Излечение травм и трансформация масок лиз бурбо пять травм которые мешают быть сам. А простить – значит, даровать себе свободу! · Беглец любит малозаметные машины неяркого цвета

Эта книга для тех, кто устал от несчастливой жизни и готов менять ее и меняться сам. Эта книга для тех, кто устал от непонимания и хочет сделать отношения с окружающими людьми более гармоничными. Эта книга для тех, кто устал от отсутствия любви и хочет научиться подлинной любви к себе, обрести веру в свои силы и покой в сердце. Лиз Бурбо – автор двух десятков бестселлеров, основатель системы личностного роста, опытный тренер и духовный учитель для тысяч людей со всего мира. Ее советы помогли множеству людей осознать ответственность за свою жизнь прежде всего перед самим собой, постичь свои истинные желания, признать настоящего себя, а значит – начать жить более осознанно и впустить успех в свою жизнь. Эта книга-тренинг предлагает 40 упражнений, которые помогут освоить систему Луз Бурбо.

Из серии: Тайные знания, меняющие жизнь

* * *

компанией ЛитРес .

Часть первая

Разрешение на жизнь

Глава первая

Опыт боли: распознаем и исцеляем личные душевные травмы

Говорят, детство – самая беззаботная пора. Мол, живет маленький человек, ни за что не отвечает, бегает-прыгает и проблем не знает. Глупости, конечно. Детство, пожалуй, самый сложный период жизни, самый насыщенный событиями и впечатлениями. Счастливый и несчастный одновременно. Самый драматичный, если хотите.

Глубоко переживаемые события детства, моменты счастья и горя имеют последствия длиною в жизнь, влияя на личность уже позврослевшего человека, на его поступки, мировосприятие, взаимоотношения с другими.

Ни для кого, к счастью, уже не секрет, что главные люди для любого ребенка всегда – родители, и именно отношения с ними влияют на становление личности больше, чем отношения с кем бы то ни было еще. Семья – начало и ядро системы координат любого ребенка, точка отсчета. Родители – главные его учителя, «целители» и, увы, «вредители» тоже. Психологические и душевные травмы, без которых на самом деле не обходится ни одно детство, как правило, намеренно или случайно (чаще второе) наносят родители.

Так, многолетние наблюдения за детьми и взрослыми, людьми одинокими и семейными, физически здоровыми и не очень крепкими позволили Лиз Бурбо выдвинуть следующее предположение: каждый человек по мере взросления проходит четыре этапа.


Первый этап – познание радости существования, бытия самим собой.

Второй этап – страдание от того, что быть самим собой нельзя.

Третий этап – период кризиса, бунт.

Четвертый этап – «строительство новой личности» или, иначе говоря, подбор маски, которая более соответствует ожиданиям взрослых от ребенка.


Маска, по мнению Бурбо, становится искусным заменителем всего настоящего, что есть в человеке: характера, привычек, привязанностей, желаний, даже пищевых предпочтений. Маска либо надевается на несколько минут в день (в том случае, если травма не глубока и частично проработана), либо носится почти постоянно (если травма глубокая, не проработанная и до сих пор причиняет страдания). Маска призвана защищать и, действительно, защищает нас – от новых травм, от собственного несовершенства, от боли, от опасностей…

Но какой ценой!

Ведь носить маску – значит никогда не быть собой.

Может ли быть наказание более жестоким?

Постепенно Бурбо систематизировала наблюдения и предложила оригинальную концепцию пяти масок как выражения пяти душевных травм, наиболее часто переживаемых человеком.

Пять травм, по Бурбо, можно обозначить так:

Травма покинутого (травме соответствует маска зависимого).

Травма отверженного (маска беглеца).

Травма униженного (маска мазохиста).

Травма предательства (маска контролирующего).

Травма несправедливости (маска ригидного).

«Нет ни одного человека, которого бы хоть раз не отвергли, не покинули, не предали, не унизили, не поступили с ним несправедливо. Это причиняет боль, злит, расстраивает. Однако мы испытываем боль исключительно по собственному желанию. Это происходит, когда эго удается убедить нас, что в наших страданиях следует винить кого-то другого, высказывает парадоксальную мысль Бурбо. – Но в жизни нет виновных; есть только страдающие».

Впрочем, чтобы принять страдающую часть, то есть маску – свою или другого человека – Лиз Бурбо предлагает вначале познакомиться со всеми пятью и выявить отличительные признаки каждой травмы-маски.

Важно понимать, что каждая из пяти травм, описанных Бурбо, имеет противное свойство – навязчивость. Раз «угодив» в душу человека, она будет повторяться и возвращаться, причем переживаться всякий раз как новый травматичный опыт. Пока травма не проработана, не пережита и не принята, человек неосознанно притягивает в свою жизнь события и людей, которые подтверждают его негодность, неуместность, ненужность.


Словом, человек травмирует себя вновь и вновь, даже не понимая этого.


Итак, если вы чувствуете, что неприятные события в жизни повторяются вновь и вновь, что вам словно не хватает права на жизнь , что другие лучше, чем вы, то пора, наконец, перестать делать вид, что все в порядке, а определить, какая же травма была вам нанесена в незапамятные времена, и какая защитная маска, по классификации Лиз Бурбо, вами выбрана. Только так, через осознание и боль, возможно исцеление. А вслед за исцелением – новая, счастливая жизнь.


Характеристики травмы отвергнутого, который носит маску беглеца

Первая травматизация: от момента зачатия до одного года.

Отвержение идет от родителя своего пола, который либо не хотел ребенка, либо хотел ребенка другого пола. Из-за столь глобального несоответствия беглец не чувствует права на существование.

Выражение в теле: сжатое, узкое, хрупкое, будто «ускользающее».

«ничто», «никто», «не существует», «исчезнуть», «меня тошнит от…».

Отстраненность от материального. Стремление к совершенству. Сосредоточенность на духовном, интеллектуальном. Стремится к уединению, к «побегу». Хочет быть невидимкой. Считает, что его не понимают. Склонность к сладкому или к алкоголю как к способам убежать.


Характеристики травмы покинутого, который носит маску зависимого

Первая травматизация: между одним и тремя годами.

Наносится родителем противоположного пола. Как правило, «покинутый» ребенок страдает либо от отсутствия, либо от нехватки общения с родителем противоположного пола. Причина – эмоциональная отстраненность родителя, его полное физическое отсутствие, отсутствие интереса к ребенку или дефицит теплого, душевного контакта ребенка и родителя.

Выражение в теле: вытянутое, тонкое, дряблое тело, длинные руки, спина искривлена. Большие печальные глаза.

Излюбленные слова и выражения: «никого нет», «отсутствует», «один», «не оставлять», «выношу», «не покидать».

Проявления в повседневной жизни: В отношениях склонен к слиянию с другими, плохо переносит разлуку. Готов на многое, лишь бы не оставаться одному. Больше всего нуждается в поддержке извне, в позитивном подкреплении. Не имея ресурса поддержки и любви внутри себя, постоянно ищет и даже требует внимания у других, однако внутренняя пустота неутолима. Ему сложно делать или решать что-то в одиночку. Печален, слезлив, склонен к перепадам настроения. Больше всего страшится одиночества.


Характеристики травмы униженного, который носит маску мазохиста

Первая травматизация: в период от одного до трех лет.

Наносится родителем, который занимается физическим развитием ребенка (обычно это мать). Как правило, это чрезмерно контролирующий родитель, который провоцирует у ребенка реакцию стыда и чувство униженности.

Выражение в теле: толстый, низкорослый, круглолицый.

Излюбленные слова: «достойный», «недостойный», «маленький», «толстый».

Проявления в повседневной жизни: Часто стыдится себя или других, а чтобы притушить стыд, использует контроль – также, себя или других. Не прислушивается к своим потребностям, в том числе сексуальным, хотя знает их. Гиперответственный. Самооценка заниженная. Склонен к самоистязанию психологического толка: «Я плохой, отвратительный, недостойный и не могу стать достойным». Больше всего боится свободы.


Характеристики травмы преданного, который носит маску контролирующего

Первая травматизация: в период от двух до четырех лет, то есть во время нормативного переживания эдипова комплекса.

Наносится родителем противоположного пола, когда мать или отец ведут себя не так, как ждет от них ребенок, манипулируют, навешивают на ребенка несбыточные надежды или вообще уклоняются от выполнения родительских обязанностей. В результате ребенок теряет доверие к родителю, а значит – и к миру вообще.

Выражение в теле: настоящий крепыш. Будто бы нарочито сильное, спортивное, подтянутое тело.

Излюбленные слова и выражения: «отделить(ся)», «ты понимаешь?», «я могу», «я сам справлюсь», «я это знал», «я же говорил», «поверь мне», «я-то знаю», «у него что-то на уме», «я ему не доверяю», «разорвать(ся)».

Проявления в посведневной жизни: Нетерпелив и нетерпим. Трудности с доверием. Уязвимость скрывает за скепсисом. Делает вид, что ответственный, обязательный, важный, но на самом деле ему стоит огромных усилий, чтобы сдержать обещание или хотя бы не забыть об обещанном. Любит похвалу. Не выносит лжи от других, хотя сам с легкостью привирает. Нуждается в начальстве, формальном или неформальном. Если начальство хорошее, то и он – хороший исполнитель. Больше всго боится развода, разрыва, разъединения.


Характеристики травмы пережившего несправедливость, который носит маску ригидного

Первая травматизация: в возрасте от четырех до шести лет, когда ребенок впервые начинает ощущать и ценить свою индивидуальность.

Если, по разным причинам, ребенок не может проявить индивидуальность, не имеет навыка или условий для самовыражений, происходит травматизация: ребенок переживает это как несправедливость и обращает злость, обиду, печаль на родителя своего пола.

Как правило, отношения с родителями носят поверхностный характер. Зачастую травмирующий родитель отличается холодностью, невнимательностью, он не способен установить доверительный контакт с ребенком. В итоге переживший несправедливость словно отделяет себя от своих эмоций, дает себе установку «Я ничего не чувствую» и надевает маску ригидного.

Выражение в теле: хорошо сложенное, пропорциональное, однако скованное в движениях тело. Напряженная шея и челюсти. Осанка прямая, гордая.

Излюбленные слова и выражения: «нет проблем», «всегда, никогда», «очень хороший, очень добрый», «именно так», «я ведь прав?», «если не ошибаюсь», «точно», «совершенно справедливо», «конечно», «ты согласен?».

Повседневные проявления: Всячески стремится к совершенству и излишне требователен к себе. Думает не о том, кто он, а о том, что он делает. С детства привык думать, что его ценят не за то, кто он есть, а исключительно за достижения и поступки. Часто считает, что другим повезло больше, чем ему. Контакт с собственными чувствами отсутствует. Не любит и не умеет обращаться за помощью. Склонен к сомнениям, к сравнению себя и других. Причем, в сравнении всегда проигрывает. Постоянно носит в себе чувство вины, считая, что недостоин удовольствий, радости, похвалы. В эмоциональных проявлениях заторможен, но от других больше всего боится холодности.

Вы узнали свою маску? Сразу несколько типажей показались вам до боли знакомыми? Не вам, так кому-то из близких и знакомых маска оказалась впору? И то, и это – абсолютно нормально.

Чем удобна классификация, предложенная Бурбо, так это своей универсальностью и вместе с тем гибкостью. Выделяя основные характерные черты и типичные проявления, Лиз Бурбо постоянно повторяет о том, что одну и ту же защитную маску разные люди носят по-разному – не бывает ни травм, «как по учебнику», ни абсолютно одинаковых проявлений страдания. Все диктует наша индивидуальность. К тому же, нередко случается так, что человек переживает несколько душевных травм и, соответственно, надевает несколько масок – одну поверх другой или по очереди.

Чтобы точно распознать свою (или соседскую) травму, Лиз Бурбо рекомендует несколько приемов:

Искать и выделять основные, ключевые признаки травмы, ведь если травма не очень глубока и умеренно тяжела, то всех описанных симптомов может и не быть;

Не бояться «нащупать» на лице маску, памятуя о том, что в свое время маска была жизненно необходима. Возможно, ее защита позволила вам выжить или уменьшить страдания;

Спокойно и целенаправленно лечить душевные травмы: это столь же нормальный и естественный процесс, что и лечение физических недомоганий или болезней.

Разумеется, у Лиз Бурбо есть свой метод по исцелению душевных травм. Он успешно применяется для лечения даже застарелых, глубоких, плохо осознаваемых травм и включает в себя несколько этапов – несколько шагов.

Первый шаг – это, как ни крути, признание своей травмы, ее наличия и роли в своей жизни. Иначе говоря, если будете продолжать делать вид, что ничем не больны – вылечиться не удастся. Придется, так или иначе, увидеть свою душевную травму, определить ее «тип», а следом и признать ее существование (но, заметьте, не приоритет на управление вашей жизнью!).

«Человек для того и живет, чтобы проработать то, что не проработано, и разрешить то, что давит грузом страдания», – сообщает Лиз Бурбо.

Что ж, разумно.

Второй шаг к исцелению – принять свою травму и дать ей хотя бы частичку безусловной любви. Сразу скажем – это безумно сложно!

Во-первых, безусловная любовь (по Бурбо, это значит «принимать, даже если не согласен или не понимаешь») не дается «за так», ее нужно выращивать в себе постепенно и настойчиво. Единого, универсального, всем понятного способа развития безусловной любви нет, но кое-какие возможности и техники будут описаны в этой книге далее.

Во-вторых, чем невыносимее травма, тем более сильная любовь ей требуется. Однако усилия того стоят: едва ваша пульсирующая боль, ваша уставшая маска почувствует, что ее не гонят, а любят, злые чары начнут таять. Проверено!

Наконец, третий шаг заключается в том, чтобы заново пройти через четыре этапа развития, описанные в начале этой главы, только в обратном порядке – от четвертого к первому. На первом этапе вам придется увидеть свою маску. На втором – поработать со своим сопротивлением, которое обязательно возникнет и будет выражаться в бунте, возмущении, отрицании очевидного. Возможно, вы в возмущении захлопнете книгу («Что за бред! Это не про меня!»). Возможно, захотите переложить ответственность на других («Все они виноваты!»). Возможно, изобразите смирение («Жил раньше и дальше проживу»). Найдите в себе силы преодолеть сопротивление.

На четвертом шаге вам нужно будет вернуться в момент первоначальной травматизации: как следует пострадать, позлиться на родителей, пожалеть себя маленького. Этот этап должен закончиться прощанием с детской злобой и обретением сочувствия к родителям, прощения их. Четвертый шаг – это еще и возвращение к себе истинному, прощание с маской, приветствие своего подлинного «Я», открытого для опыта и любви.

«Увидеть боль, узнать ее, поздороваться с ней – непросто. Это крайне сложно и к тому же страшно. Но если работа с травмой проходит успешно, то человек получает опыт истинного сострадания к самому себе. Он как бы дает себе разрешение на переживания, а одновременно с тем – снижает уровень гнева, стыда и злобы в своей душе. Боль нужно пережить и выпустить, а ни в коем случае не задавливать. В последнем случае она не уйдет, а лишь глубже покалечит душу», рекомендует Бурбо.

Как узнать, что вы на верном пути, и травмы потихоньку исцеляются?

Лиз Бурбо утверждает, что травма отвергнутого близка к исцелению, если ты позволяешь себе занять все больше места в жизни, разрешаешь себе просто быть и находишь эффективный способ к самоутверждению, самореализации.

Травма покинутого близка к исцелению, если одиночество становится выносимым и даже приятным, если растет самостоятельность и решимость, а потребность в поддержке извне становится не такой надсадной.

Травма униженного близка к исцелению, если ослабевает контроль и требовательность к себе. Если человек способен обращаться за помощью и принимать помощь, это тоже хороший знак.

Травма предательства близка к исцелению, если человек спокойнее переживает нарушение планов, внезапную разлуку или если хороший поступок остался незамеченным другими.

Травма несправедливости близка к исцелению, если человек дает себе разрешение на ошибки, если появляется доступ к эмоциям и чувствам, если заплакать при посторонних уже не значит – опозориться.

По мере ослабления симптомов и исцеления душевной травмы (неважно какой), у человека растет эмоциональная независимость, самостоятельность, внимательность к своим потребностям. Пестуя эмоциональную самостоятельность, человек постепенно узнает, что «рычаги» от страдания, равно как и от счастья, находятся в нем самом, в его восприятии, в его личности, в его психике.

Ниже вы найдете упражнения, которые помогают при самостоятельной работе с душевной травмой и способствуют исцелению.


Упражнение 1.

«Безопасное место»


Перед выполнением:


Выполнение:

Найдите спокойное нешумное место. Устройтесь поудобнее. Сделайте несколько вдохов и выдохов. Закройте глаза и постарайтесь представить свое безопасное место. Под безопасным местом имеется в виду такое место, где вы чувствуете спокойствие, счастье, безмятежность. Это место может находиться где угодно и может иметь какие угодно размеры и формы. Главное – представить его максимально подробно и реалистично.

Итак, где находится это место? Даже если это вымышленная страна или другая планета, придумайте для них название! Какой в безопасном месте пейзаж, какая погода? Какое время года на дворе? Ваше безопасное место – это помещение, или оно находится под открытым небом? Какие запахи сопровождают его? Кто обитает в безопасном месте, кроме вас?

Вы можете «заселить» его всем, кем угодно, хоть сказочными персонажами. Главное, чтобы и обитатели, и ландшафт, и климат были на 100 % безопасными, вселяющими радость и спокойствие.

Пофантазируйте в свое удовольствие. Представьте все до деталей, не стесняйтесь буйства воображения – в конце концов, это только ваше безопасное место, и без вашего приглашения никто туда не попадет. Когда вы почувствуете, что насытились, постепенно возвращайтесь в эту реальность. Не торопитесь «перепрыгивать» оттуда сюда, глубоко подышите. Открыв глаза, убедитесь, где вы находитесь. Назовите вслух актуальную дату и год, свое имя. «Заземлитесь» хорошенько.


После выполнения:

Вы вольны путешествовать в безопасное место время от времени, постепенно насыщая его все новыми деталями, подробностями, элементами, людьми и животными. При желании, после очередного путешествия вы можете записать то, что видели там, а еще лучше – зарисовать.

Когда безопасное место станет для вас еще и достаточно знакомым, вы можете попытаться зафиксировать собственные ощущения от него. Постарайтесь быть внимательным к позитивным эмоциям, учитесь различать «радость» и «восторг», «счастье» и «удивление»… Не загораживайтесь от положительных эмоций, ведь именно в них – ресурс к освобождению от душевной травмы.

Упражнение 2.

«Спокойное дыхание»


Перед выполнением:

В этом упражнении предлагается освоить дыхание диафрагмой – проще говоря, дыхание животом, самое естественное для человека дыхание.


Выполнение:

Сядьте поудобнее и положите руки на колени или на подлокотники, чтобы слегка освободить плечи.

1. Сделайте глубокий вдох (примерно на 4 секунды) через нос, направляя воздух в низ живота.

2. Задержите дыхание на 1–2 секунды.

3. Медленно (примерно за 4 секунды) выдохните через рот.

4. Подождите несколько секунд прежде, чем сделать еще один вдох-выдох.

На одну минуту приходится 6–8 циклов дыхания, и этого вполне достаточно. При появлении симптомов гипервентиляции легких вроде головокружения, звона в ушах, помутнения перед глазами, прекратите выполнение. Не задерживайте дыхание. Старайтесь, чтобы тело было максимально расслаблено.


После выполнения:

Практикуйте диафрагмальное дыхание дважды в день по пять минут. Поначалу выполняйте упражнение, когда вы более-менее спокойны. Затем вы сможете с легкостью переключаться на спокойный лад, и дыхательное упражнение защитит вас от «перегруза» и стресса.


Упражнение 3.

«Проблема»


Перед выполнением:

Упражнение направлено на снижение значимости проблемной ситуации и движения к внутреннему спокойствию. Выполнять его рекомендуется уже после того, как вы определили тип своей маски и начали работу по освобождению от личной душевной травмы.

Лиз Бурбо утверждает, что имеет значение не само травматичное событие, а ваши взаимоотношения с ним. Как только вы решитесь освободиться от реакции на травму, так ее присутствие в жизни начнет уменьшаться, а маска начнет «сползать». Это упражнение – в помощь на непростом, но верном пути.


Выполнение:

Сядьте поудобнее. Подумайте о проблеме, ситуации, черте характера, сложившихся отношениях, повторяющейся реакции – о том, что вас не устраивает, что вам неприятно, досадно или больно. Сформулируйте суть проблемы в двух-трех предложениях.

Затем вспомните того, с кем вы недавно обсуждали эту проблему. Вспомните ситуацию, ход беседы, обстановку, лицо человека. Если вы предпочитаете держать свои проблемы при себе, вспомните обстановку, в которой вы в последний раз думали о своих неприятностях. Где это было – на улице, на работе, в машине? Что происходило вокруг? Кто был невольным свидетелем ваших тягостных размышлений?

Попробуйте отстраниться от своей ситуации и стать сугубо наблюдателем. Вспомните своих близких, знакомых, родственников, друзей. Какие у них есть проблемы, неурядицы, неприятности? Чем схожа ваша проблема с проблемами знакомых вам людей? Подумайте об этом.

По мере готовности расширяйте диапазон фантазий. Вспомните, какие проблемы есть в вашем коллективе, в вашем городе, стране? Что роднит все неприятные и все радостные ситуации? Какие есть в жизни (в вашей и вообще) радости, и какие печали? Не торопитесь. Постарайтесь насладиться процессом.

Потом представьте, будто вы смотрите в особый микроскоп, в который видно буквально все – всю Землю, Солнечную систему, Галактику… Какие неприятности есть

у Космоса? Что тревожит планету Земля? Есть ли эмоции у Галактики?.. Фантазируйте!

А затем – вернитесь в мыслях к своей изначальной проблеме. Сформулируйте главное в ней еще раз. Какой она вам видится теперь, после размышления? Насколько серьезной она вам представляется?


После выполнения:

Как правило, после выполнения упражнения удается переформулировать суть проблемы, а видение жизненных неприятностей смягчается, они больше не кажутся такими уж непреодолимыми, фатальными, определяющими ход жизни.


Упражнение 4.

«Обида – ВОН»


Перед выполнением:

Это несложное упражнение позволяет чуть спокойнее относиться к тому, что ранит, и к тем, кто причинил боль.


Выполнение:

Закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании. Старайтесь дышать диафрагмой.

Сожмите кулаки и представьте, что в руках вы держите вашу обиду. Напрягите руки изо всех сил. Почувствуйте напряжение в кулаках, в мышцах, в плечах, во всем теле… а затем резко разожмите кулак, расслабьте мышцы, расслабьте все тело, лицо. Шумно выдохните. Отпустите обиды. Представьте, что они падают на пол, катятся и исчезают. Или рассыпаются на мелкие кусочки, разлетаются вдребезги, и нет уже их больше.


После выполнения:

Поздравляем. Ваша обида исчезла.

Глава вторая

Три кита счастливой жизни: ответственность, прощение и любовь

Исцеление душевных травм – это прежде всего процесс. Никто не знает, сколько потребуется времени именно вам, чтобы прийти к результату – то есть к качественно иной, счастливой, гармоничной жизни. Поэтому в этом деле главное – начать и идти вперед, невзирая на возможные страхи и внутреннее сопротивление.

А пока вы в пути, нелишним будет узнать еще кое о чем. Например, об ответственности, прощении и любви , без которых, по мнению Лиз Бурбо, невозможна счастливая жизнь.

«Нежелание принимать пережитый опыт, отказ от ответственности и недостаток любви – главные причины нашего сопротивления и наших трудностей», утверждает знаменитый тренер и духовный наставник.

Впрочем, три волшебных слова нуждаются в расшифровке – уж очень по-разному могут трактоваться «ответственность», «прощение» и «любовь». Какой смысл вкладывает в эти понятия Лиз Бурбо?


Начнем с ответственности.

«Быть ответственным означает сознавать, что нашу жизнь и мир вокруг мы творим сами. Что сотворим – то и получим», – утверждает Бурбо.

Быть ответственным – значит, осознавать последствия своих действий. Но – только своих! Исключение – когда мы несем ответственность за решения и действия других – составляют лишь ситуации, когда родитель отвечает за несовершеннолетнего ребенка.

Быть ответственным – значит, не пытаться объять необъятное и отвечать вообще за все. Ответственность – дело сугубо личное, если не сказать – интимное. Так, мы не имеем права заставлять других отвечать за наши действия, решения и чувства. И наоборот, мы не должны и не можем отвечать за реакции, поступки, мысли и эмоции других.

Истинно ответственный человек принимает все, что подкидывает ему жизнь, как новый опыт и «пищу» для развития души.

Принимая полную ответственность за свою жизнь, мы не отнимаем, но даем себе выбор.

Чувство ответственности противоположно чувству вины, ведь вина переживается тем, кто чувствует себя жертвой жизни, а ответственность присуща хозяину.


Тем, кто не прочь превратиться из жертвы в хозяина, Лиз Бурбо рекомендует простое действенное средство. Вот что – разговоры с самим собой.

Время от времени, особенно при принятии решений, при встрече с чем-то новым, при попытке разобраться в случившихся событиях, Бурбо предлагает задавать себе несколько вопросов.

Например: «Как я смогу использовать свой опыт для роста и развития?»

Или: «Зачем мне нужно было случившееся?»

«Чему я научился благодаря произошедшему?»

«Как мне это поможет лучше понимать себя и других?»

«Что будет, если мое актуальное желание исполнится?»…

Регулярная практика такого рода хорошо «подчищает» сознание, разум и интеллект от всякой шелухи.

Во-первых, с помощью вопросов «о главном» мы учимся и по жизни отделять главное от второстепенного, наносного.

Во-вторых, мы концентрируемся на себе – на своих желаниях, возможностях и ответственности, не перекладывая груз на ближних своих. В-третьих, как уверяет Бурбо, через ответственность мы учимся принятию – причем, принятию всего, что с нами происходит и что дарует жизнь.


Учиться прощению предстоит на следующем этапе душевного исцеления. Это следующее испытание на пути к новой жизни. Да-да, испытание, ведь чтобы истинно простить – других и себя – нужно основательно «перелопатить» восприятие жизни, прошлых травмирующих событий, себя самого.

«Человек не простивший, по сути, живет в прошлом», считает Лиз Бурбо. и добавляет: однако «единственная реальность существует в настоящем мгновении».

Это значит, что пока мы не простили, не примирились, не «отпустили» обидчиков, то мы как бы и не здесь.

Процесс прощения, по Бурбо, раскладывается на несколько этапов:

Примирение с обидчиком;

Опыт сострадания ему;

Позволение ему быть просто человеком;

Осознание злобы по отношению к самому себе;

Прощение самого себя.

Конечно, в жизни все несколько сложнее, чем несколько внятных пунктов. Прощение врага может происходить одновременно с примирением с ним, осознание злобы может вызвать дикий внутренний протест, а, например, до прощения самого себя можно не добраться вовсе…

Тем не менее, Лиз Бурбо предлагает несколько подсказок-«маячков», с помощью которых вам будет проще сообразить, в ту ли сторону (то есть в сторону ли прощения) вы идете в принципе.

– Желательно встретиться с человеком, который когда-то причинил вам боль, и наедине рассказать ему, что вы пережили. Не ожидайте ничего конкретного от этой встречи, и особенно не стоит ждать раскаяния от того, кто нанес вам рану. Однако постарайтесь увидеть в этом человеке не палача, но страдающего мужчину или женщину. Если это получится, то удастся и простить, и примириться с ним. Вы поймете это по ощущению после: если после встречи вас окутает легкость и простота восприятия мира, значит, задача выполнена. Если останутся вопросы, сомнения, если вы будете мысленно продолжать беседу с этим человеком, уже попрощавшись с ним, значит, вы еще злитесь на него и, кроме того, на самого себя.

Поразмыслив малость и позлившись, произнесите следующее заклинание: «Я даю себе право на злость, критику, клевету и обвинения в адрес этого человека. Я даю место всем этим эмоциям в своей душе. Я даю место в своей душе так же страдающей части самого себя, которая и запускает злость и обиду» . Подождите немного, и вы наверняка почувствуете, как отпускает злость, как притупляются обида и гнев, как приходит понимание: он, злодей, тоже человек. Позволить другому (да еще такому «другому», который причинил боль!) быть просто человеком – это почти что подвиг. И важный шаг к истинному прощению.

Если не получится с первого раза, повторяйте волшебное заклинание в минуты тоски и злости – оно обязательно поможет.

– Прощение происходит через знакомство и осознание своей злобы. Так или иначе, рано или поздно, вам придется посмотреть своей агрессии в лицо, поздороваться с гневом. И только после этого «запустить» энергию прощения, которая всегда сильнее и продуктивнее, чем энергия злобы.

– Этап прощения себя необходим, как необходим, скажем, восстановительный период после хирургической операции или серьезной болезни. Не будет качественной, достаточно длинной реабилитации – рано или поздно недуг вернется вновь. Так же и в отношениях: примирившись с врагом, но не с собой, мы рано или поздно обнаружим, что травмирующая ситуация повторяется (с этим или с другим человеком), и в душе колобродят все те же страхи и эмоции.

Почему так трудно простить себя? Лиз Бурбо дает ответ и на этот вопрос: глубокая душевная травма не только продолжает кровоточить долгие годы, но и внушает человеку идею о том, что прощение – это не про него и не для него. Покинутые, отвергнутые, преданные и пр. не могут быть прощенными и не могут простить сами.

Человек, крепко цепляющийся за давнюю душевную травму, конечно же, несвободен.

А простить – значит, даровать себе свободу!

Все эти ответственности, прощения, принятия звучат красиво, торжественно, а попробуй их прочувствуй сердцем, впусти в свою жизнь! Это, без всякого пафоса, требует отваги, настойчивости и, если хотите, такого благородного упрямства, которое не позволит отступиться.

Упражнения этой главы призваны хоть немного облегчить выполнение почетной миссии по прощению и освобождению самого себя.


Упражнение 5.

«Прощаю тебя» (техника Маргариты Мураховской)


Перед выполнением:

Красивое и эффективное упражнение помогает освободиться от обиды.

Делать его следует в тихом спокойном месте, где никто не потревожит вас.


Выполнение:

Представьте, что вы идете по проселочной дороге. Вокруг цветочный луг. Дорога разделяет огромное поле, усыпанное прекрасными полевыми цветами. Вы слышите жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы. Вам хорошо и легко, вы глубоко дышите и, не торопясь, гуляете.

Вы видите человека, который идет вам навстречу… Это ваш отец! Только в молодости. Сравнявшись с ним, вы протягиваете ему руки и говорите: «Здравствуй, папа. Прости меня, пожалуйста, за то, что я не был(а) таким, как тебе хотелось. Спасибо тебе за все, за то, что было и чего не было. Папа, и я прощаю тебя за все: за то, что ты не был рядом, когда мне тебя так не хватало, за то, что не верил в меня, причинял боль, не говорил о своей любви. Я прощаю тебя. Ты свободен». Вы видите, как ваш папа вдруг превращается в ребенка лет трех, которого так хочется взять на руки, расцеловать и сказать о своей любви.

Потом папа-малыш превращается совсем в крошечного, с ладошку. Вы с нежностью и любовью находите крошке место в своей душе – там, где ему будет спокойно.

Вы продолжаете прогулку. Теперь навстречу вам идет мама, примерно в том возрасте, в каком она родила вас. Вы и ей протягиваете руку и говорите: «Здравствуй, мама. Прости меня, пожалуйста, за все – за то, что делала тебе иногда больно. Прости за то, что не оправдала твоих ожиданий. И я прощаю тебя за все – за то, что когда я так нуждалась в твоей поддержке, тебя не было рядом; за то, что ты вымещала на мне свои страхи и тревоги; за то, что не всегда верила в меня. Теперь ты свободна. Спасибо тебе! Благодаря тебе я появилась на свет. Спасибо за нежность и заботу».

Тут и ваша мама постепенно превращается в девочку трех лет, вы берете ее на руки, прижимаете к себе и говорите: «Я очень тебя люблю. Ты самая близкая и дорогая». Когда мама становится размером с ладошку, вы помещаете ее в свою душу.

Вы идете дальше. Еще один человек приближается к вам. На сей раз – это вы сами. Вы смотрите на себя и говорите: «Здравствуй. Прости меня, пожалуйста, за все, за то, что вечно тебя оцениваю. Я на самом деле очень тебя люблю. Ты самый близкий и родной для меня человек». Теперь ваш черед стать трехлетним малышом, а затем совсем крошкой, которой будет так уютно в вашей любящей душе.

Вы продолжаете прогулку. Вам хорошо. Вам спокойно. Вы чувствуете, что теперь в жизни будет все немножко по-другому.


После выполнения:

Вы вольны модифицировать упражнение по своему усмотрению: можно менять текст, можно менять или добавлять людей, встреченных на прогулке. Пусть текст будет отражать то, что на душе, а люди пусть будут именно теми людьми, кто ждет вашего прощения.

Выполняйте это упражнение в течение одного месяца, один раз в день, и вы постепенно почувствуете, что прощение пришло к вам как дар.


Упражнение 6.

«Я чувствую…»


Перед выполнением:

Еще одно упражнение в помощь тем, кто искренне хочет простить себя.


Выполнение:

Сядьте поудобнее. Сделайте несколько вдохов-выдохов, чтобы немного замедлить бег мыслей.

Почувствуйте свое тело как часть себя и произнесите (про себя или вслух) следующий текст: «Я чувствую свою правую ступню. Я полностью принимаю, прощаю свою правую ступню за все. Я люблю свою правую ступню и благодарю ее за все, что она для меня делает. Я чувствую свою правую лодыжку. У меня замечательная, здоровая и красивая правая лодыжка. я люблю свою правую лодыжку и прощаю ее за все…» Медленно перечисляя все части своего тела, поднимаемся вверх. Вначале воздайте прощение правой части тела, затем – левой. Постарайтесь вспомнить как можно больше частей тела и органов, которые нуждаются в прощении и принятии. Особенно важно простить те части тела, где есть физические неприятные ощущения.

Не экономьте время! Если сегодня времени в обрез, лучше разделить ритуал прощения на части: скажем, сегодня вы общаетесь с правой частью своего тела, завтра – с левой.

Когда прощенное тело почувствует легкость, приступайте ко второй части упражнения – прощению своей личности.

Скажите себе примерно такой текст: «Я чувствую себя девочкой. Я – замечательная, здоровая и красивая девочка. Я полностью принимаю и прощаю себя – девочку за все. Я люблю себя – девочку и благодарю ее за все, что она для меня делает. Я чувствую себя взрослой женщиной. Я – замечательная, здоровая и красивая женщина. Я полностью принимаю и прощаю себя – женщину за все. Я чувствую себя любовницей. Я – замечательная, здоровая, сексуальная и красивая любовница. Я полностью принимаю и прощаю себя – любовницу, за все…». Пройдитесь по всем своим социальным ролям, которые вы сейчас исполняете. Можете модифицировать текст как угодно, лишь бы в нем оставались слова «прощение» и «любовь».


После выполнения:

Повторяйте упражнения две недели, каждый день. Этого срока, считается, достаточно для истинного прощения себя.


Упражнение 7.

«Несколько фраз»


Перед выполнением:

Упражнение, заимствованное из гештальт-терапии, работает на принятие ответственности за себя, свои поступки, свою жизнь. Классически упражнение выполняется в парах, но можно делать его и в одиночку, вооружившись белым листом бумаги.


Выполнение:

Упражнение выполняется в четыре шага.

Первый шаг. Напишите на листочке начало фразы «Я должен…» – и устно придумайте окончание. Затем, оставив окончание фразы прежним, замените «Я должен» на «Я предпочитаю». Ну как, разница есть? Если да, то попробуйте осознать ее, прочувствовать, понять, насколько велика дистанция от «должен» до «предпочитаю».

Второй шаг. Напишите на листочке начало фразы «Я не могу» и придумайте окончание. Желательно, конечно, чтобы содержание этих фраз имело хоть некоторое отношение к вашей текущей жизни. По тому же принципу, что и в первом шаге, замените начало фразы на «Я не хочу», оставив окончание прежним. Почувствуйте разницу.

Третий шаг. Проделайте все то же самое, «подменив» фразу «Мне надо…» на «Я хочу…»

Четвертый шаг. Замените начало «Я боюсь, что…» на «Я хотел бы…».

Если вы выполняете упражнение в одиночку, запишите получившиеся фразы на листе бумаги и сохраните его.


После выполнения:

Подумайте, какие фразы вам нравятся по итогам упражнения больше всего, а какие – вызывают неприязнь, тревогу или даже страх. Почему? Подумайте, что будет, если вы вместо бесконечных «должен» будете руководствоваться «хочу», но при этом образ жизни, сфера деятельности, состав семьи не так уж сильно поменяются?.. Какая ответственность приятнее, в конце концов, – вынужденная или добровольная, принятая с любовью и теплотой?

Глава третья

Как говорить с собою о любви

Тому, как любить себя и признаваться себе в любви, посвящена отдельная глава. Ведь на любви зиждется и прощение, и ответственность, и все хорошее на свете… Однако испытать настоящую любовь, в том числе настоящую любовь к себе, вот так вот «с разбегу» способен далеко не каждый.

Что такое настоящая любовь, отличная от страсти, симпатии, эгоизма, желания обладать?

Ну, как минимум, любовь – это работа. Любовь – это самораскрытие. Это риск, это движение, это действие. Это всегда активное состояние.

Это познание и стремление к познанию!


Возможно, поэтому так сложно человеку травмированному, давно забывшему свое истинное «Я», неуверенному и напуганному, полюбить себя и признаться себе в любви. А учитывая, что каждый второй из нас так или иначе был в детстве травмирован, можете представить количество людей, которые недолюбили, а то и вовсе не полюбили сами себя!

Кроме того, долгое время считалось, что любовь к себе – это что-то ненормальное, недостойное, присущее только самовлюбленным эгоистам. И хотя сейчас глупый стереотип разрушен, полюбить себя и признаться себе в любви отваживается далеко не каждый.

Лиз Бурбо трактует любовь к себе как безусловное принятие себя «таким, как есть в данный момент». Она утверждает, что истинно любящий принимает все части себя, в том числе те, которые объективно не нужны, которые приносят страдания.

«Любить», по версии Бурбо, ни в коем случае не равно таким понятиям, как «нравиться», «угождать», «соответствовать», «всегда соглашаться». Единственный возможный синоним для понятия «истинная любовь» – это «приятие».

Любовь – это никогда не эгоизм, однако проявления настоящей любви зачастую принимают за эгоизм. Например, те, кто ждет от любви и от любящего человека вечного соглашательства и готовности выполнить любую прихоть, вот они как раз эгоисты. Те же, кто любит истинно и может сказать «нет», лишь показывает пределы своих возможностей на данный момент. Любви от этого меньше не становится.

Что такое «любить себя»?

«Любить себя, пишет Бурбо, это значит признавать за собой права на изменения, на развитие, на приобретение опыта и на ошибки. Это значит – уважать не только свои достоинства, но и свои ограничения, страхи и слабости, чувство вины, верования и желания. Все, что дает опыт. Надо понимать, что все нужно и все – временно».

Путем наблюдений, бесед, исследований Бурбо выделила несколько ключевых признаков, по которым можно определить как истинную любовь к себе, так и к окружающим:

Приятие своей непохожести на других и непохожесть каждого человека друг на друга.

Способность доставить себе удовольствие, даже если кажется, что оно незаслуженное. То же касается и любимых нами.

Способность принимать себя или другого, даже зная, что ты или другой – далеки от совершенства.

Стремление к тому, чтобы все чаще быть таким, как хочется (в случае с другими: замечать движение к лучшему в любимых людях).

Способность слушать свое сердце, а не навязанные другими правила.

Способность выносить из каждого события урок, опыт. Не корить за ошибки ни себя, ни окружающих.

Осознание того, что никто не отвечает за мое счастье, кроме меня самого. Так же, как и я не отвечаю за «осчастливливание» других, пусть даже близких и любимых.


Чтобы истинно полюбить себя – полюбить «чистеньким и грязненьким», некрасивым и ухоженным, глупым и мудрым, в слабости и лени, во лжи и трусости, в отваге и благородстве, нужно прежде всего понять следующее:

На этой планете ты прежде всего ради себя. Остальные – родители, возлюбленные, друзья, дети, коллеги, учителя – даются нам как проводники, как помощники, позволяющие лучше познать самого себя.

Таков, по мнению Лиз Бурбо, неписаный закон мироздания.

Легко сказать – трудно сделать. Да и возможно ли это вообще – взять и полюбить себя, если весь предыдущий опыт говорит о том, что таких, как ты, не любят?

Чтобы хотя бы попробовать обрести любовь к себе, чтобы хотя бы завести с собой разговор о любви, Бурбо предлагает начать с разумного управления жизнью.

Все, что от вас потребуется, это:

Осознавать последствия своих решений;

Осознавать не мнимые, а истинные причинно-следственные связи;

Попытаться оценить полезность своих решений и поступков для себя и окружающих;

Замечать в других прежде достоинства, а затем уже недостатки;

Позволить себе быть счастливым, даже если близкие несчастны. Разделяя их несчастье, мы не делаем их счастливее, но множим несчастье на земле;

По мере возможности питаться натуральными продуктами; есть, только когда голодны, и почаще говорить телу «спасибо» за хорошую службу;

Регулярно отдыхать и высыпаться;

Следить за окружающей средой и не тратить ресурсы природы избыточно;

Покупать только то, что нужно;

Позволить себе поступать условно «правильно» и условно «неправильно» – ведь только путем проб и ошибок мы можем понять, что нам на самом деле нужно и где это взять.

Согласитесь, не так уж сложно следовать правилам разумности! Постепенно, одно за другим, вводите их в свою жизнь. Дополняйте своими собственными, если чувствуете в этом надобность.

Будьте терпеливы.

Прощайте себя и снова прощайте!

Воспринимайте уроки!

Наблюдайте за другими!

Результат не придет сразу, но зато обещает быть восхитительным: вы научитесь любить себя любым, но, главное, все чаще будете не «любым», а таким, каким вы всегда мечтали стать.

В четвертой части этого тренинга (как раз к тому моменту, когда трудолюбивый, пытливый читатель уже проделает серьезную внутреннюю работу и неплохо внутренне «подрастет») еще раз вернемся к теме любви к себе и более глубоко обсудим нюансы взаимоотношений с самим собой.

А сейчас, в качестве психологической поддержки вам предлагаются упражнения, направленные на развитие любви к себе. Той самой осознанной безусловной любви.


Упражнение 8.

«Волшебная дверь»


Перед выполнением:

Убедитесь в том, что ваши мысли спокойны, а воображение – свободно.


Выполнение:

Усядьтесь поудобнее. Можете закрыть глаза, чтобы помочь фантазии работать, а можете не закрывать и смотреть на какой-нибудь однотонный фон, если это активизирует воображение.

Теперь представьте закрытую дверь. Она может быть какой угодно по цвету и размеру и может находиться, где угодно. Дверь может вести в роскошный особняк, украшать ворота замка, «жить» в подъезде многоэтажного дома, приглашать в квартиру, а то и просто выситься в чистом поле. Одно должно быть неизменно – слово «Любовь», написанное на двери каллиграфическим почерком или выцарапанное ножом. Разглядывая дверь, вы должны понимать, что надпись на ней – не шутка. Дверь, действительно, ведет в мир любви. Причем, лично в ваш мир любви, где живут самые разные люди, существа и предметы, воспоминания, эмоции, ситуации и ощущения, которые лично для вас имеют значение и связаны с темой любви.

Не торопитесь проникать в мир любви: уделите время тому, чтобы как следует, в деталях, представить эту дверь, надпись на ней. Однако то, что вас ждет за дверью, воображать не спешите – погодите минутку.

Когда вы откроете волшебную дверь в страну любви, впечатления появятся сами. Не форсируйте их появление разумом и не фильтруйте их. Пусть являются образы, звуки, воспоминания, запахи, возникают ощущения тела. Постепенно изучайте ваш собственный мир любви.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 15 уроков Лиз Бурбо. Исцели травмы, которые мешают тебе быть счастливым, любимым и богатым (Мария Абер, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -

Характеристики травмы отвергнутого:
Пробуждение травмы : от момента зачатия до одного года; с родителем своего пола . Не чувствует права на существование.

Маска : беглец.

Родитель : того же пола.

Тело : сжатое, узкое, хрупкое, фрагментированное.

Глаза : маленькие, с выражением страха; впечатление маски вокруг глаз.

Словарь : «ничто», «никто», «не существует», «исчезнуть», «меня тошнит от…».

Характер : Отстраненность от материального. Стремление к совершенству. Интеллектуальность. Переходы через стадии великой любви к периодам глубокой ненависти. Не верит в свое право на существование.

Сексуальные трудности. Считает себя никому не нужным, ничтожеством. Стремится к уединению. Тушуется. Умеет быть незаметным. Находит разнообразные способы бегства. Легко отправляется в астрал. Считает, что его не понимают. Не может позволить спокойно жить своему внутреннему ребенку.

Больше всего боится : паники.

Питание : Аппетит часто пропадает из-за наплыва эмоций или страха. Ест маленькими порциями. Сахар, алкоголь и наркотики как способы бегства. Предрасположенность к анорексии.

Типичные заболевания : Кожные, диарея, аритмия, нарушение дыхательных функций, аллергии, рвота, обмороки, кома, гипогликемия, диабет, депрессия, суицидные наклонности, психозы.

Болезни беглеца:

Среди других заболеваний, характерных для беглеца, мы видим также нарушениядыхательных функций, особенно во время паники.

Беглец подвержен аллергиям - это отражение неприятия, которое он пережил или переживает по отношению к определенным продуктам питания или веществам.

Он может избрать и рвоту как показатель его отвращения к определенному человеку или к ситуации. Я слышала даже такие высказывания от подростков: «Мне хочется вытошнить мою мать (или отца)». Беглец нередко желает «вытошнить» ситуацию или ненавистную личность и может выразить свое чувство словами: «Это тошнотворный человек» или «Меня от твоих разговоров тошнит». Все это - способы выразить свое желание кого-то или что-то отвергнуть.

Головокружение или обморок - тоже подходящие сред­ства, если очень хочется избежать ситуацию или человека.

В серьезных случаях беглец спасается комой .

Беглец, страдающий агорафобией , использует это расстройство, когда хочет избежать некоторых ситуаций и людей, способных вызвать у него панику (подробнее об этом поведенческом расстройстве будет сказано в главе 3).

Если беглец злоупотребляет сахаром, он может спровоцировать такие заболевания поджелудочной железы, как гипогликемия или диабет .

Если у него накопилось слишком много ненависти к родителю в результате страданий, пережитых и переживаемых им как отвергнутым существом, и если он достиг своего эмоционального и ментального предела, то у него может развиться депрессивное илиманиакально-депрессивное состояние. Если он замышляет самоубийство, то не говорит об этом, а когда переходит к действию, то предусматривает все, чтобы не потерпеть неудачу. Те, кто часто говорит о самоубийстве и обычно ошибается, когда переходит к действию, принадлежат скорее к категории покинутых; о них будет речь в следующей главе.

Беглецу с детства трудно признать себя полноценным человеческим существом, поэтому он стремится быть как обожаемый им герой или героиня, он готов потеряться, раствориться в своем кумире - например, молодая девушка страстно желает быть Мерилин Монро; это длится до тех пор, пока она не решит быть кем-то еще.

Опасность такого отклонения в поведении заключается в том, что со временем оно может перейти в психоз .

Структура шизоидного характера.

Описание

Термин «шизоид» происходит от «шизофрении» и означает человека, у которого существует предрасположенность к шизофреническому состоянию. Сюда входит расщепление личности как единого целого, например мышление отделяется от чувств. То, что думает человек, кажется, имеет малую видимую связь с тем, что он чувствует или как себя ведет; уход в себя, разрыв или потеря контакта с миром или с внешней реальностью. Шизоидный индивидуум не является шизофреником и может никогда им не стать, но предрасположенность к этому заболеванию присутствует в его личности, обычно хорошо скомпенсированная.

Термин «шизоид» описывает человека, чье чувство себя уменьшено, чье эго слабое и чей контакт с телом и с чувствами сильно ослаблен.

Биоэнергетические условия

Энергия отводится от периферических структур тела, а именно от тех частей, посредством которых организм контактирует с окружающим миром: лицо, руки, гениталии и ноги. Они не полностью энергетически связаны с центром, т. е. возбуждение от центра не свободно течет к ним, а блокируется хроническим мышечным напряжением в основании головы, плеч, таза и суставов бедер. Следовательно, функции, выполняемые ими, отделяются от чувств в сердце человека.

Внутренний заряд склонен к «застыванию» в области центра. Как следствие формируется слабый импульс. Тем не менее заряд взрывоопасен (вследствие своего давления) и может прорваться наружу в виде насилия или убийства. Это случается, когда защиты не могут более сдерживать и организм переполняется огромным количеством энергии, с которой не может справиться. Личность разделяется на множество частей, в результате чего развивается шизофреническое состояние.

Защита состоит из паттерна мышечных напряжений, которые сообща непрерывно удерживают личность, не допуская наполнения периферических структур чувствами и энергией. Мышечные напряжения, такие же как описанные выше, ответственны за отключение периферических органов от контакта с центром.

Таким образом, защита проблематична. В области талии существует энергетическое расщепление тела, а в результате этого - дезинтеграция целостности верхней и нижней половин тела. Биоэнергетический анализ показан на диаграмме.

Физические аспекты

В большинстве случаев у пациентов с такими признаками тело узкое и зажатое. Там, где в личности присутствуют параноидные элементы, тело полнее и более атлетического вида.

Основные области напряжения находятся в основании черепа, в суставах плеч, ног, таза и в районе диафрагмы. Последняя обычно настолько мощная, что разделяет тело на две части. Основные сжатия сосредоточены в маленьких мышцах, которые окружают сочленения. Поэтому у этого типа характера можно наблюдать или крайнюю жесткость или сверхгибкость суставов.

Лицо маскообразное. Глаза хотя не пустые, как при шизофрении, но неживые и не вступают в контакт. Руки висят, более похожие на отростки, чем на продолжение тела. Стопы напряженные и холодные; они часто вывернуты; масса тела переносится на внешнюю сторону стопы.

Часто наблюдается заметное несоответствие между двумя половинами тела. Во многих случаях они не выглядят принадлежащими одному человеку.

Например, при стрессе, когда человек принимает положение дуги, линия его тела часто кажется разломанной. Голова, туловище и ноги часто находятся под углом друг к другу.

Психологические соотношения

Человек не ощущает себя целостным /14/. Тенденция к разобщению, возникающая на телесном уровне из-за недостаточной энергетической связи между головой и телом, приводит к расщеплению личности. Так, можно обнаружить позу высокомерия в сочетании с униженностью или девственницу, ощущающую себя шлюхой. В последнем случае тело как бы разделяется на две части - верхнюю и нижнюю.

В шизоидном характере обнаруживается сверхчувствительность вследствие слабой границы эго, что является психологической копией недостатка периферического заряда. Эта слабость уменьшает сопротивление эго внешнему давлению и вынуждает его уйти в самооборону.

Такие люди избегают близких, чувственных отношений. На самом деле такие отношения им очень трудно установить из-за недостатка энергии в периферических структурах.

Желание всегда мотивировать действия придает шизоидному поведению оттенок неискренности. Это было названо поведением «как будто», т. е. вроде бы оно базируется на чувствах, но действия сами по себе не являются выражением чувств.

Этиологические и исторические факторы

Здесь представляется важным привести некоторые данные по происхождению этой структуры. Это - суммированные наблюдения тех, кто изучал эту проблему, лечил и анализировал пациентов с такими расстройствами.

Во всех случаях существуют отчетливые доказательства того, что пациенты в раннем возрасте отвергались своей матерью, а это воспринималось ими как угроза существованию. Отвержение сопровождалось скрытой и часто открытой враждебностью с ее стороны.

Отвержение и враждебность развили в пациенте страх, что любые попытки контакта, требования или самоутверждение приведут к уничтожению его самого.

Из детства идет недостаток любых сильных положительных чувств безопасности или радости, частые ночные кошмары.

Типичным для таких пациентов является как обособленное, так и безэмоциональное поведение со случайными взрывами ярости, которое называется аутичным.

Если любой из родителей повторно вмешивался в жизнь ребенка во время эдипова периода (например, по сексуальным причинам), что весьма широко распространено, то к основному симптому добавлялся еще паранояльный элемент. Это делало возможной некоторую активность в конце детства или во взрослом состоянии.

Во всем этом у ребенка нет выбора, кроме как отделение себя от реальности (интенсивная жизнь воображения) и от своего тела (абстрактный ум), для того чтобы выжить. В связи с тем что основными чувствами у него были ужас и смертельная ярость, ребенок отгораживался от всех чувств самозащитой.
По голосу:

· У беглеца голос слабый, бессильный.

Манера в танце:

· Беглец недолюбливает танцы. Если и танцует, то движения его минимальны и невыразительны, он не хочет, чтобы его замечали. На нем словно написано: «Не смотрите на меня долго».

Выбор автомобиля:

· Беглец любит малозаметные машины неяркого цвета.

Поза сидя:

· Беглец съеживается, стараясь занять как можно меньше места в кресле. Очень любит поджимать ноги под себя: когда не связан с землей, легче убежать.

Страхи:

· Беглец больше всего боится паники . Он не может как следует осознать это, потому что скрывается, исчезает, как только у него начинается паника, или даже раньше, чем она начнется. Окружающие же видят панику без труда - его почти всегда выдают глаза.

Травмы по гендеру:

· Травма отвергнутого переживается с родителем своего пола . То есть беглец чувствует себя отвергнутым лицами того же пола, что и он сам. Он обвиняет их в том, что они его отвергают, и испытывает по отношению к ним больший гнев, чем к себе. С другой стороны, когда его отвергает личность противоположного пола, он еще сильнее отвергает сам себя. Соответственно, в этом случае доминирует его гнев на самого себя. Существует вместе с тем большая вероятность, что данное лицо противоположного пола его не отвергло, а покинуло.

Исцеление травм:

· Твоя травма отвергнутого близка к исцелению, если ты постепенно занимаешь все больше места, если начинаешь утверждать себя. И если кто-то делает вид, что тебя нет, это не выбивает тебя из колеи. Все реже случаются ситуации, в которых ты боишься впасть в панику

Чисто случайно в книжном магазине моя рука потянулась к книге Лиз Бурбо «5 травм, которые мешают быть самим собой». Купив эту книгу, я прочитала ее за 2 дня и поняла, что она попалась мне в руки совсем не случайно, просто пришло время разобраться со своей детской травмой, которая влияет на мою взрослую жизнь. Как это не странно звучит, читая эту книгу, мне казалось, что автор знает меня еще лучше, чем я себя, а также моих близких и знакомых людей. Если вы заинтересованы, но времени читать книгу у вас совсем нет, значит, именно для вас я и написала эту статью.

Начать, пожалуй, надо с того, что у каждого человека есть травма, а может и не одна, которую он получил в детстве благодаря матери или отцу, или человеку, который его воспитывал. Эта травма заставляет нас одевать маску в жизни для того, чтобы не испытывать снова боль, предательство и унижение. Страх снова быть покинутым или отвергнутым вынуждает нас придерживаться определенной модели поведения, чтобы никто и никогда не догадался о наших страданиях, даже мы сами. Лиз Бурбо в результате многолетней практики выявила 5 травм, которые мешают нам жить, маски, которые мы неосознанно надеваем и методы исцеления детских ран.

5 травм, которые мешают жить:

  1. Травма – отвергнутый

Человек, который получил эту травму не чувствует на право существования в этом мире. Им может быть нежелательный ребенок, который все-таки появился на свет, а может быть ребенок, который был отвергнут родителем своего пола с момента рождения до одного года. Такой человек с самого детства одевают маску «Беглец», он жаждет убежать, исчезнуть, испариться и не занимать так много места. По этой причине, кстати, он и выглядит очень худым, даже тощим, так как тело реагирует на подсознательное желание. В глазах беглеца вы всегда увидите страх, он очень не уверен в себе, в больших компаниях он чувствует себя неловко, всегда молчит и старается как можно быстрее исчезнуть и оказаться в таком комфортном одиночестве. Еще одна характерная особенность беглеца – стремление во всем к совершенству, если он что-то делает, то делает идеально либо не начинает делать вообще. Таким способом он старается реализоваться и доказать самому себе, что его есть за что любить. У людей, страдающими травмой отвергнутого, часто бывают проблемы с кожей, так как именно она является контактным органом с окружающим миром, проблемная кожа как — будто отталкивает от себя внешний мир и говорит всем своим видом: «Не прикасайся ко мне». Также такие люди склонны страдать диареей, так как сами страдающие травмой отвергнутого, они отвергают пищу, которая не успела перевариться. По этой же причине у них часто может быть рвота. Некоторые беглецы убегают от реальности с помощью алкоголя, это помогает им временно исчезнуть и перестать испытывать ноющую боль.

  1. Травма – покинутый

Следующая из 5 травм, которые мешают жить – покинутый. Человек, который носит в себе эту травму, получил ее из-за родителя противоположного пола, так как тот не уделял ему должного внимания, не проявлял заботу и любовь. Именно поэтому страдающий травмой покинутого испытывает постоянный эмоциональный голод и норовит «прицепиться» к другому человеку, чтобы этот голод утолить. Маска, используемая покинутым – «Зависимый». Он уверен, что не может ничего достичь сам, без поддержки других людей, ему просто необходимы слова одобрения и советы, которым он потом, кстати, не следует. Для него главное иметь рядом человека, на которого можно опереться, так как в своих силах он не уверен. Телосложение зависимого соответствует его травме: тонкий, длинный корпус, который обладает недоразвитыми мышцами. Со стороны кажется, что мышечная система не удержит его корпус и человеку, чтобы не упасть, просто необходимо об кого-то опереться. Так происходит и в жизни. Испытывая эмоциональный голод, зависимый норовит найти хоть кого-то, чтобы от него зависеть. При этом он не умеет контролировать свои эмоции: расстраивается из-за пустяка, легко плачет, а через минуту может опять смеяться. Такая личность обычно очень мнительна, склонна все преувеличивать и драматизировать, «делать из мухи слона» — это про нее. Больше всего на свете зависимый боится одиночества, ведь тогда не от кого получить внимание, поддержку и помощь. Человек, страдающий травмой покинутого, часто обладает детским тембром голоса, любит задавать много вопросов и с трудом принимает отказ, так как при этом опять чувствует себя покинутым. Наиболее распространенные заболевания, характерные для этой травмы – астма, близорукость, мигрени и депрессии.

  1. Травма – униженный

Униженный ребенок испытывает оскорбления, критику, порицание с самого раннего возраста, но наиболее часто травма униженного проявляется, если все это ребенок слышит от матери в период от 1 до 3 лет. Если мать обвиняет ребенка, заставляя его испытывать чувство вины, стыд, то тот в свою очередь воспринимает это как унижение, особенно если разговор происходит при посторонних. Такой ребенок в будущем одевает на себя маску «Мазохиста». Это означает, что человек всю жизнь будет сам себе искать проблемы, унижения и различные ситуации, в которых сможет страдать. Он с детства испытывал унижения, не слышал доброго слова, поэтому не считает себя достойным другого отношения, даже самому к себе. Поскольку он привык всегда всего стыдится, тело прислушивается к его подсознанию и разрастается в своих объемах. Мазохист занимает много места не только в пространстве, но и в жизни других людей. Он норовит помочь всем, решить за них проблемы, подсказать и указать. Такой человек кажется добрым, так как добровольно принимает участие в проблемах других людей, но на самом деле такое его поведение мотивировано страхом стыда перед другими и самим собой. Он готов сделать все, чтобы его больше не критиковали и похвалили, наконец! Мазохист обычно сверхчувствителен, малейший пустяк его ранит и обижает, но он, как правило, даже не замечает тех моментов, когда он обижает и ранит других людей. Человек с травмой униженного часто страдает заболеваниями спины, так как взваливает на свои плечи непосильную ношу – ответственность за жизни других людей, а также заболевания дыхательных путей, когда его удушают чужие проблемы, щитовидной железы, так как ему трудно осознать свои нужды и заявить о своих требованиях.

  1. Травма – предательство

Эта травма переживается ребенком в возрасте 2-4 лет с родителем противоположного пола. Ребенок чувствует, что родитель его предал каждый раз, когда тот не сдерживает своего слова, предпочитает кого-то другого, а не его или когда он злоупотребляет доверием ребенка. В этом случае ребенок, чтобы не чувствовать боль травмы, одевает маску «Контролирующий». Тело развивается в соответствии с этой маской, оно излучает силу и мощь, всем своим видом показывая, что владелец ответственный человек и ему можно довериться. Такой человек уверен в своих силах, он любит быть первым и лучшим, он привык контролировать себя и других. Он очень требователен к другим так, как и к себе и часто разочаровывается в том, что им ничего нельзя доверить и все приходится делать самому. В своих действиях контролирующий любит скорость, поэтому очень раздражается, когда кто-то делает свое дело медленно. Часто такой человек становиться агрессивным, если ситуация выходит из-под его контроля. Он пытается все предвидеть и предусмотреть, чтобы избежать еще одного предательства в своей жизни. Он редко прислушивается к другим и поступает так, как считает нужным, но от других требует, чтобы они четко следовали его рекомендациям. Люди, носящие травму предательства, страдают чаще всего проблемами с пищеварительной системой, агрофобией, болезнями суставов и заболеваниями, название которых заканчивается на –ит.

  1. Травма – несправедливость

Ребенок получает эту травму главным образом с родителем своего пола в возрасте от трех до пяти лет. Защитная маска – «Ригидность». Ригидный стремится к справедливости и совершенству, ему очень трудно понять, что то, что он делает, может казаться несправедливым для других и наоборот – то, как с ним поступают другие, может казаться несправедливым только ему, так как он страдает от этой травмы. Телосложение ригидного совершенно и пропорционально, ведь это справедливо… Такой человек очень трудолюбив, его всегда ценили за достижения и успехи, а не просто так. Но часто подвержен конфликтам, так как он – ярый борец за справедливость. Самый большой страх для ригидного – страх ошибиться, ведь тогда он может поступить несправедливо по отношению к другим, а этого он старается не допустить. К сожалению, ригидный часто отказывается от благ жизни, если считает это несправедливым для других и завидует другим, если считает, что они этого не достойны. В такой постоянной борьбе он зарабатывает себе нервное истощение, запоры, потерю зрения и бессонницу.

Первый шаг к исцелению 5 травм, которые мешают жить – это их осознание, принятие и только потом работа с ними. К слову, не нужно винить во всем своих родителей, ведь как пишет в своей книге Лиз Бурбо, души уже заведомо знали, какие травмы в жизни им надо получить для того, чтобы отработать свою карму и просто выбирали родителей, которые им обеспечат нужные условия. Ответственность за вашу жизнь всегда лежит на вас, а другие люди и ситуации – это отражение вашего внутреннего решения пережить определенные уроки.

Более детальную информацию вы можете прочитать в книге Лиз Бурбо «Пять травм, которые мешают быть самим собой» и я надеюсь, что у вас получится исцелить свою жизнь.

С любовью, Юлия Кравченко

Если у вас возникли вопросы при чтении статьи, вы их можете задать мне . Я с удовольствием вам отвечу!

Как появляется Беглец?

Травма Отвергнутого формируется в первые два года жизни. Вообще, все пять травм формируются в возрасте от двух до пяти лет, если вывести за скобки теорию реинкарнации и привести описываемые Лиз Бурбо процессы к более реалистичной основе, которую свободно можно наблюдать в жизненных ситуациях семей с детьми этого возраста.
Когда мы говорим о возрасте до года - мы говорим о возрасте, в котором любая ситуация рассматривается как ситуация достаточного или недостаточного доверия к среде, чтобы жить.
Проблема Отверженного, о которой Лиз Бурбо говорит, связана с тем, что ребенок не в состоянии понять, что происходит вокруг него. Детка только чувствует, что ситуация не та, в ней неудобно и неприятно находиться, а поддержки от родителей ей не хватает.

В чем суть травмы?
Травма Беглеца - это ситуация, в которой человек не испытывает к среде, в которой он находится, достаточного доверия, чтобы жить комфортно. Причем это недоверие он испытывает постоянно. "Мне нормально, когда меня нет", - думает он, пытаясь спрятаться от мира.
"Нормально" здесь значит то, что вероятность увеличения привычного уровня дискомфорта сведена к минимуму.

Как убегает Отвергнутый?
Вовсе не обязательно это будет связано с той маской, которую Лиз Бурбо описывает, так ориентироваться дословно на внешнее описание не стоит. Травма проявляется в поведении, она может быть заметна в бытовых или социальных привычках. Особенно ярко может быть видно в привычных речевых формах. "Не обращайте на меня внимания", "я уже ушел", "я ничего, я так".">

Попробуйте неожиданно спросить Беглеца:
– Как ты себя чувствуешь?
– Никак, - скорее всего, ответит он.

Как это "никак"? Ведь мы все не бесплотны, и в теле постоянно присутствуют какие-то ощущения, в рамках от комфорта до боли. И взрослый человек, если только он жив (и если это не Беглец) способен понять, как он себя чувствует и найти слова для описания. А Беглец? А он действительно себя никак не чувствует, он с телом созванивается по большим праздникам.
Еще один стандартный для Беглеца ответ на простой бытовой вопрос:
– Что ты хочешь?
- Ничего, – традиционно отвечает он.

Еще бы, черт возьми, он чего-нибудь хотел, кто бы его этому научил. Особенно они хороши в момент выбора чего-нибудь.
– Что ты будешь?
- Ничего.

Можно усложнить задачу:
– Тебе мороженое с вареньем или с орехами?"
– ...

В ответ на подобный «сверхсложный» вопрос Беглец может уйти в себя и не вернуться.

Почему доверие в возрасте до года играет такую значимую роль?
Тяжелый текст о восьми возрастах здесь.