исторические здания, сооружения, скульптурные монументы.

Облик слова имеет глубокое сакральное значение, наряду с религией и формой государственного устройства он определяет систему жизненных координат человека, и нет таких причин, которые бы побудили к его упрощению. Не говоря уже о том, каких материальных затрат потребует эта очередная реформа: миллионы учебников, словарей превратятся в ненужную макулатуру и миллиарды рублей будут истрачены на издание новых.

Неужели все эти жертвы ради той кучки недоучек?

И мы сохраним тебя, русский язык.

Русский язык - официальный язык Российской Федерации. Используется как язык межнационального общения. Число говорящих на русском языке свыше двухсотпятидесяти миллионов человек. В наш стремительный век информатизации чувствуется утрата речевых традиций русской речи.

Мы перестали интересоваться богатейшими возможностями слова. Наша речь – безлика и стандартна. Общение сводится к переписке по e-mail и SMS.

А ведь библейская истина гласит: «Вначале было Слово»! И значит, Слово недаром дано Человеку…

Почему наша речь стала немногословна, невнятна и невыразительна? Как вернуть богатство и выразительность живой русской речи?

Русский язык является государственным языком нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры. Это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. Русский язык является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны.

И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могучим языком».

Русский язык – это богатство не собственно России, а целого Русского мира.

Русский язык должен ассоциироваться с цивилизацией и ее героями.

К сожалению, русский язык зачастую ассоциируется не с самыми лучшими представителями Государства Российского. Речь в первую очередь о политиках и общественных деятелях.

В наше время популярность русского языка угасает. Что же следует делать, чтобы сохранить популярность и богатство русского языка? Для изменения ситуации необходимы комплексные меры. Но кое-что можно сделать уже сейчас.

МОЛОДЕЖЬ - будущее русского языка или его окончательная гибель за пределами России. Поэтому полезно как развивать связи между активной частью молодежи соседних стран, так и воспитывать новую гуманитарную элиту.

1)Нужно обновление лиц и подходов.

Необходимо связывание имиджа русского языка с яркими образами из нашей недавней истории. Пушкин, Тургенев, Высоцкий, Есенин – это самые лучшие олицетворения русского языка, близкие и понятные молодежи.

2)Нужно целенаправленно работать с популярными, талантливыми, успешными людьми – нашими современниками, сумевшими при помощи знаний русского языка выбиться из провинции, получить достойное образование и трамплин в «большой мир».

3)Нужно организовать подготовку журналистов для формирования общественного мнения о России и русском языке.

4)Нужно включать молодежь в инновационные процессы в России. Так мы получим:

а) расширение Русского мира;

б) больше талантливых людей.

Только инновационные методы и правильный подход поможет решить проблему популяризации русского языка.

Я люблю русский язык. Он помогает мне познавать мир, в котором я живу. Знание русского языка поможет мне успешно окончить школу, поступить в вуз, получить любимую профессию. Русский язык научит меня лучше понимать жизнь, осознавать свое место в ней, поможет лучше понимать людей. Уроки русского языка и литературы являются уроками житейской мудрости. Именно на них мы не только овладеваем богатством русского языка, но и слышим пламенное русское слово, зовущее к нравственному совершенству, без которого, я считаю, невозможен жизненный успех.

Язык - основная духовная территория народа. В Древней Руси у слова «язык» было еще и второе значение - «народ». Дорожить родной речью - высокий нравственный признак верности Родине и нации. Эти чувства с большой художественной силой были выражены в годы Великой Отечественной войны Анной Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем