Почему школьники меняют школы. «Не нужно всем выдавать аттестаты

На наш выбор той или иной школы может влиять много факторов: удобное месторасположение, знакомая хорошая учительница, отличные отзывы знакомых. Но случается так, что выбор не оправдывает надежд.

4mama предлагает вам пройтись по пунктам, чтобы оценить свое учебное заведение и узнать, есть ли у вас причины искать новую школу.

1. Учитель-мучитель.

Ребенок очень боится своего учителя, что вполне противоречит образовательному процессу, особенно если это происходит в начальной школе. Она слишком строго наказывает за плохое, на ее взгляд, поведение. Может надавать подзатыльников, или еще хуже - бить линейкой, если школьник не знает ответ.

Дети из-за страха отказываются что-то спрашивать у учителя, или даже посещать ее уроки. Такая учительница может оставить плохой след на психике ребенка, лучше уходить от нее.

2. Плохая атмосфера в классе.

Дети поделились на два лагеря: двоечники и отличники, девочки и мальчики, любимчики и остальные. Бывает и хуже, когда все против одного, выбрали ребенка-жертву и травят его все вместе. Не имеет значения, в каком лагере находится ребенок, такая ситуацию не учит ничему хорошему, кроме агрессии и отсутствия жалости к ближнему.

К сожалению, дети не могут самостоятельно улучшить атмосферу, тут нужна помощь взрослого. Если никакие меры учителей и родителей не действуют, лучше искать новую школу, пока ребенок не привык к травле других, или быть в роли жертвы.

3. Школьника отнесли в категорию "трудный ученик".

Дети все разные и у всех свои темпераменты, особенности в характере, способности к обучению, но ничто из этого не может влиять на то, как учитель относится к ребенку.

Говорят, что нет плохих учеников, двоечников или хулиганов, а есть плохой учитель. Хороший учитель к каждому ребенку должен найти подход. Вопрос в том, хочет он это сделать или нет, или ему проще навешать определенный ярлык, и избавиться от ответственности.

Для многих родителей школьников настало время подумать о новой школе. Одни дети не вписались в коллектив, другим нужна углубленка по некоторым предметам. Третьи вошли в фазу активной подготовки к ЕГЭ (хотя, казалось бы, куда уж еще активнее!), и нужны подходящие учителя.

В общем, причин для смены школы может быть немало. Вот только ожидания родителей оправдываются не всегда. Эксперты Высшей школы экономики изучили опыт нескольких тысяч российских школьников и посмотрели, в каких случаях смена школы оправдывает себя.

ЭФФЕКТ БОЛЬШОЙ ЛЯГУШКИ

Ребенку скоро сдавать экзамены и поступать в вуз, а значит, нужно учебное заведение посильнее! Примерно так рассуждают родители - и переводят чадо в 10-й класс гимназии или лицея. И ждут, что уж теперь-то отпрыски встретят ЕГЭ во всеоружии. Но эффект может получиться совсем другим.

В социологии есть такое понятие - эффект Большой лягушки в маленьком пруду, - рассказывает автор исследования Юлия Кузьмина , научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. - Этот эффект показывает, что ребенок из сильной школы оценивает свои возможности ниже, чем его сверстник из слабой. Хотя по уровню способностей они равны!

Простой пример. В обычной дворовой школе семиклассника Васю считают одаренным мальчиком - во время контрольной он решает и свой вариант, и соседа. Но если Вася переведется в физико-математический лицей, то там его запишут в отстающие - ведь он не читал последнего исследования нобелевского лауреата!

У таких детей могут ухудшиться оценки, потому что учитель ориентируется не столько на знания ученика, сколько на то, лучше или хуже он остальных в классе, - продолжает Юлия Кузьмина. - Все это очень сказывается на самооценке школьника по тому или иному предмету. А от самооценки зависит многое другое, например, решение о поступлении в вуз и выбор будущей специальности.

Так стОит ли переводить ребенка в сильный класс? Только в том случае, если он не слишком отстает от будущих одноклассников. Тогда хороший результат соседа по парте не будет вгонять в тоску и самобичевание, а станет дополнительной мотивацией.

Но сама по себе учеба в сильном классе не повышает оценку на ЕГЭ. Так что не надо ждать, что троечник после двух лет в физматлицее наберет 100 баллов по математике.

ПОБЕГ ОТ ЗАВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Казалось бы - ну не враг же родитель своему ребенку, чтобы переводить его в школу послабее? А вот и нет! Свои плюсы есть и в таком решении. Например, это поможет немного снизить стресс и учебную нагрузку на ребенка.

В сильной школе ребенок может предъявлять к себе завышенные требования, которым не может соответствовать, - объясняет Юлия Кузьмина. - А это приводит к разочарованию и неудовлетворенности. В более слабой школе такой ученик будет чувствовать себя гораздо более уверенно.

Есть и нелегальные бонусы. В школе послабее подготовленному ученику будет проще получить медаль и аттестат с отличием. А за это, кстати, можно получить несколько бонусных баллов к ЕГЭ при поступлении в вуз.

Обсуждают родители и вот какой «плюс»: мол, в более слабой школе может быть проще сжульничать на Едином государственном экзамене. Именно на этом построен весь ЕГЭ-туризм в отдельных регионах! Выпускники специально переводятся в те школы, где есть договоренность с руководством, которое может закрывать глаза на списывание и махинации с интернетом. Но рассчитывать на это всерьез не стоит. В последние годы Рособрнадзор берет на карандаш всех, кто меняет школу в старших классах, следит за сдачей и проверяет их работы с особой тщательностью.

НЕ МЕНЯЙТЕ КОНЕЙ ПОСРЕДИ ЧЕТВЕРТИ

Для смены школы есть и другие причины. И далеко не всегда родители и дети расстаются с прежним классом на мажорной ноте. Бывает и так, что из школы просто бегут, теряя сменку.

Случается, что у ученика не складываются отношения с учителями или одноклассниками, - рассказывает семейный психолог Михаил Зотов . - Иногда это приходится делать даже в начальном классе! И многие родители думают, что побег из школы решит проблему и на новом месте ребенок начнет все с чистого листа. К сожалению, это не так - если ребенок не научится решать конфликты, то в новой школе все может повториться. У меня были случаи, когда школу меняли по три-четыре раза и везде ребенка обижали!

Чтобы не бежать от ошибок, а учиться их исправлять, родителям нужно разобраться, что случилось и почему. Для этого нужно обратиться к учителям и школьному психологу. И уж, конечно, не стоит менять коней посреди четверти - если не получается дождаться конца учебного года, то подождите хотя бы конца четверти.

Нужно получить согласие ребенка на перевод в другую школу и объяснить ему, зачем это нужно, - продолжает психолог. - Если он категорически против, может, стоит к нему прислушаться? В таком случае надо проговорить все детали - хорошо, ты остаешься, но пообещай хорошо учиться, несмотря на то-то и то-то.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Как поменять школу без лишнего стресса для ребенка:

✓ Говорите с ребенком - объясните ему, почему вы считаете, что ему стоит сменить школу, приведите аргументы.

✓ Соберите информацию о новом учебном заведении - кто директор, какая атмосфера, где учатся выпускники.

✓ Получите согласие ребенка! Если он категорически против - не надо делать это насильно.

✓ Помните об адаптации - это трудный момент. Активные и общительные ребята могут проскочить его за неделю, другим потребуются месяцы.

Важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка - интересовались, как у него дела, были готовы помочь в трудной ситуации, поговорить или дать совет.

Впрочем, это стоит делать в любое время - не только при смене школы.

Высшая школа экономики подготовила программу перевоспитания отстающих школ. В экспериментальном режиме методика обкатывается в отдаленных микрорайонах Москвы - Некрасовке, Капотне и Марьино. В прошлом году здесь появился университетско-школьный кластер, куда вошли 33 образовательных комплекса, созданных из 220 бывших школ и детсадов. Почему детей нужно учить по-новому? Почему образование должно быть платным и неповсеместным? На эти и другие вопросы «Ленты.ру» ответил идеолог проекта, заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов.

«Лента.ру»: Когда моя дочь закончила первый класс, я спросила: будешь скучать по учительнице? «Нет, - в ужасе ответил ребенок. - Она с нами обращается как с собачками: "Сесть! Встать!"»

Любимов: Интересно начали. То, о чем вы говорите, называется дидактическое обучение. Существовало давно, с конца XIX века. И сейчас большинство школ России живет так же. Это некая устная трансляция от субъекта к объекту.

То есть школьник как личность, как субъект не рассматривается?

Конечно, нет. На Западе давно поняли, что устный пересказ учебника - источник опасности. Так научить ничему невозможно. Наука развивается не эволюционным путем, как раньше, а взрывным. Основной корпус профессиональных конкретных знаний устаревает за 4-5 лет. И потому север Европы, Канада, Австралия, Сингапур, Южная Корея перешли к тому, что надо учить не столько и не только знаниям, сколько способам обращения со знаниями, их применения, поиска, отбора, извлечения и наделения собственными смыслами. То есть учить компетентности. Китай уже провел эту реформу - заменил дидактическую парадигму на деятельностную и стал мировым школьным лидером. А мы отстаем уже лет на 50.

Но ведь начальная школа четыре года назад перешла на новые стандарты образования. Чиновники обещали, что из школ уйдет зубрежка, все внимание - практике, развитию компетенций. Разве нет?

Обычный учитель не знает, что и как с этими стандартами делать. Он умеет только устно пересказывать учебник и командовать. И испытывает дискомфорт, потому что чувствует: дети этого не воспринимают.

У нас считают, что ежели приняли закон, стандарт, издали приказы, то все сделается само собой. Нет, не сделается! Нужно учить школу тому, что делать и как делать по новой парадигме. Нужны большие инвестиции в учителя, директора, если хотите - в родителя тоже.

Кривая развития потенциала человека на графике в первые десять лет его жизни идет по экспоненте. А потом замедляется и к 30 годам почти выравнивается. Российская школа не дает детям по-настоящему развить свой потенциал. Вот и штампуем массовых троечников. А затем из них вырастает масса неконкурентоспособных взрослых. У нас сегодня минимум профессионалов мирового уровня практически в каждой области. Зато толпы иждивенцев и квазипредпринимателей, цель которых схватить чужой бизнес, «отжать» и вывезти за рубеж валюту.

И вы в своем университетском кластере хотите изменить систему? С чего начали?

С учителей. Первое, что я им говорю при встрече: если вы до сих пор уверены, что являетесь главным источником знаний для детей - это печально. Если сегодня ребенку данная тема интересна, а вы будете на уроке транслировать наш тощий учебник, он дома в интернете сам найдет интересные и нужные ему материалы, но одновременно потеряет интерес к вам. Он будет знать больше вас по этой теме. Педагог сегодня должен стать предметным экспертом. А с этим у большинства проблемы. Если человек закончил факультет физики классического университета, в дипломе ему напишут: физик, преподаватель физики. А если закончил педуниверситет, в дипломе будет значиться «учитель физики». Понимаете разницу? В Финляндии никого без магистерского диплома классического университета в школу не примут. Наша задача из учителей физики сделать физиков.

Это не короткая история. Для начала в кластере университетские профессора проводят с учителями программу повышения квалификации. И часто натыкаются на то, что их многие не понимают. После семинаров профессора дают задание - освоить за год с десяток профессиональных книжек. Потом проверим, все ли поняли.

Экзамен будете устраивать?

Да, придется. Учитель обязан учиться сам. Самообучение в течение всей жизни - это важнейшая заповедь XXI века. Учитель должен научить ребенка учиться самостоятельно. Как он это сделает, не учась сам каждый день?

Учителя готовы к этому?

В любой школе весь учительский корпус, по моим наблюдениям, делится на три части. Первая - это рыцари школы. Для них главное - дети, у них есть профессиональная совесть, честь. Вторая - те, кто привык к инструкциям, к приказам. Прикажут - сделают, не прикажут - не сделают. Но в Москве они ценят свое рабочее место и зарплату. То есть они вполне управляемы и обучаемы. Третья часть - те, кто держится за рабочее место и доходы, которое оно приносит. Но меняться просто не хотят. С третьей частью мы у себя в кластере стараемся расставаться.

Многих выгнали?

Процент ушедших - около 20.

Родители как расценивают перемены?

Наблюдают. Но мы их пытаемся активно привлечь к работе. Роль родителей сегодня - это один из главных провалов сада и школы. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения. Приучили к тому, что их дело - родить ребенка, кормить-одевать, а остальное все за них сделают.

По-моему, сейчас как раз родители понимают, что образование - это капитал.

Увы, слишком для многих из них образование - это корочки, а не система знаний в голове. Работать начинаем с детского сада. Сейчас одна из проблем у ребенка - устная речь. Лет 25 назад словарный запас первоклассника составлял 5-6 тысяч слов. Сейчас хорошо, если 3 тысячи. Почему?

Наверное, скажете про засилье компьютеров, телевизоров.

Да. Визуализация, отсутствие текстов в эфире. Устная речь образуется у ребенка из эфира, из того, что он слышит. А он видит, но не слышит. В двадцати сериях великолепного мультфильма «Ну, погоди!» всего два слова. В «Томе и Джерри» даже этого нет. Поэтому с родителями составляем программу индивидуальных занятий. Детский сад должен им предоставить банк названий текстовых материалов, аудиокниг, текстовых мультфильмов. А потом вместе сесть и помесячно расписать, когда и что будет читаться, отсматриваться дома и в саду. Другой провал детсада - социализация детей. Знаете, что это такое?

Умение вести себя в обществе?

Когда я в школах и детсадах задаю этот вопрос, отвечают примерно так же. На самом деле социализации разные на разных ступенях. В детсаду - это формирование довольно длинного списка устойчивых навыков поведения: первым здороваться со взрослым, уступать дорогу взрослым, а мальчикам еще и уступать дорогу девочкам, беречь, что тебе подарили, и то, что у других есть. С этого, между прочим, начинается чувство собственности.

Я написал таких навыков на полторы страницы. Следовательно, надо сесть с родителями и сказать: сейчас отрабатываем это, завтра - другое. В начальной школе переосмысливаем задачи обучения чтению и письму. Обучить чтению - значит сделать ребенка пожизненно зависимым от книги, текстов. Ни дня без главы! Обучить письму - значит сформировать у ребенка устойчивую потребность в презентации в письменном виде своих мыслей, впечатлений, переживаний. Ни дня без строчки! К концу началки у ребенка должно появиться собрание собственных письменных текстов. Динамично развивающаяся устная речь, зараженность чтением, писательство - это основа мощного интеллектуального развития. И ничего этого сегодня нет ни в садах, ни в школах. Зато потом «в среднем» будут 50 баллов ЕГЭ!

Как раз в Едином госэкзамене многие видят основное зло. Главная задача педагога сейчас - натаскать на тесты детей.

ЕГЭ - это невыносимая для учителя и директора пытка. Они, да что они - все население не привыкло к независимой оценке своего труда. Культура независимой оценки - это очень высокая культура. Плановая экономика ее убила - что ни сляпают, все продастся, все распределится. ЕГЭ - маленький элемент этой высокой культуры, которую нужно возрождать. Но это сработает, если госэкзамен будет беспристрастным. Прошлым летом только ленивый не говорил о том, что наконец-то у нас провели первый честный ЕГЭ. На самом деле это не совсем так. Взгляните на систему оценок. Вначале минимальный результат, дающий право на аттестат, по математике был установлен на уровне 24 баллов. Потом посмотрели результаты и снизили до 21 балла. Потому что в противном случае 20 процентов выпускников остались бы без аттестата. В этом году снизим еще на 5 баллов, в следующем - на десять? А ведь сложность нынешних задач для получения трояка и аттестата - на уровне двух классов начальной школы. «Петя потратил на яблоки 7 рублей, а потом еще 13 рублей на конфеты. Сколько всего денег израсходовал Петя?» Я считаю, что не нужно всем выдавать аттестаты. Сдал ЕГЭ ниже 40 баллов - а это уровень знаний за 5-й класс - вот тебе справка о том, что использовал свое конституционное право на равную возможность получения полного среднего образования. Но аттестата не заработал.

В ваш кластер вошли 220 бывших школ и детсадов. Получился некий образовательный монстр. Такие комплексы - тренд сегодняшнего дня. Все индивидуальное убивается. Разве в «массовке» можно воспитать конкурентоспособного гражданина?

Первый и главный источник движения вперед человечества - многообразие. Поэтому создание комплексов - верный шаг. Где еще можно получить многообразие педагогических команд, образовательных сред, оргкультур, стилей и концепций лидерства, инфраструктур, информационно-библиотечных ресурсов? На основе этого возникает синергетика, которая и формирует среду для воспитания новых людей. Синергетика - это самоорганизующееся развитие. А жалуется на реформы, да еще и науськивает родителей на реформаторов как раз та самая третья часть учителей, о которых я говорил. Как раз они и пишут доносы Путину, Медведеву, Папе Римскому. Им есть что терять. Средняя зарплата учителя в Москве сейчас - 70 тысяч. У директора - в три раза больше. За последние годы в Москве при организации комплексов сменилось более 80 процентов директорского корпуса. Старые руководители отличались инертностью, не выдерживали современных требований. Они уже не стремились рвать финишную ленточку. Но и новые не все хороши. Многих через два-три года придется снова менять.

Разве частая смена руководства - это благо? Родители жалуются, что сегодня на место опытных кадров приходят юные, никому не известные молодые люди. Подозревают, что чьи-то родственники.

В Москве создана конкурсная многоступенчатая и открытая наблюдению система отбора, которая уже начала распространяться по всей стране. Родственники, если у них ничего нет в голове, просто не пройдут. Все директора проходят аттестацию. Напоминает экзамен на водительские права. В течение 3-4 часов кандидат отвечает на вопросы компьютера. В тестах - пять блоков по 100 вопросов. Выдержавшие аттестацию обсуждаются и могут быть утверждены на окружном совете управления образованием, а потом на городском. Вчера, например, мы слушали 55-летнего очень бодрого отставного полковника с высшим образованием, претендовавшего на пост директора. Его заблокировали по нулям. А раньше бы он прошел. На заключительном этапе управляющему совету школы предлагается на выбор три кандидатуры директора. И родители выбирают.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

В большинстве школ управляющий совет - абсолютно карманный орган. И это не совет контролирует директора, а ровно наоборот.

Нельзя все высмеивать. Все с чего-то начиналось. Процесс пошел, он запущен.

Как вы относитесь к тому, что в школах все больше платных услуг? Образование коммерциализируется и становится менее доступным.

Правильно. Так и должно быть. Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно. Выучить Василия Васильевича Розанова, чтобы он преподавал литературу в гимназии, - это стоило дорого. Когда школа стала массовой, издержки на нее просто на порядок увеличились. И она стала давить на бюджеты. Темп роста издержек опережал темп роста национального дохода. А значит, страдало качество.

То есть качественное образование, по-вашему, должно стать привилегией богатых?

Сейчас модно жаловаться, что народ у нас живет бедновато. Когда я слышу это, сразу же прошу: «Покажите, кто конкретно бедствует». Взять наш кластер. Например, школу в весьма «аристократическом» районе Капотня, где, как мне сказали, живет рабочий класс. Собираем родителей десятиклассников. Все свободное пространство вокруг школы уставлено иномарками. Десятки и десятки штук. Это рабочий класс или кто? А вы говорите - денег нет. В свои взрослые удобства и удовольствия родитель вложится. А в ребенка, как он считает, пусть государство вкладывается. Странная логика - как у мачехи с отчимом. Ты на своего ребенка потрать сначала, а потом иди в бутик за рубашкой по десять тысяч.

Вы с позиции москвича оцениваете благосостояние. Вам тут же возразят: посмотрите, что творится в провинции. Как там пробиваться Ломоносовым?

В некоторых местах уже некому пробиваться. У меня в новгородской деревне есть изба. Участок и две теплицы. Я там каждый год сажал по 6-7 грядок корнеплодов и зелени, сотку картошки, в теплице - перец, огурцы, помидоры. Слева и справа от моего дома - бурьян. Соседки получают 8 тысяч пенсии. Им лень вскопать себе даже одну сотку. В этой же деревне живут и молодые ребята, которые работать не будут ни при каких обстоятельствах. Спрашивается, а как они живут? Отбирают 4 тысячи бабкиной пенсии. А когда она умрет, пойдут воровать. Они - это уже определенная культура, провал 90-х годов.

Наверное, эта культура как раз и сложилась из-за недоступности в деревне нормального школьного образования?

В основном, это наши исторические грехи, советское наследие. Большевики уничтожили многие миллионы лучших конкурентоспособных людей. И школа наша за двадцать прошедших лет блистательно воспитала целое поколение непатриотов - троечников. Тех самых, которые будут искать, где полегче и подешевле обрести вузовский диплом, а потом в обломовском халате болтаться в каком-нибудь офисном или торговом планктоне. Им лишь бы не переусердствовать, лишь бы не перетрудиться.

Сломать это можно только при условии, если мы через новую школу начнем формировать конкурентоспособные молодые когорты. За 15-20 лет это точно можно сделать. Я уже до этого, наверное, не доживу. Но по крайней мере кое-где зерна посею. Это не утопия. В кластере это практическая и продуманная цель. Уже реализуемая, хотя и с огромным трудом.

Людмила Ситнова , ведущий психолог «Школы Сотрудничества», действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, сказкотерапевт.

Школьная жизнь, пожалуй, одна из самых главных страниц в жизни человека. В школе он учится не только учиться, но и общаться, работать в команде, дружить, ссориться и мириться. Юный человек узнает себя и жизнь.

Кто-то вспоминает свою школьную жизнь с удовольствием, а кто-то облегченно вздыхает, что самое страшное позади…

Если в школе ребенку плохо, если уровень преподавания низкий, если нет перспектив, то однозначно надо менять школу!

7 причин сменить школу

1. Если ваш ребенок учится в начальной школе.

Главное в начальной школе – учитель. Психологи в один голос говорят, выбирайте своего учителя! От него зависит, как будут относиться другие дети к вашему ребенку.

Например. Первоклассника Ваню невзлюбила классная руководительница. Да, Иван не идеальный школьник, и теперь Ираида Васильевна делает из него “козла отпущения”. У Ванечки появились тики, усилилось, заикание. Выяснение отношений результата не дало. В таком случае, конечно, переводить в другую школу.

2. Ваш ребенок учится в обычной школе.

И школа вроде хорошая, и с учительницей проблем нет, но вот беда, ваш ребенок – егоза, не сидит на месте, отвлекает других детей, а их в классе 30! Как быть? Конечно, переводить в школу, где в классе 10-12 детей и учитель и воспитатель могут уделять ему достаточное внимание.

3. И вот ваш ребенок уже в средней школе.

У него много интересов, он хотел бы играть в футбол, заниматься плаванием, рисовать, участвовать в спектаклях, а в школе ничего этого нет. И возить ребенка на кружки и секции некому. Что делать? Переводить в школу, где все это есть, где ребенок целый день занять интересными делами и даже не хочет идти домой!

4. А если школа слабая? Уровень знаний низкий?

Ребенку не интересно, он может гораздо больше. Готов изучать два иностранных языка, углубленно изучать математику, физику или историю. Конечно, искать школу, которая создаст все условия для развития вашего ребенка.

5. Ваш ребенок не хочет ходить в школу? Ему не нравится как преподают, ему скучно не интересно…

А как интересно? Интересно, когда он участвует в различных проектах, олимпиадах, соревнованиях от спортивных до интеллектуальных. Когда он вместе с классом может поехать на познавательную экскурсию не один, а несколько раз в год. И такие школы есть!

6. Несколько слов об эмоциональном интеллекте.

Конечно, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, счастливым и состоявшимся. И здесь, пожалуй, одну из самых главных ролей играет умение общаться, налаживать деловые и дружеские связи, уметь преподать себя и свои возможности. За все это отвечает эмоциональный интеллект, о котором так много пишут в последнее время. И если в школе ваш ребенок с первого класса выступает на сцене, если он вовлечен в массу самых разнообразных проектов, если он готовит презентации и доклады, если занимается в клубе “Эрудит” от НИУ ВШЭ, то, поверьте, он всему научится!

7. И вот уже старшая школа…

Старшая школа нацелена на выбор профессии и института, подготовке к поступлению и успешному обучению в выбранном ВУЗе. Здорово, когда школа представляет качественную подготовку в престижные вузы России и зарубежья. И если ваше чадо учится в хорошей школе, в среде успешных людей, это и его будущие деловые связи, карьера, бизнес, успех!

Школа Сотрудничества – это

- Победитель конкурса «Школа года»

- Более 500 побед в международных и всероссийских олимпиадах

- Более 700 международных сертификатов по иностранным языкам

- Базовая школа Государственного УниверситетаВысшей Школы Экономики, система профильного обучения

- Детский сад и Центр раннего развития

- Система дополнительного образования, собственный фитнес-центр

95 педагогов, среди которых обладатели Гранта Президента РФ, победители и финалисты конкурсов «Учитель года» и «Лидер в образовании», обладатель званий «Отличник года» и «Почетный работник образования РФ»

- Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Москва. Таганский район, ул. А. Солженицына, 9А

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

Каждый предметник считает свой предмет самым главным и задаёт такой объём домашней работы, что ребёнок говорит: «Мне жить некогда». При этом не учитываются интересы и склонности ребёнка. Зачастую все эти рисунки, поделки, гербарии никому не нужны, но дети шантажируются оценками.

Ирина Порохова, мама семиклассника

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

Артём Мокрушин, ученик 10-го класса

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны . Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии - учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Министерство образования и науки России заявляет, что «для получения высоких баллов на ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы». Проблема в том, что в процессе натаскивания на ЕГЭ у детей на это освоение не остаётся времени.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные - лишь бы как-нибудь получить оценку.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к является итоговое сочинение. В перспективе - введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

В рамках национального проекта «Образование» в России вот уже больше 10 лет внедряют сервисы электронных журналов и дневников. Закон не запрещает отказаться от бумажных документов, но большинство учебных заведений продолжают вести двойную бухгалтерию. Потому что многочисленные комиссии могут их потребовать.

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты - это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.


Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Помимо государственного надзора, в последние годы в работу учителей вмешивается родительский контроль. «Инициативные» мамы и папы загоняют педагогов в тиски уставов и протоколов.


Мне моя работа нравится. Не могу пожаловаться на «современную молодёжь»: есть, конечно, отдельные отпрыски, но в целом коллектив управляемый. Напрягает то, что приходится напрямую работать с родителями и доказывать, что ты не верблюд. Теперь принято вмешиваться в учебный процесс и даже сидеть на уроках. Администрация старается не позволять этого в больших масштабах, но и отказывать не может. Поэтому на фразы и статьи законов учимся отвечать тем же. Молодые учителя (22–45 лет) уже приспособились, представителям старшего поколения сложнее.

Ирина Перекраснова, учитель географии

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.


hodor.lol

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции - только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм - не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Марина Оганезова, ученица 10-го класса

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.