Почему китай назвали "китаем" и "поднебесной". Государственный строй древнего китая

Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ

§ 21. ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ И ПЕРВЫЕ ОБЛАДАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Подумайте, лишь с целью защиты границ первый император согнал миллионы людей для грандиозного строительства. Почему стена стала символом ненависти сотен тысяч китайцев для императора и его чиновников? О чем свидетельствует еще одно название стены - «самое длинное кладбище в мире»?

Великая китайская стена. Те строительство начато по приказу императора Цинь Шихуанди после объединения Китая (221 г. к н. е.) для защиты северо-западных границ империи от нападений кочевников. Впоследствии стену достраивали и ремонтировали.

1. Какими были природно-географические условия Древнего Китая?

Древний Китай занимал только часть той территории, на которой расположен современный Китай. Местные жители называли свою страну Поднебесной.

Верховным божеством древние китайцы считали Небо. Именно поэтому свою страну называли Поднебесной.

В центре страны расширилась Великая Китайская равнина, которой несла воды Желтая река (такое название она получила из-за цвета воды), или Хуанхэ. Южнее высились покрытые лесами горы, а за ними - долина другой великой реки - Голубой, или Янцзы.

Долины этих рек заросли тропическими лесами. В лесах водились слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды и другие животные. Так же как Нил, Хуанхэ несла со своими водами огромное количество плодородного ила и, разливаясь, затапливала большие прибрежные низменности. Время наводнения Желтой реки сопровождались изменением русла. Через такую капризную удачу Хуанхэ называли «рекой тысячи бедствий», «бедствием Китая», а также «бродит».

Влажный климат создавал возможности для земледелия без ирригации. Правда, чтобы иметь пригодную для земледелия землю, китайцы должны были сначала выкорчевать лес. Уже в 3 тысячелетии до н. е. на территории Китая существовали первые поселения земледельцев. В долине Хуанхэ выращивали чумизу (вид проса), а на берегах Янцзы - рис. Первые городские поселения на берегах рек возникли в середине 2 тысячелетия до н. е.

Труд древнекитайских крестьян на рисовом поле.

Рассмотрите карту на стр. 109. 1. Найдите на северо-востоке от Индии Великую Китайскую равнину, две крупные реки, что текут там. 2. Где берут начало эти реки? Куда впадают? 3. Определите местоположение Древнего Китая, сравните его с место расположением Месопотамии и Египта.

2. Как возникла первая китайская империя?

В 8 ст. к н. е. в Китае встал полторы-две сотни самостоятельных царств, которые соревновались между собой. В конце концов, семь самых влиятельных царств поделили между собой почти всю территорию страны. Именно поэтому 5-3 ст. к н. е. называют эпохой «семи царств, которые воевали». Крупнейшим среди них оказалось царство Цинь. Наибольшей силы царство достигло при правлении Ин Чжэна. Этот правитель поставил себе за цель покорение шестерых других царств и объединения всего Китая под своей властью. Воплощая цель, Ин Чжэн одиночку разгромил своих противников. Он принял титул императора и стал именоваться Цинь Шихуанди - «первый император Цинь» (221-210 pp . к н. е.). Столицу царства Цинь, город Сяньян, был провозглашен столицей империи.

Прочитайте фрагмент из «Исторических записок» Симы Цяня (145-86 pp . к н. е.) - отца китайской истории. Определите, зачем Цинь Шихуанди осуществил мероприятия, о которых рассказал Сыма Цянь.

«Царство Цинь впервые объединило Поднебесную... Шихуанди разделил Поднебесную на тридцать шесть областей и в каждую назначил чиновников управлять ею. Он изменил название простого народа на “цяньшоу”- “черноголовые’; забрал все оружие в Поднебесной, собрал ее в Сяньяне и выплавил из нее рамы-стойки для подвешивания колоколов, а также двенадцать человеческих фигур весом в тысячу ши (около 31 т) каждая; их было установлено в дворцах. Были введены единые законы, меры веса, емкости и длины, колеи тележек, написание иероглифов».

1. Воин с керамической армии Цинь Шихуанди из гробницы императора. Интересно, что среди нескольких тысяч глиняных и бронзовых фигур воинов нет двух одинаковых. 2. Император Цинь Шихуанди в паланкине. Рисунок на шелке. Влиятельные китайские чиновники нередко пользовались своеобразным транспортом - паланкином - колесницей для сидячей езды, которую несли на плечах слуги.

3. Как Цинь Шихуанди управлял своей империей?

После объединения страны Шихуанди начал завоевательные войны, результате которых подвинул границы государства на юге вплоть до Южно - китайского моря. На севере Шихуанди воевал против кочевников, среди которых больше всего допекали хунну (гунны). Для защиты от нападающих император приказал строить грандиозное сооружение - Великую китайскую стену.

К строительным работам было привлечено два миллионы крестьян, которые бесконечным потоком шли на север. За рабочими отрядами тянулись обозы с одеждой и продовольствием. Строителям приходилось работать в ужасных условиях. Больше всего донимали холод, нищие продукты, плети надсмотрщиков. Не выдерживая нечеловеческих условий, крестьяне тысячами бежали. Страшная смерть ждала беглецов: их ловили и живыми замуровывали в стену.

Чтобы предотвратить мятежам и заговорам, император приказал переселить в столицу 120 тыс. людей - представителей знатных родов, где за ними внимательно следили. Источники сообщают, что неумолимый Шихуанди казнил 460 ученых, которые не разделяли его идей.

Цинь Шихуанди запретил песни и предания и распорядился сжечь все частные бамбуковые книги, кроме религиозных текстов, книг по медицине, фармакологии, агрономии и математики. Был издан приказ, запрещающий частное обучение, а также критику правительства. Чтобы предотвратить недовольством, император ввел 12 разновидностей казни.

Невероятная жестокость императора стала причиной покушений на его жизнь. Шихуанди построил себе 37 дворцов, чтобы никто не знал, где он находится. Однако в возрасте 48 лет император внезапно умер.

Не намного пережила Шихуанди его империя. Вскоре вспыхнуло грандиозное восстание. Главарь повстанцев, сельский староста Лю Бан, объявил себя основателем новой династии Хань. В 202 г. к н. е. он стал китайским императором.

Решите хронологическую задачу. Вычислите, сколько лет назад появилась первая Древнекитайская империя. Сколько лет она просуществовала?

Рассмотрите карту на стр. 109. Найдите и назовите 7 китайских «царств, которые воевали». Какова была территория империи Цинь Шихуанди?

1. Подумайте, зачем Цинь Шихуанди приказал уничтожать книги и держать под наблюдением ученых? Как эти факты связаны со строительством множества императорских дворцов? 2. Сравните власть китайского императора, египетского фараона и персидского царя.

Прочитайте отрывок из произведения Симы Цяня, дайте ответы на вопросы.

Почему историк дал Цинь Шихуанди такую характеристику?

Напишите свое отношение к этому историческому деятелю.

Сравните словесный и рисованный портреты Цинь Шихуанди. Или художник смог воплотить черты характера императора, о которых рассказывал Сыма Цянь?

«Властелин Цинь был человеком с большими глазами и грудью хищную птицу. Он не отличался добротой. У него был голос шакала и сердце тигра и волка одновременно. Когда Шихуанди попадал в затруднительное положение, он с легкостью подчинился другим. Но если добивался своего, он так же легко мог раздавить человека».

Воображаемый портрет Цинь Шихуанди.

4. Что известно об империи Хань (202 г. к н. е. - 220 г.)?

Навести порядок в истощенной стране с населением почти 60 миллионов Лю Бан смог не сразу. Действуя гибко и осторожно, он отменил жестокие законы Цинь и снизил налоги. Император провозгласил земледелие основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием.

Расцвета Ханьская империя достигла во времена императора У-Ди (14087 pp . к н. е.), правления которого называют «золотым веком». Китай стал мощной державой, все части которой были подчинены императору. Его приказы воплощала в жизнь 130-тысячная армия чиновников. Государству принадлежало исключительное право чеканить монеты, продавать соль и железо. Император существенно расширил границы империи на севере и западе, обеспечив беспрепятственный проход торговым караванам. Так было положено начало Великий шелковый путь через Среднюю

Азию на запад. Этим путем в Китай попадали рабы, изделия из стекла, драгоценные камни и пряности. Вывозили железо, никель, лакированный посуда, бронзовые и другие ремесленные изделия и, конечно, шелк, который нигде больше не производили.

Были завоеваны Корея и современный Вьетнам. Требуя все больших средств, императоры приказывали увеличивать налоги и повинности, вследствие чего крестьяне беднели.

В 3 ст. официально отменили монетный оборот, начав использовать как деньги шелк и зерно. Сократилась численность населения, а количество городов уменьшилось вдвое. В 184 г. вспыхнуло восстание «желтых повязок». 300-тысячная армия восставших крестьян, которые повязали головы желтыми лентами, которые олицетворяли «грядущую светлую эру всеобщего добра», двинулась на столицу. В 207 г. восстание потерпело поражение. Однако в 220 г. государство распалась на три царства.

Керамическая модель сторожевой башни времен династии Хань.

Каково происхождение выражений, связанных с историей Китая: «Великий шелковый путь», «самое длинное кладбище в мире», «река, что блуждает», «семь царств, воюющих», «желтые повязки»?

1. Где расположен Древний Китай? Определите границы древнекитайских империй.

2. Как природные условия повлияли на возникновение древнекитайской цивилизации?

3. Почему Цинь Шихуанди называют самым жестоким правителем Древнего Востока?

4. Какие изменения произошли в Китае за империи Хань?

Согласны ли вы с утверждением: «Строительство пирамид в Египте выглядит скромной забавой, если сравнивать его со строительными работами в Китае времен Цинь Шихуанди». Ответ обоснуйте. Почему древние обладатели поощряли строительство грандиозных сооружений?

ДЕГРАДАЦИЯ ЭЛИТЫ: "ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ"

http://www.contr-tv.ru

Древний и средневековый Китай создали непревзойдённую систему управления, которая позволила сохранить государство в течение почти 6000 лет, это единственный народ человеческой истории, сохранивший государственность, культуру и самоидентификацию за такой долгий период времени. Результат тем более поражает воображение, если учесть, что китайцы были исходно группой более чем 200 (!) разных народов, некоторые отстояли друг от друга дальше, чем русские от англичан и арабов. В середине I тысячелетия до н. э. политическая карта древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государств остается «всего лишь» около тридцати. Интересно, что до сих пор северные китайцы не понимают южных, только иероглифы являются средством общей коммуникации. Этим и ещё соседствующей Великой Степью объяснялись страшные войны, которые тысячи лет терзали Империю. Но китайцы не только выстояли, они выстроили уникальную цивилизацию, которая вновь претендует на позиции сверхдержавы. Вот это Элита с большой буквы. С ней не идет в сравнение ни Александр Македонский или какой-то Карл Великий, дела и империи которых сразу же были развалены бездарными преемниками. Приведенная ниже структура устройства Китайской Империи в значительной мере является упрощенной в том числе и по историческим периодам и царствам, чтобы не отвлекать читателя от понимания сути.

Основы социальных порядков и государственная машина были формально созданные в циньском Китае (1-е тыс. н.э.), но по сути пришли из 2 тыс. до н.э. и даже более ранней эпохи и оказались столь совершенными, что практически всяких изменений сохранились до революции 1911 г. Всё государственное управление в Китае было в руках профессиональных управленцев-чиновников. Стать чиновником мог любой свободный мужчина, сдав соответствующие экзамены. Чем выше должность, тем сложнее экзамены. Философия, литература, математика, тесты, на высшие должности рукопашный бой, включая бой с тяжёлым холодным оружием – меч, алебарда (в конце средних веков оставлено только для военных должностей). Что такое бой с мечом или алебардой, это надо знать. Только хладнокровный и решительный человек имеет шанс на победу. В процессе обучения много учеников отсеивается, в том числе по причине травм и гибели, оставшиеся приобретают дисциплину духа. Так отбиралась правящая элита Китая.

В Империи существовало особое ведомство обрядов - идеологии, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе патриотизма, незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он же выступал в роли «министра образования». Попытки экономии на упразднении «ведомства обрядов» всегда заканчивались однотипно: через небольшой промежуток времени– смутой и гражданской войной, нередко сопровождавшиеся распадом государства. После этого мудрым правителям приходилось десятилетиями объединять распавшуюся страну.

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором и не допускали притока «неприличествующей достойным людям» информации в массы. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах, образуя сложный механизм взаимоконтроля и получения информации. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали государственные преступления. Внешняя и внутренняя обстановка в государстве, ведущего беспрерывные войны и постоянно присоединяющего новые территории, населенные недовольными, обычно была крайне неблагоприятной. Было большое количество шпионов и предателей, готовых за мзду войти в контакт с врагом. В целом, государственная структура успешно справлялась с этой задачей.

Глава ведомства сельского хозяйства был одновременно министром финансов, ответственным за поступления в государственную казну налогов и доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Община была обособленной единицей с древних времён. Руководство общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Система контроля распространялась и на органы местного самоуправления. Система взаимной ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или плохую работу подчиненных им чиновников. Очень важный момент - за плохую работу подчиненного в Китае отвечал его начальник.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что объяснялось частыми войнами. Основу военной силы составляли резервисты, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Должности командующих группой армий нередко передавались по наследству, но далеко не всегда. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

Розыск и задержание разбойников была обязанностью военного ведомства, куда входила дворцовая охрана. Начальник профессиональной Императорской Гвардии занимал важное место в государстве, будучи фактически начальником спецслужб, которые как отдельная единица не существовали. Китайцы избегали плодить специализированные подразделения и бюрократические службы со специальным назначением. Даже полицейские и разведывательные функции были отнесены к армии. Цель этого - «дабы избежать образования сущностей самих себя воспроизводящих». То есть они очень ясно понимали опасность образования бюрократических структур, заинтересованных не в решении порученной им задачи, а в оправдании своего существования и привилегий. Китайские императоры пользовались даосским принципом «проще предотвратить, чем вылечить» при обеспечении безопасности государства. Структура обеспечения государственной безопасности Поднебесной Империи была ИНТЕГРИРОВАННОЙ, то есть единым организмом, обеспечивающим безопасность общества на всех уровнях и направлениях. Интересно, что в подобная система (НКВД) была создана Сталиным и доказала свою высокую эффективность даже при крайне неблагоприятных для государства внешних и внутренних условиях.

По такому же принципу предотвращения заболеваний строилось здравоохранение Империи, которое было самым передовым в мире на протяжении многих тысячелетий, что привело к колоссальному росту населения Китая. Имперские медики разработали сложный комплекс гигиенических и санитарно-профилактических мероприятий, которые очень важны, так как большая часть территории Китая располагается в эпидемиологически неблагоприятных районах с природными очагами чумы, тифа и других опасных заболеваний.

Судебное ведомство Китая строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками, что традиционно относилось к особо тяжким преступлениям. В Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно начальником тюрем в округе согласно «принципу о неумножении сущностей». Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр. Высшей инстанцией был император.

Преемственность традиций и роль аккумулятора знаний в Китае составляла «тайная власть» Империи. Тайная власть в Китае, собственно говоря, никогда не была ни тайной, ни вообще «властью» в общепринятом смысле этого слова, в отличие от западных «лож» и «клубов». И высший чиновник, и мафиози из «триады», и последний деревенский бедняк знал и боготворил носителей мудрости, без которой не могло долго существовать китайское общество, именно они, таинственные мудрецы Востока создали основу уникального китайского устройства. Речь идет о даосах. Появившиеся из таинственных сект, пришедших с Запада примерно во 2 тысячелетии до н.э. они сыграли колоссальную роль в китайской истории и есть все основания полагать, что продолжают ее играть. Именно они, кстати, создали Теорию Жажд, рефлексотерапию, а также компас, Диалектику, искусство шпионажа и многое другое.

Говоря о даосах как Хранителях Знания Империи автор делает значительное упрощение, чтобы избежать крайне сложной картины общественных взаимоотношений Поднебесной Империи, тем не менее, он полагает, что ему удалось правильно передать суть. Дело в том, что даосы китайской традиции тесно переплелись с буддисткими и конфуцианскими мудрецами, буддизм в Китае кардинальным образом трансформировался под воздействием даосизма, породив ветвь Чань (Дзен) буддизма, резко отличающуюся от исходного. Нередко, как например в случае с упоминающимся ниже Чу Цаем мудрец был и даосом, и буддистом (а бывало что ещё и конфуцианцем) одновременно, имелось также немалое количество других философских и научных школ, которые были весьма похожи в основах. Упрощение делается, чтобы избежать рассмотрения таких сложностей, не влияющих на суть рассматриваемого материала.

Самое мудрое, что мог сделать человек, обидевший даосского мудреца – немедленно наложить на себя руки. Если он и мог бы бежать от агентов Императорской Гвардии, то ему некуда было скрыться от «триад» - китайской мафии. Неудивительно, что даже самый отчаянный разбойник не осмеливался оскорбить уважаемого мудреца. «Наезд» императорского дома на даосов в начале н.э. вылился в страшное Восстание Желтых Повязок, подавленное с огромным трудом. Больше императоры так «шутить» не осмеливались. С благословения даосских мудрецов и при их интеллектуальной поддержке началось восстание Тайпинов (и некоторых других) и они же, увидев вырождение руководителей восстания, отказались от их поддержки в самый его пик, когда казалось, рукой подать до победы. Сокрушительное поражение и нанкинская трагедия не заставили себя долго ждать.

Настоящие даосы никогда не жили в роскоши, хотя редко жили в бедности. Мудрецу было категорически запрещено заниматься политикой. Запрещено традицией, если он ее нарушает, то перестаёт быть авторитетом для клана, а вскоре – и для общества. Не уверен, что это результат благородства, просто эти хитрецы не любят совать голову под топор. Вместо себя они с усмешкой выставляли вперед конфуцианских жрецов, у которых была и роскошь, и формальная идеологическая власть. Однако в случае неудачного поворота событий именно этих бедолаг и закапывали живыми в землю тысячами, даосы же обычно оказывались в стороне и вскоре вновь были востребованы новой властью. Если же в них не было нужды, то, пожав плечами, они удалялись в свои хижины и лаборатории-монастыри, «идя по пути Счастья». После очередных кровопролитных потрясений в Поднебесной, обычно оказывалось, что нужда в них всё-таки есть. Даосы не имели никакой силы вне китайского государства, но способны были оказать помощь по принципу малого воздействия на систему в нестабильном состоянии. Они очень четко представляли себе свою роль в Империи. Умные чиновники – тоже. Обычно ни одно крупное государственное назначение не проходило без совета с уважаемым патриархом. Большая часть сил государственного деятеля уходила на грызню, рутину и борьбу за власть. Мудрец мог позволить себе роскошь быть вне этого, тратя свою жизнь на познание человеческой природы и приобретение Знаний, отдавая их в мир по мере необходимости.

Даосизм формально считается религией, но в ней нет Бога, хотя ряд направлений даосизма, смешавшихся с народным верованиями пантеон. «Вера в Бога есть вера в собственное бессилие, непонимание же того, что существуют Высшие Силы есть глупость», гласит даосское наставление. Строго говоря, даосов вполне можно было бы назвать материалистами.

Хранители Знания древнего Китая, почему они назвались даосами («идущими по пути»)? Надо же было им себя как-то называть. У них не было ни формальных обрядов, ни общепризнанных центров поклонения. Часто они к классическому даосизму имели очень отдаленное отношение, но к Знанию всегда – самое прямое. Обычным было, что какая-либо даосская школа (клан) теряла свой авторитет и растворялась, будто ее и не было, если она приобретала авторитет, то возрождалась из небытия. Все свои силы они сосредоточили на поиски Истины и служению Жизни, как они ее понимали. Если китайское общество по их понятиям соответствовало правильному Пути, то для служения ему они не жалели собственной жизни. Свободное от советов и изучения древних знаний время они посвящали разработке методов лечения и продления жизни и добились немалых успехов для своего времени. В средние века их даже называли «Бессмертными», что вполне понятно – при средней тогда продолжительности жизни в 35 лет даосы обычно жили до 90-95 и даже более.

Это были просто учёные мудрецы китайской традиции. Мистика, которую они любили нагонять вокруг себя, на поверку оказывалась хитроумными трюками для усиления духовной власти над темным народом. Но знания в области медицины, психологии, управления, математики, астрономии и даже, как можно сказать сейчас, системного анализа были вполне реальными и самыми передовыми для своего времени, хоть и не столь зрелищными. Именно за Знанием приезжали к ним на поклон императоры. Обычным было, когда на приказ «доставить мудреца во дворец» следовал ответ, что мудрец стар и не перенесет путешествия и пускай император сам едет к нему в горы. Наученному традицией императору оставалось вздохнуть и собираться в дорогу. Также обычным было в конце дальнего пути увидеть «немощного» старца, несущего бревно на плече или работающего в поле. Китайские императоры обычно были достаточно мудры, чтобы это проглотить, а то могло выйти боком. Китайцы убеждены, что если даосский мудрец не желает давать совета или просит что-либо выполнить, не стоит настаивать на своём ни в коем случае, несмотря на всю кажущуюся мудрость, последствия вынужденного совета обязательно будут очень плохими. Очевидно, что возникло это не на пустом месте.

Интересна в этом смысле легенда о Чжунь Чжене (в русских источниках - Чань-Чуне) – даосском мудреце, с которым неожиданно возжаждал беседовать сам Чингиз-Хан после завоевания раздробленного Китая. Согласно официальной информации тех лет, беседа велась о продлении жизни и улучшении здоровья Владыки. Беседа об оздоровлении и продлении жизни с даосским мудрецом это примерно то же самое, что сейчас дипломатический обед. Все прекрасно понимают, что посол приезжает в МИД вовсе не для того, чтобы поесть. В те времена в Китае было немало даосских лекарей, намного более искусных в лечении, чем Чань Чунь, который вообще-то говоря лекарем не был, но Хан захотел видеть именно его. Быть может Великого Хана потянуло познакомиться с даосизмом? Для этого не было необходимости никого звать, ближайшим советником Великого Хана был мудрец Чу Цай, прекрасно знавший буддизм и даосизм и имевший на него такое колоссальное влияние, что тот по его совету нарушил монгольский родовой закон, оставив трон не старшему, а 3-му сыну. Влияние-то было, но калибром талантливый самоучка, пусть и с опытом чиновничьей работы в высших управленческих структурах Китая, был явно не сравним с хранителем древних знаний Чунь Чанем, патриархом одного из самых уважаемых даосских кланов. Он – Чу Цай, как наследник одной из китайских династий, знал к кому надо обратиться за советом.

После беседы с мудрецом действия Чингиз-Хана были весьма показательны. Он освободил даосов от всех налогов и повинностей и запретил их обижать с многообещающей формулировкой: «Нарушивший указ Великого Хана сам он и его род будут Великому Хану противны». Для непонятливых поясню: такой великой милости удостаивались немногие.

Именно после встречи с Чжунь Чженем была кардинально реформирована структура государственного управления Орды. Появились или были коренным образом реформированы структуры государственного управления, впоследствии практически без изменений перенятые Московией: ямщицко-посыльная служба, система передачи документированного символа государственной власти – ярлыка и пайцзы, система мобильной обороны границ, шифрование посланий, унифицированная система сбора налогов, опора на местное духовенство покорённых племён и так далее. Большую часть этого воплощал незаслуженно забытый организационный гений – Угэдэй, сын Чингиз-Хана, тот самый, кому оставили трон по совету Чу Цая. Хотя он ли был гением, если за его спиной неизменно маячила фигура мудрого даоса, которому приписывают в разных вариациях авторство слов: «Чтобы сделать хороший лук, мастеру надо учиться много лет, для того чтобы учиться управлению государством, надо учиться ещё больше, государством должны управлять достойные мастера».

Легенда гласит, что когда Чунь Чань вернулся на родину, его стали обвинять в том, что он передал кочевникам, принесшим Китаю столько бед, важные знания, которые могут усилить их. На что тот с усмешкой ответил, что империя кочевников благодаря этим знаниям усмирит и воспитает кочевых дикарей, а когда она падет лет через 300, то тогда часть ее земель спокойно заберет Поднебесная и тем самым избежит кровопролитных войн и восстаний непокорных племен. «Монголы усмирят их для нас». «Если мудрецы объединены в школу, чтящую традиции, то ученики наших учеников смогут завершить то, что задумали Учителя наших Учителей». Хранители Знаний Поднебесной могли себе позволить планы длиной в сотни лет.

Орда просуществовала примерно 300 лет, после чего ее элита разложилась и государство рухнуло, часть ее земель действительно досталась Китаю практически без войны. Интересно, что династия Романовых тоже просуществовала примерно 300 лет.

О чём умолчал хитрый старик в беседе с Великим Ханом? О неизбежности вырождения элиты? О мерах предосторожности? О чем-то ещё, нам пока неизвестном? О чем шептались два китайских мудреца за спиной Великого Хана?

Гонения на даосов, как на «религиозных» людей, имели место в Маоистском Китае, но это было скорее изгнание и временное забвение, очень мало кто пострадал от репрессий, и совсем не так случилось с буддистскими и конфуцианскими жрецами, объявленные «мракобесами» они, что называется, «хлебнули по полной». В шестидесятые годы новая власть начала примиряться с носителями древних знаний, по всей видимости, когда Кормчий понял, что марксизм не работает, то пришлось идти на поклон за древней мудростью.

Высшие руководители «Красной Поднебесной Империи» зачастили во вновь отстроенные монастыри-лаборатории за советами и омоложением. Хитрый Мао неспроста так долго жил, несмотря на то, что у него была бурная, полная стрессов и лишений жизнь профессионального революционера. Примерно в это время закончились глупости «большого скачка» и началось настоящее восхождение Нового Китая. Что интересно, ходят слухи о том, что «Культурная Революция» с направлением в деревню на перевоспитание новой коммунистической знати началась по совету даосских мудрецов. Так ли это? Вполне возможно. Что интересно, было официальное сообщение, что в один из даосских монастырей ездил «на омоложение» Б.Ельцин.

Как долго будут ордена Хранителей Знаний стоять на страже Китая? Как долго будет терпеть новая китайская элита духовных конкурентов? Укажут ли им на дверь, ещё не вполне договорившись и, случится ли, как обычно после этого в истории, очередной распад Китая?

Как сказал один из знатоков даосских традиций: «Масоны и европейские кланы – слепые щенки по сравнению с даосами». Изучая историю, приходишь к выводу, что так оно и есть. И опять же, масоны служат себе, а даосы, если они китайцы - только Китаю. И ещё Истине.

Опыт Поднебесной Империи весьма поучителен, но в прямом смысле заимствование знаний от китайский мудрецов, нереально. Сомнительно, что китайские мудрецы поделятся знаниями с иноземцами, а если и поделятся, то не получится ли так же, как и с Ордой? Но, тем не менее, опыт создания сетевых (без единого центра) Орденов Хранителей Знаний нельзя не принимать во внимание. Кланы мудрецов были тем самым хранилищем знаний, которые передавали традиции между разрушившимся и возродившимся государством, когда гибла или деградировала старая элита, разрушался чиновнический аппарат и терялись традиции управления в государстве. Тогда молодая элита «доставала» казалась бы утраченные знания, необходимые для управления из «библиотеки знаний», там же она могла получить и Учителей для подготовки. Единственное, что было нельзя Хранителям Знаний – самим встать во главе государства, иначе они перестали бы быть собой, и традиция бы пресеклась. Они также знали, что этого делать нельзя по многим причинам, одна из которых – их последователи будут уничтожены будущими элитами, которые будут видеть в них опасных конкурентов. Они не могли позволить себе такого соблазна, на который в свое время купились египетские жрецы, ввязавшиеся в грызню за власть.

Призом за это было спасение и процветание Китайской Цивилизации, которую не зря часто сравнивали с Фениксом.

Есть основания полагать что именно этот путь окажется решением казалось бы неразрешимой извечной проблемы предательства российской элиты. Как будет называться этот «Орден Меченосцев», о котором мечтал Сталин и в каком виде он родится, покажет будущее, если оно вообще настанет для России.

Следовало бы указать, хоть это и не имеет прямого отношения к теме, обсуждаемой в статье, что даосские мудрецы нередко были по своим взглядам тем, что сейчас называют «коммунистами» - сторонниками справедливого общества с равенством возможностей, контролируемым государством-общиной распределением, планированием и добровольным отказом граждан от бесконтрольного потребления. Есть древнее даосское пророчество, согласно которому «лишь когда все люди будут жить в одной большой семье, то дети и отцы будут совершенно счастливы». Увы есть и другое: «Но наступит это нескоро, ибо нельзя изменить весь народ разом». Полагается, что это возможно, когда люди станут достаточно развитыми и совершенными.

Некоторые даосские секты несколько раз за последние две тысячи лет предпринимали попытки воплотить древние пророчества. Им удавалось строить общины, существовавшие столетия и тысячелетия и даже целые государства коммунистического типа, существовавшие многие десятки лет. Они помогли накопить неоценимые знания в области теории и практики управления государством и обществом.

«На этой земле сильный гнетет слабого, но не значит, что не может быть по-другому».

По одному из их древних пророчеств «Счастье людям на Земле принесет государство, идущее по пути Истины сообразно природе вещей».

Единственное место, где Хранители Знания могли обладать властью - даосская община, где их духовная власть была столь велика, что нередко имела приоритет над решениями внутриобщинной демократии. Подчинение общинников было добровольным, но за неподчинение авторитетам из общины могли изгнать или автоматически понизить в ранге, который определялся степенью уважения общинника. Однако рассмотрение даосских общин находится за пределами рассматриваемой темы.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

Оригинал взят у bolivar_s в Почему Китай назвали "Китаем" и "Поднебесной" . Цитата сообщения Бахыт_Светлана Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Почему Китай назвали "Китаем" и "Поднебесной" . Когда у нас появляется время на размышления, мы начинаем искать ответы на, казалось бы, простые вопросы. Вот, к примеру, почему Китай назвали "Китаем", а не как-нибудь иначе? В этом густонаселённом государстве проживает пятая часть всей нашей планеты. На счет того, почему именно так названа эта страна, есть несколько весьма интересных теорий, каждая из которых вполне может оказаться правдивой. Историческая теория Почему Китай назвали Китаем Ранее современный Китай разделялся на две части: северную и южную. В северной его части находилось государство, основанное племенами Китами, и называлось оно "Ляо". Южная часть в то время принадлежала монголам. Откуда взялись коренные племена Ляо, доподлинно неизвестно и по сей день. Если верить отдельным источникам, то своим происхождением они тоже обязаны монголам. Но есть и другая информация, что они произошли от тунгусо-маньчжурских племен. В дальнейшем жители рядом расположенных государств так и стали называть северные территории – "Китай". В принципе, эта теория может стать ответом на вопрос о том, почему Китай назвали "Китаем". Но каким образом это название попало к нам в славянскую речь? Ведь название этой страны на разных наречиях звучало совершено по-разному: Кэтай, Хэтай, Хитан и Китай. Этимологическая теория В английском языке название "Китай" появилось в двенадцатом веке и писалось оно так: "Cathay" (сейчас оно пишется по-другому – "China"). Есть интересное суждение, что "China" Китай стали называть после того, как возникла династия Цинь. А в русский словарь это слово попало в пятнадцатом веке в той форме, что и сейчас. Почему Китай называют Поднебесной Но стоит напомнить, что "Китаем" называли только малую часть его территории, да и название дошло до нас уже после того, как династия Цинь рухнула. В действительности даже не все китайцы знают, почему Китай назвали "Китаем". Значит, можно уверенно сказать, что в этом слове нет никакого конкретного смысла, такое иногда встречается в истории названий и имен. Почему Китай называют "Поднебесной" Страна с самым большим населением в мире на самом деле имеет несколько названий. Сами китайцы свою страну "Поднебесной" называют, а граждане других стран называют ее "Китай" или "China". Если рассмотреть само слово «Поднебесная», то на китайском языке оно состоит из двух иероглифов – "Тянь" и "Ся". Первый в переводе означает "день", "небо", а второй переводится как "подножье", "низ". Вот и выходит что-то похожее на "Поднебесная". Китайцы с давних пор поклоняются небу и свято верят, что только их стране оно покровительствует. А остальные люди неба не имеют. Поднебесной называют Есть у Китая и иное название – "Чжун Го" – "путь земли". Такая философия вполне объяснима, ведь в Китай особо никто не вторгался, не стремился его завоевать. Поэтому понятно, почему китайцы считают свою страну серединой мира. И вот, пока мы размышляем, почему Китай назвали "Китаем", жители этой страны стремительно развиваются и занимают ниши на международных торговых рынках. Так может, они и на самом деле являются главными жителями Земли, несмотря на то, что цивилизация добралась и до них, заразив их опиумом и коммунистическим строем? Поднебесная – так называют Китай поэты, Срединное царство – так называли Китай в древности, страна строящегося социализма – называли эту страну в 70-е годы прошлого века, страна больших перспектив и трудолюбивых людей – так называют Китай сейчас! В первую очередь это связано с древней религиeй, в которой выcшим божeством считалось Небо. В Пекине есть древний храм небa, там император - только в исключительно трудных государственных ситуациях советовался с Небом. Это была шикaрная церeмония - длилась недели две, с учaстием множества жрецов, чиновников и войск, болеe 100 тысяч людей, нe считая лошадей и боeвых слонов. Ну, а вся громaдная страна, руководимая Небом, естественно, называлась Поднебесной империей. Величайшая держава Азии за свою долгую историю сменила много имен. Свою культурную вселенную китайцы обычно называли Тянься – Поднебесная, иногда Сыхай – «(страны между) четырьмя морями» . Государство называлось по царствующей династии, имя которой выбиралось по какому-либо древнему царству, выбранному за образец (Тан – в честь удела мифического совершенномудрого правителя Яо, Сун – в честь одного из самых культурных царств) , либо с особым смыслом: Юань – Главная, Мин – Светлая, Цин – Чистая. Если же речь шла о Китае как о стране, в отличие от всех прочих стран и безотносительно к тому, кто царствует, то говорили: Чжунго – Срединная страна, Чжунхуа – Срединная Цветущая, Хуася – Цветущее Ся (одна из древнейших династий) . Себя же китайцы называют чжунгожэнь – люди Срединного государства, или ханьжэнь – ханьцы, по самой прославленной династии древности. Поднебесная (кит. 天下, палл. тянься) - китайский термин, который использовался для обозначения территории, на которую распространялась власть китайского императора. Со времён Дун Чжуншу император рассматривался в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле. Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба. Сходные представления о местном монархе как о властителе «всего, что под небом» бытовали в Японии, а также на протяжении некоторых периодов истории в Корее и Вьетнаме, поскольку близость сильных китайских государств позволяла эпизодически контролировать эти страны, утверждая по крайней мере символическое главенство китайских императоров.